Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-06 | 146 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Консультант обсуждает условия эффективной психотехники
Необходимо, чтобы молодой человек научился вовремя чувствовать в самом себе нарастание внутреннего напряжения. Обычно период нарастания внутренней нестабильности и агрессии имеет определенную протяженность во времени: в среднем от 10-15 минут до 1,5-3,0 часов. В это время важно правильно оценить свое состояние и, замедлив внутренние ритмы при помощи упражнения "Дыхание", применить одно из предложенных психотехнических упражнений.
Если же по тем или иным причинам момент нарастания внутреннего напряжения пропущен, усиление энергетики происходит спонтанно, подчиняясь строго объективным законам, не зависящим от сознательной воли молодого человека. Разбушевавшаяся эмоциональная стихия сметает все на своем пути и не дает почти никакой возможности для выстраивания "плотины" - эффективного самоконтроля.
Остановить "бурю в самом себе" в этот момент действительно очень трудно, и, пожалуй, для юношей существуют некоторые ограничения в выборе способов, эффективных в такой ситуации. Прежде всего, это интенсивная физическая нагрузка, до пота, до изнеможения.
Если дома или в школьном спортивном зале есть боксерская груша, 40-50 минут следует поработать с этим спортивным снарядом. Постепенно возникает расслабляющая усталость и уровень внутреннего напряжения снижается.
В спорах и конфликтах, почувствовав нарастание напряжения, полезно вовремя выйти из комнаты, спуститься в спортивный зал и поиграть в игры с мячом (волейбол или баскетбол).
Если молодой человек находится в общественном месте, где нет возможности для занятия спортивными упражнениями или играми, желательно найти спокойный уголок и отжаться на руках несколько десятков раз. Главное - добиться физической усталости и внутреннего расслабления.
Важное условие - регулярность. Психотехника срабатывает только в том случае, если ею пользоваться ежедневно. 82
Если в стрессовой ситуации молодой человек применил то или иное упражнение и оно помогло ему погасить эмоциональное напряжение, желательно и дальше практиковать именно это упражнение. Оно может стать индивидуальным средством самоконтроля молодого человека в тяжелые моменты.
Работа человека над собой - трудный и длительный путь. На этом пути могут быть и победы, и поражения. Бывают дни, когда все получается: вовремя сдержал себя, успокоился, сохранил самообладание. Но случаются и такие ситуации, когда не получилось, не смог сосредоточиться на себе, "прорвало" помимо желания и воли.
Важно не отчаиваться и верить, что завтра опять все получится, верить, что завтра будет лучше, чем сегодня!
Повторная консультация со старшеклассником назначается через неделю. На второй встрече обсуждаются конкретные жизненные ситуации, в которых молодой человек опробовал показанные ему психотехнические упражнения. Психолог направляет свои усилия на коррекцию опыта юноши, полученного при применении психотехнических упражнений: в каких ситуациях упражнения были наиболее целесообразными и в течение какого времени упражнение "сработало".
Через месяц желательно провести контрольную консультацию, чтобы удостовериться, научился ли юноша подавлять свои негативные состояния, останавливаться в нужный момент и не допускать проявления внешней агрессии.
Психологическое консультирование подростков и старших школьников
Как начать беседу с подростком или старшим школьником?
Для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником - это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в первые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления ("Зачем меня привели к психологу? Что я - ненормальный?"), либо демонстрирует безразличное отношение ("О чем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке"). Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пассивное участие в ходе консультации ("Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне делать").
Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.
Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Методический прием "Давай думать вместе!"
Перед психологом - подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: "Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.
Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому". 68
Методический прием "Психологический контакт"
Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: "Ну, что у тебя опять случилось?", произнесенными "учительским голосом", со строго-формальным выражением лица, у клиента "сработает" установка взаимоотношений типа "учитель-ученик" и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.
Методический прием "Человечек"
Психологическая консультация, если школьники пришли "не по своей воле", а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, "в массе коллектива" и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.
В этом случае эффективен прием "Человечек". На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: "Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем".
В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жиз-
69
ни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.
Методический прием "Проблемная ситуация"
В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.
При этом психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной "плоскости" беседы.
При возникновении в разговоре "тупиков", недомолвок, нарушений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы. Он может задавать такие вопросы: "Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?", "Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?", "Тебе нравится, как протекает наша беседа?", "Тебе интересно?", "В чем ты видишь пользу от нашего разговора?"
По существу, вторая фаза беседы - рефлексивная: обсуждаются вопросы, связанные с протеканием самой консультативной беседы, наличием или отсутствием понимания между психологом и его клиентом, выявляются точки зрения, препятствующие взаимопониманию. Другими словами, анализируется организационно-коммуникативный "слой" психологической консультации и обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога по принципу "здесь и теперь?'.
Такое построение консультативной беседы способствует развитию у подростка или старшего школьника коммуникативных навыков, умений посмотреть на себя "со стороны", а также стремлений к взаимопониманию с партнером по общению. 70
Методический прием "Зеркало"
Несмотря на то что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии "защиты от взрослых", подросток говорит психологу: "Что вы меня все время спрашиваете? Меня мать заставила прийти к вам, ее и спрашивайте!"
"Да не знаю я ничего!", - говорит подросток, а сам думает: "Скорее бы все это кончилось!"
"Сам не понимаю, почему я это сделал!" • разводит руками девятиклассник, и поверьте, часто это действительно так - импульсивный поступок.
"Что вы со мной все возитесь? Ведь я просто дурак! Мне так учительница по математике все время говорит!" - улыбается десятиклассник и испытующе смотрит вам в лицо- Он уже привык к тому, что взрослые его не понимают и оценивают весьма низко. Вы, как взрослый, такой же, как другие, или нет?
Итак, с самого начала - либо молчание, либо "коммуникативный тупик", который иногда труднее самого молчания.
В таком случае довольно эффективным может стать методический прием "Зеркало". Основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотнося щиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направлен ность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спои танно, незаметно для себя подключился к рассказываемой пси хологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.
Несмотря на то что психолог и школьник сочиняют рассказ "о ком-то другом", подросток, юноша или девушка, сможет в "этом другом" увидеть самого себя, как в своеобразном психологическом "зеркале". Такое "отзеркаливание" поможет молодому человеку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и "объективными глазами".
Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать 71
ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.
Методический прием "Вербальное пространство"
Перед психологом - подросток или старший школьник, которые привыкли, что взрослый в беседе с ними обычно много говорит, а им приходится чаще всего слушать и поддакивать ("Взрослый всегда прав, даже тогда, когда он и не прав вовсе" - так сказал мне один подросток). Действительно, учитель или родитель, организуя воспитательную беседу с подростком или старшеклассником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В результате все "вербальное пространство" занимает взрослый, разговор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком. Физически присутствуя в пространстве беседы, психологически юноша или девушка просто выключены из нее.
Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на "глобальный монолог". Необходимо добиваться того, чтобы "вербальное пространство", имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины. Для этого психолог должен уметь:
- не говорить слишком много и долго;
- вовремя задавать своему клиенту вопросы;
- уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном;
- избегать менторского тона в беседе;
- не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет взрослого;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего юного собеседника.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!