Шестая группа упражнений - чтение наиболее трудных однослоговых слов. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Шестая группа упражнений - чтение наиболее трудных однослоговых слов.

2020-04-01 142
Шестая группа упражнений - чтение наиболее трудных однослоговых слов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любая трудность в прочтении любого слова в первую очередь определяется сложностью слогов, составляющих слово, и лишь затем их количеством. Овладение навыками прочтения самых трудных однослоговых слов в значительной мере предрешает успех прочтения в дальнейшем слов любой сложности.

Для данной группы упражнений из Логопедического словаря взяты все однослоговые слова, в которых при одном гласном звуке сосредоточено от трех до пяти согласных звуков /до знака * / и еще некоторое число дополнительных слов такой же трудности.

27


Слова для прочтения обучаемыми:

Брамс Бренд вдруг вздох взгляд грунт
Гжатск Гхош принц прост сверх свист
скетч смотр страж строф сфинкс твист
тракт тромб фрукт центр * штраф  
вверх взмах взнос взмыл вклад вполз
гвалт Гракх Днепр Днестр дрозд Маркс
монстр перст пёстр пункт склад склеп
смысл спорт столб страж треск фронт
хвост Холмс штамп штурм    
   

Примеры фраз для чтения.

 

Смотр прост, спорт пёстр.

А взгляд и вздох - сверх смысла строф.

Взмах крыл - и дрозд вверх взмыл.

Смысл прост - спас хвост.

Вам - гвалт да свист, им - Маркс и сфинкс.

Вдруг вздох, свист, треск - то монстр вполз в склеп.

А крот торт в рот и через корт - в порт.

Не исключено, что при ознакомлении с подборкой приведен­ных выше слов и фраз у кого-нибудь зародится сомнение: а не будет ли все это для ребенка слишком трудным и совершенно непонятным?

На подобное сомнение ответ может быть только один: дети не боятся трудностей, им страшны только казенщина и формализм.

Да, даже 5-7 летний ребенок, как бы доходчиво ни проводилось занятие и как бы популярно ни объяснялись ему незнакомые слова, конечно же не всё поймет и усвоит. И все же отвергать проверенные практикой упражнения не следует.

Дети вообще из речи взрослых понимают лишь незначитель­ную часть, но слушая постоянно даже и совсем непонятную для них речь, они, тем не менее, всегда усваивают из нее нечто очень важное, притом нередко даже более важное, чем сам смысл услышанного. Чувственной сферой они усваивают грамматический строй языка, которому одному только пока и остается понятным до конца воистину множество ничем и никем не объяснимых языковых тайн и причуд.

28


Почему, например, принято говорить "выйти из дворца, но со двора", а не "из двора" и "со дворца"?

Почему правильным считается говорить "река на Украине и в Молдове", а не "в Украине и на Молдове"?

Почему надо говорить "двудомный", но "двухквартирный", "двукратный" но "двухразовый"?

Почему от учитель - учительница, от кассира - кассирша, от слон - слониха, от шалун - шалунья, от поп - попадья, от актер -актриса, от чудак - чудачка, от дурак - дурочка, от гусь - гусыня, от баран - и вообще ничего нет, а лишь ему соответствует овца, так же как утке - селезень; почему не по единому образцу, как, например, в немецком языке?

Почему все-таки вторник и пятница, а не пятник и вторница?

Почему "в порту и на вокзале", а не "на порту и в вокзале"?

Почему звук "з" в названии безымянный (допустим, палец) никак не может ужиться в окружении щелевых гласных "е", "и", буквально задыхается от такого соседства, жаждет больше воздуха и ради этого бесцеремонно изменяет в основе законный корневой, при­том первый звук "и" на "ы" (хотя ни одно слово в русском языке с этой буквы не начинается!), а уже в названии соседнего пальца ("мизи­нец") и еще заметнее в слове "лебезим" он же, звук "з", в том же самом окружении ведет себя вполне прилично, а говорить мизынец или лебезым даже запрещает? Да и в звуке ли "з" здесь дело?

Много, очень много загадочного и труднообъяснимого в нашем языке, которое из поколения в поколение только и передается с усвоением именно его грамматического строя.

Небезынтересен в этом смысле и такой эпизод. Одна девочка в возрасте от 4 до 5 лет в ходе каких-то забав с подружками подняла вверх руку и как-то торжественно сказала, а вернее провозгласила:

- Он генерал демократического флота!

- Как же так флота и генерал? - вмешался я. - Адмирал, видимо?

- Может быть, адмирал.

- Ну, а о ком ты говоришь?

- А так, ни о ком.

- Но от кого ты слышала эти слова?

- Ни от кого, сама придумала.

- А кто такой генерал?

-??(улыбается, смущается).

- А как это понимать "демократического"?

-?? (пожимает плечами).

29


Смысла ни одного из произнесенного девочкой слов, как ока­залось, она не знала. А фраза в грамматическом отношении, тем не менее, была построена безупречно! Вот, подумалось, возраст, кото­рому, видимо, больше, чем любому взрослому может сказать и сама знаменитая фраза нашего известного языковеда Л.В.Щербы о глокой куздре.

При активном же произношении того, что дети слышат или читают (а это уже имеет прямое отношение к нашим упражнениям) они, кроме всего прочего, развивают и свой речевой аппарат приме­нительно к грамматическому строю родного языка.

Мы в нашей практике обучения чтению будем следовать слегка перефразированному суворовскому принципу: трудно в учении - лег­ко в чтении.

Можно не сомневаться, что, пройдя тренировку речевого аппа­рата на всех предложенных в данном пособии упражнениях, ребенок с большей свободой, а стало быть и большей охотой будет читать потом свои первые детские книжки и глубже понимать смысл доступ­ных для него фраз, так как не будет уже стеснен никакими трудно­стями самой техники чтения.

Здесь, наверное, очень уместно познакомить родителей с вы­пиской из одной очень интересной газетной заметки: "... В Абхазии много людей, которые говорят на трех, четырех, пяти языках.

Разгадка способности абхазцев к изучению иностранных язы­ков кроется в особенностях их родного языка.

В Абхазском литературном языке 65 букв и 63 фонемы. Среди них много труднопроизносимых. Поэтому для ребенка, освоившего трудности родного языка, все остальные представляются вовсе не сложными".

Приведенное сообщение лишний раз подтверждает, что обу­чающему следует бояться не трудных слов, а того, чтобы не ока­заться недостаточно внимательным к обучаемому, недостаточно сдержанным в требованиях при его неудачах и недостаточно после­довательным в выполнении предлагаемых в данном пособии мето­дических рекомендаций.

Отнеситесь к прочтению с обучаемым предложенных трудных слов и фраз как к преодолению трудностей в скороговорках, и вы убедитесь, как весело и плодотворно пройдут ваши занятия по данной группе упражнений. И вообще упражнения со скороговорками - и веселое и очень полезное для развития речевого аппарата детей за­нятие.

30



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.