N 4. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

N 4. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий

2020-04-01 128
N 4. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) криминальной природы возникаютв процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам.Они связаны с нарушением нормальной работы транспорта, не редко сопряжены сгибелью людей, материальным ущербом и другими вредными последствиями. ВидамиДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешехода; б) столкновениетранспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наездтранспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров. По причинамвозникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1)происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц,ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.)и 2)  происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы(наводнение, обвал, землетрясение и т. п.), а также случайным стечениемобстоятельств. В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результатенарушения правил дорожного   движения (ПДД) водителями, пешеходами,пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушенийработниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохогоконтроля за состоянием дорог и организацией регулирования уличного движения.Нарушения ПДД со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышениибезопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонитьсяот столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги),попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожнойобстановки: несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподаче илинеправильной подаче предупредительного сигнала; неправильном расчетеминимального остановочного пути при различных скоростях движения и состояниидорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знакови указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопаснойдистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светомфар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозкипассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающемдопустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и др. Нарушенияправил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданномпоявлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановкеавтобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-затранспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен вовзаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проездавтомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте,где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и др.Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств(например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительныхприборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатациютранспортных средств, если это привело к наступлению последствий,предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность.В ДТП можно выделить три фазы: 1) начальную; 2) кульминационную и 3)конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, всвою очередь, предопределяет развитие последующей. Для начальной фазы ДТПхарактерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиесяперед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должнынемедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращенияДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или ихнедостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортныхсредств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когдаучастники движения не располагают технической возможностью предотвращенияДТП, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза ДТП характеризуетсясобытиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (поврежденияавтомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекаетбыстро (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшойпротяженности. Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, частосовпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например,при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и послеостановки. Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистическизначимых признаков, которые, в свою очередь, способствуют установлениюобъективной истины. В результате контакта, взаимодействия транспортногосредства и пешехода на дорожном покрытии, на транспортном средстве ичеловеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови,мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортногосредства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых изаднего стекол, отслоившаяся краска, тормозной путь и др.). По этим следампри условии их своевременного обнаружения и фиксации возможно установлениемеханизма и причин ДТП. Как правило, для ДТП характерна быстротечностьсобытия, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участниковпроисшествия, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия иограниченность объема воспринятой информации. На характер и полнотувосприятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют неблагоприятныеобъективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохиеметеорологические условия, болезненное состояние, трагический исходпроисшествия, состояние стресса и т. д.). Эти обстоятельства настоятельнодиктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведениявесьма обстоятельного допроса осведомленных лиц. Лица, совершающие ДТП, какправило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности илинебрежности. Известны однако случаи умышленного совершения ДТП с цельюсокрытия следов другого ранее совершенного преступления. В начале расследования возникают две типичные ситуации: а) водительизвестен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия:водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность егоустановлена); б) водитель неизвестен (он скрылся с места происшествия вместес авто машиной или оставил угнанную автомашину). Наиболее распространеннойявляется первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие илименее тяж кие телесные повреждения пострадавших или причинение существенногоматериального ущерба. Программа действий следователя состоит внезамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортногосредства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц,освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольногоили наркотического опьянения, назначении судебно-медицинской экспертизыпотерпевшего и других экспертиз; Для второй ситуации, когда водитель наавтомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболеесерьезные вредные последствия в виде причинения тяжких те лесных поврежденийили смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угонатранспортного средства либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этомслучае следователь должен произвести осмотр места ДТП, установить идопросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потер певшего,назначить судебно-медицинскую экспертизу потер певшего и дать поручениеорганам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка опроизводстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыскускрывшегося водителя и его автомашины. Исключительно большое значениеприобретает розыск скрывшегося воителя и транспортного средства. Преждевсего должно быть обеспечено немедленное информирование под разделений ГАИ исоседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть путидвижения скрывшегося транспортного средства, должен быть произведен опросвозможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования,организовано преследование по "горячим следам". Следует произвестиобследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест сцелью обнаружения автомашины в районах, через которые пролегал путь движенияскрывшегося транспортного средства. Наряду с этим должен проверятьсяимеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ. Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется поматериальным следам, обнаруженным на месте происшествия, - марке и типуавтомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей,характеру перевозимого груза, повреждениями на окружающих предметах или нателе потерпевшего, следам транспортного средства на дороге т. п., а также поинформации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следуетпривлекать представителей общественности, использовать местную печать, радиои телевидение. Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведениидругих первоначальных следственных действий следователь выдвигает ипроверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушениеправил движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии,превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправностидорожного покрытия, мостов, переездов; 3) техническая неисправностьавтомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и другихузлов; 4) грубая неосторожность потерпевшего; 5) случайное стечениеобстоятельств; 6) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления.Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверяются версии оличности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, что местообнаружения трупа и место наезда не совпадают), месте нахождения трупапотерпевшего, увезенного с места происшествия, и др. Осмотр местапроисшествия состоит из четырех частей: 1) осмотр трассы; 2) осмотр трупапотерпевшего: 3) осмотр транспортного средства; 4) осмотр отдельных следов ипредметов, обнаруженных на месте происшествия. Прежде всего необходимоосвободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точнозафиксировать очевидные объекты на трассе - отметить места, где находилсятруп, транспортное средство и другие предметы, могущие иметь значение длядела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимыеизмерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки местапроисшествия - фотографирования, могут быть использованыстереофотографические методы съемки. Следует зафиксировать: рисунок ипрофиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка,горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон,асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное,гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходныхпереходов, остановок общественного транспорта и т. д.; расположение на местепроисшествия   транспортных средств, следов и других вещественныхдоказательств по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине,газону) и постоянным ориентирам (углу дома, дорожному знаку и др.). Границыосматриваемого участка дороги следует максимально увеличить как в сторонудвижения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следуеттакже точно установить ширину проезжей части, ширину обочин, тротуаров,описать обнаруженные следы преступления, длину и рисунок тормозного пути,заноса и волочения, их положение по отношению к какой-либо границе проезжейчасти (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скоростидвижения транспортного средства имеет исключительно важное значение длярасследования, следует очень внимательно отнестись к изучению длины ихарактера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Если обстановкапозволяет, труп потерпевшего следует осматривать на месте его обнаружения.Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимостиосвобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особоевнимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характеризующихмеханизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Автомобильосматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения послепроисшествия. Фиксируются тип, марка и номерной знак автомашины,повреждения, возможно, возникшие в результате ДТП, осуществляется поискследов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП(кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего).Обычно осмотр автомобиля начинают с перед ней части. Тщательному осмотрудолжны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднеестекло, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем,чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одеждыпотерпевшего, следы крови, волосы и т. п. После этого необходимо в этих жецелях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксироватьсостояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходеосмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычагапереключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включенияосвещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документови предметов с целью установления личности скрывшегося водителя. В необходимых случаях производится осмотр отдельных следов и предметов,обнаруженных на месте происшествия. Допрос свидетелей. По делам о ДТП чащевсего допрашивают: а)свидетелей-очевидцев происшествия; б) лиц, могущих датьхарактеристику участника ДТП: в) медицинских работников, оказавшим помощьпотерпевшему; г) сотрудников милиции, непосредственно осведомленных опроисшествии: и др. При допросе очевидцев следует учитывать быстротечностьсобытия ДТП, неожиданность и кратковременность восприятия этого события, чтовлечет за собой неполное знание его деталей. Поэтому, с одной стороны, нужнотщательно анализировать показания, стремясь к их детализации, с другой,принимать меры к установлению и последующему допросу других очевидцев.Допрашивая знакомых участников ДТП, полезно выяснить состояние здоровьяпотерпевшего и водителя, ибо возможно оно могло повлиять на происшедшее.Медицинские работники и сотрудники милиции нередко могут пояснитьподробности обстановки на месте происшествия после ДТП, например, как велисебя его участники, что делали, говорили и т. п. В ходе допроса водителядолжны быть выяснены три группы вопросов - его действия до, во время и послепроисшествия. Поскольку ДТП совершается, как правило, неумышленно, то обычноводители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятсяпреуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, например,грубую неосторожность потерпевшего, неблагоприятные условия дорожногопокрытия, плохую видимость, непредвиденную неисправность механизмаавтомашины, свое неожиданное недомогание и др. Допрос потерпевшего чащевсего осуществляется после его доставления в медицинское учреждение иполучения разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняется: не страдаетли он каким-либо физическим недугом (например, близорукостью, частичнойутратой слуха), который мог помешать ему быстро сориентироваться всложившейся аварийной обстановке: где он находился в момент происшествия;были ли рядом другие лица; как он сам действовал, видел ли приближающеесятранспортное средство, каковы его отличительные особенности (об этомособенно подробно, если оно скрылось) и другие определяемые характеромпроисшествия обстоятельства. При допросе потерпевших из числа пассажиров,кроме указанных обстоятельств, надо выяснить, какова была скоростьавтомашины, как себя вел водитель - не отвлекался ли, не жаловался ли наусталость, недомогание, не рассказывал ли о неисправностях транспортно госредства, как вел себя после ДТП. Как и водитель, потерпевший являетсялицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могутповлиять на его оценку случившегося и поэтому быть ошибочными, нечеткими.Необходима критическая оценка его показаний. Судебно-медицинская экспертизаназначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или импричиняются телесные повреждения. Это экспертиза, помимо общих вопросов опричине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесныхповреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением емуповреждений, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии илиотсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобильной) травмы - следов удара частей тела о части автомашины или о дорожноепокрытие, сотрясения мозга в результате удара, сдавливания тела, следовволочения  по дорожному покрытию. Судебно-медицинского освидетельствованиеводителя и потерпевшего помогает установить факт употребления спиртного илинаркотиков, их количество, степень опьянения, давность употребления, наличиеили отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. Приэтом может быть произведено биохимическое исследование с получением пробкрови и мочи испытуемого. При необходимости проводится судебно-медицинскаяэкспертиза вещественных доказательств, которая исследует различные объектыбиологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицымозгового вещества, кости и различные ткани и органы человеческого тела,обнаруженные в ходе осмотра ДТП, на теле и одежде потерпевшего. В связи сэтим перед экспертом ставятся вопросы: не является ли обнаруженная кровь(вещество) кровью человека; совпадает ли она по группе и типу с группой итипом крови потерпевшего: принадлежат ли обнаруженные при осмотретранспортного средства волосы человеку; если да, то сходны ли они с волосамипотерпевшего. Дорожно-транспортная (автотехническая) экспертиза назначаетсядля определения состояния транспортного средства и исправности отдельных егочастей, механизмов и узлов, установления механизма ДПТ, исследованиятехнической возможности предотвращения происшествия. Чаще всего передэкспертом-автотехником ставятся следующие вопросы: а) какие поврежденияимеются на транспортном средстве; б) когда они образовались - допроисшествия или после: в) с какой скоростью двигалось транспортное средствоперед происшествием; г) возможно ли при данной скорости движения, состояниипроезжей части дороги и определенном расстоянии до препятствия остановитьтранспортное средство с помощью торможения: д) какое значение в данныхусловиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого управления; е) какиеобстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства идорожной обстановкой, способствовали происшествию. По данной категории делмогут быть также назначены судебно-химическая, криминалистическая (чащевсего   трасологическая),   комплексная  (криминалистическая,дорожно-транспортная и судебно-психологическая) экспертизы. Следственныйэксперимент позволяет получить информацию: а) о возможности видетьпоявившееся препятствие (человека, автомашину и др.) в конкретной дорожнойситуации: б) о возможности слышать звуки транспортного средства, шумдвигателя и т.п.; в) скорости движения автомашины; г) о состоянии тормозов идругих агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность движения;Д)о наличии или отсутствии у водителя определенных профессиональных навыкови т. п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортномсредстве, дорожном покрытии и других объектах следственный экспериментпомогает установить механизм столкновения или наезда. В ряде случаеврезультаты эксперимента могут быть использованы в качестве исходных данныхпри производстве дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы. Популярность: 330, Last-modified: Thu, 20 Apr 2000 17:16:53 GMT Оцените этот текст: Не читал 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.