Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и классификация — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и классификация

2020-04-01 290
Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя. [14, 72].

Появление цепей поставок неслучайно. Существуют объективные причины, обусловливающие их наличие в современной экономике и побуждающие субъектов хозяйствования их создавать. Рассмотрим некоторые из них.

Цепи поставок возникают для того, чтобы преодолевать значительные расстояния между производителями и потребителями продукции, поставщиками сырья, материалов, различных ресурсов и производителями и т.д. Создание цепей поставок позволяет более эффективно использовать ресурсы с учетом их наличия (нередко избытка, например, нефть, уголь, сахар, зерно, электроэнергия и др.) в одних регионах (странах) и отсутствия (но большой потребности) в других. Значительная роль в этом принадлежит всем видам транспорта без исключения. Перемещая ресурсы между территориально удаленными объектами (внутри одной страны или расположенными на различных континентах), цепи поставок способствуют активизации международного разделения труда, устранению несоответствий между спросом и предложением.

Производители, участвующие в цепях поставок, получают определенные экономические выгоды от такого участия. В частности, у них отпадает необходимость в закупке и хранении значительных запасов товарно-материальных ценностей для производства собственной продукции (оказания услуг), в создании запасов собственной готовой продукции, что сокращает их затраты, связанные со складированием и хранением, позволяет более эффективно использовать оборотные средства.

Наличие в цепях поставок оптовых покупателей, делающих крупные заказы, позволяет производителям своевременно выполнять их, сокращать продолжительность производственных циклов, экономить материальные ресурсы путем снижения себестоимости единицы продукции, а именно постоянных затрат при росте объемов производства. Оптовикам, в свою очередь, представляется также возможность улучшить результаты своей торговли, предлагая покупателям товары со скидками.

Присутствие в цепях поставок не только оптовых, но и розничных продавцов позволяет своевременно реагировать на запросы потребителей, расширять ассортимент, номенклатуру и улучшать качество продукции.

В цепи поставок (далее ЦП) появляется возможность экономить на транспортных издержках за счет оптимизации транспортировки, что очень существенно, поскольку, как свидетельствует практика, их доля высока, а максимальная величина может достигать 50% в общих затратах на перевозку товара от первичного и с источника сырья до конечного потребителя готовой продукции. [7]. Данная возможность реализуется посредством участия транспортно-экспедиторских компаний, которые оптимизируют маршруты движения транспорта, согласуют графики подачи грузовых средств, обеспечивают оптимальную их загрузку, сокращают балластные пробеги и в целом способствуют эффективному взаимодействию транспортных организаций и грузовладельцев.

Существуют и другие положительные моменты в деле создания и функционирования цепей поставок (например, совершенствование коммуникаций, расширение международной торговли, создание зон свободной торговли). Однако любая деятельность в цепях поставок связана с различного рода рисками, будь то закупка сырья, перевозки грузов различными видами транспорта, складирование и хранение грузов, планирование и контроль запасов, комплектация заказов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

На самом деле, прочность, устойчивость, неуязвимость всей цепи поставок зависят от каждого звена, поскольку любые недостатки в одном звене влияют на всю цепочку. Цепи поставок представляют собой зону повышенного риска, в которых всегда существует вероятность чрезвычайных происшествий.

Это объясняется следующими объективными причинами:

1. В цепях поставок участвуют многочисленные субъекты хозяйствования, имеющие различные формы собственности и организационно-правовые формы;

2. Результаты деятельности каждого участника цепи поставок зависят от большого числа внешних факторов, надежности партнеров по бизнесу;

.   У частников цепей поставок различные политика, цели, стратегии деятельности;

.   Объекты в цепях поставок различаются по производственным возможностям, технологической и технической оснащенности, составу и качеству потребляемых ресурсах;

.   В рамках отдельно взятой цепи поставок применяются различные технические средства, материальные и трудовые ресурсы;

.   Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства, обеспечивающие различные потоки ресурсов (товаров) между участниками цепи поставок, характеризуются высокой мобильностью и универсальностью.

Управление цепями поставок - относительно новая управленческая концепция, получившая широкое практическое и академическое признание. Многие исследователи сходятся во мнении, что данная концепция не только стала катализатором коренных изменений в целом ряде отраслей, но и трансформировала представление о природе конкуренции.

Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя. [14, 72].

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется.

Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок - это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и / или информации от источника до потребителя»

Процесс управления цепями поставок представляет собой интеграцию ключевых бизнес-процессов и координацию действий контрагентов цепи с целью синхронизации всех видов деятельности, выполняемых в ходе производства и дистрибьюции, которые добавляют ценность для конечного потребителя, и устранения всех неэффективных видов деятельности. Управление цепями поставок связано не только с максимизацией производительности и рентабельности отдельных бизнес-единиц цепи, а с оптимизацией всей системы, чтобы добиться более высокого качества обслуживания при более низких общих издержках.

На сегодняшний день, по признанию многих ведущих зарубежных и отечественных специалистов, управление цепями поставок, как концепция Supply Chain Management (SCM), является одним из наиболее эффективных способов управления коммерческими структурами, позволяющих существенно повысить конкурентоспособность предприятий.

Следует отметить, что опыт управления цепями поставок в России пока еще очень небольшой. Даже в США и Японии, где этот опыт насчитывает уже 10-15 лет, далеко не все, даже крупные компании, до конца осознали, что же такое управление цепями поставок, ограничиваясь лишь локальной оптимизаций некоторых интегрированных процессов, например транспортировки и складирования. В России ситуация пока еще более сложная. Массовое внедрение управления цепями поставок на практике в России следует ожидать в 2013-2015 гг.

В настоящее время в управлении цепями поставок уже явно обозначился переход от простой информационной координации и операционной кооперации к целостному взаимодействию в цепях поставок, что приводит к пониманию управления цепями поставок как концепции управления бизнесом.

В России и за рубежом управление цепями поставок рассматривается с трех основных позиций:

· как бизнес-концепция,

· как самостоятельное научное направление и

· как среда информационного взаимодействия предприятий.

Бизнес-процессы и информационные технологии, на практике теснейшим образом связанные друг с другом, рассматриваются во многом обособленно друг от друга. Это же касается и вопросов моделирования и оптимизации цепей поставок. Установление взаимосвязей между этими тремя направлениями - бизнес-концепции, информационные технологии и моделирование цепей поставок является в настоящее время одной из важнейших задач [14, 72].

Поиск новых путей взаимодействия с партнерами по цепям поставок имеет для компаний важное значение, так как все организации, включенные в цепь поставки, должны работать вместе над планированием продуктов, прогнозированием, производством, распространением и доставкой.

Управление цепями поставок представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения).

Сущностью понятия «управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание. [12, 52]

Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Цепочка поставки выполняет две основные функции:

)   Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те - в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.

)   Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна - на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

Логистическая цепь компании включает географически распределенные объекты, где продается, преобразуется, хранится или приобретается сырье, готовая и незавершенная продукция и соединяющие эти объекты каналы распределения, по которым перемещается продукция. Объекты могут управляться компанией, поставщиками, покупателями, представителями третьих сторон или другими фирмами, с которыми компания имеет деловые отношения. Цель компании заключается в эффективном добавлении стоимости своим продуктам по мере того, как они перемещаются по цепи поставок и транспортируются на географически распределенные рынки в необходимом количестве, в необходимой комплектации, в требуемое время и по конкурентоспособной цене.

Цель управления цепочками поставок состоит в объединении рынка сбыта, системы распределения, производства и закупки таким образом, чтобы клиенты обслуживались на более высоком уровне при одновременном снижении затрат. Управление цепочками поставок состоит из трёх основных этапов:

- Принятие решений (время и состав закупок, пути доставки, выбор складских площадей и т.д.)

-  Мониторинг состояния заказов

-  Документирование процесса [27, 112]

Наиболее сложным этапом является процесс принятия решений, т. к. необходимо проанализировать множество взаимосвязанных, часто стохастических событий. Тем не менее, большинство систем по управлению цепочками поставок предоставляет только возможности мониторинга и документирования данного процесса, что является необходимой, но всё же не основной составляющей.

В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок:

) прямая цепь поставок;

) расширенная цепь поставок;

) максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной) компании (обычно - промышленной или торговой фирмы), поставщика и покупателя / потребителя, участвующего во внешнем и / или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и / или информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу.

Расширенная цепь поставок включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня.

Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании - на «входе», и сети распределения справа - вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также логистических, институциональных и прочих посредников.

По своей сути, цепи поставок - это последовательности поставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становится поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поставок», в которой каждая компания (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг другу материально-товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стоимость к товару.

Традиционная цель управления цепями поставок состоит в минимизации общих логистических издержек при удовлетворении данного фиксированного спроса. Эти издержки могут включать:

- стоимость сырьевых материалов;

-  внутренние транспортные издержки;

-  инвестиции в оборудование;

-  прямые и косвенные производственные затраты;

-  прямые и косвенные затраты распределительных центров;

-  затраты по содержанию запасов;

-  стоимость внутризаводских перевозок;

-  внешние транспортные издержки.

При формировании модели, которая решает определенные проблемы планирования следует исследовать ту часть всей цепи поставок компании и связанных с ней издержек.

Специалисты полагают, что минимизация общих издержек не является основной целью фирмы при анализе стратегических и тактических планов относительно цепи поставок. Напротив, фирма должна стремиться к максимизации чистой прибыли, где

 

чистая прибыль = валовая прибыль - общие издержки.

 

При определенном фиксированном уровне спроса предполагается, что валовая прибыль от удовлетворения спроса также определена и фиксирована, поэтому фирма сможет максимизировать чистую прибыль путем минимизации общих издержек.

Таким образом, управление цепями поставок позволяет:

- сократить цикл планирования и увеличить горизонт планирования за счет получения надежной и своевременной информации.

-  оптимизировать расходы за счет возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора закупаемых изделий и их поставщиков, поддержки взаимодействия с ними в режиме реального времени.

-  снизить производственные издержки через оптимизацию потоков продукции и оперативную организацию обмена информацией между контрагентами. Коммуникация в режиме реального времени между различными участниками цепочки поставок позволяет предотвратить образование «узких мест» в производственном процессе.

-  снизить складские издержки за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом.

-  повысить качество обслуживания потребителей за счет оперативности и гибкости процесса поставки.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.