Непосредственные источники происхождения социального сиротства — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Непосредственные источники происхождения социального сиротства

2020-03-31 127
Непосредственные источники происхождения социального сиротства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях - это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который остался без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. (то есть родители живы, но не выполняют своих родительских функций). В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Социальное сиротство является одной из ключевых социальных проблем современного российского общества. Духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию в 90-е годы XX века, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Семья - главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, 90 % детей-сирот, находящихся на попечении государства, сироты при живых родителях. Из них 3 % детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60 % родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий, 60 % матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери-одиночки. Часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического дефекта.

Наряду с ростом числа детей, оставшихся без родительского попечения, распространенным явлением в последние годы стало увеличение размеров социального сиротства и появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Л.М. Шипицына выделяет три основных категории матерей, бросающих детей:

) отец ребенка бросил беременную будущую мать (по любым причинам - от материальных до эмоциональных);

) женщина рожает ребенка от внебрачной связи;

) женщина с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.

Среди неблагоприятных факторов социального сиротства Л.М. Шипицына отмечает, во-первых, рост числа разводов. Из-за разводов огромное количество детей остается без одного из родителей, как правило без отца. Во-вторых, увеличение числа неполных семей, образующийся при этом суженный круг внутрисемейного общения, трудности в общении со сверстниками приводят к невротическим симптомам, и чаще это происходит у мальчиков (данные статистики свидетельствуют, что более 50 % несовершеннолетних нарушителей выросли в неполных семьях, а более 30 % девочек, имеющих психологические отклонения, росли без отца). В-третьих, это материальные трудности семьи, безработица родителей. По данным государственной статистики, более половины неполных семей живут ниже уровня бедности.

Многочисленными исследованиями доказано, что лишение детей родительской заботы (особенно материнской) с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Исследования показывают, что большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимых для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным для личности «момент отторжения». Психологические исследования доказали, что этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, менее разговорчивы, чем их сверстники из родительских семей. Изоляция ребенка от матери от года до трех лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью начиная со второго года жизни также ведет к необратимым последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя интеллектуальное развитие ребенка может нормализоваться.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка-сироты в детском доме или школе-интернате, который заключается в словосочетании «ничей ребенок». Социальную поддержку и защиту в массовых образовательных учреждениях дети-сироты получают от педагогов, воспитателей, администрации. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей.

Необходимо отметить такой важный момент, как сопутствующие сиротству проблемы в развитии. «Сиротство» - само по себе не диагноз, но, как правило, оно всегда сопровождается определенными психологическими проблемами, которые определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанников детского дома.

За последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90% бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.