Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у дошкольников — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у дошкольников

2020-04-01 269
Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах, составляющих окружение человека и выступающих в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения человека, называют институтами социализации.

Цели воспитания ребенка должны соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Кроме того, ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [43].

Жизненные ценности старших дошкольников находятся на этапе формирования, как видно из психологических особенностей развития детей в данном возрасте (гл. 1, п.1.3.) и складываются под влиянием самых различных факторов.

Семью можно назвать уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в ней первоначально происходит адаптация ребенка, формирование привычек, основ социальных отношений, систем значимостей, определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), к различным видам действий. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысливают нормы и ценности, складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер.. В случае неправильного воспитания социальная адаптация нарушается. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации человека не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Позиции, формируемые у ребенка родителями и в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн называет жизненным сценарием [6].

Поэтому семья является очень важным звеном в системе развития личности. Формируя у ребенка такие социально-ценные качества как гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и проч.), она вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, а также желание утверждать эти нормы в повседневной жизни.

В норме специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию у ребенка комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль, отводимая семье в воспитании, определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Именно поэтому семейное воспитание имеет длительный во времени эффект, означающий, что положительные или отрицательные черты личности, сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, обязательно так или иначе имеет значение на протяжении всей его жизни. Наиболее устойчивыми соответственно становятся личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, основываясь на примере взаимоотношений в родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы, проявляясь в межличностных контактах с людьми в различных областях жизни, а особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим.

Самой важной функцией семьи в формировании личности ребенка, является то, что она закладывает своего рода нравственный фундамент его личности. Сюда можно отнести усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. Именно в семье ребенок проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми: он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания.. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни человека, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования в будущем более сложных понятий нравственности и нравственных чувств, таких как патриотизм и чувство долга перед обществом.

Другой важной функцией семьи является подготовка ребенка к труду, а именно формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи. Основными элементами трудового воспитания детей являются семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение "словесными" методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем попытки внести в сознание ребенка плоды познания и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает основы здорового умственного и нравственного развития ребенка. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности.

Основной характеристикой климата в семье являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, при этом ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между родителями, так как именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении. Положительные эмоциональные отношения между членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг. Родители могут влиять на процесс формирования личности ребенка несколькими путями, например, являясь либо непосредственным образцом поведения для ребенка, либо основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий. Влияние семьи и ее компонентов на развитие и формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий потенциал семьи, по мнению ряда ученых (Г.М. Миньковский К.Е. Игошев, А.Г. Харчев и др.) определяется возможностями и условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций [19]. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств, например, от социокультурного статуса семьи, от освоения родителями новых социальных ролей, от условий и образа жизни семьи, от состава семьи и стиля отношений в семье, от общей духовной атмосферы, царящей в семье, от ценностных ориентаций родителей, от того, какова ценность семьи и проч. Степень возможностей семьи в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности и функций является формирующим потенциалом семьи.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, где каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Также в формировании у дошкольников многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Большое влияние на формирование ценностных качеств оказывают и средства массовой информации. Так, дошкольники, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки, чем те, кто проводит у телевизора меньше времени.

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и принятие человеком социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него, наравне с родителями, наиболее референтным лицом. Воспитатель, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредствующего фактора различные виды и формы деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д.), сплотить детей вокруг себя, формируя у него основные социально ценные качества.

Таким образом, развитие личности дошкольника имеет три основных направления. Во-первых, адаптация, а именно усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, индивидуализацию, т.е. стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо в позитивном направлении в различных видах самодеятельности, либо в негативном направлении - в шалостях и капризах, в обоих случаях дети ориентируются на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательниц. В-третьих, интеграция - гармонизация неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в них, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения ребенку успешного перехода на новый этап - в школу.

Выводы

Ценностные ориентации личности - это сложный социально-психологический феномен. Он характеризует направленность и содержание активности личности и, являясь составной частью системы человеческих отношений, определяет общий подход человека к себе и к миру, придает смысл и направление его личностным позициям, поступкам, поведению. Система ценностных ориентаций человека выражает внутреннюю основу его отношений с окружающей действительностью. В психологии при анализе ценностей особое внимание уделяют их значению для личности, в первую очередь в качестве основы для мотивации и регулятора поведения и деятельности человека. Однако это не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.

Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащего к нему ребенка.

В раннем детстве ребенок достигает стадии дооперационального мышления, а затем и мышления на уровне конкретных операций, - важных уровней символического и представляющего мышления как основы для классификации и категоризации информации, а также для понимания важных принципов устройства физического и социального мира.

Взрослые, показывая ребенку способ решения какой-либо проблемы, помогают ему учиться мыслить. То есть его повседневный опыт дает пищу для психической жизни и мыслительных способностей. Так как в основе познавательных процессов ребенка лежат события реальной жизни, его понимание мира "встроено" в социальное или культурное знание.

В раннем детстве ускоряется темп приобретения детьми знаний об их культурном и социальном мире, а также их общее когнитивное развитие. Обычно за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение; как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него его семья и все общество, в котором он живет. Дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. В то же время они вырабатывают Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.

Итак, выбор и присвоение человеком социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп, основу которых у дошкольников составляют родители и воспитатели. У детей формируются гуманистические свойства личности, определенный стиль взаимоотношений с людьми, сложные понятия нравственности и эмоционально-ценностных представлений, а также многие другие социально ценные качества.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.