Влияние семьи на появление лжи у младших дошкольников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Влияние семьи на появление лжи у младших дошкольников

2020-04-01 125
Влияние семьи на появление лжи у младших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психологи в области возрастной психологии утверждают, что до наступления первого кризиса взросления (в возрасте 1-1,5 лет) никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. Все его потребности и желания продиктованы нуждой. Если он плачет и зовет маму, значит, ему необходимо ее присутствие. Даже если он сыт, ему тепло и сухо и, казалось бы, причин для беспокойства нет, возможно, малышу просто не хватает внимания. До двух лет ребенок считает мать как бы продолжением самого себя. Он захотел - мама сделала. Таким образом, до двух лет малыш полностью и физически, и психологически зависит от матери. При этом она должна стараться «распознавать» его желания и намерения, и по возможности, выполнить их.

Ближе к 2-3-м годам ситуация начинает меняться. Нормально развитый ребенок стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. Выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Таким образом, появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Ребёнок может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое.

Индивидуальные особенности ребенка (слабость, особенности развития и воспитания) также обуславливают, по мнению воспитателей, появление детских хитростей. Полученные данные закономерны, источники манипулятивной установки, нужно искать не только снаружи, но и внутри. Доценко Е.Л., описывая внутриличностные предпосылки манипуляции, говорит о внутренней нецелостности, что, с одной стороны, вынуждает человека подчиняться своим частностям, а с другой, делает его уязвимым перед интервенцией с целью завладения одной из его частей. Также причиной манипулятивного поведения детей называют неудовлетворение важных детских потребностей. Ребенок манипулирует потому, что лишен поддержки и внимания взрослых, возможности выбора, проявления самостоятельности, важных для него материальных вещей [7].

Кризис можно считать преодоленным тогда, когда ребёнок начинает мириться с тем, что какие-то из его потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Но эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере. Ребенок снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей «на прочность». При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману [9].

Ложь рождает в ребенке те отрицательные качества, которые неприемлемы для восприятия их родителями. Такие качества, как скрытность, недоверие, замкнутость, могут сформироваться в сознании ребенка, если с этим не бороться. Если родители вовремя обнаружили эту проблему в своем ребенке, то это поможет преодолеть огромные трудности во взрослой жизни ребенка [5].

В детской психологии существует такое понятие, как «синдром стеклянного сосуда», когда до определенного возраста ребенок убежден, что все его желания и потребности известны родителям просто по факту. То есть ребенок чувствует себя прозрачным, насквозь «стеклянным сосудом», с ясными всем намерениями, мыслями и планами. Вот почему маленькие дети обижаются на родителей, если они их «не понимают».

К 3-4 годам наступает момент, когда ребёнок понимает, что некоторые намерения и желания он может скрыть, т.е. он перестаёт быть «стеклянным сосудом». Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях. Поэтому перерастание синдрома «стеклянного сосуда» становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым.

Чем важнее для малыша какой-то жизненный опыт, тем вероятнее он будет снова и снова воспроизводить его в своей игре. Именно поэтому то, что выглядит как «совершенствование лжи», может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и, разумеется, исследованием возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Поэтому перерастание синдрома «стеклянного сосуда» становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым. Сначала «сказки» для мамы и «выдумки» для папы чаще всего являются просто игрой, то есть носят вполне безобидный характер.

Дети обманывают как бы «понарошку», чаще всего не зная и не осознавая, что тем самым обижают родителей и нарушают некие этические нормы. Но в некоторых случаях обман родителей может стать постоянным способом самоутверждения. А это уже признак разлада и потери взаимопонимания в отношениях детей и родителей. В этом случае ребенку важно помочь найти более подходящий способ поддержания своей самооценки [9, с. 87].

Так же научными исследователями в области психологии (Солдатова, Е.Л., Волков Б.С. и другие) были получены экспериментальные данные о том, что разная степень склонности старших дошкольников к обману связана с особенностями системы внутрисемейного воспитания. Дисгармоничный стиль воспитания чаще характерен для матерей, обманывающих детей, а адекватные меры воздействия, как правило, используют матери «правдивых» дошкольников.

Причиной детской лжи французский ученый Пэрну Л. считает поведение самих родителей, но он не исключает обстоятельства, что ребенок может встать на лживый путь и из-за особенностей собственного характера [12].

С помощью лжи ребёнок возвращает добрые отношения, не через душевное единение людей, а через кажущееся устранение конфликта. Первопричиной детской лжи является взрослый, который задаёт ребёнку ситуацию выбора. Именно это ребёнок переживает всякий раз, когда встречается с раздражительностью и гневом взрослого. Оказываясь перед выбором, изначально ребёнок проявляет мужественность, готовую вернуть единство между ним и взрослым: он признаётся в поступке. Гармаев А. утверждает: «Если это испытание повторяется слишком часто, принимает жёсткие формы, имеет тяжёлые последствия для ребёнка, детская душа не выдерживает, ломается и уступает поле действия рассудку» [13, с. 33].

Если ребёнку удаётся обмануть родителей, а родители не подозревают, то внешне наступает мир. Этот мир держится на внутренней отдалённости между родителями и ребёнком. Такое положение удобно родителям. Ребёнок занят своим делом, родители - своим. Никто никому не мешает. Поэтому ложь ребёнка - первый признак отчуждения между взрослым и ребёнком.

Обучение лжи начинается в семье с момента рождения ребенка, и происходит постоянно и повсеместно.

Позиции российского психолога Девиной И. следующие [14, с. 62]:

) Родители - первые учителя лживого поведения. Как только начинается осознанное общение ребенка с родителем, начинаются лживые игры. При этом родители пытаются неосознанно применить манипуляцию, чтобы подчинить поведение или желания ребёнка, например, мать или отец могут использовать такие фразы: «Не съешь - не пойдешь гулять», «Ешь, а то тебя сейчас тот злой дядя заберет» и так далее;

) Родители в своих намерениях и поступках неконгруэнты. Часто ребёнок вынужден наблюдать ситуации, в которых его родители выдают себя за нечестного человека, стремящегося получить собственные выгоды с помощью обмана. Ребёнок достаточно быстро осознаёт подобную модель поведения и берёт её за основу как один из эффективных способов получения желаемого.

) Обман заключается и в невыполнении своих обещаний, как хороших, так и неприятных. За проступком может ничего не следовать. Таким образом, дети быстро обучаются, и уже к 5 годам они понимают, что можно говорить и не делать, можно соглашаться на определенные правила, а потом их нарушать.

) Шутки, которых дети не понимают, также воспринимаются детьми как ложь: «Молодец, возьми с полки пирожок», - ребенок радостный бежит к шкафу и не обнаруживает там никакого пирожка, он приходит со слезами на глазах, чем вызывает взрыв смеха и положительных эмоций у взрослых. И в такие моменты он учится лжи, цинизму, черствости.

) Часто ребенок слышит об отце или о матери из уст бабушки самые нелестные отзывы. В его сознании все четко и определенно. Люди поделены на хороших и плохих. И когда «плохой» отец приходит, а мать, изменившая в силу каких-то причин к нему свое отношение, любезна с ним, ребенок воспринимает это как предательство. И в такие моменты он открыто высказывает свое отношение к происходящему, вызывая недоумение взрослых. Или ребенок меняет свое отношение к отцу - и учится предавать.

Сознание ребенка выбирает один из алгоритмов:

1. Я хороший, мама хорошая - отец плохой настолько, что одурманил мать. Я выбираю ненависть к отцу.

. Я хороший, мама хорошая, и она может так поступать, лгать, значит, это можно и мне. Я выбираю лгать.

Лгать человек начинает тогда, когда его мышление достигает определенного уровня развития. А именно тогда, когда ребенок начинает понимать, что окружающие не могут прочесть его мысли, что у него есть свой собственный мир, не доступный восприятию взрослых, и в этом мире он может делать все, что захочется. При нормальном развитии ребенка этот период начинается в возрасте около двух лет. Это то время, когда ребенок начинает «хитрить». Эти первые «пробы лжи» на родителях проходят весело и забавно. Родители умиляются и часто подыгрывают малышу [14, с.63].

Таким образом, первые попытки осознанного обмана/манипулирования родителями ребенок начинает совершать в возрасте двух лет. К этому времени его психика достаточно развита, что бы планировать свои действия и самостоятельно их осуществлять. Не считаясь при этом с тем, как к этому отнесутся взрослые. Ребенок еще не знает, что поступает социально неприемлемо, поскольку не может сам оценить свои поступки.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.