Теоретические основы преодоления агрессивности у дошкольников посредством развивающих игр и упражнений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретические основы преодоления агрессивности у дошкольников посредством развивающих игр и упражнений

2020-03-31 137
Теоретические основы преодоления агрессивности у дошкольников посредством развивающих игр и упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические основы преодоления агрессивности у дошкольников посредством развивающих игр и упражнений

Содержание опытно-практической работы по преодолению агрессивности у дошкольников посредством развивающих игр и упражнений

Проведение упражнения «Я хороший»

Цель: Повышение самооценки ребёнка

Когда дети передавали мячик по кругу, мы слышали такие высказывания: Я хороший, потому что никого не обижаю. Я хороший, потому что у меня много друзей. Я хороший, потому что люблю животных. Я хороший, потому что помогаю бабушке. Я хороший, потому что вежливый. Я хороший, потому что спокойный.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети понимают, что быть спокойным, вежливым и никого не обижать, это хорошо. Это значит, они не раз задумывались об этом. А также им не чуждо сочувствие и сопереживание к старикам и животным и они понимают, что только у хорошего человека может быть много друзей.

Заключение

 

В настоящее время мы постоянно сталкиваемся с ярко выраженной агрессией по отношению к людям, детям, животным. Среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей дошкольного возраста агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе воспитателей и педагогов и являются причинами многочисленных запросов на психолого-педагогическую помощь ребенку.

В работе мы рассмотрели понятие агрессивности, причины ее возникновенияи проявление агрессивности у дошкольников, выяснили, что агрессия - это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и родителей.

Задачей педагога является не выявление и устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные упражнения. Сутью упражнений применяемых для преодоления агрессивности является проявление (проигрывание) агрессивных реакций и состояний на поведенческом уровне. Внешне это может выражаться либо в виде вербального, либо в виде физического действия и носить непосредственный характер, что, в конечном счете, приводит к снижению побуждения к агрессии

Таким образом, мы видим, что специально организованные педагогом игры и упражнения являются практически универсальным способом, неотъемлемой частью педагогического сопровождения ребенка, в его воспитании и развитии, преодолении разного рода трудностей.

Для того чтобы агрессивность не сохранилась как черта характера, необходима работа по её преодолению не только в детском саду, но и дома. Что бы сформировать у родителей понимание проблемы агрессии, показать им актуальность данной проблемы, причины её возникновения и пути её преодоления мы провели родительское собрание на тему: «Агрессивные дети» и разместили информацию в уголке родителей.

Мы изучили и выбрали методы диагностики и коррекции агрессивности, провели опытно - практическую работу по преодолению агрессивности у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений. Анализ проведенной работы дает основание полагать, что появилась положительная динамика в личностном развитии детей.

Во время проведения занятий у детей стали исчезать агрессивные тенденции в поведении, дети стали более доброжелательны по отношению друг к другу, воспитателям, родителям, научились сдерживать нежелательные эмоции или давали выход гневу более приемлемым способом (не причиняя вред другим). В настроении детей стали преобладать положительные эмоции. Значительно снизилось количество конфликтов в группе. Детям очень нравилось играть, большинство предложенных игр они перенесли в самостоятельную деятельность.

Сравнительный анализ результатов наблюдений и опроса родителей показывает, что можно считать проведенную нами работу по преодолении агрессивности результативной.

Таким образом мы доказали, что развивающие игры и упражнения являются средством преодоления агрессивности у старших дошкольников если воспитатель:

осуществляет отбор развивающих игр и упражнений, направленных на преодоление агрессивности у старших дошкольников;

если разработан и реализован перспективный план использования развивающих игр и упражнений для преодоления агрессивности у старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;

- если сформулированы рекомендации для родителей по преодолению агрессивности старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений.

Цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.

Результаты нашей исследовательской работы могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

 


Библиографический список

 

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду - 2-е изд., доп. - Книголюб, 2005. - 64 с.

2. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание, 2003. - №3. - с. 108.

. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций пособие для практических работников ДОУ - 4-е изд., М., АЙРИС ПРЕСС. 2008. - 160 с.

4. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

5. Жихарева Ю.Н. Тихомирова О.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов ДОУ. - Ярославль: ИРО, 2008. - 62 с.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - 2-ое изд., доп. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

7. Зеленкова О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь // Дошкольная педагогика. - 2003. - №12. - с. 39.

. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков; под ред. В.П. Зинченко. - 2 издание, перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

9. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное издание для детей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.

10. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 1996.

11. Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог. - 2000. - №12. - С. 5-7.

. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с.

13. Лебедева Л., Акимова Н. Мирись, мирись и больше не дерись // Школьный психолог, 2000. - №37.

. Лешли Д. Работать с маленькими детьми: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2002. - 287 с.

16. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности психологического взаимодействия // Начальная школа 2007. - №1.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. - №1. - С. 31-33.

. Семенака С.И. Уроки добра / коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, М.: АРКТИ. 2005. - 80 с.

20. Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 5-14.

. Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольная воспитание - 2003. - №4. - с. 62-67.

. Смирнова Е.О. Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников // Дошкольное образование - 2006. - №22.

. Степанов С. Три источника и три составные части науки о враждебности // Школьный психолог. - 2001. - №18. - с. 5.

24. Фигдор Г. Детская агрессивность // Дошкольное воспитание 2006. - №1. - С. 92.

25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 1998.

. Хухлаева Г.Р. Снятие агрессивности // Школьный психолог 2002. - №10, 11.

27. Чистякова М.И. Психогимнастика - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1995. - 127 с.

28. Шиманская М.А. Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. - 2005. - №7. - с. 50.

29. Шипицина Л.М. Психолого - педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М., Владос, 2003, 312 с.

30. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 380 с.

31. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения - 97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.

. Эдвиг А. Агрессивность / А. Эдвиг. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 192 с.

Теоретические основы преодоления агрессивности у дошкольников посредством развивающих игр и упражнений


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.