Специфические (прокурорские) принципы организации и деятельности прокуратуры РФ: единства, централизации, независимости, единоначалия. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Специфические (прокурорские) принципы организации и деятельности прокуратуры РФ: единства, централизации, независимости, единоначалия.

2020-04-01 620
Специфические (прокурорские) принципы организации и деятельности прокуратуры РФ: единства, централизации, независимости, единоначалия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единства. Каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет высший надзор за соблюдением законности в государстве, за точным и единообразным исполнением законов.

Каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет все функции прокуратуры, в том числе функцию надзора за соблюдением законности в государстве как основную функцию прокуратуры. Каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры.

Вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. На всех направлениях прокурорской деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, участвуя в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, все прокуроры обладают сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и Законе о прокуратуре РФ.

Принципу единства не противоречит процессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом качестве прокурор действует в рамках соответствующего процессуального законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакой вышестоящий прокурор не вправе принудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле в качестве государственного обвинителя, отстаивать позицию, с которой тот не согласен.

Комплектование кадров органов прокуратуры происходит исключительно в порядке назначения.

Подчиненность и подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим и в конечном счете – Генеральному прокурору РФ.

Принцип единства исключает совмещение функций прокуратуры с другими видами государственной деятельности. Прокуратура выполняет только функции, предусмотренные действующим законодательством, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора.

Единство прокурорского надзора обеспечивает единообразное понимание законов самими прокурорами и выполнение ими своих обязанностей.

Централизации. Способ объединения и деятельности всех органов прокуратуры, в соответствии с которым каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему при общем подчинении Генеральному прокурору РФ. Каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.

Он служит обеспечению единства законности и единства прокурорского надзора, обеспечивает удобство и простоту управления всеми составляющими систему органов прокуратуры элементами, оперативность в реализации задач организации и деятельности органов прокуратуры РФ.

Независимости. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ОГВ субъектов РФ, ОМС, общественных объединений. Воздействие в любой форме на деятельность прокуратуры влечет за собой ответственность (ст. 17.7 КоАП, ст. 294 УК). Прокурор должен быть не зависим от религиозных убеждений. Прокуратура не подчиняется никому кроме Президента и ФС. Запрет на вступление в общ. объединения, которые преследуют политические цели. Недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельностью с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, творческой, научной. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных государственных органов. Прокурорские работники не могут принимать участие в общественных объединениях имеющих политические цели. Прокуратура не вправе подменять иные государственные органы. Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Вместе с тем свои организационные мероприятия по укреплению законности, предупреждению правонарушений и в особенности преступлений прокуроры осуществляют в тесном контакте с представительными и исполнительными органами, органами контроля (надзора), правоохранительными органами, общественными объединениями.

Единоначалия. Заключается в единоличном раз­решении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Единоначалие в прокурорском надзоре выражается и в том, что все приказы и указания вышестоящего прокурора явля­ются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора. Все прокуратуры возглавляются соответствующими прокуро­рами, которые единолично решают вопросы, вытекающие из прак­тической деятельности данной прокуратуры, осуществляют еди­ноначалие в руководстве ею. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних на оперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности.

Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый - это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй - управление внутри конкретного органа.

Единоначалие выражается в руководстве, как прокурорскими органами, так и их работниками. Руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть - прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган - прокурор района, города; структурное подразделение - начальник управления, отдела.

Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности. Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт.

Коллегиальность проявляется: в районных и городских прокуратурах проводятся оперативные совещания при прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.

В субъектах федерации действуют коллегии прокуратуры.

Коллегии прокуратуры – это совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.

16. Принцип независимости прокуратуры. Принцип политической независимости: элементы, содержание, ограничения.

Принцип независимости. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ОГВ субъектов РФ, ОМС, общественных объединений. Воздействие в любой форме на деятельность прокуратуры влечет за собой ответственность (ст. 17.7 КоАП, ст. 294 УК). Прокурор должен быть не зависим от религиозных убеждений. Прокуратура не подчиняется никому кроме Президента и ФС. Запрет на вступление в общ. объединения, которые преследуют политические цели. Недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельностью с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, творческой, научной. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных государственных органов. Прокурорские работники не могут принимать участие в общественных объединениях имеющих политические цели. Прокуратура не вправе подменять иные государственные органы. Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Вместе с тем свои организационные мероприятия по укреплению законности, предупреждению правонарушений и в особенности преступлений прокуроры осуществляют в тесном контакте с представительными и исполнительными органами, органами контроля (надзора), правоохранительными органами, общественными объединениями.

 Принцип политической независимости. Недопустимость какого-либо участия прокурорских работников в деятельности общественных организаций, преследующих политические цели, в том числе членство в таких организациях. Запрещается также создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры. Прокуроры в своей деятельности не могут быть связаны решениями общественных объединений (п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Необходимо заметить, что действие этого принципа распространяется не только на прокуроров, но и на всех других работников организаций прокуратуры, имеющих классные чины: педагогических, научных и иных работников.

Запрещение прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокуроров, а следовательно, на принимаемые ими решения в процессе осуществления прокурорского надзора. Как известно, во всех политических объединениях (партиях, движениях) существует внутренняя организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих органов объединений или большинства. Не всегда эти решения могут совпадать с целями и задачами органов прокуратуры и прокуроров, если бы они были членами названных политических объединений. Запрещение для прокуроров членства в такого рода объединениях, таким образом, исключает возможность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона.

Понятно, что прокурор как любой гражданин страны может разделять взгляды, программные установки и доктрины того или иного политического объединения, но это разделение взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им профессиональных решений. Во всех случаях прокурор должен сохранять беспристрастность и независимость.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.