Прокуратура Российской Федерации: понятие, признаки, цели деятельности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Прокуратура Российской Федерации: понятие, признаки, цели деятельности.

2020-04-01 513
Прокуратура Российской Федерации: понятие, признаки, цели деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место прокуратуры в структуре государственного механизма.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Прокуратура и судебная власть

Прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам. 

Прокуратура и исполнительная власть

Прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:

1) она не входит в структуру Правительства РФ

2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;

3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

Прокуратура и законодательная власть

Прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

Прокуратура и администрация президента

Прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени РФ, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе. С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора и его заместителей, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то, что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.

Вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов, как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий. Прокуратура является надзирающим органом.

Основные направления:

· совместный анализ состояния преступности, ее.структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

· выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

· разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

· подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

· обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

· разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

· обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

· изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Координация проходит в три уровня: федеральный уровень (Генеральная прокуратура, ФСБ, МВД – руководит Генеральный прокурор); региональный уровень (прокуроры субъектов РФ); местный уровень (прокуроры городов, районов).

Формы координации:

· проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

· обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

· совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

· создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

· проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

· взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

· оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

· издание совместных приказов, указании, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

· выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

· разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

В целях обеспечения деятельности ПО прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих органов (члены совещания). Могут быть приглашены другие должн. лица ПО, руководители ФОГВ, органов самоуправления, ОГВ Суб. РФ, органов военного управления, общественных объединений, представители СМИ.

Все участники совещания пользуются равными правами: обмениваются информацией, связанной с борьбой с преступностью, обмениваются опытом, разрабатывают предложения и т. д.

Решение координационного совещания оформляется в письменной форме в виде постановления и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение. Постановления координационного совещания подписывает председатель координационного совещания по согласованию с членами координационного совещания, а протоколы координационного совещания - его ответственный секретарь. Данное решение обязательно для исполнения всеми должностными лицами правоохранительных органов. В целом координация носит конкретный характер, так как должна быть направлена на устранение причин и условий, способствующих преступности. Участники координации: органы прокуратуры, МВД, ФСБ, ФТС, Минэкономразвитие, СВР, ГПС МЧС, ФСИН, ФССП и др. правоохранительные органы.

Конституция РФ

В ст. 129 Конституцией РФ определены только общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

Нормативно-правовые акты

ФКЗ «О КС РФ», «О военных судах», «Об ОРД» - в указанных НПА в частности закрепляется право Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров выполнять возложенные на них законом полномочия по надзору за исполнением федерального законодательства соответствующими органами, устанавливает обязанность прокурора осуществлять надзор за законностью деятельности этих органов.

Подзаконные акты

Указами Президента РФ от 18.04.1996 N 567 и от 30.06.1997 N 659 утверждены соответственно Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Положение о классных чинах прокурорских работников. Кроме того, указами главы государства устанавливается предельная численность прокурорских работников, присваиваются классные чины, а также награждаются государственными наградами особо отличившиеся работники органов и учреждений прокуратуры.

Акты генерального прокурора

Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генпрокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.

- приказы направлены на урегулирование ключевых, основополагающих вопросов организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников («О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»

- распоряжение для индивидуальных (конкрет.) мер, заданий, адресуемых работникам прокуратуры, порой разового или кратковременного характера "о порядке выдачи, учета, хранения, использования гербовых бланков ген. прокур. РФ"

- положения - НА имеющие сводный кодифиц. характер, расчитан. на длит. действие, опред. структуру, компетенцию того или иного подразделения прокур. системы (например ген. прокурат. опред. устанавливает штаты и структуру ген. прокуратуры)

- инструкции - систематизированная совокупность рекомендаций и предписаний излагаемых в нормативной форме(организация делопроизводства, статистич. учета)

- указания - НА общего характера, принимаются по отдельным вопросам организ. и деятельности прокуратуры, практики применения законов ("применение предостережения о недопустимости нарушения закона").

Приказы издаются только Ген. прокурором РФ. Другие акты вправе принимать замы

Перспективы реформирования

Смещения приоритетов в общенадзорной деятельности в пользу защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина; всемерного укрепления структурных подразделений непосредственно занятых рассмотрением жалоб и обращений граждан; назначения прокуроров без согласия органов власти субъектов РФ для обеспечения их независимости на региональном уровне и позиционирования как представителей федеральной высшей власти.

Закон о прокуратуре РФ содержит лишь общие положения об организации и деятельности прокуратуры и имеет множество отсылочных норм к иным правовым актам. Большая часть вопросов организации и деятельности прокуратуры, ее статуса, статуса отдельных звеньев прокурорской системы, органов и организаций прокуратуры, прокурорских работников регламентируется ведомственными правовыми актами, в частности приказами Генерального прокурора РФ, что не всегда оправданно. Например, как публичное образование, имеющее свое внутреннее строение, прокурорская система порой подвергается спорным преобразованиям, когда упраздняются отдельные виды прокуратур, звенья прокурорской системы, зарекомендовавшие себя с положительной стороны. Следовательно, нормы Закона о прокуратуре нуждаются в оценке с точки зрения необходимости их конкретизации.

Требуется детальная и системная правовая регламентация статуса прокуратуры, ее организации и деятельности, статуса прокурорских работников, причем на федеральном уровне. Никакой другой орган государственной власти не наделен такой компетенцией, какую имеет прокуратура. Объектом прокурорского внимания являются практически все сферы общественных отношений, урегулированные правом. В ходе прокурорско-надзорной деятельности складываются особые прокурорско-надзорные отношения – отношения между прокуратурой и поднадзорными органами, организациями, должностными лицами. Целесообразно разработать концепцию такой отрасли права, как прокурорское право, которое будет способствовать разрешению указанных выше проблем.

Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры РФ: совокупность норм Конституции РФ, закрепляющих обязательность создания и функционирования прокуратуры РФ, систему прокуратуры, компетенцию прокуратуры, полномочия.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) прокуратура относится к исключительному ведению РФ. Поэтому все иные средства и способы нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

В ст. 129 Конституции определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Прокуратура РФ состав­ляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуро­ров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Согласно п. «л» ст. 72 Конституции кадры правоохранительных органов находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Прокурором может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юри­дическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и мо­ральными качествами, способный по состоянию здоровья выполнять возла­гаемые на него обязанности.

Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 7 лет.

На должности районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 27 лет, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ:

- осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов;

- принимает меры, направленные на устранение нарушений закона и привлечение виновных к ответственности;

- осуществляет уголовное преследование.

 Конституция РФ не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. В то же время Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются.

Прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор.

Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично при надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.

Согласно ч. 2 ст. 98 Конституции РФ вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой.

14. Общие (общеправовые) принципы организации и деятельности прокуратуры РФ: содержание, формы, ограничения, значение.

1. законность – требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний законов. Все действия прокуратуры РФ должны соответствовать целям и смыслу правовых предписаний. Принцип законности имеет 2 стороны проявления: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя сторона – это отношения прокуратуры с поднадзорными и не поднадзорными субъектами в целях обеспечения исполнения законов. Прокурор вступает в правовые отношения с различными органами власти, управления, коммерческими и другими структурами и данные отношения по существу являются законоохранительными, поскольку возникают и развиваются в связи с нарушениями закона.

Прокурорский надзор в качестве государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой от имени РФ под руководством законодательной власти, обязан осуществляться практически во всех сферах общественных отношений, за отдельными исключениями. В то же время он не распространяется на законодательную власть, Президента РФ, Правительство РФ и некоторые другие органы, например на Конституционный Суд РФ. Очевидно, что законность в деятельности Правительства РФ должна обеспечивать законодательная власть, сохраняющая за собой обязанность выполнения указанной функции

Эти отношения возникают и развиваются только по поводу соблюдения законных и подзаконных актов. В ходе прокурорского надзора прокурор должен руководствоваться только одним критерием – законностью, которая определяет целесообразность и справедливость его действий. На практике возможны ситуации, когда действующий закон не соответствует вновь сложившимся правоотношениям: устаревает либо не отражает местных условий. По эти доводы не принимаются прокурором: закон действует до тех пор, пока не будет отменен. Вместе с тем в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Внутренняя сторона – касается отношения прокурора к собственным действиям. Он должен строго руководствоваться законом, все его действия должны быть правомерными. К внутренней стороне законности относится также инициативность прокуроров при выявлении и устранении правонарушений. Прокурорский надзор должен осуществляться инициативно, поскольку несвоевременное выявление нарушения законности и непринятие предусмотренных законом мер по их устранению способствует совершению аналогичных правонарушений впредь.

Принцип законности деятельности прокурора выражается на практике в требованиях глубокого знания применяемого им закона, надлежащей квалификации правонарушения и всех связанных с ним последствий, полноте установления обстоятельств правонарушения, в обязанности прокурорского реагирования на каждое конкретное правонарушение и, наконец, в контроле за исполнением требований прокурора.

2. равенство всех перед законом – равное, одинаковое отношение прокурора ко всем без исключения. Дискриминация граждан по тому, или иному признаку запрещена. Деятельность органов прокуратуры осуществляется на основе единого для всех субъектов законодательства, с равными гарантиями. В РФ не может быть созданы органы прокуратуры для каких-то отдельных социальных слоев населения либо определенной национальности или вероисповедания.

Ограничение прав и свобод возможно лишь по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Наличие военных, транспортных и других специализированных прокуратур не нарушает единого для всей прокурорской системы порядка осуществления прокурорской надзорно-охранительной деятельности и не связано с нарушением принципа равноправия субъектов, поскольку все специализированные прокуратуры входят в единую систему органов прокуратуры РФ, действуют на общих для всех прокурорских органов принципах и руководствуются в своей деятельности единым законодательством.

Следует отметить, что в ч. 1 ст. 447 УПК РФ предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности отдельных категорий граждан: депутатов, судей, прокуроров и т.д. Однако данное положение нельзя рассматривать как отступление от принципа равенства всех перед законом, так как особый порядок привлечения к ответственности указанных лиц установлен законодателем и фактически является гарантией их неприкосновенности, связанной с исполнением ими своих служебных полномочий.

3. гласности – осведомление населения, должностных лиц о работе органов прокуратуры РФ. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иных специально охраняемых законов тайн. Органы прокуратуры должны систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидении о состоянии законности и правопорядка, о мерах борьбы с преступностью. Наиболее актуальные материалы прокурорской практики должны незамедлительно направляться в центр информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ для их освещения в общероссийских и международных СМИ.

Принцип проявляется в двух направлениях:

1) в активном воздействии на граждан, должностных лиц в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения складывающихся в нем отношений, т.е. это один из способов правового воспитания населения;

2) в контроле общества и граждан за работой самих органов прокуратуры, поскольку именно общество и граждане дают оценку деятельности прокуратуры, выявляя в ней достижения и недостатки.

В ходе реализации принципа гласности органы прокуратуры РФ должны постоянно совершенствовать формы и методы работы со СМИ и общественностью, активно использовать как уже зарекомендовавшие себя на практике, так и новые методы, появившиеся в последние годы. Руководители прокуратур регулярно проводят личные встречи с редакциями ведущих периодических изданий, электронных СМИ, информационных агентств, журналистами, творческой интеллигенцией, устраивают круглые столы с представителями общественных и религиозных объединений, пресс-конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности.

4. информационности – информирование ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, МС, население о состоянии законности в стране. ОГВ также и о результатах своей работы. Генеральный прокурор направляет ежегодный доклад палатам ФС о состоянии законности, а также все подчиненные прокуроры на практике регулярно информируют ОМС о результатах своей деятельности.

По формам и методам реализация данного принципа во многом схожа с реализацией принципа гласности. Разница между ними заключается в целях, которые при этом преследуются. Цель информативности состоит не только в правовом воспитании населения, но и в его привлечении к участию в борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. На основе полученных данных государственные органы и органы местного самоуправления совместно с правоохранительными органами разрабатывают и реализуют соответствующие мероприятия, направленные на эффективную борьбу с нарушениями законности

Содержание организации работы в органах прокуратуры РФ, ее целевое назначение.

Организацию работы в органах прокуратуры можно определить как систему взаимосвязанных между собой действий работников прокуратуры, основывающихся на иерархии и разделении труда, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы для достижения общих целей и реализации поставленных задач.

Выполнение поставленных задач обеспечивается такими видами деятельности, как прокурорский надзор, участие прокурора в рассмотрении гражданских, уголовных и арбитражных дел, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Организация работы включает в себя организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры.

Два вида организации работы:

1. нормативно-правовой – при помощи норм данный орган наделяется компетенцией.

2. административно-управленческий – организация работы самими прокурорами:

        - организация работы всего органа;

        - организация работы подразделения;

       - индивидуально каждого должностного лица прокуратуры.

Организация работы подразумевает обязательное условие – надлежащее руководство подчиненными сотрудниками.

В прокуратурах разных звеньев работа не может быть организована одинаково, поскольку обусловлена множеством факторов: территориально-экономической характеристикой города, района; уровнем преступности; количеством нарушений закона и связанным с ним объемом работы; численностью кадров прокурорских работников; их профессиональной подготовкой и опытом

Организация работы включает в себя систему мероприятий:

1. основные – поощрение и взыскание, расстановка кадров, планирование работы, распределение поручений между сотрудниками; контроль и руководство; участие прокурора в рассмотрении гражданских и уголовных дел; координация деятельности; взаимодействие с другими органами.

2. технические – это письменное отражение работы прокуратуры: делопроизводство, статистика, материально-техническое обеспечение.

3. мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства – распространение вышестоящими работниками опыта, стажировка, учеба, оперативные совещания.

 

Значение: дает возможность избежать неорганизованность, свести к минимуму непроизводительные затраты силы и времени.

Немаловажное значение в организации работы прокуратуры имеют такие элементы, как местонахождение прокуратуры; рациональное размещение и оборудование рабочих мест; обеспечение средствами и материалами, необходимыми для бесперебойной работы (канцелярия). Большую роль играет и научная организация труда: обеспечение сотрудников справочной и методической литературой, научно-техническими средствами.

31. Распределение обязанностей в прокуратуре РФ. Аналитическая работа, планирование и отчетность в органах прокуратуры РФ.

Распределение обязанностей – это чёткое определение круга служебных обязанностей должностного лица, работающего в органах прокуратуры. При распределении обязанностей учитываются деловые качества, опыт и интересы работников. 

Основное правило при распределении обязанностей: распределению подлежит вся имеющаяся работа между наличным составом работников (кого-то может не быть на месте, но работа должна выполняться). Распределение обязанностей производится с учётом взаимозаменяемости работников. Распределение обязанностей в городских и районных прокуратурах закрепляется в специальном Приказе о распределении обязанностей. В вышестоящих прокуратурах распределение обязанностей осуществляется путём издания: - приказов; -положений об отделах и управлениях; -приказов о распределении зон деятельности. Распределение обязанностей зависит от объёма работы и штатной численности работников. Объём работы зависит от численности населения на обслуживаемой территории и состояния законности. Связь между численностью населения и состоянием законности прямая пропорциональная (чем больше численность населения, тем больше совершается нарушений). 

При распределении обязанностей применяются 3 способа:

1) основной – принцип отраслевой специализации (предметный) Между работниками в городских и районных прокуратурах обязанности распределяются по основным направлениям (отраслям) надзора. В зависимости от штатной численности могут быть различные варианты распределения: при небольшой численности работников им приходится совмещать деятельность по осуществлению надзора по двум и более отраслям; если численность позволяет, за каждым работником (группой работников) закрепляется определённой отрасль. Этот принцип действует и в вышестоящих прокуратурах (генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов) – это проявляется в том, что обязанности по отраслям надзора распределяются между отделами и управлениями (структурными подразделениями).

Например: в прокуратуре Свердловской области есть Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства, Следственное управление (в него входят отдел по расследованию особо важных дел, отдел по надзору за процессуальной деятельностью отделов, осуществляющих дознание и предварительное следствие) и т.д.

2) зональный принцип: территория, на которой действует прокуратура, делится на несколько зон. В состав зоны входит несколько административно-территориальных единиц. Количество зон определяется количеством работников отделов или управлений. Этот принцип применяется как в городских и районных прокуратурах, так и в прокуратурах вышестоящего звена.

Зональный прокурор осуществляет контроль за деятельностью подчинённых прокуроров своей зоны, т.е. -знакомится с их работой (подчинённые направляют ему документы); 

-анализирует состояние законности в своей зоне - готовит предложения по улучшению работы, разрабатывает мероприятия по улучшению работы; - если выявляет нарушения, то готовит проекты приказов о наложении дисциплинарных взысканий.

3) зонально-предметный принцип

Применяется при организации работы внутри структурных подразделений прокуратур субъектов РФ и генеральной прокуратуры. Дополнительно прокурор отдела обобщает работу в рамках всей прокуратуры по какой-либо части отрасли надзора. Приказом руководителя прокуратуры за каждым работником приказом закрепляются определённые обязанности. Основные обязанности работника – это те обязанности, которые закреплены за данным работником приказом. Дополнительно к основным обязанностям работнику может быть поручено: - рассмотрение жалоб и обращений, поступающих в прокуратуру - рассмотрение уголовных дел; -обязанности по систематизации законодательства -поддержание государственного обвинения -участие в рассмотрении гражданских дел. При распределении обязанностей между работниками должен учитываться характер полномочий: являются ли они передаваемыми или непередаваемыми. Непередаваемые обязанности могут осуществляться только прокурором (например: подписание актов прокурорского реагирования и т.д.) Передаваемые – например: право проводить проверки, запрашивать документы, вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для дачи объяснений и т.д.

 План в органах прокуратуры – управленческий акт, в котором разработана система положений, мероприятий, реализация которых позволяет усилить борьбу с правонарушениями, улучшить состояние законности.

Виды планирования работ в органах прокуратуры применяется: 1) перспективное планирование (перспективные планы) План составляется на более или менее продолжительный период времени (на 1 год и более). Основывается перспективное планирование на прогнозировании правонарушений. В перспективные планы включаются: - мероприятия по анализу состояния законности -проведение координационных мероприятий; -проведение проверки исполнения законов. Возможность перспективного планирования основывается на том, что в прокуратуре регулярно должна проводиться аналитическая работа (анализ состояния законности). Такой анализ позволяет выявить наиболее распространённые правонарушения по видам, территории, времени совершения. На основе этого анализа возможно прогнозирование по времени, территории и другим показателям. В соответствии с Приказом генерального прокурора № 7 от 16 января 2012 года «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» не реже двух раз в год прокуратуры должны проводить анализ состояния преступности, а также условий и причин, её способствующих. По результатам анализа принимается организационное решение о том, какие мероприятия надо проводить и включать в план. 2) текущее планирование Обязательным видом является планирование на полугодие (раньше было планирование на квартал). И полугодия, и кварталы – это периоды более ил менее устойчивого состояния законности. В текущих планах определяется: -какие мероприятия будут проводиться - срок их исполнения -кто является ответственным за их исполнение. В текущие планы включаются: - мероприятия координационного характера (по координации деятельности правоохранительных органов) проверки исполнения законов - обобщение судебной и следственной практики, практики прокурорского надзора - мероприятия по повышению квалификации (семинары, конференции и т.д.) Не включаются в план текущей работы (текущая работа – это та работа, которая есть постоянно):- работа по разрешению жалоб и обращений граждан - работа по расследованию преступлений - работа по участию в рассмотрении дел в судах (поддержк


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.