Опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана

2020-04-01 114
Опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика социально-экономического развития Кыргызстана в последние два десятилетия состоит в сосредоточении основного внимания на создании законодательной базы и необходимых условий для успешного продвижения рыночных реформ. Когда развитые западные страны направили свои основные усилия и финансовые ресурсы на обеспечение перехода к инновационному пути развития и заметно продвинулись по пути технологического обновления, Кыргызстан был вынужден сконцентрироваться на решении проблем перехода от административно-командной к рыночной экономике: на разработке и принятии законодательной базы радикальных экономических реформ, приватизации государственных предприятий основных отраслей народного хозяйства, формировании основ рыночных механизмов хозяйствования и др.

Малый и средний бизнес в республике с каждым годом наращивает обороты, что оказывает значительное влияние на формирование структуры рыночной экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджета как республики, так и местных органов власти, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Уже на протяжении нескольких лет комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, непрерывный последовательный курс государства на динамичное развитие и поддержку бизнеса позволили за последние 15 лет увеличить долю МСБ в ВВП с 34,1% в 1997 г. до 42% в 2012 г.

По состоянию на 1 января 2014 года в республике функционировало 12 тысяч малых и средних предприятий, в которых занято около 384,5 тыс.человек (без учета крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей).

За годы независимости в Кыргызстане, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. При этом необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. В основном, это касается крупных предприятий, финансовые ресурсы которых позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности имеет исключительно важное значение для обеспечения инновационного развития и функционирования МСБ. На протяжении нескольких лет были приняты различные нормативно-правовые акты, определяющие основы инновационного развития.

В Законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» от 26 ноября 1999 года №128, где определены цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности, состав, структура и организация государственной сетевой инновационно-инвестиционной инфраструктуры, правовые, экономические и социальные условия инновационной деятельности, направленные на реализацию накопленных и освоенных достижений (знаний, технологий) с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Другими основными правовыми актами инновационного развития Кыргызстана являются:

«О науке и об основах государственной научно-технической политики»;

«О защите прав предпринимателей»;

«О государственной поддержке малого предпринимательства», и другие.

Кроме того, был утвержден ряд стратегических документов в сфере инноваций:

Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы;

Концепция государственной инновационной политики Кыргызской Республики на 2003-2005 годы;

Концепция технического и технологического перевооружения производства Кыргызской Республики на 1998-2000 годы;

Государственная программа развития системы интеллектуальной собственности Кыргызской Республики на период 2000-2010 годы «Интеллект»;

Государственная программа реформирования науки в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы;

Государственная программа реформирования науки в Кыргызской Республике на 1999-2005 годы;

Программа развития системы научно-технической информации в Кыргызской Республике на 2004-2010 годы;

Программа развития научно-инновационной деятельности в Кыргызской Республике и др.

Вышеуказанный перечень нормативных документов показывают, что в Кыргызстане существует определённая нормативная база, разработаны и приняты к исполнению ряд стратегических документов. Однако, анализ качественного состояния нормативной базы, регулирующей инновационное развитие и её сопоставление, указывает на фрагментарный характер, что является следствием отсутствия методологических подходов, позволяющих обеспечить комплексность формирования цельной инновационной модели экономического роста. Указанная фрагментарность проявляется в регулировании лишь отдельных сегментов инновационного развития и использовании лишь некоторых рычагов из всего арсенала стимулирующих мер, апробированных в мировой практикой.

Законодательные и нормативные акты носят в основном рамочный характер, устанавливая лишь самые общие принципы, цели и задачи инновационного развития, без определения конкретных механизмов и рычагов по их реализации.

Другой отличительной особенностью нормативно-правовой базы инновационной деятельности является отставание законодательных инициатив, а также изменений в правовых актах от динамики, характерной для переходного периода к обществу, основанному на знаниях. К сожалению, законодательство в этой области не носит необходимого упреждающего характера.

Основополагающий закон КР «Об инновационной деятельности», принятого в 1999г., призванный ускорить технический прогресс и создать благоприятные условия для предпринимательства, хотя и остаются в силе, спустя 14 лет отдельные нормы его устарели и более не отвечают требованиям времени. Если посмотреть сам закон, то на протяжении 14-ти лет ни одним госорганом не были ни разу внесены изменения или дополнения. Это свидетельствует о том, что этот закон не действенный, либо всех всё устраивает, либо никакие нормы закона не исполняются или вообще не нужны. В этом законе имеются такие нормы как «формирование национальной инновационной доктрины», «создание государственной инновационно-инвестиционной сети», «организация инновационно-инвестиционной структуры», «государственные инновационно-инвестиционные комплексы», «инновационные отделы», «Центры передовой техники и новых технологий», «государственный инновационный фонд», которые в большинстве случаев отсутствуют или существует не в том виде, как предусматривалось законом. Поэтому данный закон надо пересмотреть и внести изменения с учетом достигнутых результатов на сегодняшний день в сфере инноваций, полученного положительного и отрицательного опыта реализации данного закона и предусмотреть специальные механизмы и способы содействия внедрению инноваций, особенно в сфере МСБ.

Либо необходимо разработать подзаконные акты, где будут заложена реализация всех норм закона.

Однако реальное действие разработанных и принятых законодательных актов в инновационной сфере в значительной мере нейтрализуется неразвитостью рыночных отношений, низкой степенью зрелости конкурентной среды, неоправданной бюрократизацией исполнительной власти, ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для создания благоприятных условий функционирования инновационных МСБ, высокими рисками, незначительной вовлечённостью в мировое интеллектуальное пространство, отсутствием соответствующей инфраструктуры, низкой инновационной культурой и инерционностью экономического мышления.

Согласно данным Нацстаткомитета КР динамика инновационных достижений не очень хорошая. Заметно сокращение количества предприятий, выпускавших инновационную продукцию (с 35 в 2008 г. до 15 в 2011 г.).

Фактически в 2011 г. выпущено всего лишь 71 новых видов продукции, 44 из которых приходится на производство пищевых продуктов, включая напитки и табака. Среди них, сухие сливки, новые виды безалкогольных и алкогольных напитков, фруктовых и овощных соков, лапша быстрого приготовления. Также освоен выпуск новых видов центрифуг, плазмоэкстракторов, иглоотсекателей, фотореле, новые виды детской мебели, стенок для детских садов, меховых изделий.

Наиболее активная инновационная деятельность отмечается на предприятиях по производству пищевых продуктов (14 предприятий - 10,2% от общего числа обследованных предприятий). Низкая инновационная активность и ограниченное распространение инноваций отмечается на предприятиях по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви, обработки древесины и производству изделий из дерева, резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажного производства и издательской деятельности.

 

Рис. 1. Число предприятий, выпускающих инновационную продукцию, ед.

 

Разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности Кыргызстана в 2011г. осуществляли 38 предприятий, или 6,3% от числа обследуемых. На 15 промышленных предприятиях инновационные процессы завершены и выпускается промышленная продукция, на остальных имели место процессные инновации, а также инновационные процессы, находящиеся в стадии завершения. Доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и подготовку персонала незначительна.

Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011г. составил 369,8 млн. сом., в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся технологическим изменениям в течение 3 лет.

Затраты на технологические инновации в промышленности весьма незначительны и явно несоизмеримы с реальными потребностями отечественной экономики в обновлении основных производственных фондов и расширении производства принципиально но вой конкурентоспособной продукции.

Рис. 2. Число предприятий по видам инновационной деятельности в 2011г., ед.

 

Согласно той же официальной статистике доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и подготовку персонала не значительна. В основном предприятиями (большая часть обрабатывающей отрасли) приобретаются машины и оборудование.

В 2011г. затраты на технологические и маркетинговые инновации составили 505,2 млн. сом.

Наблюдается тенденция роста тех видов инновационной деятельности, которые непосредственно связаны с внедрением нововведений, приобретением овеществленных технологий. Так, приобретение машин и оборудования в 2011 г. осуществляли 24 предприятия (63,2% от общего числа инновационно-активных предприятий), при этом затраты составили 493,8 млн. сомов (97,8% от общих затрат на технологические инновации). Исследования и разработки осуществляло лишь одно предприятие, которое затратило на эти цели 4,7 млн. сом.

Производственное проектирование осуществлялось 3 предприятиями, которыми на подготовку производства к выпуску новых видов изделий затрачено 1,7 млн. сом.

Маркетинговые исследования проводились только на 5 предприятиях, что не отвечает современным требованиям инновационного развития экономики, тем более, что объемы реализации инновационной продукции остаются невысокими.

В основном, финансирование осуществлялось за счет собственных средств предприятий - 475,4 млн. сом. (94,1% от всех затраченных средств), 5,5% - иностранные инвестиции. Финансирование предприятий с государственной долей собственности не осуществлялось.

Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г. составил 369,8 млн. сом. и в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся технологическим изменениям в течение 3 лет.

 

Рис.3. Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г., %

 

Экспортная составляющая инновационной продукции в 2011г. также незначительна. Всего отгружено инновационной продукции на экспорт на сумму 102,5 млн. сом или 27,5% от общего объема отгруженной инновационной продукции (в 2010 г. - 36,9%), и вся эта продукция была направлена в страны СНГ. 76% экспортированной продукции приходится на предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Территориально наиболее активно внедряются инновационные процессы в промышленно развитых зонах г. Бишкек и Чуйской области - на 29 предприятиях (76,3% от общего числа инновационно-активных предприятий). В то же время, ни одним предприятием Баткенской области и г. Ош инновации в производственные процессы в 2011 г. не внедрялись.

В Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того, сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и его более активное вовлечение в инновационный процесс.

Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются. За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.