Глава 1. Понятие и причины социального сиротства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 1. Понятие и причины социального сиротства

2020-03-31 141
Глава 1. Понятие и причины социального сиротства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В последние десятилетия, в условиях нестабильной политической и социально-экономической ситуации, кардинальной смены мотиваций социального и экономического поведения, корректировки нравственных ориентиров, негативные тенденции в семьях усугублялись, источники детского неблагополучия расширялись. В этом смысле рост числа семей с высоким уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации имеет объективный характер. Кризисные явления в российском обществе расширили и источники детского неблагополучия. Этим предопределяется актуальность поиска и реализации наиболее перспективных моделей достижения стабильности российских семей и, в первую очередь, благополучия детей, растущих в семьях различного демографического типа и уровня жизни.

Рекомендации Комитета ООН по проблемам социальной защиты семьи, охране детства, правам ребенка нашли отражение при выработке первоочередных мер и принятии оперативных решений по утверждению в Российской Федерации Государственного плана действий в интересах детей. В число важнейших системообразующих мер были включены такие направления, как: установление федеральным законодательством количественных нормативов оказания социальных, образовательных, медицинских и иных услуг семьям, развитие в системе начального и общего образования «интегративного» подхода, позволяющего решить проблему «трудных детей» и детей с отклонениями в развитии, избежать их отторжения системой образования страны, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предложения по вовлечению институтов гражданского общества в разработку и реализацию государственной политики в интересах детей.

Отсутствие целостной системы защиты прав детей является одной из основных причин кризиса семьи и детства в стране на современном этапе ее развития. В частности, одним из проявлений кризиса является отказ родителей от детей.

Материнское отношение не возникает одномоментно сразу после рождения ребенка, а проходит целый путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы. Его развитие зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки опекающего поведения в ролевых детских играх, в заботе о младших детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов, в ходе которых опредмечиваются младенческие стимулы и создаются условия для возникновения привязанности между матерью и ребенком

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. В исследованиях последних лет (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова и др.) анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий развития ребенка (отношение к ребенку как субъекту, поддержка его инициативы в общении и исследовательской активности и др.).

Предметом изучения отечественной психологии являются аспекты материнства как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, О.Ю. Дубовик, Г.В. Скобло, Е.О. Смирнова), эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров, И.В. Добряков), факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, Л.Л. Баз, О.В. Баженова, О.Ю. Дубовик, А.Я. Варга, М.С. Родионова, И.Ю. Хамитова и другие), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Исенина, О.А. Карабанова, Т.В. Леус, С.Ю. Мещерякова). Кроме того, в науке и практике идет активный поиск моделей психологического сопровождения женщины во время беременности и в течение первых лет жизни ребенка (И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.Г. Филиппова, Ю.И. Шмурак и другие).

В России интерес к этой теме возник сравнительно недавно, когда появились первые статистические данные о распространенности подобных явлений у нас в стране. Объектом наших исследований в последние годы стал один из вариантов волевой родительской жестокости - отказ матери от ребенка, или как его называют «скрытый инфантицид» (Брутман В.И., Северный А.А., Ениколопов С.Н) как фактор воспроизводства социального сиротства. Данное социальное явление в нашей стране имеет тенденцию к постоянному росту. С этим непосредственно связана и актуальность нашего исследования.

Объект исследования - родители, отказавшиеся от детей (преимущественно матери).

Предмет исследования - причины принятия решения об отказе от детей

Цель работы - установление причин принятия волевого решения об отказе от детей.

В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:

.   Дать характеристику родителей, отказавшихся от детей;

.   Определить социально-экономические условия жизни родителей-отказников;

.   Установить эмоционально-психологические причины принятия решения об отказе от детей (включая пошлый опыт и социальное давление семейного окружения)


Список использованной литературы

 

1. Александров И.Ф. Особенности обеспечения защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области //Правовое регулирование инноваций в экономике региона. - Самара, 2006. - С. 3 - 6.

.   Астоянц М.С. Мир сиротства в советской и постсоветской России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 202 с.

.   Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

.   Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. - М.: Лаборатория Ба-зовых Знаний, 2000. - 192 с.

.   Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Вла-дос, 2008. - 351 с.

.   Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.

.   Заяц О.В. Проблема социального сиротства и развитие системы жиз-неустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, в регионе // Регионология. - 2007. - № 3. - С. 228 - 236.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

.   Осипова И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Народное образование. - 2008. - № 6. - С. 46 - 50.

.   Романовская Е.С. Профилактика социального сиротства в регионе //Регионология. - 2007. - № 2. - С. 211 - 217.

.   Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

.   Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Вла-дос, 2003. - 416 с.

.   Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

.   Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: Вако, 2005. - 208 с.

.   Элланский Ю.Г., Маар А.Я. Профилактика «социального сиротства» в современных условиях // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 5. - С. 25 - 27.

Введение

 

В последние десятилетия, в условиях нестабильной политической и социально-экономической ситуации, кардинальной смены мотиваций социального и экономического поведения, корректировки нравственных ориентиров, негативные тенденции в семьях усугублялись, источники детского неблагополучия расширялись. В этом смысле рост числа семей с высоким уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации имеет объективный характер. Кризисные явления в российском обществе расширили и источники детского неблагополучия. Этим предопределяется актуальность поиска и реализации наиболее перспективных моделей достижения стабильности российских семей и, в первую очередь, благополучия детей, растущих в семьях различного демографического типа и уровня жизни.

Рекомендации Комитета ООН по проблемам социальной защиты семьи, охране детства, правам ребенка нашли отражение при выработке первоочередных мер и принятии оперативных решений по утверждению в Российской Федерации Государственного плана действий в интересах детей. В число важнейших системообразующих мер были включены такие направления, как: установление федеральным законодательством количественных нормативов оказания социальных, образовательных, медицинских и иных услуг семьям, развитие в системе начального и общего образования «интегративного» подхода, позволяющего решить проблему «трудных детей» и детей с отклонениями в развитии, избежать их отторжения системой образования страны, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предложения по вовлечению институтов гражданского общества в разработку и реализацию государственной политики в интересах детей.

Отсутствие целостной системы защиты прав детей является одной из основных причин кризиса семьи и детства в стране на современном этапе ее развития. В частности, одним из проявлений кризиса является отказ родителей от детей.

Материнское отношение не возникает одномоментно сразу после рождения ребенка, а проходит целый путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы. Его развитие зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки опекающего поведения в ролевых детских играх, в заботе о младших детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов, в ходе которых опредмечиваются младенческие стимулы и создаются условия для возникновения привязанности между матерью и ребенком

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. В исследованиях последних лет (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова и др.) анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий развития ребенка (отношение к ребенку как субъекту, поддержка его инициативы в общении и исследовательской активности и др.).

Предметом изучения отечественной психологии являются аспекты материнства как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, О.Ю. Дубовик, Г.В. Скобло, Е.О. Смирнова), эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров, И.В. Добряков), факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, Л.Л. Баз, О.В. Баженова, О.Ю. Дубовик, А.Я. Варга, М.С. Родионова, И.Ю. Хамитова и другие), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Исенина, О.А. Карабанова, Т.В. Леус, С.Ю. Мещерякова). Кроме того, в науке и практике идет активный поиск моделей психологического сопровождения женщины во время беременности и в течение первых лет жизни ребенка (И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.Г. Филиппова, Ю.И. Шмурак и другие).

В России интерес к этой теме возник сравнительно недавно, когда появились первые статистические данные о распространенности подобных явлений у нас в стране. Объектом наших исследований в последние годы стал один из вариантов волевой родительской жестокости - отказ матери от ребенка, или как его называют «скрытый инфантицид» (Брутман В.И., Северный А.А., Ениколопов С.Н) как фактор воспроизводства социального сиротства. Данное социальное явление в нашей стране имеет тенденцию к постоянному росту. С этим непосредственно связана и актуальность нашего исследования.

Объект исследования - родители, отказавшиеся от детей (преимущественно матери).

Предмет исследования - причины принятия решения об отказе от детей

Цель работы - установление причин принятия волевого решения об отказе от детей.

В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:

.   Дать характеристику родителей, отказавшихся от детей;

.   Определить социально-экономические условия жизни родителей-отказников;

.   Установить эмоционально-психологические причины принятия решения об отказе от детей (включая пошлый опыт и социальное давление семейного окружения)


Глава 1. Понятие и причины социального сиротства


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.