N 3. Особенности расследования авиационных происшествий — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

N 3. Особенности расследования авиационных происшествий

2020-04-01 139
N 3. Особенности расследования авиационных происшествий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Видами авиационных происшествий являются: 1) поломки самолета,обнаруженные на стоянке: 2) летное происшествие, не повлекшее за собойгибель людей и разрушение самолета; 3) авиакатастрофа, повлекшая гибельлюдей и разрушение или повреждение самолета. Поломки самолета, обнаруженные на стоянке При расследовании явно умышленных поломок проверяются прежде всеговерсии: а) о времени поломки; б) об использованных орудиях; в) о лицах,совершивших поломку; г) о целях и мотивах преступления. Для проверкивышеуказанных версий в неотложном порядке производятся осмотр поврежденногосамолета, места его стоянки и прилегающей местности, ремонтной мастерскойили площадки для регламентных работ, а также выемка и осмотр документов,относящихся к ремонту и техническому осмотру самолета. Проводится такжедопрос свидетелей из состава охраны, технического персонала и экипажасамолета, обыск в целях обнаружения орудий поломки, проведение технической итрасологической экспертиз, а также оперативно-розыскные мероприятия в целяхобнаружения орудий преступления и установления виновных. При обнаруженииполомок, причина которых поначалу не ясна (случаи поломки двигателя врезультате попадания в него посторонних предметов, засорения входногоотверстия трубки приемника воздушного давления, заклинивания тяг рулейуправления, установка неисправных приборов и др.), данных для немедленноговозбуждения уголовного дела бывает недостаточно. Указанные поломки могутбыть умышленными, неосторожными, и случайными. Например, посторонниепредметы (гайка, отвертка, мелкие камни) могут быть умышленно подброшены вовсасывающее сопло двигателя, могут оказаться в двигателе по неосторожностиобслуживающего персонала и, наконец, попасть туда случайно (например, припосадке самолета на грунтовой аэродром). В первую очередь проверяются версиио причине поломки. Выясняется, может ли произойти данная поломка принормальной работе узлов и агрегатов самолета, например, может ли данныйпредмет при определенных условиях был занесен потоком воздуха в реактивныйдвигатель, не нарушал ли кто-либо из членов экипажа и обслуживающегоперсонала правил производства ремонтных или регламентных работ, правилэксплуатации и технического осмотра самолета, могли ли выявленные нарушениявызвать данную поломку. Проверяются также версии о времени и орудиях поломкии ее виновнике путем осмотра самолета, места стоянки и прилегающийместности, осмотра документов, характеризующих техническое состояниесамолета, допроса членов экипажа и лиц из обслуживающего техническогосостава, а также путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Летное происшествие, не повлекшее гибель людей и разрушение самолета Если поломка, обнаруженная во время полета, не затрагивает органыуправления и устойчивости самолета, взлетно-посадочных устройств, неприводит к взрыву или пожару и если имеется возможность произвестивынужденную посадку на ближайшем аэродроме или на подходящей площадке внеаэродрома (случаи отказа в работе двигателя, радиотехнических средств,пилотажно-навигационных приборов, средств сигнализации и др.), торасследование облегчается, поскольку имеются свидетели из состава экипажа ипассажиров, сохранились вещественные доказательства и запись радиообмена("черный ящик"). В плане расследования предусматривается проверка версий опричине вынужденной посадки, характере, причинах и времени поломки. Длявыяснения причины вынужденной посадки следует установить: какие агрегаты илиузлы самолета отказали во время полета; какие поломки были обнаружены ввоздухе: не были ли замечены какие-либо неисправности самолета илиненормальности в работе агрегатов и узлов перед полетом; какие принималисьмеры по устранению этих недостатков. В качестве первоочередных мероприятийдля поверки указанных версий проводится осмотр самолета, места вынужденнойпосадки, взлетно-посадочной полосы, выемка и осмотр технической и летнойдокументации, в том числе магнитофонной ленты с записью радиообмена междуэкипажем и командно-диспетчерским пунктом, допрос свидетелей из составаэкипажа, пассажиров, обслуживающего технического персонала, охраны ируководства полетами, судебно-техническая экспертиза, допрос подозреваемого. Авиакатастрофа, повлекшая гибель людей и разрушение или повреждениесамолета К данной группе авиационных происшествий относятся: случаи пожара иливзрыва самолета в воздухе; столкновение самолета с различными преградами привзлете и посадке: падение самолета в результате потери управления или отказав работе двигателя; разрушение самолета в воздухе по причине конструктивныхнедостатков (например, случаи флаттера, когда самолет в воздухеразваливается на части) или в результате турбулентности в районе крупныхгрозовых фронтов; столкновения самолетов при полете ночью или в сложныхметеорологических условиях; разрушение самолета при посадке и взлете врезультате неисправности взлетно-посадочных устройств. При расследованииавиакатастрофы проверяются прежде всего версии о ее непосредственной(технической) причине, которой может быть: - неправильная организация полетов и неудовлетворительная предполетнаяи предварительная подготовка экипажа к полету: -нарушения в управлении и руководстве полетами (игнорирование правилбезопасности полетов, поверхностный анализ метеоусловий и несвоевременнаяинформация экипажа об изменении воздушной обстановки и погоды, неверныерешения и действия при оказании помощи экипажам в условиях усложнившейсяобстановки полета и др.); -нарушение правил техники пилотирования и недисциплинированностьлетчиков (потеря высоты и скорости полета, неправильный расчет посадки,невыполнение команд руководителя полетами и др.); -неудовлетворительное обеспечение полетов: инженерно-авиационное(плохая подготовка к полетам авиатехники); штурманское (плохая разработкамаршрутов полета и мероприятий по обеспечению безопасности полета);медицинское (допуск к полетам с заболеваниями, переутомлением, безпредварительной тренировки, нарушения предполетного режима);радиотехническое (неисправности аппаратуры и др.); аэродромно-техническое(отсутствие освещения взлетно-посадочной полосы и сигнальных огней,прекращение работы радиоприводов и системы обеспечения слепой посадки идр.); метеорологическое (неправильное определение силы и скорости ветра,состояния и прогноза погоды, несвоевременная информация об угрожающихметеоусловиях на маршруте полета и др.); -отказ в работе отдельных агрегатов и узлов самолета (двигателя,органов управления и устойчивости, взлетно-посадочных устройств,пилотажно-навигационных приборов и др.); -непредвиденные усложнившиеся метеорологические условия и другиеслучайные причины: -болезненное состояние пилота (неожиданные приступы боли, например,почечная или печеночная колика, сосудистый коллапс, алкогольное опьянение,состояние похмелья и др.); -применение взрывчатых и самовоспламеняющихся веществ. Проверяютсятакже версии о причине отказа в работе отдельных агрегатов и узлов самолета,времени и месте их поломки, причине неудовлетворительной подготовки экипажак полету, плохого обеспечения полетов и т.д., а также о виновниках. Дляпроверки указанных версий необходимо в неотложном порядке организовать поиски осмотр частей разрушенного самолета, места его падения и окружающейместности, осмотр трупов, выемку и осмотр технической и медицинскойдокументации, назначить судебно-медицинскую и авиатехническую экспертизу,допросить свидетелей-очевидцев катастрофы. Осмотр места происшествия итрупов. Объектами осмотра в зависимости от характера и последствийпроисшествия могут быть: место падения или вынужденной посадки самолета внеаэродрома и прилегающая местность, поврежденный (разрушенный) самолет либоего отдельные части, взлетно-посадочные полосы и местность от аэродрома доближней радиоприводной станции, а также трупы погибших членов экипажа ипассажиров. Перед выездом на место катастрофы необходимо связаться сдиспетчером аэропорта и выяснить обстоятельства происшествия, характерполетного задания, состав экипажа, количество пассажиров, время нахождениясамолета в воздухе и содержание последних радиосообщений экипажа, получитьсведения о том, какие спасательные меры приняты и кто из авиаспециалистоввыехал на место происшествия. Необходимо также дать указание опечатать лентус записью радиопередач экипажа, журнал радиообмена командной радиостанции, апри необходимости и другие документы. При стальное внимание необходимоуделить созданию и работе по исковых групп. В состав этих групп, кромеавиаспециалистов, включается значительное число лиц, не имеющих отношения кавиации (местных жителей, военнослужащих и др.). Эти лица, как правило,вовсе не знают деталей самолета и не умеют с ни ми правильно обращаться приобнаружении, они просто могут не обратить на них внимания. В этой связиважно провести подробный инструктаж членов поисковых групп с разъяснением,какие детали и где искать, как обращаться с ними в случае обнаружения, какиепризнаки зафиксировать, как упаковать найденные вещественные доказательстваи сохранить для дальнейшего исследования. Начинать осмотр следует собъектов, которые раньше других могут подвергнуться изменениям в результатеспаса тельных и восстановительных работ, и с объектов, результаты осмотракоторых могут оказать влияние на эффективность осмотра других объектов.Выемка и осмотр документов. Вопросы конструирования, производства,испытания, ремонта и эксплуатации авиационной техники, организации,подготовки и обеспечения полетов, характера полетных заданий, условий ирежима полетов, нарушений правил пилотирования и другие вопросы работыавиации находят подробное отражение в многочисленных документах, которыеведутся различными авиационными службами. Тщательное изучение этих документов позволяет получить ценнуюинформацию об обстоятельствах авиационного происшествия. К тому же сведения,содержащиеся в одних документах, могут при сопоставлении находитьподтверждение или опровергаться другими документами. Важно принять срочныемеры к сохранению технической, летной и медицинской документации, произвестивыемку необходимых документов или опечатать их. В зависимости от характераавиационного происшествия осмотру подлежат: полетный лист данного экипажа;журнал хронометража полетов диспетчера аэропорта; журнал радиообменакомандной радиостанции: магнитофонная лента с записью радиообмена междукомандно-диспетчерским пунктом и экипажем самолета; карта-схемарадиолокационной проводки самолета, содержащая данные радиотехническогоконтроля за полетом, и другие материалы радиолокационных пунктов; бортовыежурналы, записи и другие документы летчика (экипажа); расчеты штурмана попрокладке курса; и др. Кроме того, для следователя могут представлятьинтерес документы, отражающие состояние авиационной техники: техническиеформуляры на самолет и двигатель, паспорта на отдельные агрегаты и приборы,журналы учета поломок и отказов авиатехники, документы, отражающиерадиотехническое и аэродромно-техническое  обеспечение полетов, бюллетенипогоды метеорологической службы, синоптические карты, летные и медицинскиекнижки членов экипажа, журналы учета летных происшествий и др. По деламданной категории назначается несколько видов экспертиз. Авиатехническаяэкспертиза включает исследования в области авиационной техники,пилотирования, штурманской, радиотехнической и навигационной службы,аэродромно-технического обслуживания и др. Она назначается для решениявопросов о технической причине авиационного происшествия, режиме работыдвигателя, причине отказа того или иного агрегата или узла самолета, причиневзрыва или пожара, времени загорания (в воздухе или после удара самолета оземлю). Авиатехническая экспертиза, как правило, носит комплексный характер,и в зависимости от конкретного содержания исследования в состав экспертнойкомиссии включаются специалисты по авиационной технике, самолетовождению ит. д. На экспертизу кроме исследуемого объекта, должны быть направленысоответствующая техническая документация, протокол осмотра местапроисшествия, схема расположения разрушенных частей на местности, фотоснимкиместа происшествия и протоколы допроса свидетелей, потерпевших иобвиняемого,   относящиеся к предмету экспертизы. Объектамисудебно-медицинской экспертизы являются не только трупы и их части, но иживые лица, а также вещественные доказательства. Ряд судебно-медицинскихвопросов, касающихся происхождения авиационной травмы и механизма ееобразования, решает комплексная экспертиза в составе судебного медика испециалиста в области авиационной физиологии. Криминалистическая экспертизапри расследовании авиационных происшествий находит применение главнымобразом в случаях необходимости трасологических исследований, определенияцелого по частям, исследования документов и идентификации личности погибших.При необходимости исследования магнитофонной записи радиообмена междуэкипажем и   командно-диспетчерским пунктом используются возможностиакустической экспертизы. Ценность магнитофонной ленты радиообменазаключается не только в том, что она позволяет дословно восстановитьсмысловое содержание докладов летчика и команд руководителя полетов ихронометрически установить точное время эволюции полета, но и в том, что помагнитофонной записи радиообмена представляется возможность изучить речевыеособенности участников радиообмена и таким образом идентифицировать каждогоиз них, определить, кому принадлежит каждая команда, изучить изменения вхарактере речи каждого участника радиообмена. В отдельных случаях помагнитофонной записи можно приблизительно определить отдельные параметрыпространственного положения самолета в воздухе. Допрос свидетелей ипотерпевших. В зависимости от характера происшествия в качестве свидетелейдопрашиваются очевидцы из числа летного и технического состава,диспетчерской службы, работники, осуществлявшие подготовку и обеспечениеполетов, а также лица, оказавшиеся в районе вынужденной посадки или падениясамолета, спасшиеся члены экипажа и пассажиры, работники авиаремонтныхмастерских, групп регламентных работ, завода-изготовителя авиационнойтехники и другие. Выясняется, где и когда произошла авиационная катастрофаили авария, что конкретно наблюдали очевидцы в этот момент, не слышали ливзрывов или сильных хлопков во время полета и в момент удара самолета оземлю, не наблюдали ли пламени или шлейфы дыма за самолетом, каковы былицвет и густота дыма, слышали ли шум работавших двигателей перед ударомсамолета о землю, каковы были направление и угол снижения самолета,пикировал или планировал самолет до соприкосновения с землей, не отделялисьли от самолета в воздухе его части или другие предметы.Инженерно-технический и летный персонал, руководитель полетов и другиесвидетели, имеющие отношение к подготовке полета, допрашиваются о том,проверялось ли техническое состояние самолета перед полетом, какиенеисправности были обнаружены, что конкретно было предпринято по ихустранению, были ли случаи отказа в работе авиационной техники во времяпредыдущих полетов данного экипажа, все ли неисправности и отказыфиксировались в соответствующих документах, каков полетный вес самолета ихарактер имевшегося на нем груза, правильно ли была произведена центровкасамолета перед стартом, каков объем предварительной и предполетнойподготовки членов данного экипажа, соответствовали ли полетное заданиеэкипажа и условия его выполнения уровню этой подготовки.

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.