Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку

2020-05-06 131
Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало консультации (элементы телесной терапии)

В школьный кабинет ко мне вошла девятиклассница Таня С. Тихо и медленно подо­шла н села на кончик предложенного ей стула. Спина неестественно выпрямлена, но­ги напряженно сдвинуты, руки судорожно теребят носовой платочек, глаза опущены. Молчание. Я жду, выдерживаю паузу.

По мере того как длится наше молчание, девушка начинает мучительно краснеть и все ниже опускает голову. "Сейчас она расплачется", - думаю я и понимаю: начинать общение придется мне. Встаю из-за стола и сажусь на диван- Нога на ногу, руки сво­бодно раскидываю и потягиваюсь. Девушка поднимает на меня глаза. "Устала я сегод­ня! Так хочется потянуться, сбросить напряжение! Но одной скучно. Давай вместе! - го­ворю я. - Садись рядом со мной! А так можешь сесть? А свободнее - нога на ногу? А расслабить плечи сможешь?"

Постепенно девушка садится свободнее, прячет свой платочек, облегченно вздыха­ет и решается впервые посмотреть мне в глаза.

Итак, первый шаг сделан, при помощи простых телесных упражнений, освобождаю­щих мышечные зажимы, Таня стала немного увереннее и свободнее.

Но прежде чем приступить к консультации, такой клиентке можно предложить несложные упражнения для полного снятия зажатости в позе, движениях, манере держать себя. Внешнее расслабление даст толчок к нейтрализации внутренней скован­ности.

Упражнение "Походка"

Психолог обращается к своей клиентке: "Смотри, как я хожу! Какая у меня походка? Быстрая или медленная? Можешь ли ты что-нибудь сказать о моем характере, наблюдая за тем, как я двигаюсь? А теперь попробуй пройтись сама! Хорошо у тебя по­лучается!"

"А можешь пройтись так, как будто тебе вообще все безразлич­но: смотрят на тебя или нет? А можешь пройтись так, как ходят женщины в 50 лет с тяжелыми сумками? А как ходят-подпрыгива­ют девчонки 9-10 лет? А как может пройтись девушка, которая уверена в том, что она самая красивая?"

Каждое предложение о выполнении той или иной походки пси холог сначала показывает сам, предлагая своей клиентке повто­рить, основываясь на своей манере ходьбы.

Упражнение "Яблоко"

Психолог и клиентка стоят друг против друга на расстоянии 1 1,5 метра. Психолог говорит: "Представь, что мы с тобой нахо

88


цимся в саду. Перед нами - яблоня, увешанная прекрасными, соч­ными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яб­локо? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его дос­тать!

Не получается? Тянись выше, вытягивайся как можешь' Руку -выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!" (выдох) Длительность такого игрового упражнения - 10-12 минут.

Упражнение "Интегративное дыхание"

Упражнение выполняется стоя. Ноги - на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки - вверх, немного назад (вдох). Потя­нуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох). Упражнение рекомендуется проделать 4-5 раз в течение 5-7 минут.

Процесс консультирования (психологическая поддержка)

Беседа с девушкой или юношей, страдающими болезненной за­стенчивостью, скованностью и заниженной самооценкой, вы­страивается особым образом. Можно сказать, что весь разговор имеет "психотерапевтическую окраску".

Главное - транслировать теплое, принимающее отношение к клиенту. Тепло проявляется в глазах психолога (прямой, откры­тый и доброжелательный взгляд), его голосе (мягком, с теплыми интонациями), выражении его лица (принимающем и ненапря­женном).

Не критиковать и не оценивать. Слушать, чувствовать, пони­мать.

Хвалить в тех моментах беседы, в которых это будет к месту. Поддерживать тогда, когда юноша или девушка рассказывают о своих неудачах.

Можно поделиться, если он есть, собственным опытом преодо­ления застенчивости. Это будет особенно эффектно в том слу­чае, если в момент беседы психолог производит впечатление уверенного в себе и респектабельного человека.

Содержание беседы может носить общерекомендательный ха­рактер.

Интересно, что советует в таких случаях американский психо­терапевт Э.Смит.

89


Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита)

1. Человек, уверенный в себе и в своей жизни, свободно руко­водствуется собственными ценностями и нормами поведения.

Каждый человек - сам себе высший судья, имеет полное право оценивать свои мысли и чувства, свое поведение так, как счита­ет нужным.

2. Каждый человек имеет право ни перед кем не оправдывать­ся и не извиняться за свои поступки.

3. Каждый человек сам для себя решает, хочет ли он отвечать за чужие проблемы.

4. Каждый человек имеет полное право менять свое решение, потому что он может и хочет быть самим собой. Человек вправе изменить свое мировоззрение, свой взгляд на те или иные проб­лемы.

5. Каждый человек имеет право на ошибку.

6. Каждый человек имеет право что-то не знать.

7. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других, даже тех, которые для него значимы или от которых он чего-то ждет. 8. Каждый человек может принимать нелогичные решения - по

своему желанию.

9. Каждый человек имеет право не понимать намеков. На консультации полезно широко применять игровые упражне­ния, помогающие подростку или старшекласснику разобраться в самом себе. Упражнение "Нарисуй автопортрет!"

Перед школьником - чистый лист бумаги и набор цветных ка­рандашей. Инструкция: "Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и любой позе, в полный рост или только лицо. При этом - назови свой рисунок".

После того как рисунок будет готов, психолог активизирует об­суждение тех моментов, которые помогают развитию самоанали­за подростка или старшеклассника. Какую часть листа занимает рисунок?

Рисунок выполнен резкими, энергичными линиями или, наобо­рот, мягко, "в пастельных тонах"? 90


Все ли элементы лица или тела изображены на рисунке? Чего

не хватает?

Какие цвета выбраны? Какие впечатления вызывает рисунок? Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на

рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

Упражнение "Я - хороший, я - плохой"

Психолог советует клиенту составить список качеств его хара­ктера. Лист бумаги следует разделить вдоль пополам и в левой части листа написать свои хорошие качества (начать - с хоро­ших), а в правой - плохие.

В ходе беседы психолог стремится к тому, чтобы количество качеств, выделенных девушкой или юношей в обоих столбцах, было либо равным, либо хорошие качества преобладали по чис­ленности над плохими.

Не рекомендуется останавливать упражнение в тот момент, когда клиент выделил в себе большое количество отрицательных качеств и не смог определиться в том, что же в нем самом есть положи тельного.

Упражнение "Письма к самому себе"

На консультации психолог рекомендует молодому человеку за­вести такое правило: ежедневно писать самому себе письма. Особенно длинные письма следует стараться писать, когда появ­ляется необходимость излить сильные чувства и переживания на бумагу.

В этих письмах необходимо описывать свои состояния, важные события, впечатления от прожитого и прочувствованного.

Кроме психотерапевтического эффекта, достигаемого при по­мощи этого упражнения, сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой человек сможет увидеть, насколько по-раз­ному он относился к одному и тому же человеку, событию, факту. Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки происходящего?

Упражнение "Опора на самого себя"

На консультации психолог и учащийся обсуждают вопрос о том, в чем находить "точку отсчета" при оценке событий, фактов, лю- 91


дей. Молодой человек, имеющий заниженную самооценку, роб­кий и стеснительный, склонен "подстраиваться" под мнение дру­гих людей и не доверять своему опыту.

Разбирая ту или иную конкретную ситуацию из жизни молодо­го человека, психолог задает вопросы: "А как ты сам считаешь?", "А твое личное мнение?", "Как тебе подсказывает твой внутрен­ний голос?", "Что говорит твоя интуиция?"

Задавая такие вопросы, психолог стимулирует обращение де­вушки или юноши к своему "я", принятие своего личного опыта, стремление развивать в себе собственное отношение к жизни ^ людям.

Как правило, у молодых людей с заниженной самооценкой - по ниженный энергетический тонус. Чаще всего они либо пассивны вялы, медлительны и сверхосторожны в действиях и словах, ли бо излишне суетливы, многословны и возбуждены. Особенно яр ко тот или иной тип поведения у застенчивого и скованного чело века проявляется в новой для него обстановке, когда происходит первичная адаптация к непривычной ситуации.

Для оздоровления энергетического тонуса молодого человека можно посоветовать ему упражнение "Покричи на самого себя".

Упражнение "Покричи на самого себя"

Психолог советует клиенту перед ответственными ситуациями, когда необходимо стать свободным и раскованным, провести "се­анс автотерапии". Для этого необходимо закрыться в комнате и стать перед зеркалом. Внимательно разглядывая себя в течение 2-3 минут, следует начинать кричать на себя, все громче и гром­че, свободнее и свободнее, что называется, "наглеть на своих собственных глазах". Можно ругать самого себя:

- за слабость;

- за нерешительность и трусость;

- за скованность и робость.

Закончить такой- своеобразный, самокритичный эмоциональ­ный монолог следует словами; "А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя получится!" Полезно обсудить с подростком или старшеклассником...


Советы психолога Филипа Зимбардо:

Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие цели саморазвития.

Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь.

Постарайтесь понять и простить тех людей, которые застави­ли вас страдать или не оказали помощи. Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому. По­думайте об успехах, пусть и небольших.

Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не поможет добиться успеха.

Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.

Старайтесь терпимее относиться к людям и более великодуш­но сносить то, что может показаться унижением.

Никогда не говорите о себе плохо. Избегайте приписывать се бе отрицательные черты - "глупый", "невезучий", "неспособный".

Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. Оцениваться могут только ваши действия.

Помните, что иное поражение - это удача, поскольку вы полу чили опыт, чего следует избегать в будущем.

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, кото рые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность Если вам не удается изменить их или самого себя настолько, что бы чувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них.

Позволяйте себе расслабиться, чтобы прислушаться к свои^ мыслям и чувствам. Старайтесь лучше себя понять.

Старайтесь активно общаться с другими людьми. Чувствуйте энергию общения.

Перестаньте чрезмерно охранять свое "я" - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.

Не бойтесь оказаться нескромным: старайтесь достигать соб ственные цели.

Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, побуждающим к активности и борьбе. 93


Как заканчивать консультацию (эффект мажорного аккорда)

Наверное, всю жизнь я буду помнить, как удивительно влияли на меня слова моего Учителя, В.В.Давыдова. Я что-то говорила, он слушал и молчал. Потом - коротко и четко формулировал свое отношение и совет. А в конце беседы - улыбка, решительность в глазах и мне - одно слово: "Действуйте!"

Это энергичное "Действуйте!" придавало мне силы и уверен­ность в себе.

Сейчас я часто говорю это волшебное слово своим студентам. Очень важно заканчивать консультацию с молодым человеком, имеющим заниженную самооценку, бодрыми, доброжелательны­ми, теплыми или энергичными словами. Выбирайте, какая фраза вам больше понравится? Придумайте свои фразы-окончания.

"Как много всего мы сегодня с тобой обсудили! Какой ты, ока­зывается, интересный человек!" "У тебя все будет хорошо! Вот с этого момента ты сильный и

уверенный в себе человек!"

"Слушай, мы проговорили целых два часа! Ты не устала? Нет? Надо же, а я сильно устала! Ты, оказывается, выносливее меня!"


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.