Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-01 | 114 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Специфика социально-экономического развития Кыргызстана в последние два десятилетия состоит в сосредоточении основного внимания на создании законодательной базы и необходимых условий для успешного продвижения рыночных реформ. Когда развитые западные страны направили свои основные усилия и финансовые ресурсы на обеспечение перехода к инновационному пути развития и заметно продвинулись по пути технологического обновления, Кыргызстан был вынужден сконцентрироваться на решении проблем перехода от административно-командной к рыночной экономике: на разработке и принятии законодательной базы радикальных экономических реформ, приватизации государственных предприятий основных отраслей народного хозяйства, формировании основ рыночных механизмов хозяйствования и др.
Малый и средний бизнес в республике с каждым годом наращивает обороты, что оказывает значительное влияние на формирование структуры рыночной экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджета как республики, так и местных органов власти, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Уже на протяжении нескольких лет комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, непрерывный последовательный курс государства на динамичное развитие и поддержку бизнеса позволили за последние 15 лет увеличить долю МСБ в ВВП с 34,1% в 1997 г. до 42% в 2012 г.
По состоянию на 1 января 2014 года в республике функционировало 12 тысяч малых и средних предприятий, в которых занято около 384,5 тыс.человек (без учета крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей).
За годы независимости в Кыргызстане, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. При этом необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. В основном, это касается крупных предприятий, финансовые ресурсы которых позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.
|
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности имеет исключительно важное значение для обеспечения инновационного развития и функционирования МСБ. На протяжении нескольких лет были приняты различные нормативно-правовые акты, определяющие основы инновационного развития.
В Законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» от 26 ноября 1999 года №128, где определены цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности, состав, структура и организация государственной сетевой инновационно-инвестиционной инфраструктуры, правовые, экономические и социальные условия инновационной деятельности, направленные на реализацию накопленных и освоенных достижений (знаний, технологий) с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.
Другими основными правовыми актами инновационного развития Кыргызстана являются:
«О науке и об основах государственной научно-технической политики»;
«О защите прав предпринимателей»;
«О государственной поддержке малого предпринимательства», и другие.
Кроме того, был утвержден ряд стратегических документов в сфере инноваций:
Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы;
Концепция государственной инновационной политики Кыргызской Республики на 2003-2005 годы;
Концепция технического и технологического перевооружения производства Кыргызской Республики на 1998-2000 годы;
Государственная программа развития системы интеллектуальной собственности Кыргызской Республики на период 2000-2010 годы «Интеллект»;
|
Государственная программа реформирования науки в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы;
Государственная программа реформирования науки в Кыргызской Республике на 1999-2005 годы;
Программа развития системы научно-технической информации в Кыргызской Республике на 2004-2010 годы;
Программа развития научно-инновационной деятельности в Кыргызской Республике и др.
Вышеуказанный перечень нормативных документов показывают, что в Кыргызстане существует определённая нормативная база, разработаны и приняты к исполнению ряд стратегических документов. Однако, анализ качественного состояния нормативной базы, регулирующей инновационное развитие и её сопоставление, указывает на фрагментарный характер, что является следствием отсутствия методологических подходов, позволяющих обеспечить комплексность формирования цельной инновационной модели экономического роста. Указанная фрагментарность проявляется в регулировании лишь отдельных сегментов инновационного развития и использовании лишь некоторых рычагов из всего арсенала стимулирующих мер, апробированных в мировой практикой.
Законодательные и нормативные акты носят в основном рамочный характер, устанавливая лишь самые общие принципы, цели и задачи инновационного развития, без определения конкретных механизмов и рычагов по их реализации.
Другой отличительной особенностью нормативно-правовой базы инновационной деятельности является отставание законодательных инициатив, а также изменений в правовых актах от динамики, характерной для переходного периода к обществу, основанному на знаниях. К сожалению, законодательство в этой области не носит необходимого упреждающего характера.
Основополагающий закон КР «Об инновационной деятельности», принятого в 1999г., призванный ускорить технический прогресс и создать благоприятные условия для предпринимательства, хотя и остаются в силе, спустя 14 лет отдельные нормы его устарели и более не отвечают требованиям времени. Если посмотреть сам закон, то на протяжении 14-ти лет ни одним госорганом не были ни разу внесены изменения или дополнения. Это свидетельствует о том, что этот закон не действенный, либо всех всё устраивает, либо никакие нормы закона не исполняются или вообще не нужны. В этом законе имеются такие нормы как «формирование национальной инновационной доктрины», «создание государственной инновационно-инвестиционной сети», «организация инновационно-инвестиционной структуры», «государственные инновационно-инвестиционные комплексы», «инновационные отделы», «Центры передовой техники и новых технологий», «государственный инновационный фонд», которые в большинстве случаев отсутствуют или существует не в том виде, как предусматривалось законом. Поэтому данный закон надо пересмотреть и внести изменения с учетом достигнутых результатов на сегодняшний день в сфере инноваций, полученного положительного и отрицательного опыта реализации данного закона и предусмотреть специальные механизмы и способы содействия внедрению инноваций, особенно в сфере МСБ.
|
Либо необходимо разработать подзаконные акты, где будут заложена реализация всех норм закона.
Однако реальное действие разработанных и принятых законодательных актов в инновационной сфере в значительной мере нейтрализуется неразвитостью рыночных отношений, низкой степенью зрелости конкурентной среды, неоправданной бюрократизацией исполнительной власти, ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для создания благоприятных условий функционирования инновационных МСБ, высокими рисками, незначительной вовлечённостью в мировое интеллектуальное пространство, отсутствием соответствующей инфраструктуры, низкой инновационной культурой и инерционностью экономического мышления.
Согласно данным Нацстаткомитета КР динамика инновационных достижений не очень хорошая. Заметно сокращение количества предприятий, выпускавших инновационную продукцию (с 35 в 2008 г. до 15 в 2011 г.).
Фактически в 2011 г. выпущено всего лишь 71 новых видов продукции, 44 из которых приходится на производство пищевых продуктов, включая напитки и табака. Среди них, сухие сливки, новые виды безалкогольных и алкогольных напитков, фруктовых и овощных соков, лапша быстрого приготовления. Также освоен выпуск новых видов центрифуг, плазмоэкстракторов, иглоотсекателей, фотореле, новые виды детской мебели, стенок для детских садов, меховых изделий.
|
Наиболее активная инновационная деятельность отмечается на предприятиях по производству пищевых продуктов (14 предприятий - 10,2% от общего числа обследованных предприятий). Низкая инновационная активность и ограниченное распространение инноваций отмечается на предприятиях по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви, обработки древесины и производству изделий из дерева, резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажного производства и издательской деятельности.
Рис. 1. Число предприятий, выпускающих инновационную продукцию, ед.
Разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности Кыргызстана в 2011г. осуществляли 38 предприятий, или 6,3% от числа обследуемых. На 15 промышленных предприятиях инновационные процессы завершены и выпускается промышленная продукция, на остальных имели место процессные инновации, а также инновационные процессы, находящиеся в стадии завершения. Доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и подготовку персонала незначительна.
Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011г. составил 369,8 млн. сом., в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся технологическим изменениям в течение 3 лет.
Затраты на технологические инновации в промышленности весьма незначительны и явно несоизмеримы с реальными потребностями отечественной экономики в обновлении основных производственных фондов и расширении производства принципиально но вой конкурентоспособной продукции.
Рис. 2. Число предприятий по видам инновационной деятельности в 2011г., ед.
Согласно той же официальной статистике доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и подготовку персонала не значительна. В основном предприятиями (большая часть обрабатывающей отрасли) приобретаются машины и оборудование.
В 2011г. затраты на технологические и маркетинговые инновации составили 505,2 млн. сом.
Наблюдается тенденция роста тех видов инновационной деятельности, которые непосредственно связаны с внедрением нововведений, приобретением овеществленных технологий. Так, приобретение машин и оборудования в 2011 г. осуществляли 24 предприятия (63,2% от общего числа инновационно-активных предприятий), при этом затраты составили 493,8 млн. сомов (97,8% от общих затрат на технологические инновации). Исследования и разработки осуществляло лишь одно предприятие, которое затратило на эти цели 4,7 млн. сом.
|
Производственное проектирование осуществлялось 3 предприятиями, которыми на подготовку производства к выпуску новых видов изделий затрачено 1,7 млн. сом.
Маркетинговые исследования проводились только на 5 предприятиях, что не отвечает современным требованиям инновационного развития экономики, тем более, что объемы реализации инновационной продукции остаются невысокими.
В основном, финансирование осуществлялось за счет собственных средств предприятий - 475,4 млн. сом. (94,1% от всех затраченных средств), 5,5% - иностранные инвестиции. Финансирование предприятий с государственной долей собственности не осуществлялось.
Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г. составил 369,8 млн. сом. и в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся технологическим изменениям в течение 3 лет.
Рис.3. Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г., %
Экспортная составляющая инновационной продукции в 2011г. также незначительна. Всего отгружено инновационной продукции на экспорт на сумму 102,5 млн. сом или 27,5% от общего объема отгруженной инновационной продукции (в 2010 г. - 36,9%), и вся эта продукция была направлена в страны СНГ. 76% экспортированной продукции приходится на предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Территориально наиболее активно внедряются инновационные процессы в промышленно развитых зонах г. Бишкек и Чуйской области - на 29 предприятиях (76,3% от общего числа инновационно-активных предприятий). В то же время, ни одним предприятием Баткенской области и г. Ош инновации в производственные процессы в 2011 г. не внедрялись.
В Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того, сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и его более активное вовлечение в инновационный процесс.
Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются. За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!