Психологическое консультирование подростков и старших школьников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психологическое консультирование подростков и старших школьников

2020-05-06 146
Психологическое консультирование подростков и старших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Консультант обсуждает условия эффективной психотехники

Необходимо, чтобы молодой человек научился вовремя чувст­вовать в самом себе нарастание внутреннего напряжения. Обыч­но период нарастания внутренней нестабильности и агрессии имеет определенную протяженность во времени: в среднем от 10-15 минут до 1,5-3,0 часов. В это время важно правильно оце­нить свое состояние и, замедлив внутренние ритмы при помощи упражнения "Дыхание", применить одно из предложенных психо­технических упражнений.

Если же по тем или иным причинам момент нарастания внут­реннего напряжения пропущен, усиление энергетики происходит спонтанно, подчиняясь строго объективным законам, не завися­щим от сознательной воли молодого человека. Разбушевавшаяся эмоциональная стихия сметает все на своем пути и не дает поч­ти никакой возможности для выстраивания "плотины" - эффек­тивного самоконтроля.

Остановить "бурю в самом себе" в этот момент действительно очень трудно, и, пожалуй, для юношей существуют некоторые ог­раничения в выборе способов, эффективных в такой ситуации. Прежде всего, это интенсивная физическая нагрузка, до пота, до изнеможения.

Если дома или в школьном спортивном зале есть боксерская груша, 40-50 минут следует поработать с этим спортивным снаря­дом. Постепенно возникает расслабляющая усталость и уровень внутреннего напряжения снижается.

В спорах и конфликтах, почувствовав нарастание напряжения, полезно вовремя выйти из комнаты, спуститься в спортивный зал и поиграть в игры с мячом (волейбол или баскетбол).

Если молодой человек находится в общественном месте, где нет возможности для занятия спортивными упражнениями или играми, желательно найти спокойный уголок и отжаться на руках несколько десятков раз. Главное - добиться физической устало­сти и внутреннего расслабления.

Важное условие - регулярность. Психотехника срабатывает только в том случае, если ею пользоваться ежедневно. 82


Если в стрессовой ситуации молодой человек применил то или иное упражнение и оно помогло ему погасить эмоциональное на­пряжение, желательно и дальше практиковать именно это упраж­нение. Оно может стать индивидуальным средством самоконтро­ля молодого человека в тяжелые моменты.

Работа человека над собой - трудный и длительный путь. На этом пути могут быть и победы, и поражения. Бывают дни, когда все получается: вовремя сдержал себя, успокоился, сохранил са­мообладание. Но случаются и такие ситуации, когда не получи­лось, не смог сосредоточиться на себе, "прорвало" помимо жела­ния и воли.

Важно не отчаиваться и верить, что завтра опять все получит­ся, верить, что завтра будет лучше, чем сегодня!

Повторная консультация со старшеклассником назначается че­рез неделю. На второй встрече обсуждаются конкретные жиз­ненные ситуации, в которых молодой человек опробовал пока­занные ему психотехнические упражнения. Психолог направляет свои усилия на коррекцию опыта юноши, полученного при приме­нении психотехнических упражнений: в каких ситуациях упражне­ния были наиболее целесообразными и в течение какого време­ни упражнение "сработало".

Через месяц желательно провести контрольную консультацию, чтобы удостовериться, научился ли юноша подавлять свои нега­тивные состояния, останавливаться в нужный момент и не допу­скать проявления внешней агрессии.

Психологическое консультирование подростков и старших школьников

Как начать беседу с подростком или старшим школьником?

Для многих психологов начало беседы с подростком или стар­шим школьником - это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в пер­вые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления ("Зачем меня привели к психологу? Что я - ненормальный?"), либо демонстрирует безразличное от­ношение ("О чем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке"). Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пас­сивное участие в ходе консультации ("Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне делать").

Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подро­стком или старшеклассником, психолог решает задачу "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проб­лем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.

Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консульта­цию и направить ее по нужному руслу.

Методический прием "Давай думать вместе!"

Перед психологом - подросток или старший школьник с пассив­ной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: "Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.

Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные зна­ния и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому". 68


Методический прием "Психологический контакт"

Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психо­лог начинает беседу словами: "Ну, что у тебя опять случилось?", произнесенными "учительским голосом", со строго-формальным выражением лица, у клиента "сработает" установка взаимоотно­шений типа "учитель-ученик" и психологической беседы не полу­чится. Для налаживания начального эмоционально-положитель­ного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о но­вом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же ми­нут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.

Методический прием "Человечек"

Психологическая консультация, если школьники пришли "не по своей воле", а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, "в массе коллектива" и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя се­бя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.

В этом случае эффективен прием "Человечек". На листке бу­маги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и го­ворит: "Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его пробле­мой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем".

В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном чело­вечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед пси­хологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник пони­мает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жиз-

69


ни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и за­жиматься, а обсуждать, чтобы решать их.

Методический прием "Проблемная ситуация"

В качестве одного из эффективных средств активизации вни­мания и позиции подростка или старшего школьника на консуль­тации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое поло­жение дел вполне естественно, поскольку на консультации реша­ются действительно сложные вопросы.

При этом психологическая беседа проводится в форме двух­фазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной "плоскости" беседы.

При возникновении в разговоре "тупиков", недомолвок, нару­шений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе кон­сультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультатив­ной беседы. Он может задавать такие вопросы: "Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?", "Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?", "Тебе нравится, как протекает наша беседа?", "Тебе интересно?", "В чем ты видишь пользу от нашего разговора?"

По существу, вторая фаза беседы - рефлексивная: обсуждают­ся вопросы, связанные с протеканием самой консультативной бе­седы, наличием или отсутствием понимания между психологом и его клиентом, выявляются точки зрения, препятствующие взаи­мопониманию. Другими словами, анализируется организационно-коммуникативный "слой" психологической консультации и обсуж­даются события, которые произошли в кабинете психолога по принципу "здесь и теперь?'.

Такое построение консультативной беседы способствует раз­витию у подростка или старшего школьника коммуникативных на­выков, умений посмотреть на себя "со стороны", а также стрем­лений к взаимопониманию с партнером по общению. 70


Методический прием "Зеркало"

Несмотря на то что начало консультации всегда связано с оп­ределенными сложностями, в наиболее трудное положение попа­дает психолог, если его клиент вообще отказывается разговари­вать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии "за­щиты от взрослых", подросток говорит психологу: "Что вы меня все время спрашиваете? Меня мать заставила прийти к вам, ее и спрашивайте!"

"Да не знаю я ничего!", - говорит подросток, а сам думает: "Скорее бы все это кон­чилось!"

"Сам не понимаю, почему я это сделал!" • разводит руками девятиклассник, и по­верьте, часто это действительно так - импульсивный поступок.

"Что вы со мной все возитесь? Ведь я просто дурак! Мне так учительница по мате­матике все время говорит!" - улыбается десятиклассник и испытующе смотрит вам в ли­цо- Он уже привык к тому, что взрослые его не понимают и оценивают весьма низко. Вы, как взрослый, такой же, как другие, или нет?

Итак, с самого начала - либо молчание, либо "коммуникатив­ный тупик", который иногда труднее самого молчания.

В таком случае довольно эффективным может стать методиче­ский прием "Зеркало". Основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с си­туацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного пер­сонажа действительно совпадали с характеристикой консульти­руемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к мес­ту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотнося щиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направлен ность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спои танно, незаметно для себя подключился к рассказываемой пси хологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.

Несмотря на то что психолог и школьник сочиняют рассказ "о ком-то другом", подросток, юноша или девушка, сможет в "этом другом" увидеть самого себя, как в своеобразном психологиче­ском "зеркале". Такое "отзеркаливание" поможет молодому чело­веку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и "объективными глазами".

Планируя повторную консультацию, можно предложить школь­нику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать 71


ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризо­вать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить учени­ка оценить поступки и решения героя своего рассказа.

Методический прием "Вербальное пространство"

Перед психологом - подросток или старший школьник, которые привыкли, что взрослый в беседе с ними обычно много говорит, а им приходится чаще всего слушать и поддакивать ("Взрослый всегда прав, даже тогда, когда он и не прав вовсе" - так сказал мне один подросток). Действительно, учитель или родитель, ор­ганизуя воспитательную беседу с подростком или старшекласс­ником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В ре­зультате все "вербальное пространство" занимает взрослый, раз­говор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком. Физически при­сутствуя в пространстве беседы, психологически юноша или де­вушка просто выключены из нее.

Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзы­вать на "глобальный монолог". Необходимо добиваться того, что­бы "вербальное пространство", имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины. Для этого психолог должен уметь:

- не говорить слишком много и долго;

- вовремя задавать своему клиенту вопросы;

- уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном;

- избегать менторского тона в беседе;

- не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет взрослого;

- аргументированно отстаивать свою точку зрения и прини­мать доводы своего юного собеседника.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.