Детская ложь как предмет психологическог анализа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Детская ложь как предмет психологическог анализа

2020-04-01 263
Детская ложь как предмет психологическог анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.

Проблемами детской лжи занимались многие отечественные и зарубежные учение: Адам А., Алешинцев И.А., Гартьер К., Дубровский Б.И., Знаков В.В., Ильин И.А., Каптерев П.О., Мелитан Л., Мэй М., Нечаев А.П., Преображенский С.А., Секацкий А.К., Сосновский А., Х. Хартшорн, Шеталова А., Штерн В., Щербатых Ю.К., Экман П. и другие.

При этом важно подчеркнуть, что особую значимость имеют исследования по проблеме возникновения лжи у детей младшего дошкольного возраста, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан своей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчинённых мотивов, создающих единство личности и именно поэтому его следует считать периодом первоначального, фактического склада личности.

Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Гегель, Платон и другие), для других она была моральным грехом (Августин, Аврелий, Кант И. и другие), то есть отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение приобретают причины и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и так далее.

На рубеже XX века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. Работы авторов начала века были посвящены исследованию лжи при свидетельских показаниях, проблеме детской лжи (ее развитию в онтогенезе), мотивации лжи и обмана, классификации. Позже, в советское время, эта проблема оказалась на периферии научных интересов психологов (Гиппенрейтер Ю.Б., Леонтьев А.Н., и другие) и ей перестали уделять должное внимание, что было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими соображениями. Напротив, в зарубежной психологии проблема лживости продолжала интенсивно разрабатываться в основном в направлении изучения психологических особенностей детей склонных к лживости, причин возникновения лжи, определения способов профилактики и приемов педагогического воздействия для устранения лживости из общения, проблем распознавания лжи.

Однако в последнее время и в белорусской психологии (Емельянова Е.В. (2008), Ивакина Н.Б. (2010) и другие) отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и идеалов у детей.

Это объясняется тем, что в обществе произошли коренные изменения во всех его основных сферах: экономической, политической, правовой, культурно-образовательной и так далее, которые, к сожалению, часто отрицательно сказываются на морально-нравственных устоях людей разных поколений.

Итак, ложь - это утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно [1, с. 325].

Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение» [1, с. 326].

Описанное позволяет конкретизировать понятие «ложь». С содержательной стороны ложь - это сознательное искажение знаемой истины, совершаемое с определенной целью и намерениями. Синонимичным по значению понятию «ложь» является понятие «интенциальная дезинформация». Оно является характеристикой коммуникативного процесса, в рамках которого коммуникатор, с определенными намерениями, сообщает ложную информацию, обладая истинным знанием. Сознательное искажение информации (то есть ложь) приобретает особое значение только при высказывании сообщения. Ложь существует как некоторый момент взаимодействия людей и является одним из феноменов общения.

Различные проявления лжи постоянно обнаруживаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. Это может привести к усилению тенденций взаимной недоверчивости в среде, в обществе.

Цель: изучить особенности социально-психологических факторов, влияющие на появление лжи в младшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: ложь в младшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: факторы появления лжи в младшем дошкольном возрасте.

Задачи курсовой работы:

Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской лжи;

Сделать психологический анализ лжи и факторов, способствующих появлению детской лжи;

Определить специфические особенности детской лжи в младшем дошкольном возрасте;

Рассмотреть влияние семьи, взрослых и сверстников на появление лжи у младших дошкольников.

В курсовой работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой детской лжи; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.

 

 


Психологический анализ лжи

 

С точки зрения возрастной психологии, лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, непосредственен, не обманывает ни себя, ни других; он живет исключительно в сфере действительных фактов, всякие выдумки ему чужды, мир лжи и фантазии ему неизвестен. Он знает только то, что есть и было и совсем не подозревает о существовании никогда не бывшего - мира выдумки, искусства, мечты, лжи.

Нужно некоторое развитие ума, чтобы оторваться от действительности и создать другой мир, в котором не сущее изображается сущим. Поэтому детям младшего дошкольного возраста ложь на первых порах бывает совершенно чужда, они ее не знают и не понимают, они не могут себе представить состояние «раздвоения» человека, причин, его вызывающих, оно им неприятно [2, с. 149].

В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь», «обман», «неправда» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание.

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология [3]. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

В отличие ото лжи, обман - это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Обман лежит в основе того, что принято называть «военной» хитростью, которая применяется со времен древности.

Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желаемого результата иным путем. Главное, что роднит обман с ложью - это сознательное стремление обманщика исказить истину.

Неправда - это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или на его неполном знании о том, о чем он говорит. Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию [4, с. 96].

В отличие от лжи, неправда - есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Неправду можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и тому подобное) [4].

Фантазия и ложь между собой похожи, но в них имеются некие различия: фантазия - ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания, а ложь - это сознательное искажение известной субъекту истины: она представляет собой осознанный продукт речевой деятельности (субъекта), имеющий своей целью ввести в заблуждение собеседника.

Отсюда видно, что эти понятия схожи в том, что являются процессами воображения, а различны в их направленности, то есть в фантазии при её правильном использовании, нет умысла нанесения ущерба в отношении объекта применения, а ложь, обычно, ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс, порождающий ложь.

Фантазия - способность к творческому воображению; продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; в искусстве - импровизация на какую-то тему [3, с. 231]. Фантазия изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и, в силу этого, обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности. В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом диагностического исследования. С точки зрения аналитической психологии, фантазия - самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами коллективного бессознательного. Фантазии возникают при снижении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред) [3, с. 196].

До четырех лет ребенок, как правило, не прибегает ко лжи. Он еще не научился смотреть на происходящее глазами взрослого или другого человека, и поэтому делает то, что хочет, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны. Малыши этого возраста обожают розыгрыши. Но, вводя взрослых в заблуждение, ребенок не врет, он просто хочет показать, что вырос и стал умным. Розыгрыш не несет в себе преднамеренного обмана, так же как и детская фантазия. Это правдивый вымысел, к которому малыш прибегает, чтобы украсить свои мысли и поступки. То есть, в этом возрасте ложь ограничивается обычно мелким сокрытием какой-либо ситуации или невинными проказами.

Начиная с четырех лет, ребенок начинает задумываться, за что и почему его наказали (поругали) или похвалили, и старается с помощью обмана либо избежать наказания, либо получить желанную, но незаслуженную похвалу. То есть, теперь уже можно говорить и том, что его ложь преднамеренная. Задача родителей - разобраться, почему ребенок лжет и какую выгоду он хочет получить.

Обыденная жизнь постоянно включает ребенка в разнообразные проблемные ситуации. Из одних он легко выходит в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Это проблемные ситуации, в которых моральные нормы и импульсивные желания ребенка не совпадают [5, с. 220].

Лживость - форма поведения, направленная на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности [1, с. 315]. Формированию лживости способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих [4, с. 212].

Детская ложь - это не что иное, как продолжение освоения не Я, только не во внутреннем диалоге, а во внешнем - со взрослым или сверстником. Среди исследованных видов лжи значимое место занимает ложь об отношении к предметам, так как это самая легкая ложь, более трудной является ложь о чувствах (особенно своих). Чувства принадлежат Я, их труднее превратить в не-Я. В зрелом возрасте солгать о чувствах будет сделать значительно проще, но пока ребенок еще достаточно искренен, обладает присущей ему в дошкольном возрасте детской непосредственностью [6, с. 452].

Ложь яв­ляется симптомом неблагополучия в жизни ребенка. Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство [7, с. 6].

Если посмотреть с этой точки зрения на мотивы лжи, то можно увидеть, что все они связаны с предотвращением возможного воздействия на разные чувства, мысли, желания, возможности. Ложь и отношение ребёнка к ней отражает степень динамичности его Я. Завравшийся ребенок уже потерял эту динамичность, то есть не чувствует реальности своего Я; ребенок, который переживает свое собственное отношение к своей же собственной лжи, обладает чувством реальности своего Я, ощущает его границы и переживает по поводу возможности его потери [6, с. 453].

Пол Экман выделяет три основных вида лжи [2, с. 272]:

) Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдаёт искажённой информации, но и не говорит реальной;

) Искажение реальной информации - это когда нам вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение;

) Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается.

Существуют также виды детской лжи по Холл Ст. [8, с. 214]:

) «Героическая» - это ложь является «средством для благородных целей»;

) «Партийная» - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо;

) «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами;

) «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке;

) «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.

Ложь как выражающая состояние раздвоения дисгармонии в человеке неприятна. Чем цельнее, искреннее в нравственном отношении человек, тем неприятнее для него ложь. Если же, тем не менее, дети лгут, то, очевидно удовольствие, доставляемое ложью, приобретаемое с ее помощью, гораздо больше той неприятности, которая возникает от состояния раздвоенности. Удовольствие от лжи покрывает неудовольствие от неё [3, с. 155].

Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать [5].

Русский педагог и психолог Каптерев П.Б. описывает 4 ступени развития лжи у детей [6, с. 214]:

) грубая, простая ложь, заключающаяся в прямом отрицании;

) ложь развивается в прямо пропорциональной зависимости от степени страха, возбуждаемого взрослыми к количеству и суровости наказаний, которыми они угрожают детям;

) подлаживание - ложь не для выгоды, а ради воспроизводимого эффекта. Ложь - подлаживание есть ложь политическая, это один из основных источников лжи взрослых;

) Высшая ступень детской лживости - притворные болезни, с помощью которых совершенно здоровые дети, притворяясь, добиваются желательной им цели.

Существуют неоднозначные подходы к пониманию детской лжи - биологизаторский (психофизиологический) и когнитивный.

Сторонники биологизаторского направления (Фрейд З. и другие) отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. При этом влияние среды рассматривается, как фактор, замедляющий или ускоряющий развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью [4].

Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно когнитивным теориям (Колберга Л., Липман О., Пиаже Ж. и другие), дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития, от полного отрицания - к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее - к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам - к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания - к сознательному подчинению во избежание самоосуждения [4].

Болгарский исследователь Л. Леви рассматривал ложь в социологическом аспекте. Он раскрывает природу лжи в трех аспектах: информативном, инструментальном и социальном. Его соотечественник С.Желев рассматривал ложь, как сложное психологическое явление. По его мнению, ребенок не рождается лжецом. Причины лжи лежат в его воспитании. И те дети, которые привыкли лгать, повзрослев, могут стать настоящими виртуозами в этом отношении [5].

Таким образом, индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи для достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какое впечатление они производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла. Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментированы, и им приходиться заполнять пробелы собственными выдумками.

Индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи, достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.

Таким образом, теоретическая значимость исследования связана с попыткой построения гипотетической модели феномена детской лжи в младшем дошкольном возрасте, которая может служить основой для выявления возможных причин и раскрытия механизмов возникновения у детей данной формы поведения. Так, по мнению большинства психологов (Мухина В.С., Абрамова Г.С., Пэрну Л. и так далее) феномен детской лжи связан с тем, что дети до определённого возраста (до 5 лет) не всегда умеют отличить реальность от воображения и принимают игру за действительность. Остаётся спорным вопрос, является ли детская ложь собственно ложью в полном смысле этого слова, так как дети искренне верят в свои фантазии и не собираются никого вводить в заблуждение, тем более, последнее в этом случае маловероятно, потому что детская ложь всегда явно неправдоподобна. Таком образом, детская ложь не должна вызывать особенного беспокойства у родителей, так как является обычным этапом в развитии воображения ребёнка. Тревожным симптомом можно считать лишь полное отсутствие детской лжи в определённом возрастном периоде (преддошкольном и дошкольном), чрезмерные проявления детской лжи в указанном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).

Ложь рождает в ребенке, те отрицательные качества, которые неприемлемы для восприятия их родителями, такие качества как скрытность, недоверие, замкнутость, могут сформироваться в сознании ребенка, если с этим не бороться.

Ложь - это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь - это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды.

При недостаточной сформированности у ребенка потребности в правдивом, искреннем отношении к взрослым, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил в обществе.

Среди основных причин детской лжи можно выделить:

. недоверие ребенка к взрослым;

. желания самоутвердиться;

. откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство у родителей. Пространство фантазии является для ребенка тем спасательным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается и что недоступно для него в обычной жизни. Маленьким детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них неочевидны, а научиться отделять воображаемое от действительности им еще предстоит. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка - это и способ взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее.

Анализируя теоретический материал можно выделить такие основные мотивы детской лжи как желание самоутвердиться и боязнь наказания. Причиной детской лжи часто являются сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное. Так или иначе, привычка ко лжи - это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.

Таким образом, нами был осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской лжи, проведён психологический анализ лжи и факторов, способствующих появлению детской лжи. Так же были определены специфические особенности детской лжи в младшем дошкольном возрасте и рассмотрено влияние семьи, взрослых и сверстников на появление лжи у младших дошкольников.

Научная и практическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке системы рекомендаций по выявлению и способов преодоления детской лжи в младшем дошкольном возрасте.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь., 4-е изд.-е, [Текст] - М., СПб., Аст. Москва, Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

2. Экман П. Психология лжи [Текст] - СПб., Питер, 2001. - 272 с.

.   Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. [Текст] - Москва, Модэк, 1999. - 336 с.

.   Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. Справочная информация и рекомендации [Текст] //научная статья Ю.И. Холодный // Мир безопасности. - 1998. - Выпуск 1. - 96 с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] - Москва, Академия, 2000. - 456 с.

.   Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] - Москва, Академия, 1999.-672 с.

.   Оклендер В. Окна в мир ребенка. [Текст] - Москва, Класс, 2005. - 336 с.

.   Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] - Москва, Академия, 1996. - 352с.

.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. [Текст] - Москва, Академия», 2001. - 336 с.

.   Волков Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. [Текст] - Москва, Педагогическое общество России, 2000. - 144 с.

.   Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2001. -С. 260

.   Пэрну Л.,Я воспитываю ребёнка. [Текст] - Москва, Прогресс, 1982. - 272 с.

.   Гармаев А. Ложь во спасение [Текст] //научная статья А. Гармаев // Семья и школа. - 1981. - № 7. - 31-34 с.

.   Девина И. Правда о лжи [Текст]: научная статья И. Девина // Школьный психолог, 2009. - № 6 (436). - 23-25 с.

.   Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. [Текст] - Москва, Просвещение, 1978. - 267 с.

.   Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. - 379 с.

.   Изучение отношения ко лжи старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Курсовая работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alldisser.com/download/ref-74534.html - Дата доступа: 25.03.09

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] - СПб., Питер, 1998, - 526 с.

.   Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст] - М., Российское педагогическое агентство, 1996, - 235 с.

.   Сельченок К., Сомов В. Нерецессивная педагогика [Текст] - М., Акванун, 2001, - 294 с.

.   Лебедева Л., Соловьев В. История одной лжи. Метод в теории и на практике [Текст] //научная статья Л. Лебедева, В. Соловьёва // «Школьный психолог» № 6. 2009. - 23-25 с.

.   Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться нонимать своего ребенка [Текст] - М., ACT- ПРЕСС, 2000, - 432 с.

.   Зимбардо Ф., Ляйне М. Социальное влияние [Текст] - СПб, Питер, 2000, - 448 с.

.   Доценко Е.Л. Психология манипуляции [Текст] - М., Просвещение, 2003, - 263 с.

.   Байярд Т. Ваш беспокойный ребенок [Текст] - М., Акванун, 1991, - 220 с.

.   Юнацкевич П.И., Кулагин В.А. Психология обмана [Текст] - СПб., Фолио-Плюс, 2003, - 271 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.

Проблемами детской лжи занимались многие отечественные и зарубежные учение: Адам А., Алешинцев И.А., Гартьер К., Дубровский Б.И., Знаков В.В., Ильин И.А., Каптерев П.О., Мелитан Л., Мэй М., Нечаев А.П., Преображенский С.А., Секацкий А.К., Сосновский А., Х. Хартшорн, Шеталова А., Штерн В., Щербатых Ю.К., Экман П. и другие.

При этом важно подчеркнуть, что особую значимость имеют исследования по проблеме возникновения лжи у детей младшего дошкольного возраста, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан своей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчинённых мотивов, создающих единство личности и именно поэтому его следует считать периодом первоначального, фактического склада личности.

Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Гегель, Платон и другие), для других она была моральным грехом (Августин, Аврелий, Кант И. и другие), то есть отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение приобретают причины и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и так далее.

На рубеже XX века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. Работы авторов начала века были посвящены исследованию лжи при свидетельских показаниях, проблеме детской лжи (ее развитию в онтогенезе), мотивации лжи и обмана, классификации. Позже, в советское время, эта проблема оказалась на периферии научных интересов психологов (Гиппенрейтер Ю.Б., Леонтьев А.Н., и другие) и ей перестали уделять должное внимание, что было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими соображениями. Напротив, в зарубежной психологии проблема лживости продолжала интенсивно разрабатываться в основном в направлении изучения психологических особенностей детей склонных к лживости, причин возникновения лжи, определения способов профилактики и приемов педагогического воздействия для устранения лживости из общения, проблем распознавания лжи.

Однако в последнее время и в белорусской психологии (Емельянова Е.В. (2008), Ивакина Н.Б. (2010) и другие) отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и идеалов у детей.

Это объясняется тем, что в обществе произошли коренные изменения во всех его основных сферах: экономической, политической, правовой, культурно-образовательной и так далее, которые, к сожалению, часто отрицательно сказываются на морально-нравственных устоях людей разных поколений.

Итак, ложь - это утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно [1, с. 325].

Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение» [1, с. 326].

Описанное позволяет конкретизировать понятие «ложь». С содержательной стороны ложь - это сознательное искажение знаемой истины, совершаемое с определенной целью и намерениями. Синонимичным по значению понятию «ложь» является понятие «интенциальная дезинформация». Оно является характеристикой коммуникативного процесса, в рамках которого коммуникатор, с определенными намерениями, сообщает ложную информацию, обладая истинным знанием. Сознательное искажение информации (то есть ложь) приобретает особое значение только при высказывании сообщения. Ложь существует как некоторый момент взаимодействия людей и является одним из феноменов общения.

Различные проявления лжи постоянно обнаруживаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. Это может привести к усилению тенденций взаимной недоверчивости в среде, в обществе.

Цель: изучить особенности социально-психологических факторов, влияющие на появление лжи в младшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: ложь в младшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: факторы появления лжи в младшем дошкольном возрасте.

Задачи курсовой работы:

Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской лжи;

Сделать психологический анализ лжи и факторов, способствующих появлению детской лжи;

Определить специфические особенности детской лжи в младшем дошкольном возрасте;

Рассмотреть влияние семьи, взрослых и сверстников на появление лжи у младших дошкольников.

В курсовой работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой детской лжи; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.

 

 


ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГ АНАЛИЗА

Психологический анализ лжи

 

С точки зрения возрастной психологии, лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, непосредственен, не обманывает ни себя, ни других; он живет исключительно в сфере действительных фактов, всякие выдумки ему чужды, мир лжи и фантазии ему неизвестен. Он знает только то, что есть и было и совсем не подозревает о существовании никогда не бывшего - мира выдумки, искусства, мечты, лжи.

Нужно некоторое развитие ума, чтобы оторваться от действительности и создать другой мир, в котором не сущее изображается сущим. Поэтому детям младшего дошкольного возраста ложь на первых порах бывает совершенно чужда, они ее не знают и не понимают, они не могут себе представить состояние «раздвоения» человека, причин, его вызывающих, оно им неприятно [2, с. 149].

В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь», «обман», «неправда» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание.

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология [3]. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

В отличие ото лжи, обман - это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Обман лежит в основе того, что принято называть «военной» хитростью, которая применяется со времен древности.

Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желаемого результата иным путем. Главное, что роднит обман с ложью - это сознательное стремление обманщика исказить истину.

Неправда - это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или на его неполном знании о том, о чем он говорит. Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию [4, с. 96].

В отличие от лжи, неправда - есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Неправду можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и тому подобное) [4].

Фантазия и ложь между собой похожи, но в них имеются некие различия: фантазия - ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания, а ложь - это сознательное искажение известной субъекту истины: она представляет собой осознанный про<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.