Глава 1. Теоретические подходы воспитания этической культуры младших школьников по Н.Е. Щурковой — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1. Теоретические подходы воспитания этической культуры младших школьников по Н.Е. Щурковой

2020-04-01 448
Глава 1. Теоретические подходы воспитания этической культуры младших школьников по Н.Е. Щурковой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические подходы воспитания этической культуры младших школьников по Н.Е. Щурковой

1.1 Сущность педагогической технологии, как отдельной научной дисциплины

Психолого- педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников

Основные положения гуманистической этико-педагогической концепции Н.Е. Щурковой

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение и совершенствование этических качеств младших школьников

Методы, средства и формы воспитания этической культуры младших школьников

Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложения

воспитание этический школьник щурикова


 

Введение

Социальный прогресс - это поступательное развитие человеческого общества вершиной общественного прогресса - это создание условий для всестороннего развития личности. На современном этапе развития общества стоит задача дальнейшего улучшения (работы) нравственного воспитания подрастающего поколения. нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, и навыки поведения, обобщению этических представлений. Этика (от греч. - нрав, обычаи) - это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Этическое развитие учащихся, формирование у них моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы учащихся. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьником моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка особенно актуален в истории современной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьников этической культуры. А.С. Макаренко писал: "Этика - одна из интересных и пока ещё мало освоенных страниц нашей духовной истории" [8, С. 21] опыт показывает, что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия "доброта", "честность", "справедливость", осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Еще Сократ говорил, что зло во многих случаях совершается по незнанию влияния зла на чувства и поведение учащихся. Ж.Ж. Руссо призывал оберегать детское сердце от пороков зла и ум от заблуждений. Он ставил три основные задачи нравственного воспитания добрых чувств, суждений, доброй воли. На первый план он выдвигал - развитие положительных эмоций, на второй - воспитание доброты; третий - воспитание положительных поступков. [5, С.39]

По-своему понимают некоторые школьники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представление многих учащихся ассоциируются с геройскими поступками, упрямства и грубость нередко квалифицируются в их среде как проявление самостоятельности. Что же касается норм вежливости и хорошего тона, что отдельные учащиеся откровенно относятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление о требованиях морали порождает у школьников неправильные моральные установки и создает основу для нарушения норм и правил поведения. в этом смысле требование о необходимости предохранения детского сердца от пороков и ума от заблуждений имеет большое педагогическое значение. Вот почему школа должна вооружать учащихся научными знаниями о нормах и принципах морали и формировать у них правильных нравственных установок в поведении. Вопросами этики уделялось внимание издавна. Так Д. Локк на отрицательных враждебных моральных идей основывал вопросы этики. Добро - это то, что может доставить или увеличить удовольствие, уменьшить страдания и уберечь от зла, а зло, то что может причинить страдания. Н.И. Новиков в своей книге "мысли о воспитании" писал, что нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием: необходимый результат дадут ласковые слова, краткое внушение. [9, С. 18] К.Д. Ушинский высоко оценивал значение хорошего тона, положительные взаимоотношения. [14, С. 182]

В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность - азбука культуры" [12, С. 118]

Педагогическая этика имеет богатые, но к сожалению ещё малоизученные традиции. В наше время она развивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новые требования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области педагогической этики. В некоторых школах введены уроки этики, что повышает возможности учителей в этическом образовании и нравственном просвещении учащихся. А.С. Макаренко подчеркивал, что между сознанием и поведением есть "канавка, которую надо заполнить опытом практикой поведения. Эта мысль как нельзя лучше нацеливает учителя на то, чтобы не ограничивать воспитание учащихся нравственным просвещением, а целенаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствовать накоплению нравственного опыта.

Актуальность данной темы исследования: оказывают ли эффективное влияние разработанные Н.Е. Щурковой средства, формы и методы на воспитание этической культуры младших школьников.

Цель исследования: выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников и влияние их на общее нравственное развитие личности.

Задачи исследования:

- Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этической культуры у младших школьников.

Показать значение средств, форм и методов воспитания этической культуры младших школьников, разработанные Н.Е. Щурковой.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс оптимизации в воспитании этической культуры младших школьников.

Методы исследования:

На теоретическом уровне данной курсовой работы применялись такие методы исследования как метод теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.

На экспериментальном уровне данной курсовой работы применялись такие методы как наблюдение, беседа, тестирование.

База исследования: ГУО "Боровицкая средняя школа", в исследовании принимали участие два третьих класса.

Практическая значимость результатов исследования:

1) уточнение содержания, форм и методов нравственно- эстетического воспитания по концепции Н.Е. Щурковой;

) проведение опытно-педагогической работы и применение методических материалов, разработанных профессором Н.Е. Щурковой, которые могут быть использованы в практической работе.

 


 

Выводы по первой главе

В соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности младших школьников в целом.

Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Таким образом, педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. "Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков".

В концепции "Формирование образа жизни, достойной Человека", по мнению Н.Е. Щурковой в цели воспитания должно быть заключено триединство разумного,духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, есть три основания - истина, добро и красота. Этическое воспитание, должно осуществляться при условии, что педагог "возвышается до ученика", до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле "человек - человек" и ученик принимается учителем "равным себе": не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство. В процессе этического воспитания мы должны приучать ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.


Выводы по второй главе

Для эффективной работы над этическим воспитанием младших школьников необходимо использовать различные методы, средства и формы.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, этическая беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Самым распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ряд инновационных форм групповой работы в своих публикациях предлагает Надежда Егоровна Щуркова. Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Эффект достижения нравственной культуры школьника можно увеличить путем облачения этического содержания воздействия в увлекательную форму тренинга. Огромную роль в этическом воспитании играют родители. Существуют разнообразные формы работы с родителями. Для успешной работы над этическим воспитанием необходимы и методы, и формы, и средства в равной степени, выбранными учителем. При анализе диагностики можно судить, что Программа воспитания школьника по Н.Е Щурковой и концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" эффективны. Но концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" - это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. И мы поняли: каждый выбирает для себя и по себе.


 

Заключение

Этическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры.

Для формирования этического воспитания необходимо рассматривать педагогическую технологию воспитания, как дисциплину. Педагогический процесс строится на определенной системе принципов, а педагогическая технология рассматривается как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Профессор Н.Е. Щуркова в своей Концепции "Формирование образа жизни, достойной Человека" для формирования этического воспитания определяет важное место как педагогам так и учащимся. При осуществлении этического воспитания педагог "возвышается до ученика", до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле "человек - человек" и ученик принимается учителем "равным себе": не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Для того, чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.

При диагностики результатов уровня сформированности этического воспитания выявили, что Концепция "Формирования образа жизни, достойной Человека" и Программа воспитания школьников эффективна, при условии выполнения ее пошагово и постепенно. По мнению Н.Е. Щурковой, результат формирующего влияния всех процессов на личность ребенка обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех элементов и связей между ними. Еще одно важное, на наш взгляд, замечание, которое Н.Е. Щуркова неоднократно утверждала, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря "сопровождению", умелому руководству педагогическим процессом.

Но концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" - это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. И мы поняли: каждый выбирает для себя и по себе.


Приложение А

Тест "Размышляем о жизненном опыте" для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву "м" - мальчик, "д" - девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

 

  А Б В
1 *    
2     *
3   *  

 

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

 а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

 а) ничего, какое мое дело; б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

 а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

 а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

 а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

 а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

 а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

 а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

 а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

 а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

 а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

 а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?

 а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

 а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

 а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

 а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

 а) отдаю - здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

 а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал.

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

 а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

 а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

 Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

 


Приложение Б

 

Анкета "Я и моя семья"

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.

1. Тебе нравится твоя семья?

 Нравится

Не очень нравится

Не нравится

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

 Да

Бывает по-разному

Нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

 Да

Бывает по-разному

Нет

4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?

 Да

Бывает по-разному

Нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь?

 Хотел бы

Не знаю точно

Не хотел бы

6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

 Да, делаю сам без просьб

Не всегда

нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

 Часто

Иногда

Почти никогда

 

8. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

 Да

Бывает по-разному

Нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

 Часто

Иногда

Почти никогда

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):

Высокий - у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний - существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий - школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

 


 

Приложение В

Тест "Я разный" (определение особенностей формирования личностной сферы младших школьников)

Цель: изучение уровня определения особенностей формирования личностной сферы младших школьников.

Инструкция: детям предлагается написать (для первого класса нарисовать) по два слова, которые приходят в голову в связи со словами: Семья - Дом - Отдых - Школа - Труд - Поступок-

Далее дети должны выстроить написанные слова (рисунки) по порядку личной значимости. Критерии оценивания:

1. Количественный показатель - количество категорий (духовно-нравственная ориентация, духовные ценности и переживания, социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства; оценочные суждения). 1 балл - 1-2 определения, относящихся к перечисленным категориям; 2 балла - 3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям социальные роли, интересы, предпочтения. 3 балла - от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

2. Деятельностный показатель. 1 балл - указывают конкретные действия ("я учусь в школе"), свои интересы; 2 балла - совмещение 1 и 3 уровней, нечто среднее; 3 балла - указывают социальные роли ("я ученик"), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

3. Качественный показатель - соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений. 1 балл - преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение); 2 балла - незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточное позитивное самоотношение). 3 балла - преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Уровни сформированности личностной сферы младшего школьника: 0-3 б. - низкий 4-6 б. - средний 7 б. и выше - высокий

 


 

Приложение Г

Методика игровых ситуаций. Дежурная чашка.

Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель читает рассказ "Чашка".

В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась. Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.

И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (ПоВ.Осеевой.)

Ответ на вопрос "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке. Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность". Ромашка.

Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.

Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.

Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро - это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво - значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.). На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, враждаит. п., соотношение различных понятий ("добро - зло", "истина - ложь" и т. д.). Философ.

Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.

Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.). Например: Счастье - это быть здоровым. Счастье - это успехи в учебе. Счастье - хорошие друзья. Счастье - это мир в семье. Счастье - это мир на Земле. Счастье - это, когда тебя понимают. Счастье - это свобода. Счастье - это много денег. Счастье - это получение удовольствия. Счастье - это власть над людьми.

Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор. Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей. Словарь добродетелей

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности)

Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.

Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели "Ориентир" игра "Волшебный сундучок". Организуется она необычно: в течение трех дней дети "путешествуют" со словами-добродетелями по алфавиту от "А" до "Я" соответственно остановкам: 1."Аккуратность-любовь". 2."Миролюбие-сострадание". 3."Творчество-щедрость".

На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку - "словарь добродетелей", подписывает его. На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице. На первой остановке "Аккуратность - любовь" для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.

По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю. После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.

Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.На остановке "Миролюбие - сострадание" объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание. Остановка "Творчество - щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей. Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании. Игровые ситуации. Реши задачу.

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.

Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Что скажете охотнику? Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует. (З.Беспалый.) Ваше отношение к намерению Волка?

Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней? Как вы относитесь к подобным действиям людей? Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей. Волшебный стул.

Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.

Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.

Организация: организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой). Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Дети делятся на группы по 4 - 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: "Марина вежливая, потому что...", "Она добрая, так как..." и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети. Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.

Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические подходы воспитания этической культуры младших школьников по Н.Е. Щурковой

1.1 Сущность педагогической технологии, как отдельной научной дисциплины

Психолого- педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников

Основные положения гуманистической этико-педагогической концепции Н.Е. Щурковой

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение и совершенствование этических качеств младших школьников

Методы, средства и формы воспитания этической культуры младших школьников

Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложения

воспитание этический школьник щурикова


 

Введение

Социальный прогресс - это поступательное развитие человеческого общества вершиной общественного прогресса - это создание условий для всестороннего развития личности. На современном этапе развития общества стоит задача дальнейшего улучшения (работы) нравственного воспитания подрастающего поколения. нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, и навыки поведения, обобщению эти


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.