Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

2020-04-01 178
Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностика уровня сформированности этических качеств младших школьников в учебно- воспитательной деятельности проходила в три этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент. На данном этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности этических качеств воспитанников 3 класса. Для первичной диагностики был выбран тест "Размышляем о жизненном опыте" для младших школьников (составлен доцентом педагогических наук Н.Е. Щурковой). Первичная диагностика показала:

 

0-45 - показатели (%) этической воспитанности учащихся 2 класса; 1- высокий, 2- средний; 3- низкий уровни

Рисунок 2.1 - Диагностика этической воспитанности учащихся 2 класса ГУО "Боровицкой средней школы"

При анализе рисунка 2.1 можно судить, что этическая культура у детей 2-го класса проявляется еще не в полной мере. 35 % учащихся имеют высокий уровень этической воспитанности, 45 % учащихся - средний уровень и 35% - низкий. Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника.

Эту программу мы использовали на втором этапе, формирующего эксперимента. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. По наставлению Н.Е. Щурковой взаимодействие было направлено на постепенное, пошаговое движение. Логика автора такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.

В первом классеучитель начальных классов и воспитанники-первоклассники, - формируют отношения к природекак общему дому человечества.

Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единое основание - истина, добро и красота. Учащиеся 2-4-х классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

4) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

5) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

)   присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.

Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех элементов и связей между ними. Это принципиальный момент, ибо на практике нередко сформированность элементов "знаю" или "умею" рассматривается как окончательный, а не промежуточный результат воспитательной деятельности.

Приведем простой пример. Благодаря воспитательным усилиям наши подопечные знают, что место в общественном транспорте следует уступать людям старшим по возрасту. И что с того, если я не умею это сделать учтиво и корректно, так, чтобы человек, старший меня по возрасту, с благодарностью и добрым настроением "занял" предложенное место. Я знаю, я умею, но делаю это от случая к случаю либо не делаю вообще. Стало быть, остановиться даже на уровне "умею" нельзя, ибо это тоже промежуточный результат. Важно, чтобы сознательно и эмоционально "созрела" постоянная готовность уступать место. Позитивное отношение, любовь к стилю подобного поведения - и есть результат, воплощенный в "люблю".

На основе Программы разработанной Н.Е. Щурковой у воспитанников вырабатывались правила и умения направленные на эффективное воспитание этических норм младших школьников:

Правила человеческих взаимоотношений.

Общее отношение: "Не посягать на другого человека".

Правило и умения приветствовать человека: обращение общее либо именное; пожелание здоровья либо доброго дня; выражение симпатии; произнесение вопроса о самочувствии.

Правило "Никого не беспокоить и быть приятным для окружающих".

Умение приносить извинения за беспокойство. Умение выразить радость по поводу встречи. Умение приветствовать группу людей. Умение приветствовать людей при входе в школу, при входе в библиотеку, магазин, киоск, театр... - всех, с кем начинаешь взаимодействовать. Умение быть сдержанным и вступать в разговор лишь при проявлении к тебе интереса.

Умения благодарить за общение, за помощь, за предоставленную услугу, за общее дело, за подарок, угощение, за проведенный учителем урок.

Умение произносить просьбу, не отягощая человека: просьба-вопрос, просьба-пожелание, просьба- раздумье, просьба-затруднение и т.д.

Умение проявлять знаки внимания и заботы по отношению к человеку: (подарки, сувениры, нежность, угощение, рисунки, книги, поделки).

Умение приносить извинения при оплошности, ошибке, отказе, невольной обиде.

Правило "Не позволять обижать слабого".

Умение высказаться в защиту обиженного. Умение произнести публично хорошие качества слабого. Умение поддержать слабого. Умение предложить наилучшие условия для слабого. Умение нежно обращаться с малышами.

Правило "Соблюдать различия поведения мальчиков и девочек".

Умение мальчиков уступать девочкам и прощать их неудачное поступки. Умение девочек заботливо и нежно относиться к мальчикам, просить их о помощи и защите. Умение мальчиков предлагать помощь девочкам. Умение девочек замечать достоинства мальчиков. Умение мальчиков избавлять девочек от грубости. Умение девочек быть красивыми. Умение мальчиков быть отзывчивыми и сильными. Умение девочек признавать силу мальчиков.

Правило "Успех человека встречать с радостью".

Умение радоваться удачам и достижениям каждого ученика. Умение находить положительное в действиях товарища даже при неудаче. Умение выслушивать человека по поводу его успехов и выслушивать человека о его проблемах. Умение утешать печального и не омрачать счастливого. Опыт положительного оценивания работы товарищей.

Правило "Почтительность по отношению ко взрослому, старшему, и ласковая заботливость по отношению к малышам".

Умение вставать при появлении старшего, до конца выслушивать старшего, не перебивая и не оспаривая при высказывании своего мнения. Умение предлагать наилучшие условия расположения старшего в данной ситуации. Умение предлагать старшему и малышам самое вкусное, самое красивое, самое интересное.

Правила поведения в общественных местах.

Общее правило: "Вокруг тебя люди - учитывай их интересы!"

Правило передвижения в общественных местах. Умение соблюдать правостороннее движение. Умение уступать дорогу идущим. Знания и привычное исполнение правил дорожного передвижения. Умения пользоваться общественным транспортом.

Умение проявлять посильную помощь в ситуации затруднений человека. Умение не смеяться над человеком, непохожим либо оказавшимся в странной ситуации. Умение просить постороннего человека о помощи, услуге.

Правила поведения в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, парке, на выставке. Умения "не мешать", "не сорить", "не трогать", "не кричать", "не выражать недовольства". Умение быть приятным окружающим: умение приветствовать, умение благодарить, умение высказывать просьбу, умение ставить вопрос, умение интересоваться мнением другого, умение извиняться за ошибку, оплошность.

Правило "хорошего настроения". Умение не выказывать всем своего плохого настроения. Умение сдерживать своё бурное желание кричать и прыгать, не выражать грубо свою обиду и злость. Умение сообщать о своих чувствах, не обижая никого. Умение учитывать происшедшее с другим человеком, сочувствовать ему. [18, С. 13]

В ходе работы использовались формы, методы и средства, которые использовались на разных этапах нашей деятельности, направленные на этическое воспитание которые описывались ранее.

Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Таким образом, для контролирующего эксперимента формирования воспитанности были выбраны: анкета "Я и моя семья", тест "Я разный", методика игровых ситуаций.

Также если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни - истина, добро и красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать и такие показатели, как:

внешний облик ребенка;

физическое и психическое развитие детей;

их поведение;

качественность разнообразной деятельности;

способности и самочувствие детей;

ценностные предпочтения;

отношение ребенка к своему Я.

И еще одно важное замечание автора концепции целесообразно учитывать в практике диагностической деятельности. Она подчеркивает, что "воспитательный результат - это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития".

На основе всего вышеперечисленного выполнили диагностику уровня этической воспитанности:


 

0-60 - показатели (%) этической воспитанности учащихся 2 класса; 1- высокий, 2- средний; 3- низкий уровни

Рисунок 2.2 - Диагностика этической воспитанности учащихся 2 класса ГУО "Боровицкой средней школы"

 

При анализе рисунка 2.2 можно судить, что Программа воспитания школьника по Н.Е Щурковой и концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" эффективны, т.к. 60 % воспитанников имеют высокий уровень этической воспитанности, 35 %- средний и только 5 % - низкий. Но это только вторая ступень развития воспитанности, чтобы развить у школьников образ жизни достойного человека необходимо пройти все ступени. Но концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" - это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. И мы поняли: каждый выбирает для себя и по себе. Это касается и нас, учителей. Если мы видим смысл в том, чтобы наши воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то эта концепция как система целей, содержания, методов и форм - наша.


 

Выводы по второй главе

Для эффективной работы над этическим воспитанием младших школьников необходимо использовать различные методы, средства и формы.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, этическая беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Самым распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ряд инновационных форм групповой работы в своих публикациях предлагает Надежда Егоровна Щуркова. Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Эффект достижения нравственной культуры школьника можно увеличить путем облачения этического содержания воздействия в увлекательную форму тренинга. Огромную роль в этическом воспитании играют родители. Существуют разнообразные формы работы с родителями. Для успешной работы над этическим воспитанием необходимы и методы, и формы, и средства в равной степени, выбранными учителем. При анализе диагностики можно судить, что Программа воспитания школьника по Н.Е Щурковой и концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" эффективны. Но концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" - это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. И мы поняли: каждый выбирает для себя и по себе.


 

Заключение

Этическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры.

Для формирования этического воспитания необходимо рассматривать педагогическую технологию воспитания, как дисциплину. Педагогический процесс строится на определенной системе принципов, а педагогическая технология рассматривается как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Профессор Н.Е. Щуркова в своей Концепции "Формирование образа жизни, достойной Человека" для формирования этического воспитания определяет важное место как педагогам так и учащимся. При осуществлении этического воспитания педагог "возвышается до ученика", до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле "человек - человек" и ученик принимается учителем "равным себе": не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Для того, чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.

При диагностики результатов уровня сформированности этического воспитания выявили, что Концепция "Формирования образа жизни, достойной Человека" и Программа воспитания школьников эффективна, при условии выполнения ее пошагово и постепенно. По мнению Н.Е. Щурковой, результат формирующего влияния всех процессов на личность ребенка обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех элементов и связей между ними. Еще одно важное, на наш взгляд, замечание, которое Н.Е. Щуркова неоднократно утверждала, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря "сопровождению", умелому руководству педагогическим процессом.

Но концепция "Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека" - это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. И мы поняли: каждый выбирает для себя и по себе.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.