Без ограничения возможных речевых трудностей. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Без ограничения возможных речевых трудностей.

2020-04-01 177
Без ограничения возможных речевых трудностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Список обязательных (до знака *) и факультативных слов повышенной трудности для прочтения обуч аемыми.


Апрельская

Афанасьев

базальтовый

Бутлеров

гжатские

гданьские

Гурайюя

голландская

Евразия

Ефросинья

зеркальная

знаменитая

зелененький

инфлюэнца

инфляция

Йокоате

Капулетти

кудрявее

Лафаети

лошадиная


Ломоносов

Марсельеза

материалы

Маяковский

межзональный

межсезонье

Менделеев

мировоззрение

непрекословь

неприхотлива

обыкновенная

отмщение

отъявленный

падчерица

поздравляю

приводите

прямоугольный

подхихикнул

познание

полегчало


пол-Сибири

полширины

разъединить

разъяренный

рельефнее

Симферополь

телеграфный

трехярусный

фамилия

хранилища

Чхартишвили

шпицрутены

ындинская

ыныкчанскому

эвкалиптовый

энигматический

Эритрея

эссенция

эхинококк


 


Азербайджан

артикуляционный

бранспойт

буквосочетание

военнослужащий

возбраняется

времяпрепровождение

газогенератор

гостериимство

гостелерадио

дезинформация

диапозитивы

жи вотноводство

импровизациионный

калькулировать

компьютерный

конституционный

крючкотворство

Марльборо


тетотрексат

Мкртчанц

муниципалитет

нахулиганничать

недобропорядочность

нечленораздельный

обороноспособность

объездчик

пиридоксальфосфат

растениеводство

разбазаривание

распространение

реакционность

революционеры

Рейкьявик

северокавказский

Семипалатинск

синхрофазатрон

словосочетание


социалистический

стружщепматериалы

Сыктывкар

товарищество

торфе клад

торфсклад

Тпримировичи

труднопроизносимый

Улеэлхеэ

хлёстче

экземплификационный

экзистенциализм

экскременты

эксперимент

эксплуатационники

электроэнцефалограмма

элеутерококк

энтузиазм


49


Пе речень обязательных для прочтения обучаемым парных словосочетаний с необходимыми буквосочетаниями на стыках слов.


Арендовать зал бес щекочет бич Ындина блажь обыкновенная боец юный боль адская боль Ыйсона борец лиги борец щуплый борщ домашний борщ кубанский бровь зигзагом брось фокусы в глубь пустыни в глубь Урала в глубь химии велю уйти верфь большая верфь голландская верфь Донская верфь ёмкая верфь знаменита верфь Йоркская верфь Карибская верфь лодочная верфь Малая верфь Нижняя верфь профильная верфь растущая верфь танкерная верфь фазорная верфб царская верфь чилийская верфь Ыйсона вещь яркая влазь целиком вождь племени возщавеля вокруг ёлки вороньё ьгндинское вот фикция враньё щедрое врач щурился всё амплуа всё ё да ё всё и точка


всё убрано всё целиком галоп зайца

гладь зеркальная глубь озера голубь-дутыш голубь мира голубь Ыйсона готовь ноты готовь обувь готовь сани грань приличия грудь острая грунт йозгата грязь такая грязь черная дверь хлопнула дверь широкая дворец чудес дух Фигаро для Ыйсона для элиты дом докеров до Ындина дробь задорная дробь частая жильё ёжика жильё сороки запись ыр заяц серый заморозь парня звонарь города звон пожарный зелёный Йокоате зной пустыни зябь целинная изморозь ыныкчанская клич гибельный кони ыньгкчанские копьё и щит крах факира краю ыныкчанскому крепь арочная крепь надежная крепь ослабла крепь удержит


крепь финская кровь алая кровь химии круг желоба кряж Пионерский куры ангорские куш завидный ладонь йога лазурь речная лань зоркая лань лесная лезь упрямо литьё фигурное лиц Йонаго ложь щедрая Лохэ-Ыйсон лошадь черная марш Сибирский Мегрэ ценил Мегрэ эстонский медь ындинская меж йоркширов меч факира меч щербатый мех йосинский миф ходячий мог гордиться моё хозяйство молодь щучья морковь, щавель мумиё есть накипь росла не мутузь хлопца непрекословь рассудку новые артели обувь узкая Обь большая Обь кишела /рыбой / Обь синяя Обь широка огонь нужен ослеп цензор особь эта оспорь это отец щумел оторопь давит


50


первую ёлку плащ вишневый плащ зеленый плащ форменный подвиг жизни полёт жука понятые Ытык-Келя пошлю ёжику пою юность представь Ындин примерь форму принёс щуку притих Йола прогладь дальше прогладь форму прядь эфирная рань апрельская расслабь тело расслабь щёки резь адская резь жуткая ремень щегольской риф гибельный рощ тутовых рощ фиговых рощ хороших рощ эвкалипттовых Русь зимняя Руфь артистка Руфь сердита Руфь устала своё амплуа своё гнездо


свое у нас свою цену сельдь ржавая скалы, фиорды сон лошади старец шептал степь зеленая степь калмыцкая степь широкая степь целинная стойбища Ытык-Келя стойбищ Ытык-Келя стрекоз полно суп холодный сядь хорошо танец Ёхор тем виднее твоё оружие твоё хитроумие твоё, цыган твоё, Юра твоюучасть твою этику твоя форма тип машины ткани эти товарищ рад товарищ сел товарищ сумел товарищ-химик товарищ щедрый товарищ щуплый Томь большая


Томь водная томь глубокая i топь болотная топь луговая топь ындинская тулуп дали Тундэ-Иркутск туф базальтовый туф зернистый туш гитарой уберись вон улиц тихих уподобь небу услуг йога учись делу учись йоге учись читать ферзь - фиигура философ Диоген хворь обычная звощ йодистый хлябь жуткая хмарь Ыйсона Хранилищ Лувра Хунхэ-Ёрса цепь медная Цинхэ-Юйсянь чудо-юдо Чэндэ-Щигры Чэндэ-Щурово экономь эфир я - ындинский


И нет ничего более простого, чем подготовить фразы для про­чтения обучаемым на занятиях этой завершающей весь курс обуче­ния группы упражнений, так как подавляющая часть словарного материала данного раздела - это парные словосочетания, добавление к любому из которых всего одного - двух слов зачастую делает мысль вполне законченной, А нередко безупречную в грамматическом от­ношении фразу может составить даже простое соединение двух-трех, а то и четырех обязательных словосочетаний. Приведем некоторые примеры:.

Раздалась дробь Пчастая барабанная, дробь Пзадорная.

51


ОбьПкишела рыбой, которая затем из реки уходила в глубь Позера.

НепрекословьПрассудку - готовь Псани летом.

ВождьПплемени могПгордиться, совершив, можно сказать, по-двигПжизни.

Твое, Пцыган, вранье Пщедрое, твоеПхитроумие всеПцеликом - это твое Поружие.

Больше примеров фраз мы приводить не будем, так как их сколько угодно может подготовить сам обучающий. Словосочетания данной группы упражнений позволяют использовать для составления фраз и все неиспользованные ранее слова предыдущих разделов по­собия.

При затруднении в составлении фраз, которое после использо­вания многих словосочетаний все же может возникнуть, руководите­лю следует (напомним об этом еще раз) обратиться и к списку обязательных глаголов и слов, но так или иначе добиться включения всего обязательного материала пособия в законченные фразы для прочтения обучаемым. Теперь, по завершении всей программы обу­чения ребенка чтению, это стало не только возможно, но и необходи­мо.

52


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Такой для настоящего времени из самой практики вырисовыва­ется оптимальная последовательность и методика индивидуального обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Но у тех, кто предварительно ознакомился с полным объемом учебного материала данного пособия /а это безусловно должен делать каждый родитель, намерившийся обучить своего ребенка чтению до школы /, естественно может возникнуть сомнение: а не преувеличил ли свои успехи автор, когда он сообщил, что в лучшем случае ему удава­лось научить семилетнего дошкольника прочитывать несложные тек­сты уже через десять дней, а в худшем - через три недели.

Должен со всей серьезностью повторить, что никаких преувели­чений результативности своего метода обучения автором допущено не было. Но правда и то, что такого объема учебного материала, который изложен в пособии, освоить за такие короткие сроки безусловно невоз­можно. Для этого,наверное, потребуется несколько месяцев кропотли­вой и тщательно дозированной работы.

А кажущееся здесь противоречие объясняется очень просто.

Чтобы научиться довольно уверенному чтению несложных тек­стов ребенку будет вполне достаточно, если обучающий тщательно проработает с ним всего лишь незначительную часть, при том самого несложного словарного материала из основных групп упражнений предлагаемого пособия. Так, собственно говоря, автор и поступал в своей практике. По необходимости. Ограниченный временем, остав­шимся до начала учебного года.

Да и самого пособия тогда фактически не существовало. Были только идеи, потом соответствующая им практика, которые лишь со временем получили системное оформление в виде данного пособия.

Теперь такое пособие есть, и самый верный путь обучения чтению старшего дошкольника - это действовать строго в соответствии с требо­ваниями этого пособия, которое, как известно, увязано с задачей ранней всесторонней профилактической тренировки речевого аппарата обуча­емого.

И тем не менее любой из родителей волен пойти и по сокращен­ному пути обучения своего ребенка чтению, которым на начальном этапе своей практики пользовался и сам автор пособия. Именно в таком случае в высокой результативности предлагаемой методики обучения дошкольников чтению родитель вне всякого сомнения сможет убедить­ся на собственном опыте.

53


Очень важно, однако, (пусть это будет уже потом), чтобы весь словарный материал пособия так или иначе ребенком был прочтен, притом самым внимательным образом - по крайней мере это может помочь доста­точно рано выявить возможные скрытые речевые затруднения ребенка и оказать ему необходимую логопедическую помощь.

Сроки изучения обязательного программного материала в любом случае должны быть существенно растянуты, чтобы самостоятельным чтением и дополнительным программным не вызвать перегрузок и тем самым потери интереса ребенка к чтению вообще.

Что же касается методики обучения чтению детей самого ран­него возраста, то здесь еще немало вопросов остаются открытыми. Совершенно очевидным является пока одно: обучение таких детей возможно только исключительно в плане подключения воспитателя к играм ребенка и без какой бы о ни было регламентации "занятий" по времени.

Автор данного пособия имеет в своем активе и подобную практи­ку. Для примера возьмем успешно проведенное таким методом обуче­ния девочки /назовем ее Любой /, начиная с возраста два с половиной года.

Вот несколько эпизодов из практики такого обучения.

Люба играла с куклами в углу комнаты, когда ее будущий учитель не обращая на нее никакого внимания, зашел в комнату и расположился тоже с игрушками в противоположном углу. Поставив полукругом не­сколько игрушек и одну куклу, которая почему-то на сей раз оказалась обделенной вниманием Любы, он стал показывать игрушкам букву "а" и объяснять, как надо читать эту букву. Потом он обратился ко всем игрушкам поочередно,

- Скажи, машина, как надо читать эту букву?

- Скажи, пирамидка, как читать эту букву?

- Прочти, пожалуйста, Катя, ты эту букву. /Катя - это имя
доставшейся воспитателю куклы /. После такого обращения к игруш­
кам воспитатель от имени каждой из них произносил растянуто, но
слитно: "А-а-а" и за этот ответ хвалил воображаемых учеников:

- Молодец, машина!

- Молодец,пирамидка!

- Молодец, Катя, правильно: "а-а-а".

Проделывал он все это неторопливо, четко и многократно, тем более, что заметил (а это и предусматривалось замыслом): Люба от­влеклась от своих забав и не без удивления наблюдала за тем, как интересно большой дядя играет с ее игрушками.

54


И пусть читающие эти строки не удивляются, что разговор с неживыми предметами в этом случае велся, как с настоящими учени­ками - таков реальный мир раннего детства, и наверняка именно пере­селение взрослого человека в этот привычный для ребенка мир позво­лило ему по-настоящему завладеть вниманием девочки.

А когда дядя ушел к себе, что сделал он конечно же преднамерен­но, Люба подошла к "его" игрушкам и почти во всех деталях повторила с ними наблюдавшийся ею урок. Но самым значительным, самым при­ятным во всем этом эксперименте для обучающего было, конечно же, то, что из разных букв, преднамеренно оставленных им, Люба выбрала и показывала игрушкам именно букву "А".

Второй буквой, изученной на второй день, была буква "О", а объектом обучения вместе с куклами была и сама Люба. Как в этот день, так и в последующие обучающийся обращался с вопросами уже и к куклам, и к игрушкам, и к Любе.

А потом все чаще и чаще стал обращаться к Любе с просьбой, чтобы она показала куклам, как надо читать новую букву. Для закрепления навыков узнавания и прочтения ранее изученных букв широко применял­ся соревновательный стимул: "Так кто же быстрее /кто лучше / - Катя, или Люба, или Оля /тоже кукла/ - прочтет эту букву?"

За несколько дней было изучено несколько букв и даже сделаны небезуспешные попытки слитного прочтения простейших слогов: га, да, а затем и их парных сочетаний: га-га,да-да.

Читатель, наверное, догадался, что воспитатель дело вел к тому, чтобы девочка узнала в прочитанном элементы известной детской игры "Гуси, гуси", что, по его мнению, должно было бы повысить интерес девочки к игре в чтение.

К сожалению, узнавания такого почему-то не происходило даже при довольно беглом прочтении троекратно записанных слогов га-га-га и да-да-да.

Тогда воспитатель решился предложить Любе прочесть слитно два таких слога: ма-ма, уж это-то слово должно быть ею узнано, наде­ялся он. Люба прочла заданное слитно и довольно быстро, но даже и при неоднократном прочтении ожидаемого эффекта узнавания смысла слова не происходило. У воспитателя возникло предположение, что девочка все свое внимание сосредоточивает все-таки на процессе чтения, на произно­шении звуков и, видимо, даже не слышит, что читает. И тогда, предложив Любе прочесть несколько раз слитно те же парные слоги ма-ма, он сказал: "Любочка! Ты читай и хорошо-хорошо слушай, что говорит твой ротик, кого называет, ладно?"

55


Девочка так и сделала - и вот, наконец-то, и вот вдруг в крохотной жизни девочки свершилось нечто удивительное - чудо прозрения, чудо открытия! Она впервые осознала, что прочла написанное на бумаге самое дорогое для нее слово "Мама". Она вся засветилась, сорвалась с места, забыв про своего учителя, побежала с буквами на кухню и взвол­нованно стала теребить своими восторгами мать. "Мама, мама! Ты здесь, на кухне, и ты получилась у меня тут! Вот тут - смотри!"

И она все складывала и складывала и все повторяла и повторяла слов "Мама".

Успехи в чтении у Любы были очень хорошие. Через три недели она знала уже все буквы алфавита и даже могла прочитать простые однослоговые слова типа: кот, дом, май. Далее очень, конечно, посте­пенно ей предлагались все более сложные слова /в основном способом наращивания одной буквой только что прочитанного ею слова /, затем - коротенькие словосочетания и, наконец, фразы - примерно в той же последовательности, которая в данном пособии предлагается и для стар­ших дошкольников, но без слов, усложненных обилием согласных. И все "занятия" проводились /еще раз повторим это!/ только и только методом эпизодического подключения воспитателя к играм девочки и только до тех пор, пока такое подключение ею охотно принималось.

Позже, когда Люба могла, хотя и медленно, прочитывать слова в несколько слогов, воспитатель и она каждый день стали вместе "читать газеты". Участие Любы в этой игре заключалось в том, что она прочи­тывала сначала одно, а позднее и по два и по три названия газетных статей - сначала по выбору воспитателя, а затем уже и по собственному.

По каждому прочитанному ею названию статьи воспитателем давались короткие, но чем-то привлекательные для девочки объясне­ния, напоминавшие коротенькие сказки. Это, собственно, и сделало игру в "чтение газет" очень желанным для Любы, а потому и регуляр­ным занятием, которое, конечно же, положительно сказалось на приоб­ретении Любой навыков чтения. Позже практика чтения заголовков статей как-то незаметно перешла в игру: ты мне прочтешь название сказочки, а я тебе всю сказочку; ты мне прочтешь только начало сказки /до первой точки /,а я - всю сказку; ты до второй точки, а я - до конца и т.д.

Но особую роль в быстром освоении техники чтения сыграло "чтение" любой тех стихотворений и сказок, которые она знала наи­зусть или почти наизусть.

Мы не случайно взяли здесь и слово "чтение" в кавычки, так как это занятие или чтение весьма необычное, и доверяться в нем детям вслепую нельзя. Но нельзя, конечно же, не потому, что дети непримен-

56


но попытаются обмануть нас. То, что они обычно делают при этом (и смотрят в книжку, и водят пальчиком, а текст, все-таки, произносят наизусть), все это они делают вполне серьезно, без цели обмануть кого-либо. Просто так именно они и понимают /из наблюдений за старшими / процесс чтения.

В нашей же практике, чтобы такое чтение стало действительно чтением, хотя и весьма необычным, Любе было предъявлено требование делать остановки то на одном, то на другом слове и показать это слово в тексте, а при необходимости и букву в слове. Темп необычного чтения после такого нововведения сразу снизился, но это только подтверждало эффективность примененного методического приема: именно он заста­вил Любу теперь постоянно сравнивать произносимое ею и написанное, сначала, по крайней мере, хотя бы для того, чтобы не пропустить конт­рольное слово /или букву /. Но потом сам процесс необычного чтения, процесс сравнивания и узнавания читаемых слов породил и свой особый интерес, который заслуживает еще своего изучения и осмысления, что­бы взять от него все, что он может дать для методики обучения детей чтению.

И это тем более необходимо, что современные дошкольники ус­певают запомнить очень много текстов наизусть до того, когда станут учиться чтению.

Анализ процессов обычного и необычного чтения /так уж и будем называть необычным чтение заученных текстов / позволяет сделать интересные сравнения.

При обычном чтении можно отметить такие этапы:

1. По известным ребенку буквам он с различной достоверностью воспроизводит звуковой образ слова.

2.Пытается найти в своем опыте /памяти / смысловое значение звукового и буквенного /зрительного / образов, что из-за весьма скром­ного жизненного опыта ребенка случается далеко не всегда.

3. Обобщает в силу своих возможностей смысловую связь между прочитанными словами фразы и оставляет в своей памяти новый далеко не безошибочный опыт.

Все очевидные недостатки обычного самостоятельного детского чтения могут быть преодолены только участием в процессе чтения взрослого человека-воспитателя.

Иная картина наблюдается в процессе чтения необычного. Вот его этапы:

1. По хорошо известному звуковому образу слова (а он в опыте ребенка имеет именно в правильном, в неискаженном виде и не может быть иным, так как заучивание наизусть так или иначе контролирует-

57


ся, а то и режиссируется взрослыми) читающий отыскивает в тексте (а для этого действительно надо читать) зрительный (буквенный) образ слова, которое в тексте непременно имеется, притом читающему даже точно известно становится место, где он его ожидает встретить. А если встречи такой все же не произошло, то ребенок, хотя и помедленнее, прочитывает оказавшееся в ожидаемом месте слово и убеждается, что либо в его память вкралась ошибка перестановки слов местами, либо имеется другое слово с тем же смыслом. В любом случае действия обучаемого полезны.

2. Смысловые значения фактически всех слов, которые ребенок
встречает в прочитываемом наизусть буквенном тексте, ему тоже уже
известны из предыдущего опыта, и потому у него не возникает никакой
нужды, как при обычном чтении, тратить время на отыскивание в
памяти, что бы то или иное слово могло значить.

3. Завершающим этапом процесса необычного чтения является
согласование не сомнительного звукового образа слова с еще более
сомнительным его смысловым значением, как при обычном чтении, а
совершенно точно известного его звукового образа и точно известного
его смыслового содержания со зрительным /буквенным / образом, что
намного проще и интереснее.

По всем пунктам сравнения процессов самостоятельного обычно­го и необычного детского чтения последнее, оказывается, имеет весьма существенные преимущества.

Вывод кажется удивительным, но совершенно справедливым, и пренебрегать им, видимо, просто неразумно.

Необычное чтение, прямо надо сказать, явление удивительное, в своем роде уникальное, особенно, если в арсенале детей, еще не умею­щих читать, много заученных наизусть, притом хорошо отрежиссиро­ванных текстов. В процессе необычного чтения почти физически ощу­щается незримое, но постоянное присутствие педагога-воспитателя, подсказывающего ребенку и как читать, и как понимать и даже как чувствовать читаемый материал.

Понимание этого должно еще раз напомнить родителям, чем и как им следует заниматься с детьми до поры, когда можно будет присту­пить к обучению их чтению.

Но самое удивительное свойство процесса обучения методом не­обычного чтения состоит в том, что как составную часть свою, притом в усовершенствованном, модернизированном виде он включает и метод обучения детей чтению американского ученого Гленна Дж.Доумэна. И вот небезынтересные подтверждения этого.

58


Процесс обучения чтению в конечном счете, как нам известно, сводится к согласованию обучаемым зрительного /буквенного /, звуко­вого и смыслового содержания каждого слова текста. И метод Доумэна, и метод необычного чтения роднит то, что и там и тут ребенок учится.воспринимать слово не как структурное образование, а как цельный зрительный образ, которому и там и тут соответствует такой же цель­ный бесструктурный звуковой образ, очень правильно там и тут восп­роизводимый, и опять же не по структурным элементам /буквам, сло­гам /, а что называется в целом, на одном дыхании.

При всем этом метод необычного чтения опять же обладает, ока­зывается, существенными преимуществами.

Вот первое из них. Если вниманию ребенка, притом очень ма­ленького по возрасту, для совмещения в сознании по Доумэну представ­ляются сразу три взаимосвязанных, но незнакомых все-таки образа: звуковой в виде печатного слова на табличке и смысловой в виде нату­рального предмета, то при необычном чтении ребенку, значительно старшемучвозрастом, надлежит хорошо известный смысловой образ со­вместить только с одним незнакомым, то есть со зрительным образом /печатным словом /. Вполне понятно, где при таких условиях задача ребенком будет решена более успешно. Тем более, что и зрительный образ /печатное слово / в последнем случае совершенно незнакомым для ребенка считать тоже нельзя, ведь ребенку известны в слове все буквы.

Преимущество второе. Смысловое содержание звукового и зри­тельного образов слова по методу Доумэна выражается предметным содержанием, что безусловно дар наглядности. Но это, тем не менее, резко сужает рамки применения метода даже на базе родного языка автора, так как понятия абстрактного содержания /плохо, хочу, быст­ро, день, занятие / предметно показать невозможно. А вот дети, с которыми после изучения букв можно пользоваться методом необычно­го чтения, как правило, имеют в своем опыте / памяти / и массу смысловых образов абстрактного содержания. А это значит, что в отли­чие от метода Доумэна метод необычного чтения обладает полной универсальностью и не зависит от грамматического строя языка.

И преимущество третье. Если метод Доумэна базируется на том, что при обучении ребенка чтению активной стороной воспроизведения всех трех согласуемых в процессе чтения образов одного и того же предмета - и зрительного (показ печатного слова), и звукового (демон­страция правильного произношения слова), и смыслового (демонстра­ция предмета) - выступает (да так оно при данном методе только и возможно) руководитель, (учитель), то методом необычного чтения

59


активная роль во всем отводится самому обучаемому, а вернее даже сказать - обучающемуся.

Иными словами, в самой основе метода необычного чтения зало­жена идея самообучения. А успешно реализуется эта идея потому, что в механизме необычного чтения работает заложенная впрок педагоги­ческая энергия всех тех, кто читал, объяснял и так или иначе режисси­ровал заучивание ребенком текстов наизусть. И работать эта энергия, как оказалось, может очень продуктивно. Надо только уметь правильно подключить ее аккумуляторы в рабочую схему.

Нашим опытом это частично и показано, как это можно делать.

... Но вернемся все-таки к чтению сказок, к этому очень и очень важному в жизни каждого ребенка занятию. Вернемся хотя бы для того, чтобы закончить прерванный рассказ о том, чем завершилось обучение чтению на сказках девочки Любы.

Из месяца в месяц доля участия Любы в. чтении сказок все увеличи­валась и увеличивалась, а в конечном счете девочка стала читать сказки совсем самостоятельно. И, конечно же, не только сказки.

А однажды восторг по поводу своих успехов в чтении она выска­зала очень выразительным прочтением стихотворения А.Барто "Как хорошо уметь читать". Стихотворение настолько хорошо выражает и чувства и мысли ребенка, что я не могу отказать себе и моим читателям в удовольствии привести его здесь полностью.

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку просить: "Прочти, пожалуйста, прочти!" Не надо умолять сестричку: "Ну, прочитай еще страничку..." Не надо ждать, не надо звать, А можно взять и прочитать!

К трем годам Люба не только могла читать на уровне хорошего ученика, закончившего первый класс, но и успела прочесть самостоя­тельно с обязательным пересказом около двух десятков самых элемен­тарных детских книжек.

Можно полагать, что немалая доля рассказанного здесь из прак­тики обучения чтению девочки Любы с успехом может быть использо­вана для обучения чтению своих детей и многими родителями.

60


Эффективность обучения чтению малолеток /двух с полови­ной - трех лет /, говорить с которыми о фонемном анализе речи явная бессмыслица, еще раз убедительно доказывает, что вывод некоторых ученых-лингвистов о необходимости в обучении детей чтению идти только от фонемы к букве и ни в коей мере наоборот - надуман и Серьезной основы, ни теоретической, ни тем более практической, под собой не имеет.

О взаимовлиянии фонем и стало быть букв в словах полезно знать воспитателю, учителю, родителю, чтобы при необходимости исправлять речевые ошибки детей. Для детей же главное, чтобы они всегда слышали правильную речь, и объективные закономерности взаимосвязи гласных и согласных фонем наряду с другими особенно­стями грамматического строя языка исподволь отложатся в их чувст­венной памяти.

А это, безусловно, станет хорошим подспорьем при обучении их чтению и при изучении ими языка в школе.

В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ.

...Ровно через десять дней с того момента, когда мы с Юрой начали учиться чтению, возвратилась из города его мама и привезла несколько не совсем, правда, отвечавших заказу детских книжек.

Первыми словами, которыми Юра встретил мать, были слова: "Мама, а я уже умею читать". Мать, не скрывая своего удивления и недоверия, тут же протянула сыну одну из привезенных ею книжек. Остальные я постарался перехватить, преследуя другие цели.

Юра тут же медленно, но уверенно прочитал: "Л,Н,Толстой. Рассказы для детей".

Восторгам матери не было предела. А на другой день бабушка Юры по моему наущению обратилась к внуку: "Только-что прошел почтальон - сходи, Юрочка, посмотри, нет ли писем в почтовом ящике". Юра вынул из ящика детскую книжку и прочитал: "Кубан­ский переулок, дом Чепурниных, Акимову Юрию. М.Шолохов, Же­ребенок".

- Кто и что там прислал? - поинтересовался я. Только Юра ничего уже не слышал. Он бежал к матери, к бабушке, к товарищам и всем-всем сообщал: "Писатель Шолохов узнал, что я умею читать, и прислал мне свою книжку!"

61


Так Юра получил еще несколько детских книжек, совершен­но уверенный в том, что ему присылали их писатели, узнавшие о том, что он научился читать.

До чтения таких книжек Юре еще было далеко, но я не находил нужным разубеждать Юру в его заблуждении, так как вера такая не только не мешала, а, наоборот, помогала ему закре­пить интерес к чтению, на что теперь уже и было нацелено наше внимание.

Вряд ли после рассказанного у кого-либо может возникнуть сомнение в том, что вопреки своим первоначальным недоброжела­тельным заявлениям о школе и об учителях, Юра с большим же­ланием пошел учиться в школу и очень гордился тем, что в числе первых, кого учительница назвала хорошо подготовленным к шко­ле ребятами, был назван и он. До седьмого класса включительно Юра учился только на отлично.

И в заключение несколько слов об опыте обучения одного старшего дошкольника чтению письменных текстов.

Проводилось такое обучение в ходе привычных занятий по чтению слов и фраз при их написании руководителем печатными буквами, но с постепенной заменой /для изучения / то одной, то другой печатной буквы буквой письменной. Затем заменялось и две и три печатных буквы в слове уже известными мальчику пись­менными. Еще позже письменными буквами записывались отдель­ные слова и группы слов. И, наконец, занятия целиком проводи­лись одно с использованием печатных, а другое с использованием письменных текстов.

На удлинении сроков обучения такой прием обучения не сказывался, а мальчик, кроме всего прочего, очень скоро получил приятную возможность более близкого общения со своим часто уезжавшим в командировки отцом, стал сам читать его письма, специально для него, разумеется, написанные.

Автор данного пособия в ознаменование успехов мальчика записал письменным текстом и подарил ему на память стихотво­рение, которое теперь он адресует всем ребятам, научившимся читать с использованием их родителями данного пособия.

Стихотворение называется "Ключ от самого богатого в мире клада". А вот его содержание.

62


Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами - не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все - гляди:

Везде рады замков висят

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня

Замки откроет те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те - книг ряды,

Мой ключ - уметь читать.


63


64


Приложение I.

СПИСОК ГЛАГОЛОВ В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ФРАЗ К ЗАНЯТИЯМ.

 

арендовать втирать ждали нажмите
балдеть выбить ждёт найдите
бегаем выгибать ждёте найду
бегать выгрызи жил напрячься
бил выдохся жила начни
бить выдь забудь непрекословь
бойся выжечь завял обвёл
брать выпей замер обвить
брить вытер заморозь обмяк
бриться выпорол застрял обновить
брось выпьют затих обсели
бросьте вырви затмить обтереть
будь выцедил злить обхитрить
будьте вычертить знаем обшарь
был вьют знать обшила
быть вяжу зудит освой
бьют гадать избить ослаб
ваксить гибнет кипела ослабла
вбить гладьте кипеть ослабьте
вдеть гладят кишела ослеп
веду гляди клади оспорь
везти глядь кончай оставь
велю готовь крутить остынь
верь годится кряхтел пей
верни греби ладьте пейте
вешать грузить лежите пел
вёз грызите лезь петляем
взрастил давит лепят петь
взять даешь лети пить
видеть дали лёг пишет
визжать дарю люблю пиши
висел дать льёт плыть
влазь делать малюет побрить
влазьте держите мелькать поверьте
влип дивлюсь мог подберу
вобью достиг могли б подгибать
возник дрейфовать моешься поддать
вонзил дует можем поддеть
ворожить дымить МОЛЧИ подите
ворчит есть молчим подпирать
воюем ехать мчусь подсидеть
впиши ешьте мылить подтекло
вскрыть жал мыть подтолкнуть
встать ждал наездите подхихикнул

подшить режьте спим уйти
поём ропщут спит улеглась
поздравляю росла,и сплотить улёгся
пой рябит споём умей
полегчало сбить ставь умрёт
ползать сбылась стой умри
полю сверлить стойте умчим
помни сгинь стынет унести
поник сгорбился сумел упал
поощрять сдать схитрил уподобь
порхать сделать считать учись
посею сдвинуть считаю ушёл
пошлю сел съев хлопнула
пою сжать съели хряснул
править сжечь сядь цени
представь сковала тащит ценит
приводите славь тащите цокнул
приди следи тверди чертит
примерь слёг терпи читать
принести служить толкаться чмокнуть
принёс слышать топни шептал
притих смог трещит шла
прогладь смыть тушить шумел

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.