Отраслевые и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Отраслевые и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2020-04-01 1733
Отраслевые и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного.

1) принципы уголовного процесса

- принцип презумпции невиновности

- принцип законности

- принцип неприкосновенности жилища и др.

2) принципы гражданского процесса

- состязательность (т.е. стороны имеют равную возможность доказывания своей позиции)

- диспозитивность (т.е. стороны могут применять любые предусмотренные законом средства доказывания).

Этими принципами прокурор руководствуется постольку, поскольку оказывается участником соответствующих правоотношений.

Внутриорганизационные прокурорские:

1. централизации – способ объединения и деятельности всех органов прокуратуры, каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему при общем подчинении генпрокурору. Каждый вышестоящий проку­рор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.

2. единства - каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет надзор за соблюдением законности в государстве, т.е. за точным и единообразным исполнением правовых предписаний. Вся системе прокуратуры организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели и разрешает единые задачи.

3. независимости - органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ОГВ субъектов РФ, ОМС, общественных объединений. Воздействие в любой форме на деятельность прокуратуры влечет за собой ответственность (ст. 17.7 КоАП, ст. 294 УК). Прокурор должен быть не зависим от религиозных убеждений. Прокуратура не подчиняется никому кроме Президента и ФС. Запрет на вступление в общ. объединения, которые преследуют политические цели. Недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельностью с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, творческой, научной. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных государственных органов. Прокурорские работники не могут принимать участие в общественных объединениях имеющих политические цели. Прокуратура не вправе подменять иные государственные органы. Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Вместе с тем свои организационные мероприятия по укреплению законности, предупреждению правонарушений и в особенности преступлений прокуроры осуществляют в тесном контакте с представительными и исполнительными органами, органами контроля (надзора), правоохранительными органами, общественными объединениями.

4. единоначалия – сущность которого заключается в единоличном раз­решении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Единоначалие в прокурорском надзоре выражается и в том, что все приказы и указания вышестоящего прокурора явля­ются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора. Все прокуратуры возглавляются соответствующими прокуро­рами, которые единолично решают вопросы, вытекающие из прак­тической деятельности данной прокуратуры, осуществляют еди­ноначалие в руководстве ею. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних на оперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности.

Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый - это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй - управление внутри конкретного органа.

Единоначалие выражается в руководстве, как прокурорскими органами, так и их работниками. Руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть - прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган - прокурор района, города; структурное подразделение - начальник управления, отдела.

Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности. Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт.

Коллегиальность проявляется: в районных и городских прокуратурах проводятся оперативные совещания при прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.

В субъектах федерации действуют коллегии прокуратуры.

Коллегии прокуратуры – это совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.

5. уважения чести и достоинства личности – заключается в запрещении осуществления действий и принятия решений, унижающих честь и достоинство участников прокурорских надзорно-охранительных отношений. Никто из них не может подвергаться насилию, пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

6. объективной истины – требует достижения полного соответствия выводов прокуратуры действительным обстоятельствам дела (материалам проверки уголовного, гражданского, административного дела и т.д.). Органам прокуратуры в лице компетентных должностных лиц необходимо в каждом конкретном случае добиваться соответствия сделанных выводов реальной действительности. Решение, принятое прокурором, является обоснованным только в том случае, если в нем отражены имеющие значение для конкретного дела факты, подтвержденные проверенными доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относительности, а само решение содержит исчерпывающие выводы, следующие из установленных фактов.

7. доступности – обеспеченная государством реальная возможность всякого заинтересованного лица обратиться в установленном законом порядке в органы прокуратуры по фактам нарушений законности, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию прокурорских органов.

8. обязательности исполнения законных требований прокурора – законные требования прокурора подлежат обязательному исполнению в установленный законом срок. Закреплен в ст. 6 Закона о прокуратуре.

9. убедительности – изложенные в средствах прокурорского реагирования доводы и аргументы должны быть неопровержимы для адресата. Принцип убедительности в деятельности прокуроров обеспечивается четырьмя факторами: аргументацией; юридической грамотностью, знанием языка и надлежащим техническим оформлением акта.

10. целесообразности – объективная возможность свободы выбора одного из предусмотренных в законе решений в целях осуществления надзора за соблюдением законности и иных функций прокуратуры. Суть целесообразности заключается в выборе нужных и действенных средств, достаточных для устранения выявленных нарушений законности, а также привлечения к соразмерной проступку ответственности виновных лиц.

18. Специализированные прокуратуры РФ: виды, структура и цель образования.

Создание специализированных прокуратур преследует цель повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений. Деятельность специализированных прокуратур определяется спецификой поднадзорных объектов и не зависит от административно-территориального деления страны. С помощью специализированных прокуратур решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены столь же успешно территориальными прокуратурами.

Разграничение регламентируется приказом Генерального прокурора от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других прокуратур»

Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счет выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. В Главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора. На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия: 1) надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т. д.; 2) надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении ОРД по уголовным делам в материалах о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований; 3) уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующими полномочиями и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления: – участвуют в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; – назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; – имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; – проверяют законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц; – требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

Природоохранные прокуратуры. Эти прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды. Действуют на уровне районных (городских) прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия этой прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ. На Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру возложены следующие полномочия: – надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей природной среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне р. Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов; – уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне р. Волги.

Транспортные прокуратуры. Состоят из двух звеньев. Верхним звеном выступают межрегиональные транспортные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. Сфера деятельности указанных прокуратур распространяется на территорию нескольких субъектов РФ. Межрегиональным транспортным прокурорам подчиняются региональные транспортные прокуратуры, приравненные к районным (городским) прокуратурам. Данные прокуратуры создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах.

Транспортные прокуратуры осуществляют:– надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за законностью издаваемых нормативных правовых актов в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере;– надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и в таможенных органах;– координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью; – участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания и иных мер принудительного характера. Формируются в местах дислокации наиболее крупных исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера. Эти прокуратуры имеют статус районных и подчиняются прокуратурам субъектов РФ.

На прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложен надзор за: – исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; – исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России; – процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами.

Кроме того, на прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложена обязанность участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

При отсутствии в месте дислокации исправительного учреждения специализированной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуроры субъектов РФ, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, возлагают соответствующие полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях на прокуроров городов и районов.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.