Характеристика решений в условиях риска при управлении цепями поставок — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика решений в условиях риска при управлении цепями поставок

2020-04-01 201
Характеристика решений в условиях риска при управлении цепями поставок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стремительное развитие логистики в условиях рыночной экономики, которое мы наблюдаем последнее десятилетие, все отчетливее подчеркивает следующую специфику применительно к задачам системного анализа и оптимизации логистических систем. А именно, все чаще и чаще соответствующие задачи приходится формулировать и решать как задачи, которые относят к задачам принятия решений в условиях неопределенности.

К задачам анализа решений в условиях риска и неопределённости в системах логистики относят задачи, для которых из - за влияния внешних, не зависящих от лица, принимающего решения (далее - ЛПР), случайных воздействий или факторов конечный экономический результат заранее не определён. При этом, если статистические данные, характеризующие такие возможные случайные воздействия (вероятности различных ситуаций, влияющих на экономический результат; законы распределения вероятностей для ожидаемых доходов или издержек и т.п.), известны, то в таком случае говорят о принятии решений в условиях риска. Разработанные классические, неоклассические и современные методы принятия решений в условиях риска, а также методы управления рисками для такого типа задач, существенно используют соответствующую статистическую информацию.

Под риском принято понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности организации в той или иной области. Следует выделить, что в числе главных причин возникновения риска - не только статистическая возможность формирования неблагоприятной атмосферы, но еще и три других фактора внешней и внутренней логистической среды: случайность, противодействие, неопределенность.

Неопределенность - это сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на итоговые показатели логистической деятельности. Данный фактор часто вообще не учитывается при оценке рисков, но его влияние на результаты деятельности может быть довольно значительным. [17, 55]

Случайность - это сумма обстоятельств, которые возникают независимо от общей ситуации и, как правило, под воздействием факторов внешней среды. Случайность усиливает влияние неопределенности.

Противодействие - это намеренное сопротивление обстоятельствам и участникам логистического процесса при его выполнении. Наличие противодействия - не обязательно вражеские происки (хотя иногда действия чиновников или представителей местной администрации иначе не назовешь). Сюда относятся и умелые действия конкурентов, использующих сложившиеся обстоятельства в своих интересах, и действия контрагентов или третьих лиц, которые выполняют или не выполняют условия договора.

Задачи принятия решений в условиях неопределенности применительно к различным моделям систем логистики могут существенно отличаться друг от друга. В частности, это может быть обусловлено спецификой факторов, случайное влияние которых требуется учесть.

Это обращает внимание и на то, что при решении указанных задач управления приходится иметь дело с ситуациями, когда нахождение оптимального решения осложняется необходимостью одновременного учета различных групп факторов и соответствующих сценариев их случайного воздействия на работу логистической системы. Кроме того, соответствующие факторы и сценарии должны быть синтезированы в единую оптимизационную модель с конкретными альтернативными решениями, которые необходимо анализировать, в том числе и по требованию ЛПР. На современном бурном этапе развития логистики такие оптимизационные модели требуют учета целого ряда специфических особенностей, которые ранее в теории принятия решений в условиях неопределенности не рассматривались.

Чтобы предусмотреть такие особенности при организации соответствующих систем логистики, современный менеджер сталкивается с новыми постановками задач оптимизации указанных систем и соответственно с новыми подходами к их решению. Естественно, у менеджеров, работающих в соответствующих областях бизнеса, при этом может меняться взгляд как на структуру самих оптимизационных моделей систем логистики, так и на критерии оптимизации в рамках таких моделей. Достаточный перечень таких критериев при нахождении оптимальных решений дает менеджеру возможность адаптировать выбираемое решение применительно к имеющимся предпочтениям ЛПР в рамках конкретного бизнеса.

Необходимо сразу же подчеркнуть следующую особенность, традиционно присущую решениям оптимизационных задач в условиях неопределённости. Каждое ЛПР может иметь своё отношение к рискам или потерям в рамках анализируемых ситуаций. Поэтому, определяя для одной и той же задачи принятия решений в условиях неопределённости наилучшее (оптимальное) решение, но применительно к разным участникам рынка (разным ЛПР), менеджер может находить соответственно различные рекомендации, т.е. различные наилучшие решения. В этом нет никакого противоречия, поскольку каждый участник рынка может и должен уметь реализовать именно свой опыт и своё отношение к риску и возможным потерям в формате конечного экономического результата при нахождении наилучшего / оптимального решения. Более того, такая особенность заранее предусматривается методами и процедурами оптимизации самой теории принятия решений в условиях неопределённости. Она может быть реализована, в частности, на основе соответствующего аппарата «линий уровня» (их в некоторых случаях еще образно называют «кривыми безразличия») для конкретных используемых критериев принятия решений, характеризующих отношение ЛПР к риску и неопределённости конечного экономического результата.

Стремление разработать критерии, которые позволяли бы ЛПР более эффективно приспосабливать соответствующую систему линий уровня к особенностям имеющейся ситуации в бизнесе (в формате его системы предпочтений, причем с учетом конкретных финансовых возможностей и допустимых отклонений конечного экономического результата), чем ранее рассмотренные, привело к построению так называемых составных критериев.

Отмеченная возможность «приспосабливать систему линий уровня» понимается в рамках критериев указанного типа в следующем смысле. В зависимости от своих предпочтений, финансовых возможностей, а также специфики ситуации, каждое ЛПР может по-своему определить величину допустимого риска отклонения конечного результата дохода применительно к анализируемой задаче принятия решения. Для указанного типа критериев такой допустимый риск отклонения устанавливается, обычно, как предельно допустимое отклонение eДоп>0 (в худшую сторону) определенного показателя для экономического результата от его так называемого «опорного» значения, которое соответствует решению, принимаемому за опорное.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.