Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР

2020-04-01 107
Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МСБ более чувствительны к инновациям и благодаря своему динамизму в значительной мере обеспечивают быстрое техническое перевооружение и реструктуризацию производства на современной научно-технической основе. Основное преимущество МСБ перед крупными компаниями и корпорациями состоит в мобильности малого и среднего бизнеса, его чувствительности к наименьшим изменениям рыночной ситуации и быстрой реакции на них. В МСБ количество управленческих звеньев невелико и важные решения принимаются достаточно быстро. Как показывает зарубежный опыт, малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, отношение количества нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в крупных организациях, а количество нововведений на 1 долл. затрат на НИР - в 24 раза.

За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности МСБ. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.

Поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий занимается Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве промышленности и торговли Франции.

Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Francaise de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд. франков, оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок. Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа «инкубаторов».

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития МСБ, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности. За годы реформ, благодаря продуманной государственной политике, Китай осуществил чрезвычайно быстрый переход от общества консервативного промышленного уклада к обществу высокой науки и технологий.

Исходя из политики страны, определенной в Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 гг., одним из приоритетных направлений является улучшение конкурентоспособности страны при помощи инноваций.

Для создания и генерирования инноваций у субъектов МСБ могут быть различные возможности.

Во-первых, внедрение инноваций собственными усилиями субъектов МСБ, т.е. создание собственных научных центров путем кооперирования с другими фирмами и организациями, вместе с которыми возможен поиск инновационных решений для своей деятельности и для повышения конкурентоспособности на национальном и международном рынке.

По своему масштабу и возможностям, которые вытекают из этого, малые и средние предприятия почти не в состоянии осуществлять собственные инновационные разработки, а создание личных исследовательских лабораторий почти немыслимо. Таким образом, более реальными возможностями остаются либо совместные разработки, либо институционализированная разработка инноваций и их предоставление предприятиям.

Во-вторых, на государственном уровне необходимо обеспечить большую поддержку развитию национальной инновационной политики, улучшить координацию между институтами, стратегическими документами, административными и финансовыми инструментами, имеющими влияние на инновационную систему.

В-третьих, необходим пересмотр и переработка нормативной правовой базы в сфере инноваций (в частности, закон КР «Об инновационной деятельности», нормы которого отчасти устарели, не были реально применимы и требуют значительных государственных вложений).

В-четвертых, стимулировать разработку и реализацию новых крупных инновационных проектов при участии нескольких субъектов МСБ или совместно с крупными компаниями, т.е. осуществить объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции.

Кыргызпатенту необходимо сформировать Единый государственный реестр по учету заявок на поддержку инновационных проектов в целом, в т.ч. и МСБ (поступление заявок и их кодификация, проведение предварительной экспертизы, привлечение финансовых ресурсов из внебюджетных источников и др.).

В-пятых, ввиду отсутствия государственных средств на финансирование инновационных проектов, предлагается Кыргызпатенту активизировать поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (совершенствование системы внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в рамках инновационных программ и проектов). Необходимо развить системы поощрения финансирования технологической инновационной деятельности из внебюджетных источников - средств частных инвесторов, стратегических партнеров и собственных средств хозяйствующих субъектов.

В-шестых, Кыргызпатенту необходимо проработать вопрос поддержки и стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет предоставления гарантийных залоговых резервов под реальные активы (высоколиквидные материальные и финансовые активы государства, например, пакеты акций), а также посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков.

В-седьмых, привлечение льготных кредитных средств банков и микрофинансовых организаций для обеспечения долгосрочного финансирования инновационной (модернизационной) экономики.

Например, любой коммерческий банк разрабатывает Программу «Финансирование инноваций», где будут указаны предполагаемые средства и условия выдачи приемлемых кредитов под инновационные и модернизационные проекты субъектов МСБ.

Также возможно рассмотрение выделения государственных средств из бюджета, направляемых на субсидирование процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства.

В-восьмых, стимулирования развития малого и среднего инновационного бизнеса через снижение налогового бремени. Ввиду существующего дефицита государственного бюджета в стране, снижать уровень налоговых поступлений, конечно же, нереально. Поэтому необходимо внести изменения в действующее законодательство с целью создания благоприятных лизинговых условий в отношении уникального наукоемкого оборудования для предприятий, внедряющих инновационные технологии и специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции.

В-девятых, особенно значительной должна быть роль государства в создании технопарков, технополисов, инновационных центров, основным инвестором которых должен быть на первоначальном этапе государственный сектор.

Первоначальная инвестиционная поддержка государства в процессе становления этих учреждений может быть заменена другими формами поддержки и, прежде всего, льготами по налогам.

В-десятых, эффективно было бы обеспечить безвозмездную передачу или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для МСБ, а также для создания научной инфраструктуры в регионах).

В-одиннадцатых, важно разработать и внедрить механизмы более «открытого» таможенного регулирования в отношении кыргызских инновационных предприятий, создаваемых и функционирующих самостоятельно. Одним из таких механизмов может быть снижение таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, не имеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии снижения таможенных платежей на ввозимое технологическое оборудование).

Необходимо также проведение углубленного анализа влияния вступления Кыргызстана в Таможенный союз на инновационный процесс в стране.

В-двенадцатых, повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного бизнеса в размещении государственных и муниципальных заказов.

Для этого необходимо разработать и внести изменения в действующее законодательство в части ужесточения мер ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение требований к доле таких заказов. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность применения к крупным предприятиям требований по обязательному привлечению субъектов малого инновационного предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам. Также необходимо будет разработать специальные рекомендации по участию МСБ в конкурсе по размещению государственного и муниципального заказа. Предлагается организовать мониторинг размещения заказов у субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства с участием представителей деловых ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей.

В-тринадцатых, целесообразно создание современной информационной инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди субъектов технологической инновационной деятельности - возможность получить доступ к информационным базам для поиска нужного продукта; пакет услуг технологического аудита и маркетинга, начиная от коммерческой оценки технической идеи и кончая созданием опытных образцов, исследованиями рынков сбыта, оказание консультационных услуг.

В-четырнадцатых, необходима пропаганда важности и перспективности инновационной деятельности в средствах массовой информации.

В-пятнадцатых, необходимо повысить образовательный уровень через обновление учебных программ (внедрение курсов инновационного менеджмента, широкое использование новых образовательных и информационно-телекоммуникационных технологий, подготовка и переподготовка кадров в области инновационной деятельности, развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности на базе ВУЗов, участие ученых системы образования в создании наукоемких технологий) и улучшить кадровый потенциал специалистов по инновациям (тренинги и непрерывное повышение квалификации финансовых и технологических менеджеров, технических специалистов и государственных служащих). Эти меры поднимут на качественно новый уровень исследовательскую работу студентов и позволят пополнить научный потенциал страны.

Рациональное сочетание государственного и предпринимательского секторов позволит активизировать инновационную деятельность, наращивать объемы производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности производства, приоритетными направлениями инновационного развития являются: ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки, обеспечение необходимой динамики обновления технологий, автоматизация, сертификация технологий и продукции, экологичность.

Приоритетом должны пользоваться важнейшие инновационные проекты государственного значения, высокоэффективные и быстро окупаемые, в реализации которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть риска.

 

 


Заключение

В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

Повышение глобальной конкурентоспособности становится важнейшей задачей экономической политики. Опыт промышленно развитых и развивающихся стран показывает, что распространение знаний и развитие инновационных процессов являются ключом к успешному развитию экономики. Именно малым и средним предприятиям предстоит сыграть важнейшую роль в этом процессе, обеспечивая постоянное совершенствование продукции, процессов, технологий и организации.

В самом широком плане существует два вида МСБ с точки зрения их отношения к инновациям и знаниям: это предприятия, которые создают инновационный продукт и те, которые им пользуются. И если первая категория весьма немногочисленна, то вторая составляет абсолютное большинство. Однако любая фирма, какой бы малой она не была, и какой бы простой деятельностью она не занималась, способна извлечь выгоду из достижений технического прогресса и инноваций.

В этом смысле доступ к новым технологиям имеет решающее значение для конкурентоспособности МСБ. Для характеристики инновационной активности применяется показатель доли инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии.

. В Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того, сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и его более активное вовлечение в инновационный процесс.

Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются. За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

4. Основными препятствиями на пути активного развития бизнеса в Кыргызстане, являются:

недостаток у субъектов предпринимательства собственных финансовых ресурсов/отсутствие стартового капитала;

недоступность кредитных средств;

недостаточная из-за высокого риска привлекательность долгосрочных вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а также населения, имеющего свободные средства;

отсутствие развернутой инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей требованиям товаропроизводителей;

МСБ испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений.

5. Исходя из политики страны, определенной в Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 гг., одним из приоритетных направлений является улучшение конкурентоспособности страны при помощи инноваций.

Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности производства, приоритетными направлениями инновационного развития являются: ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки, обеспечение необходимой динамики обновления технологий, автоматизация, сертификация технологий и продукции, экологичность.

Приоритетом должны пользоваться важнейшие инновационные проекты государственного значения, высокоэффективные и быстро окупаемые, в реализации которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть риска.

 

 


Список литературы

 

Законодательная и нормативная литература

1. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11.

2. Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы. Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 сентября 2011 года №593 (В редакции постановления Правительства КР от 11 ноября 2013 года №623 <http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/94822?cl=ru-ru>).

3. Концепция государственной инновационной политики Кыргызской Республики на 2003-2005 годы. Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 сентября 2011 года №593.

Учебная и научная литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. 1-е издание. - СПб.: Питер, 2001. - 278 с.

2. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / пер. с англ. под ред. А.Г. Медведева.- СПб.: Питер, 2006. - 309 с.

3. Дынкин А.А., Иванова ИМ. Инновационная экономика. - М.: Наука, 2013. - 421 с.

4. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 200. - 327 с.

5. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.И. Миндели. Изд. 2-е, переработ. и доп. - М., ЦИСН, 2008. - 518 с.

6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М - 2007. - 465 с.

7. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: Пер. с англ. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 215 с.

8. Палей Т.Ф. Инновационный менеджмент. Изд. 2-ое, перераб. доп. - Казань: Изд-во «Фолиантъ», 2011. - 460 с.

9. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. - М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. - 67 с.

10. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Общ. ред. и вступл. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

11. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес. Корпоративное управление: Учебное пособие. - М.: Дело АНХ, 2010. - 243 с.

12. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989. - 217 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп.- СПб.: Питер, 2006. - 534 с.

14. Черепкова Н.И., Черенков В.И.. Международный бизнес. Карманный англо-русский справочник. - С-Петербург., 1998. - 184с.

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 303 с.

Периодическая и электронная литература

1. Беспалов Д.А. Сущность и теоретические аспекты инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в кыргызской Республике//Вестник КРСУ. - 2014. - Том 14. - №8. - С.38-40.

2. В рейтинге инноваций Кыргызстан занял 112-е место среди 143 стран

3. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике. Отчет Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики. - май-июнь 2013 г.

. Обзор макроэкономической ситуации за 2013 год и итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за I полугодие 2014 года

5. Позиции Кыргызстана в международных рейтингах (динамика за 2005-2013 гг.)

6. Чем инновационные предприятия в Кыргызстане отличаются от западных - исследование НИСИ

7. Современный экономический словарь

Периодическая и электронная литература

8. Беспалов Д.А. Сущность и теоретические аспекты инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в кыргызской Республике//Вестник КРСУ. - 2014. - Том 14. - № 8. - С.38 - 40.

9. В рейтинге инноваций Кыргызстан занял 112-е место среди 143 стран

10. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике. Отчет Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики. - май-июнь 2013 г.

. Обзор макроэкономической ситуации за 2013 год и итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за I полугодие 2014 года

12. Позиции Кыргызстана в международных рейтингах (динамика за 2005-2013 гг.)

13. Чем инновационные предприятия в Кыргызстане отличаются от западных - исследование НИСИ

14. Современный экономический словарь


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.