Ценностные ориентации личности и их формирование в дошкольном возрасте — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ценностные ориентации личности и их формирование в дошкольном возрасте

2020-04-01 264
Ценностные ориентации личности и их формирование в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1 Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации" личности

Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество, это то, что считается важным и правильным, хорошим и достойным, оказывает сильное влияние на всю жизнь человека, формирует отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценность - представление о том, что важно для человека, группы, коллектива, общества, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [10, 18].

Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Д.А. Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности ("модели должного"), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [21].

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.) [27].

Кроме того, при проведении исследований в рамках других наук выделяют специфические, важные именно для данной области особенности ценностей. Например, для философского исследования характерна глобальность и рассмотрение ценностей в различных контекстах (историческом, культурном), в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным является стремление строго развести понятия "ценность", "потребность", "цель", "норма", "ценностные ориентации" и т.п., возможность классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности [27].

Формирование личностной ценностной структуры человека является наиболее важным фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

"Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида" [18].

Итак, можно сказать, что "ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного" [17].

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Различия между нами проводили либо по параметру "Общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [41].

Ценностная ориентация личности, проявляясь в таких различных формах как цели, установки, оценки, нормативные представления, императивы, запреты и проч., помогает человеку оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного. "Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было" [41].

1.2 Источники, содержание и структура ценностных ориентаций и представлений

Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и всегда ругают за другие: "Хорошие дети так себя не ведут!"? Почему активное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?

Как мы уже говорили ранее, ценности индивида в основном формируются в раннем детстве благодаря людям, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что неправильно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, поэтому основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в различных ситуациях, в разных жизненных обстоятельствах, сравнивая то, что они говорят и то, что они делают, дети начинают подражать и копировать их манеру поведения, общения. Так через мир семьи дети пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом и ищут способы преодоления своих детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его первоначально обретенных ценностей.

По мере взросления и развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой в дальнейшем он может никогда и не усомниться.

Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одной из причин этого является упоминаемый выше процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, какое поведение и его результаты являются желательными, а какие нет. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Например, родители учат детей быть честными и отвечать за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот "черно-белый" взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, и т. д., во многом и определяет устойчивость и стабильность ценностей.

Время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

Существует множество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Обычно, определение ценностных ориентаций личности начинается с попытки соотнести их с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения человеком каждой их них.

Ученые выделяют различные типы систем ценностей. Так В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей:

- смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности;

- витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;

- интеракционистскую систему - это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь;

- социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот [12,c.96].

В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов метафорически называют ценности "осью сознания", вокруг которой организовано восприятие человеком мира. Этот контекст рассмотрения проблемы ценностей достаточно приближен к психологическому подходу. Так в психологии ценности рассматривают как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь определенную точку для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения отдельного человека и группы [15]. Но отметим, что ценности не действуют непосредственно. Они реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов "социальной составляющей" этого процесса.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С. Шварц [21]. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Таким образом, ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они становятся определенными представлениями или категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные - критерии, стандарты оценки модуса поведения.

Ценности в классификации С. Шварца имеют пять необходимых черт:

а) ценность всегда является представлением или верованием;

б) это знания о состояниях, которых желательно достичь;

в) это следы специфических ситуаций;

г) ценности содержат возможность отбора каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;

д) ценности имеют высокую степень важности.

Выделение этих характерных черт ценностей помогает понять их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы ("знания", "представления"), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания.

М. Рокича, рассматривал иерархию ценностей как структуру предпочтений человеком каждой ценности. Согласно этой классификации существует два класса ценностей: терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, а различия видны не в самих ценностях, а в системе их организации. То есть, изучать необходимо именно ценностные ориентации.

Этой же задаче служит и разработанная ими типология различного содержания ценностей, необходимых для формирования сознательных целей человека, а также описание условий согласования потребностей отдельного человека с интересами общества (удовлетворение биологических потребностей, потребностей в социальных контактах и потребностей выживания, благополучия группы).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.