Анализ причин отказа от воспитания детей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Анализ причин отказа от воспитания детей

2020-03-31 96
Анализ причин отказа от воспитания детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже указано выше, среди основных причин влияющих на принятие решения об отказе от ребенка, респонденты отметили плохое материальное положение, возраст матери, тяжелые заболевания ребенка, алкогольная и наркотическая зависимость матери.

 

Таблица 1

Причины, заставляющие женщин отказываться от своих детей

Основные причины % от опрошенных
Плохое материальное положение 42.9
Тяжелые заболевания ребенка 38.1
Алкогольная, наркотическая зависимость 38.1
Просто не желание воспитывать ребенка 33.3
Нежелание нести ответственность за ребенка 33.3
Возраст матери 28.6
Плохое воспитание женщины 23.8
Несформированное материнство 19.0
Внешние (физические) недостатки ребенка 14.3
Неизлечимые заболевания матери (онкология, СПИД и т.п.) 14.3
Влияние окружения 9.5
Послеродовой синдром, психологические проблемы 4.8

 

Тяжелые заболевания ребенка являются еще одним фактором, способствующим отказу от ребенка. Матери, у которых рождаются больные дети, как правило, испытывают страх перед воспитанием такого ребенка. Здесь важно провести различные беседы с матерями, оказать психолого-педагогическую поддержку, чего, к сожалению сегодня не делается, так как комплексно этой проблемой никто не занимался, да и в штате роддома нет психологов. Опять же определенную роль здесь играет и материальный фактор. Отсутствие средств на лечение ребенка и незнание как такого ребенка воспитывать - приводит к решению об отказе.

Что же касается простого нежелания воспитывать и нести за ребенка ответственность, то это проблема воспитания самой матери, которое она получила в родительской семье.

Проблема, встающая все более остро - проблема «отчужденного» родительства может предопределить даже более приоритетное направление социальной политики. Необходимо глубже ее изучить, чтобы выявить истоки. В ходе исследования выяснилось, что хотя почти половина опрошенных женщин (48,2%) планируют родить ребенка, но около 70% заявили, что не готовы к этому.

Дополнительного психологического анализа заслуживает семейное окружение.

Женщина, отказавшаяся от ребёнка, отвергает своего ребенка и полагает, что то же самое делает, думает и чувствует ее мать. Женщины без нарушений материнского поведения свой восторг приписывают и собственной матери.

.   Женщина, отказавшаяся от ребёнка, полагает, что с матерью затруднен контакт в силу ее личностных особенностей - она агрессивная, директивная и при этом непоследовательная.

.   Женщина, отказавшаяся от ребёнка, эмоционально зависима от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными. Отношения в любом случае эмоционально насыщены. Она полагает, что не соответствует ожиданиям своей матери.

.   У женщины, отказавшейся от ребёнка, отсутствуют признаки идентификации с матерью.

По мнению женщины, отказавшаяся от ребёнка, ее мать считает, что с ней трудно достичь взаимопонимания, мать не видит ее равной себе. Женщины, отказавшаяся от ребёнка, полагают, что мать связывает с ними определенные надежды на лучшее. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, полагает, что ее мать относится к ней лучше, чем к ее ребенку. Она полагает, что мать связывает со своей дочерью определенные надежды. Матери ищут в дочерях комфорта и покоя, радости. Итак, по мнению женщины, отказавшаяся от ребёнка, ее мать отвергает своего внука/внучку и нуждается в своей дочери. Понятно, что за такой проекцией скрывается потребность женщины, отказавшаяся от ребёнка, быть значимой для своей матери, которая отвергала ее. Ребенок в данном контексте воспринимается как соперник за материнскую любовь. Для женщин без нарушения материнского поведения характерна другая картина. По их мнению, мать видит их активными, волевыми, энергичными. К их ребенку, своему внуку она относится иначе - испытывают нежность, стремится опекать. Здесь представлено отношение двух взрослых равных людей. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, проецируют на свою мать отношение, характерное для нормального материнства.

Помимо незамужних женщин, отказывающихся от детей, существует небольшая доля женщин состоящих в браке, но при этом пишущих отказ от ребенка. Среди причин данного явления на первом месте встают различные злоупотребления родителей и неблагоприятное материальное положение в семье (Таблица 2). Влияние мужчины и в этих случаях незначительно - меньше 15 %.

 

Таблица 2

Факторы, заставляющие замужних женщин отказываться от детей

Основные факторы % от опрошенных
Различные злоупотребления (алкоголизм, наркомания и т.д.) 76.2
Неблагоприятное материальное состояние в семье 42.9
Недееспособность родителей (инвалидность и т. п.) 23.8
Нежелание мужа воспитывать ребенка 14.3
Наличие большого количества детей (от 3-х) 4.8

 

В итоге, можно сказать, что основными факторами, ведущими к отказу, являются плохое материальное положение, различные злоупотребления и несформированное материнство.

На сегодня мы с уверенностью можем говорить о комплексе факторов, формирующих проблему «социального сиротства».

Политические методы государственного регулирования социальной защиты семьи и охраны детства исходят из того, что создавая систему помощи детям и подросткам, мы должны иметь в виду, что ребенок, прежде всего, нуждается в семье. Именно семья может защитить ребенка и создать условия для полноценного его развития. Семья призвана сохранять стабильность и упорядоченность жизненного пространства ребенка, способствовать осознанию его человеческой ординарности, а также неординарности в видеродовой и национальной истории, индивидуальных дарований и талантов. Право ребенка жить и воспитываться в семье, иметь семью, обеспечивающую его нормальное развитие, признано в России неотъемлемым правом на всех уровнях: от бытового, до нормативно-законодательного. Однако это на практике остается декларацией, не имеющей до настоящего времени реальной воплощения. Фиксируемый в течение ряда лет рост числа детей, лишенных де-факто права воспитываться в семье, является одним из показателей социальной напряженности в обществе.

В настоящее время сложилось острое противоречие между необходимостью, с одной стороны, обеспечить нормальную жизнедеятельность семей и полноценное развитие каждого ребенка и, с другой стороны, неадекватными возможностями подавляющей части семей в стране.


Заключение

 

Кризисные явления в российском обществе привели к росту преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.

Признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось качественно новое явление - «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность детей и подростков.

Выводы о психологическом и социальном портрете родителей (преимущественно - женщин, так как даже в полных семьях мужчина идёт на такое только в 14,3 % случаев), принявших решение об отказе от детей, следующие:

.   Женщины, отказавшиеся от детей, происходят из семьи с давно нарушенными связями и отношениями. В средней семье нарушены внешние и внутренние границы. Они либо диффузные и проницаемые, либо ригидные. Внутренние же границы (индивидуальные или между подсистемами) либо ригидные, либо диффузные. Подобное устройство границ безусловно тормозит сепарацию и не даёт женщине пройти путь индивидуации

.   В средней семье данной женщины наблюдаются замещения, и нет четких семейных ролей. Функциональной матерью, по крайней мере, основным ухаживающим взрослым, часто была бабушка, однако, сама бабушка не была способна в этих случаях стать «достаточно хорошей» (Д. Виннетотт) матерью.

.   Обычно бывают нарушены отношения по женской линии, по крайней мере в трех поколениях. И мать и бабушка характеризуются женщиной как холодные женщины (78% испытуемых), отношения описываются как конфликтные, дистантные, эмоционально разорванные (83 %). Будущая женщина, отказавшаяся от ребёнка, отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация не дала ей возможности осуществить естественный процесс идентификации с матерью на уровне формирования материнской роли. Материнская депривация блокирует личностный рост женщины и формирует эмоциональную зависимость от матери. Так как ведущая потребность женщины - получить материнскую любовь и признание, то эта потребность формирует эмоциональную зависимость от матери, и во многом блокирует личностный рост женщины, как любая вовремя не удовлетворенная потребность психического развития. Эта потребность не позволяет женщине самой стать матерью.

.   В семьях в трудных жизненных ситуациях матери предпочитают в силу семейной мифологии действовать как «герои» или «спасатели», а отказницы как «выживальщики», разделяющие идею, что «цель оправдывает средства»

.   Отказавшиеся от детей происходят из семей со слабой дифференциацией и сами обладают слабой дифференциацией. В силу этого, они сами не способны создать семью - ни выйти замуж, ни воспитать ребенка в отличие от испытуемых контрольной группы.

.   В семьях женщин, отказавшихся от детей, множество не пережитых травм, что может косвенно подтверждать идеи М.Боуэна о том, что если травма не пережита, то она имеет тенденцию к передаче следующим поколениям.

.   В семьях этих женщин множество эмоциональных разрывов. Причём эмоциональный разрыв имеет тенденцию нарастать из поколения в поколение.

Для формирования нормального материнского поведения необходимо сформировать идентификацию с матерью, что, как известно, происходит до 5-ти лет, затем на ее основе эмоциональную сепарацию, и лишь затем может сформироваться нормальное материнское поведение.

Кроме того:

·   необходимо создание в стране единой государственной концепции, которая позволила бы объединить усилия государственной власти, бизнес-структур и гражданского общества для решения проблем социальной защиты семьи и охраны детства в стране.

·   в целях защиты прав и интересов детей, находящихся в состоянии сиротства требуется принять ряд федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих их полноценное развитие, а также обеспечить адекватную правоприменительную практику на территории всей страны.

·   актуальной является разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей, ускоренное формирование системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, укрепить систему государственных учреждений социального обслуживания и центров планирования семьи и репродукции в Российской Федерации.

 


Список использованной литературы

 

1. Александров И.Ф. Особенности обеспечения защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области //Правовое регулирование инноваций в экономике региона. - Самара, 2006. - С. 3 - 6.

.   Астоянц М.С. Мир сиротства в советской и постсоветской России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 202 с.

.   Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

.   Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. - М.: Лаборатория Ба-зовых Знаний, 2000. - 192 с.

.   Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Вла-дос, 2008. - 351 с.

.   Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.

.   Заяц О.В. Проблема социального сиротства и развитие системы жиз-неустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, в регионе // Регионология. - 2007. - № 3. - С. 228 - 236.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

.   Осипова И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Народное образование. - 2008. - № 6. - С. 46 - 50.

.   Романовская Е.С. Профилактика социального сиротства в регионе //Регионология. - 2007. - № 2. - С. 211 - 217.

.   Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

.   Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Вла-дос, 2003. - 416 с.

.   Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

.   Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: Вако, 2005. - 208 с.

.   Элланский Ю.Г., Маар А.Я. Профилактика «социального сиротства» в современных условиях // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 5. - С. 25 - 27.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.