Реализация серии развивающих игр и упражнений — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Реализация серии развивающих игр и упражнений

2020-03-31 142
Реализация серии развивающих игр и упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для преодоления агрессивности дошкольниками нами были подобраны развивающие игры и упражнения, которые мы проводили с дошкольниками в период с 1 октября по 30 ноября 2013 года.

Игры и упражнения проводились в процессе самостоятельной деятельности воспитателя с детьми в первой половине дня. Мы проводили игры и упражнения в это время, так как дети группы, не вошедшие в нашу выборку, в это время занимались в изостудии. Продолжительность игр и упражнений - по 20 - 25 минут, периодичность - два раза в неделю (вторник, четверг).

Приведем анализ отдельных развивающих игр и упражнений с дошкольниками.

Проведение игры «Жужа».

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Перед началом игры, объяснив правила, мы предложили детям подумать: Почему назвали именно Жужей? С какими словами можно сравнить это слово? Ответы детей: Жужа, это что-то страшное, черное. Она жужжит, кричит, сердится, обижает. Она как муха не дает покоя. Когда предложили выбрать Жужу, все ребята захотели побыть ей. Тогда мы предложили первую «Жужу» выбрать считалкой и пообещали детям, что каждый из них побудет в этой роли. Первой «Жужей» была Маша С. Данил П. сразу отказался играть. Воспитатель разрешила ему посидеть в стороне и понаблюдать за игрой, сказав, что он в любое время может присоединиться к ребятам.

Маше С. очень понравилась роль «Жужи», она охотно бегала за каждым дразнившим её. Затем «Жужей» был Дима Ч., Данил П. после смены ролей сразу встал и присоединился к ребятам. Когда Данил стал «Жужей», то он больше всех бегал за Машей С. и когда догнал, был готов с ней подраться, но мы вовремя остановили конфликт, сказав что мы в таком случае сменим водящего, так как он действует против правил, Данил обиделся и сел в стороне. Мы решили пока не беспокоить его, дать ему прийти в себя.

Далее игра продолжалась без конфликтов, но несколько раз мы говорили детям, что нельзя обзываться обидными словами.

После игры мы провели беседу с детьми: Ребята, Вам приходилось в жизни злиться? Из-за чего вы злитесь?

Витя: Я злюсь, когда мне мешают делать то, что я хочу. Тогда я не могу утерпеть, чтобы не стукнуть того, кто мне мешает. Даже на маму злюсь, только не дерусь, а просто кидаю что-нибудь или плачу. Не злюсь только на бабушку, она мне все разрешает. Данил: Не знаю, просто хочется покричать и стукнуть кого-то. Не знаю почему. Аля: Я злюсь, когда меня не берут играть, стараюсь поссорить этих детей, навредничать. Так получается. Маша: Я злюсь, когда меня обижает Данил, жалуюсь папе. Дима Р.: Я злюсь, когда меня заставляют делать то, что я не хочу, иногда даже стукаюсь.

Мы сказали детям: Ребята, давайте представим, что когда мы злимся, в нас сидит злой дракон или «Жужа», в которую мы с вами играли. Это наша злая энергия и плохие чувства и мысли. Что бы выпустить их, нам нужны физические упражнения, например: потопать ногами. Давайте громко потопаем и почувствуем, что наша злость вышла из нас.

Еще нашу злость можно выпустить в воздушный шарик (если его нет, то в воображаемый), т.е. надуть шарик злостью, завязать и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Давайте в следующий раз, когда вы почувствуйте, что готовы кого-то ударить или обозвать, попробуйте вместо этого потопать ногами или надуть воображаемый шарик своей злостью. Когда вы выпустите так свою злость, а не через драку, вам не придется оправдываться и извиняться за конфликт, вы избежите наказания.

Затем мы проводили упражнение «Музыка шаров»

Цель: снятие негативных настроений.

Материалы: 3 воздушных шара, музыкальные инструменты -2 колокольчика и барабан.

После объяснения правил, дети встали в круг и заспорили кто возьмет инструменты, а кто шары. Мы объяснили детям, что и шарик и барабан или колокольчик побывают в руках у каждого участника, поэтому причин для спора нет. Мы раздали через одного человека шарики, а остальным детям музыкальные инструменты.

По нашей команде, трое детей перебрасывали шарики. Но дети с музыкальными инструментами сначала не успевали вовремя сопровождать звуком своего инструмента соприкосновения шарика с руками участников, так как ещё не осознали, что упражнение не простое и требует большой концентрации внимания. Затем участники нашего упражнения сконцентрировались на его выполнении и действовали по правилам. Дети перестали переговариваться и делать друг другу замечания, только звуки инструментов нарушали тишину в группе.

Затем дети поменялись шарами и музыкальными инструментами и упражнение продолжилось без каких либо замечаний с нашей стороны.

Далее мы предложили детям обсудить упражнение: Ребята, вам понравилось это упражнение? Легко ли его выполнить? Что в нём было сложного? Как вы считаете, почему упражнение называется «Музыка шаров»?

Ответы детей: Маша С.: Мне очень понравилось, только Данил не успевал со своим барабаном. Упражнение простое, только когда все почему то замолчали мне хотелось кричать. Данил: это Машка все не успевала, я на её шарик и не смотрел. Упражнение не простое, я боялся пропустить шарик у Димы Р. он быстро кидал и уже не до разговоров. Называется так потому что от каждого раза когда трогаешь шарик звучит музыка. Аля: когда была тишина и только звук колокольчика было как в сказке, давайте ещё поиграем. Дима Р.: Я хотел скорее взять барабан, поэтому быстро шарик и кидал, а Данька его отдавать не хотел потом, вредный. Шарик кидать правда проще, стукать сложнее, боишься не вовремя. Дима Ч.:Я бы тоже лучше шарик кидал, да и молчать тяжело. А все молчали.

После проведения первой игры и упражнения мы увидели следующие проблемы: дети не умеют договариваться на распределение ролей, редко уступают друг другу, пытаются задеть друг друга, некоторые обидеть, детям пока трудно дается концентрация внимания, к тому же они настороженно относятся к тишине или просто не привыкли, что в группе детского сада может быть тишина.

А так же мы заметили постоянный конфликт Маши и Данила и обсудили это с воспитателем. Воспитатель сказала нам, что у этих детей постоянная вражда, часто бывают ссоры, иногда они специально задевают друг друга, даже если причин для конфликта нет. В этом мы наглядно убедили уже при проведении первой игры.

Исходя из этого перед нами стоят задачи: научить детей уступать друг другу; научить быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих; обучать детей приемлемым формам выражения гнева.

Что бы дети Маша и Данил смогли ладить друг с другом мы решили привлекать их на совместное выполнение какого-либо задания. А так же провести беседы с этими детьми.

Проведение игры «Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

После объяснения правил ещё раз уточнили, что обижаться друг на друга не надо. Машу и Данила мы попросили встать рядом.

Сначала дети «обзывались» овощами, каждый долго держал в руках мячик, возможно продумывая с каким овощем может ассоциироваться сосед. Аля обиделась, что её назвали «капустой», «капусткой» и поменялась местами с другим участником. Когда все овощи, которые знают дети закончились, они стали «обзываться» мебелью и Маша кинула мячиком назад в Данила когда тот назвал её «тумбочкой», Данил попытался с большей силой кинуть в ответ, но мы пресекли этот конфликт, решив поставить Машу на другую сторону круга.

После детям было предложено «пообзывать» друг друга ласковыми «обзывалками», мы привели примеры: «А, ты….солнышко!», «А, ты…рыбка!», «А, ты….ласточка!»

Для детей это оказалось очень сложно, каждый участник очень долго держал мячик, затрудняясь подобрать ласковое слово, немногим проще это оказалось девочкам Маше и Але, они применяли те слова, которыми их хвалят родители.

Обсуждение игры: Ребята, чем эта игра вам показалась сложной? Чем трудней обзываться (овощами, фруктами, мебелью, животными) или какими-либо ласковыми словами?

Ответы детей: Аля: почему меня Дима Ч. назвал «капустой», я не толстая? Я «капустка», сложно что-ли? Мне было сначала легко называть ласковыми, вспоминала как мама меня зовёт, а потом незнала, что и сказать. Обзываться просто так легче. Дима Ч.: Капуста - потому что овощ, а не потому что толстая. Ласковые трудно подобрать. Дима Р.: Не обидно совсем, так обзываться не будешь, потому что когда тебя задели тоже хочется обидеть. А когда тебя «огурцом» обзовут смешно же… Это девчонки знаю всякие ласковые слова, а мы откуда…»

Далее мы проводили с детьми упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Сначала мы спросили: Ребята, какое настроение Вы видите на лицах этих людей?

Ответы детей: Злое, радостное, хмурое, смешное, веселое.

Затем предложили детям выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Ввели понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

Спросили детей:

При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

Какое у тебя сейчас настроение?

Какого цвета у тебя настроение?

С каким запахом можно сравнить твое настроение?

На что похоже твое настроение?

Ответы детей: Аля: настроение может быть радостным, когда выспалась или новое платье или игрушка или плохое, когда за что-то отругали, хочется что бы и другим попало, или просто помолчать вот.

Маша: Плохое настроение это когда дождь, небо тёмное или когда тебе что-то не дали что ты очень хотела. А когда солнце - настроение меняется, хочется петь и прыгать. Хорошее настроение это запах маминых духов у меня. Сегодня у меня настроение грустное. Дима Ч.: У меня тоже плохое настроение, хочу уже на улицу гулять, у меня на улице всегда хорошее. Данил: А у меня бывает плохое настроение когда Машка кривляется, дразнит, а потом мне за неё попадает ещё. Хорошее настроение в новый год, запах ёлки. Витя П.:у меня хорошее настроение в день рождения, оно завтра, а у меня сегодня уже хорошее. Плохое бывает когда бабушка уезжает. Дима Р.: Хорошее настроение похоже на солнце, а плохое на тучу или дождь.

Дальше мы сказали: Ребята, а давайте все отрицательные эмоции, всё плохое настроение поместим в волшебный мешочек (показываем его). Для образца давайте мы вам покажем (вспоминаем ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением и помещаем эти воспоминания в мешочек).

Теперь, ребята, вы, свои плохие воспоминания помещайте в мешочек.

Затем обобщили:

Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

А от чего зависит настроение?

Может ли меняться настроение?

Ответы детей: Маша: Настроение может меняться, мама говорит, что иногда моё настроение меняется каждые пять минут. Аля: настроение зависит от того что с нами происходит. Дима Р.: Например: разругался с другом - плохое, помирился - хорошее.

Далее мы провели с Машей и Даней упражнение «Рисунок обидчика»

Цель: обучение приемлемым способом освобождения от гнева.

Во избежание конфликта между детьми упражнение мы проводили в уголках группы отдалённых друг от друга.

Маше было предложено нарисовать Данила так как она хочет, мы ей объяснили, что этот рисунок он никогда не увидит, поэтому она может ничего не опасаться. Если ей хочется комментировать во время рисования, она может не стесняться в выражениях. И так как Маша уже умеет писать, она может подписать рисунок так, как ей захочется.

Соответственно Данилу мы предложили нарисовать Машу.

После того, как рисунок Маши был готов и подписан, мы спросили ее, чтобы она хотела с ним (рисунком) сделать. Маша ответила: Я хочу его покомкать, покидать, но не хочу, что бы его видел Данька.

Данил же затруднялся с ответом, мы предложили ему порвать рисунок, он сказал, что так и хотел сделать, но постеснялся сказать.

Когда Данил стал выполнять задуманное, то решил выйти на середину помещения группы чтобы раскидать мелкие листочки. Тогда Маша поняла, чем занят Данил и тоже стала рвать свой рисунок, и вышла из своего уголка, чтобы раскидывать нарисованный ей рисунок. Дети раскидывали клочки рисунка, молча, затем остановились и оба стали смотреть на нас, ожидая нашей реакции.

Воспитатель спокойным голосом попросила детей убрать клочки бумаги. Данил сбегал за веником и совком, вручил веник Маше, сам ходил собирая мусор на совок, дети без конфликтов убрали все что накидали. По словам воспитателя, Маша и Данил первый раз делали что-то вместе не ругаясь.

Таким образом, в этот день мы обучали детей приемлемым формам выражения гнева; познакомили их с понятием «настроение»; учили понимать настроение другого человека. Мы считаем, что нам удалось решить все задачи, которые мы поставили на этот день. Хотя в процессе проведения игры возникали некоторые трудности, Аля и Маша обижались, но в дальнейшем дети поняли, что это игра и обижаться не стоит.

К тому же в этот день дети были очень открыты для беседы, охотно рассуждали о своем настроении. А так же мы считаем, что нам удалось заложить «фундамент» спокойных отношений Маши и Данила.

Проведение игры «Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Мы объяснили правила игры детям: «Ребята, мы сообщим вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Так как детей в нашей выборке всего семь человек мы решили немного изменить ход игры: шесть человек стояли по кругу, а один проходил внутри круга и подходя к каждому участнику старался говорить сердито, глядя в глаза «Тух-тиби-дух», в роли водящего побывали все дети.

Произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито у детей не получалось, так как в ответ раздавался смех. Эта игра очень развеселила наших детей.

Обсуждение игры: Ребята, как вы считаете, почему так трудно оказалось быть серьезным?

Ответы детей:Аля Р.: Невозможно утерпеть, чтобы не смеяться, хотя надо быть серьезным, потому что только подходишь, и уже в ответ тебе улыбаются. Витя:Вот у меня сначала получилось быть серьезным, а потом я вообще не мог успокоиться от смеха.

Проведение упражнения «Что я люблю делать»

Цель: Осознание детьми того, что они любят делать, способствует развитию у них большего самоуважения, дать детям возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Развитие в детях любознательности и коммуникативных качеств.

Мы объяснили детям: Мы хотим, что бы мы лучше узнали друг друга. Для этого хотим предложить вам следующее упражнение. Каждый из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я буду первой выступающей.

Детей мы рассадили как зрителей. Показали пантомиму (люблю читать книгу). Ребята, спасибо вам за внимание. Моя пантомима оказалась простой для угадывания, дети угадали, что я люблю делать.

Ребята, кто из вас будет первым артистом?

Первым свою пантомиму вышел показывать Дима Р. Дети долго не могли угадать и вступили в спор, они стали обвинять Диму, что он непонятно показывает. После того как спор закончился, Дима показал свою пантомиму ещё раз, дети высказали свои предположения. Дима сказал, что угадала Аля. Следующим актером стала Аля.

Далее упражнение продолжалось до тех пор пока в роли актёра побывал каждый ребёнок и мы узнали, любимое занятие каждого. За время проведения упражнения нами было сделано несколько замечаний, так как в некоторых ситуациях дети старались высказать свои предположения не дожидаясь когда свою пантомиму покажет выступающий.

Обсуждение упражнения: Ребята, что вам понравилось в этом упражнении, а что показалось сложным?

Дима Ч.: Некоторые ребята показывали так, что было сложно угадать. Маша: Просто думаешь, если тебе понятно, то понятно и другим.

Данил:Мне кажется, что все хотели друг друга запутать, чтобы подольше гадали.

Мы предложили детям: Ребята, мы заметили, что вам понравилось выступать перед другими ребятами, и мы мало узнали друг о друге. Давайте продолжим выступление. Разобьемся на пары, один из вас будет брать у другого интервью (репортёр) и задавать такие вопросы, что бы мы смогли как можно больше узнать друг о друге. Затем поменяемся. Что бы все ребята могли рассказать о себе, так же репортёр передаст микрофон в зал, что бы все другие ребята смогли задать интересующие их вопросы.

Сейчас, для примера, Нина Константиновна возьмет у меня интервью (показываем пример).

Данное упражнение прошло очень оживленно: прозвучали не только стандартные вопросы (что ты любишь делать? кто твоя семья? и пр.), но и такие вопросы как: С кем бы ты хотел дружить из группы? Что ты делаешь, когда тебе грустно? Что может тебя развеселить? Дети старались как можно больше узнать друг о друге и с удовольствием рассказывали о себе. По словам воспитателя группы, редко дети бывают настолько заинтересованы как сегодня и заметно старались соблюдать все правила.

Таким образом, мы считаем, что цели, поставленные нами, были решены. Реакция детей на игру «Тух-тиби-дух» была правильная, дети научились улыбаться друг другу.

А так же дети с удовольствием обыгрывали своё любимое дело и затем рассказывали о себе и спрашивали о других, следовательно, их самоуважение и любовь к себе находится в стадии развития, кроме этого детям небезразличны те кто ходит с ними в одну группу, они интересуются их жизнью, их проблемами. Мы считаем что дети стали более внимательны и доброжелательны к окружающим.

Проведение игры «Волк - волчишко, пусти переночевать»

Цель: Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с гневом.

Мы объяснили детям правила игры и предложили выбрать водящего - волка. Дети выбрали водящего считалкой, им стал Слава. Следует сказать что в предыдущих играх Слава старался уклониться от роли водящего и не комментировал упражнения.

Слава ещё до начала игры, пока дети расставляли стулья-домики, стал играть «волка» рычать, бегать за ребятами. К началу игры мы успокоили Славу и повторно объяснили в чем заключается игра.

По ходу игры «волк» переигрывал, много рычал, хватал «зайчишек» ещё до команды «вечер».

Было заметно, что многие дети боялись того, что Слава во время игры их толкнет или ударит. Когда сменили водящего, ребята заметно успокоились и игра продолжилась без инцидентов. Слава после того, как перестал быть водящим решил не продолжать игру, а наоборот помешать ребятам играть, когда «зайчата» подбегали к своим домикам, он старался занять домик, что бы участнику негде было спрятаться.

Чтобы не мешать остальным детям играть, мы решили позаниматься со Славой индивидуально, а играть с ребятами продолжил воспитатель.

Мы вышли в другое помещение и предложили Славе рассказать, о том, в чем причина его злости, но он ответил нам, что ничего нового не случилось, просто хочется быть «громким». Тогда мы показали Славе «Мешочек криков» и рассказали, что в него можно кричать сколько угодно, пока он не почувствует себя легче. Он ответил, что будет кричать очень громко, мы предложили начать это делать.

Слава в течении примерно семи минут громко кричал, рычал, визжал в «Мешочек криков», затем с минуту посидел молча и сказал: «Я хочу идти играть с ребятами».

Слава присоединился к игре уже в роли «зайчика» и больше не нарушал правила.

Обсуждение игры: Ребята, что вам понравилось в этой игре? Какая роль вам больше понравилась «волка» или «зайчика».

Витя: Мне роль «волка», потому что он в этой игре самый главный. Аля: А «зайчиков» тебе не жалко, они маленькие, не защищенные? Маша: А мне страшно было сначала, когда Слава был «волком», а уже потом он почему-то спокойный пришел. Слава: Я уже накричался…

Мы объяснили детям: Ребята, вот так и в жизни многие себя чувствуют и ведут себя, как «волк» и как «зайчик».

Как «волк»: мы кричим, рычим, обижаем окружающих, толкаем, обзываем и пр.

А «зайчики» - это те люди которых мы обижаем, кто в этот момент находятся с нами рядом и видят нас такими, они боятся наших таких вспышек, бегут от нас. Не хотят с нами дружить.

Подумайте, ребята, будут ли у нас друзья и как с нами будут общаться наши близкие если мы будем себя вести как «волк»?

Ребята, когда вы чувствуете, что вас переполняет, злость или просто хотите покричать, вы можете взять «мешочек криков», он у вас в группе есть, и громко, громко туда покричать, порычать, повизжать до тех пор пока не почувствуете, что вам становиться легче. Так же вам может послужить «подушка для пинания», мы видим у вам много подушек чтобы лежать на ковре, мы думаем ваш, воспитатель, Нина Константиновна, одну из них разрешит сделать «подушкой для пинания». И ещё мы принесли вам «Листочки гнева», взгляните на него - это нарисован Гнев, вы и сами можете нарисовать свой собственный Гнев. Если вы почувствовали в себе злобу и гнев, вы можете взять «листочек гнева» и сделать с ним всё что захотите, разрисовать, потоптать, покидать, всё что вам захочется, и вы почувствуете, что вам станет легче. «Листочки гнева» мы положили на видное место, где вы всегда, при необходимости, можете их взять.

Проведение упражнения «Зайчишки»

Цель: Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Мы расставили детей по кругу и, что бы дети могли лучше «вжиться» в роль, мы предложили детям закрыть глаза и объяснили: Давайте представим себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах.

Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения.

Дети тщательно выполнять действия, которые мы проговаривали, упражнение прошло спокойно.

Таким образом, мы считаем, что цели, поставленные нами были решены: дети пришли к выводу, что необходимо контролировать свои эмоции, а когда гнев переполняет, есть способы выплеснуть его в приемлемой форме не вредя окружающим; а так же дети задумались как чувствует себя человек, на которого выплёскивают гнев. Затем при помощи упражнения «Зайчишки» мы дали возможность детям испытать разнообразные мышечные ощущения, научили задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Проведение игры «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Мы объяснили детям: Ребята, мы хотим вас научить ещё одному способу как можно выплеснуть свой гнев - это игра «Два барана», для этого вам нужно разбиться на пары, повернуться друг к другу и широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упереться ладонями и лбами друг в друга. Ваша задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Встали, уперлись ладонями и лбами: «Рано-рано два барана повстречались на мосту…».

Игра прошла по правилам, ссор между детьми не возникало.

Проведение упражнения «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.

Настроение радостное.

Ответы детей:

Слава: Если подарили подарок, машинку например.

Маша: Если на улице солнышко, и мы гуляем.

Данил: Если родители мне всё разрешают, даже лечь попозже спать.

Дима Р.: Если что-то подарили.

Аля: Если купили новое платье и когда мама рядом.

Дима Ч.: Когда папа берёт меня с собой на работу в трактор.

Витя: Когда рядом друг, мы вместе играем, что-нибудь придумываем.

Настроение грустное.

Витя: Когда тебя кто-то обидел или тебя отругали.

Маша: Когда мама уезжает.

Дима Ч.: Бывает грустно, когда дождь за окном и нельзя гулять.

Аля: Если что-то случилось.

Слава: Бывает что просто грустно.

Мы спросили: ребята, а что можно сделать, чтобы настроение не было грустным или, чтобы твой друг не был грустным?

Аля: Предложить ему вместе поиграть в ту игру, которую он любит.

Дима Р.: Или пойти погулять вместе.

Маша: Предложить поиграть своей игрушкой. А если самой грустно можно заняться любимым делом.

Настроение спокойное.

Данил: Это когда человек просто спокойный, ничего не происходит.

Дима Р.: Когда не грустно и не весело.

Мы спросили: Ребята, а какое настроение у вас сегодня? И почему?

Слава: У меня хорошее, весёлое. Просто потому что хорошее.

Маша: У меня спокойное, как обычно.

Аля: Грустное, не буду говорить почему.

Дима Р.: Хорошее.

Данил: Весёлое.

Дима Ч.: Спокойное.

Витя: Хорошее.

Затем мы предложили: Ребята, а давайте, попробуем поднять настроение Але.

Для этого Аля сядет на стульчик к нам спиной и каждый из вас должен будет подойти к ней, погладить её и сказать ей что-то приятное. Я вам покажу как.

После проведения упражнения, мы спросили у Али какое у неё настроение теперь. Аля ответила: Хорошее, ребята мне сказали столько приятного, они так стеснялись…даже смешно было…

Таким образом, мы считаем, что задачи, поставленные нами, были решены: дети изучили безопасные для окружающих способы избавления от гнева; почти все ребята смогли проанализировать свое настроение, объяснить, по какой причине оно именно такое. Так же дети стали понимать, как можно улучшить настроение близкому человеку. Следовательно, дети стали более доброжелательны.

Конечно, в процессе проведения возникали некоторые трудности - дети стеснялись говорить добрые слова об Але, у некоторых ребят запас добрых слов ограничен и нам приходилось подсказывать (мы считаем, что над этим нам следует поработать в дальнейшем), но ребятам удалось поднять настроение своей подруге.

Проведение игры «Уходи, злость, уходи»

Цель: предоставить детям возможность выплеснуть агрессивные чувства; способствовать развитию у них навыка самоконтроля

Мы сказали детям: Ребята, возьмите подушки и лягте на ковер по кругу и закройте глаза. По моей команде «Начали!» вы начнете со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Затем, по команде «Стоп!», вы ляжете в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и будете спокойно лежать, слушая музыку, пока я не скажу вам «Вставайте!».

Во время проведения игры между Алей и Машей возник конфликт. По словам воспитателя девочки начали ссориться с утра, из-за игрушки, с тех пор они искали любую причину чтобы задеть друг друга побольнее.

Узнав о конфликте девочек мы решили в конце сегодняшнего занятия провести ещё одно упражнение.

После того как дети по нашей команде выполняли движения мы задали им вопрос: Ребята, как вы думаете, чем нам помогает эта игра?

Данил: Что бы мы устали и не хотели больше баловаться, так мой папа говорит. Витя: Выполнять команды. Дима Р.: Вовремя остановиться.

Тогда мы сказали: Ребята, каждый из вас прав. Эта игра учит нас выплеснуть отрицательные эмоции (когда мы со всей силой стучим ногами по полу и руками по подушкам) и расслабляться (когда свободно лежим и слушаем музыку), игра обучает навыку самоконтроля, то есть способности вовремя остановиться.

Проведение упражнения «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

После проведения упражнения мы предложили детям обсудить его: Ребята, чем вам понравилось или не понравилось это упражнение?

Ребята ответили не сразу, задумались.

Дима Ч.: Когда вы сказали, что можно закрыть глаза мне показалось что мы все один большой живой воздушный шарик, была тишина, и только он дышал. Аля: Как будто кто-то сказочный…Слава: Мне понравилось, что мы все делали вместе.

Дальше, что бы помирить Алю и Машу мы предложили ребятам послушать стихотворение «Поссорились».

Задаем вопросы детям по содержанию стихотворения: Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? А что чувствуют те, кто ссорится? А можно обойтись без ссор? Подумайте, как девочки могут помириться?

Ответы детей: Слава: Ссора была из-за игрушки. Чаще всего из-за игрушек и ругаемся или когда не можем выбрать во что играть. Данил: Когда я с кем-нибудь ссорюсь, мне хочется его ударить, что бы было как я хочу. Объясняем Данилу, что если он стукнул одного, кто не уступил, второго и т.д., с ним играть в следующий раз никто не захочет. Это заставило его задуматься, играть в одиночестве ему не хотелось.

Аля: Что бы девочкам играть вместе надо еще одну игрушку. Витя: Может она не захочет ей играть. Здесь извиниться сначала надо, помириться то есть…

Дальше мы озвучили окончание стихотворения: «…Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай. И скажу: «Играть давай!» Правильно, нам сказал Витя, чтобы помириться, виновник ссоры должен уметь признать свою вину, извиниться. Ребята, а вы знаете специальные детские «стишки-мирилки»? Давайте и мы помирим наших поссорившихся. Мы попросили Алю и Машу встать рядом и остальные дети озвучили хором самую знаменитую мирилку «Мирись, мирись, мирись…»

Девочки начали улыбаться друг другу, они помирились.

Дальше мы сказали: Ребята, а давайте попросим наших девочек изобразить обидевшихся подружек. Маша и Аля покажите нам обидчивое выражение лица?

На этот раз детям очень трудно далось это упражнение, так как совместное цитирование «мирилки» настроило их на веселое настроение, и им было тяжело изображать обидевшихся подружек.

Обидевшихся подружек предложили показать нам Слава и Дима Р., сначала у них получилось, но затем они не могли сдержаться что бы не рассмеяться.

Вопросы к детям: Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему? Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сразу же помириться?

Ответы детей: Витя: С хмурым человеком не всегда хочется общаться. Дима Ч.: Я долго не хочу мириться с тем, кто обидел меня. Маша: Когда сама обидишь становится после жалко его, хочешь чтобы тебя простили.

Вывод: Мы считаем, что цели, поставленные нами, были решены. Дети нашей выборки приобретают навыки самоконтроля, это мы замечаем по правильному выполнению всех правил наших игр и пониманию детьми для чего мы их проводим (ответ детей - вовремя остановиться).

Так же мы считаем, что коллектив наших детей становиться сплоченнее (их желание помирить Алю и Машу), дети начинают понимать чувства других, сопереживают им.

Заметно, что дети стали более дружелюбно относится друг к другу, дают высказаться. Делают правильные выводы: что бы с тобой дружили, надо уступать; если ты виновник ссоры, то надо первым признать свою вину, попросить прощения.

Проведение игры «По кочкам»

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями

Игра прошла по всем правилам, конфликтов между детьми не возникло, если один вытеснял другого с кочки тот подыскивал другую кочку. Дети были сосредоточены на игре и много шутили, переговаривались «по-лягушачьи».

Было заметно, что игра детям понравилась и развеселила их.

Проведение упражнения «Я и моё настроение»

Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания.

Мы использовали метод незаконченных предложений:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлен, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

Детей мы посадили по кругу, проговаривали незаконченное предложение, давали минуту на раздумье и затем также по кругу выслушивали ответы детей. Дети высказывались спокойно, никто друг друга не перебивал.

Наиболее нам запомнились ответы детей:

Слава: Я злюсь, когда обижают кошек или собак.

Я сержусь, если старший ребёнок обижает младшего.

(В ребёнке развито чувство сопереживания, сострадания к слабым и беззащитным и чувство справедливости).

Маша: Мне бывает грустно, когда рядом нет подружки. (Не любит одиночество).

Однажды я испугалась, что обидела маму (Переживает, если случается обидеть близких, ранимая, чувствительная)

Дима Р.:Я радуюсь, когда могу чем-нибудь порадовать папу и маму (Очень привязан к родителям, не эгоист).

Аля: Я горжусь тем, что живу в Ермакове (любит Родину)

Вывод: Мы считаем, что цели поставленные нами, были решены. Дети практически научились управлять своими эмоциями. Игры и упражнения проходят без ссор и конфликтов, дети научились уступать другу, не перебивать друг друга в беседе. А также дети принимают себя такими, какие они есть, могут свободно говорить о себе. В детях развивается, а в некоторых и развито чувство сопереживания, сострадания к другим и интерес к тем, кто их окружает.

Проведение игры «Мышь и мышеловка»

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Дети считалкой выбрали «мышонка», им стала Маша. Дальше мы помогли им «сделать» мышеловку, дети встали плотным кругом. Мышонок всячески пытался выбраться, но безуспешно, ребята его выпустили только после просьбы воспитателя «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его». Следующим мышонком вызвался быть Данил, немного погодя он попытался нарушить правила и ущипнул Витю, что бы выбраться, Витя не ответил тем же, а сделал замечание Данилу, что тот нарушает правила. Дальше игра продолжалась без инцидентов.

Обсуждение игры: Ребята, что вы можете сказать об этой игре?

Слава: Я раньше не думал, а теперь понял, что мышонок вот так в капкан попадет и не выбраться, жалко его. Маша: Когда долго не получается выбраться, становиться страшно. Мне жалко мышонка. Дима Ч.: И мне жалко. Данил: Я мог бы выбраться, если бы начал толкаться, но тогда ребятам могло быть больно или упал бы кто-нибудь, и так нечаянно Витю ущипнул, (к Вите) - я не хотел. Дима Р.: Через девчонок можно было выбраться, но они же девчонки (Дима засмущался). Аля: Хотелось освободить мышонка, но тогда


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.