Основные исторические этапы организации и деятельности прокуратуры: досоветский, советский, Российский. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные исторические этапы организации и деятельности прокуратуры: досоветский, советский, Российский.

2020-04-01 419
Основные исторические этапы организации и деятельности прокуратуры: досоветский, советский, Российский. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура.

При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. В обязанности прокуроров времени Петра I входило: надзирать за ходом дел; напоминать о необходимости решения важнейших отложенных дел и предупреждать о приближающихся сроках окончания текущих дел; опротестовать в случае неправильно решенных дел. Помимо многочисленных канцелярских обязанностей в ведении тогдашних прокуроров находились арестантские и казенные дела, как правило, связанные с взиманием податей.

Петровская прокуратура выполняла сугубо контрольные функции.

Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. В обязанности прокуроров времени Петра I входило: надзирать за ходом дел; напоминать о необходимости решения важнейших отложенных дел и предупреждать о приближающихся сроках окончания текущих дел; опротестовать в случае неправильно решенных дел. Помимо многочисленных канцелярских обязанностей в ведении тогдашних прокуроров находились арестантские и казенные дела, как правило, связанные с взиманием податей.

Петровская прокуратура выполняла сугубо контрольные функции.

В 1731 году прокурорский надзор был введен по всей империи. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности».

Согласно Инструкции губернские прокуроры посещали тюрьмы, осуществляли контроль за питанием арестантов, составляли списки взятых под стражу, участвовали в деятельности рекрутских присутствий, в освидетельствовании умалишенных, выполняли и другие надзорные функции. Важнейшей же задачей губернских прокуроров являлась борьба с противозаконными действиями чиновничества и губернским произволом. Прокурорам присваивались гражданские чины коллежских асессоров, надворных и коллежских советников VIII-VI классов.

Институт губернских прокуроров просуществовал 138 лет, до конца 60-х годов ХIХ века. Взошедший на престол Александр II приступил к реформированию империи, и одной из важнейших сторон его деятельности стало переустройство судебной системы.

Территория Российской империи была разделена на судебные округа (к началу ХХ века их насчитывалось 14). Высшей судебной инстанцией в округе была судебная палата. Надзор за ходом дел в палате осуществляли прокурор судебной палаты и его помощники. Судебная палата контролировала деятельность окружных судов. Соответствующий надзор осуществлял прокурор окружного суда, имевший в подчинении нескольких прокурорских товарищей.

На вершине прокурорской системы находился генерал-прокурор, который одновременно являлся и министром юстиции. Прокуроры были выведены из состава губернских правлений и включены в структуру суда на независимой основе. Так, прокурор обязан был доказать вину подсудимого, поскольку основным принципом деятельности судов в это время была состязательность судебного процесса.

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

28 мая 1922 года по решению III сессии ВЦИК IХ созыва была создана советская прокуратура. Практика показала, что суды и прокуратура не всегда могут выносить угодные власти решения. А поэтому 28 марта 1924 года был создан внесудебный карательный орган ОГПУ (объединенное государственное политическое управление), получившее право административной высылки, ссылки и заключения в концлагерь. Решения оформлялись Особым совещанием при ОГПУ в составе трех человек. В «тройку» входили представитель ОГПУ, секретарь обкома или крайкома партии, областной или краевой прокурор. Прокуроры, отказывающиеся подписывать фальсифицированные полицией приговоры, сами могли попасть в списки репрессированных.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия: право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую помимо основных возлагались дополнительные функции: надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

Государство нуждалось в квалифицированных кадрах. Генеральный прокурор СССР К.П. Горшенин специальным приказом потребовал, чтобы все без исключения прокуроры и следователи имели высшее юридическое образование.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры были отнесены:

· высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;

· борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;

· борьба с преступностью и другими правонарушениями;

· расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;

· обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;

· разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность, и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями перед Президиумом Верховного Совета СССР. В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему прокуратуры СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему прокуратуры субъектов Российской Федерации окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.