Методы, средства и формы воспитания этической культуры младших школьников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы, средства и формы воспитания этической культуры младших школьников

2020-04-01 517
Методы, средства и формы воспитания этической культуры младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, этическая беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо учителю прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие "доброта", "честность", "справедливость". С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы.[15, С. 24]

В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так, в рассказе "Карасик" Н. Носова говорится о мальчике, который набедокурил, а потом струсил и сказал неправду, в результате должен пострадать котенок, но мальчик любил котенка; он понимает, что струсил, что поступил плохо, и хочет исправить вину, спасти котенка от наказания. Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик. Конечно все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы дети глубоко задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием "несправедливо", плохо поступил. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учитель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание на уроке, во внеурочное время дает возможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что "воспитание есть не что иное как упражнение детей в моральных поступках". [11, С.28] Таким образом, задача учителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник говорит сыну: "Вижу что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец". Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: "Разве можно тебе доверять, ты неисправим". В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором - у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним - один из правильных этических приемов воспитания этической культуры у младших школьников.

Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильному аккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности.

Разнообразные инновационные формы групповой работы по этическому воспитанию предлагает Н.Е. Щуркова [21, С. 12].

"Презентация мира" как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором переводом предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется усилие каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет самом в себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника нравственную, этическую ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.

Социодрама - это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. "Совершающееся действие" (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

Исключительное место занимает групповая работа с детьми под названием "У зеркала". Суть этого группового дела - поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.

Практика создала гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству - эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление - без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.

Демократизация общества содействовала распространению и укреплению "Защиты проекта" как формы групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

В проекте-мечте школьник выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни.

"Приглашение к чаю" как форма групповой деятельности появилась в воспитательной практике тогда, когда сам процесс чаепития в кругу друзей стал проблематичным по причине больших материальных затруднений семьи, а значит, и школьника. Парадоксально: как только исчезла возможность приглашать товарищей на чай, родилось "Приглашение к чаю"; как только испарилось кондитерское содержание, форма, сохранив себя самое, наполнилась новым содержанием.

Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, в то время как школьный театр (этический театр, драматическая студия и пр.), занятый театрализованными постановками литературные произведений, создается во имя эстетической и нравственной задач. И задача психологическая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

"Час тихого чтения" возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда проводится "час тихого чтения", дети к педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они "сейчас читают", им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Турнир знатоков этикета - очень веселая состязательная форма групповой деятельности, эффективное средство для формирования у детей положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед детьми широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения. Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант поведения в типичных ситуациях. Ознакомление с этикетом - это расширение индивидуального поведенческого опыта.

Суть "дискуссионных качелей" - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают качели: чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу - "качели" начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных "качелей", пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает "качели": "Долго качаться нельзя - голова закружится!" - подводит итог дискуссии.

Гостиная: поэтическая, музыкальная, театральная, спортивная… Логика данной формы свободного общения выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова "гостиная": это комната, в которой принимают гостей и одновременно это сам процесс приема гостей.

Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними происходящие.

Большой Круг - эпическая модификация вчерашнего группового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания (исключая официоз), но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле.

Дело - предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, вырисовываются перспективы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового, жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни, скетчи. Большой Круг - это сбор товарищей-единомышленников, связанных единым делом, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить - на Круг приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов - Круг имеет лишь один центральный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации.

Большой Круг-это большое количество друзей, по значительному поводу собранное и высоко оформленное как некое празднество. Малый Круг - короче по времени, уже по числу участников, обсуждает вопросы текущие и не столь нарядно обставляется.

День добрых сюрпризов - это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый, добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. Его проводят при условии благоприятного психологического климата в школе, но и для наибольшей гуманизации взаимоотношений в школе. Это веселое дело укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психическое состояние отдельных детей, содействует психологической раскрепощенности. В нем обязательно участвуют педагоги наравне с детьми. Субъектом добрых сюрпризов в этот день выступает не учитель или ученик, не первоклассник, десятиклассник, директор, а человек. Социальная роль в этот день у всех единая - быть человеком, доставляющим радость другому человеку.

Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Часто этические рассуждения и убеждения превращаются в морализирование, нравственные представления остаются незакрепленными. Эффект достижения нравственной культуры школьника можно увеличить путем облачения этического содержания воздействия в увлекательную форму тренинга.

Этический тренинг преследует несколько воспитательных целей. Этическая состоит в том, чтобы привить умения, выработать навыки этического общения с людьми, закрепить имеющиеся нравственные представления и довести до осознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, что определило бы их подготовленность к определенным реальным жизненным ситуациям, снизило бы усилия, психологические барьеры (боязнь выглядеть неприлично, быть осужденным или осмеянным).

"Конверт дружеских вопросов" - свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом, равным количеству присутствующих) вопросов: житейско-обыденного, философского, морально-этического, экономического, гигиенического, гастрономического и прочего характера, но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: "Когда ты разозлишься, то учитываешь ли в это время состояние того, на кого разозлился?", "Задумывался ли ты над тем, что доставляет тебе счастье?", "Если тебя угощают лакомством, которое ты не любишь, то, что ты думаешь и делаешь?"

Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

В педагогике подчеркивается особая роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. В пособии подчеркнута роль примера всех взрослых как носителей моральных достоинств, их влияние на ребенка.

Формы работы образовательного учреждения с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. ведется работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.[22, С. 56]

Таким образом, все описанные средства, методы и формы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.