Факторы, способствующие появлению лжи у детей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Факторы, способствующие появлению лжи у детей

2020-04-01 128
Факторы, способствующие появлению лжи у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.

С трех лет проявление самостоятельности все больше увеличивается, но только среди знакомых - в незнакомой группе дети чаще проявляют конформность [3, с. 157].

В неоднозначных ситуациях (ситуациях двойной мотивации) происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, и тогда ребенок нарушает правила, начинает изобретать способы нарочитого искажения истины.

Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда черствость не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей [5, с. 220-221].

До трех лет не существует различия между детьми, у которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости, оно появляется только в 4-5 лет. Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми.

Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием - умение не проговариваться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. Свою ложь он начинает считать «военной» хитростью, а, по сути - ложь из средства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ.

Специалисты в области возрастной психологии, анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, в первую очередь, обращают внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения с ними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями.

Среди мотивов детской лжи Экман П. выделяет следующие: избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть. Каждый мотив с точки зрения создания границ психологического пространства можно было бы прокомментировать как вариант рефлексии на содержание отношений, как вариант осознания отношений как особой сферы, имеющей свои законы функционирования [2, с. 146].

В литературе по возрастной психологии середина детства связывается с кризисом шести лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности, а приобретения произвольности и опосредованности, то есть поведение становится многоплановым разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое [6, с. 453].

Дети лгут потому, что боятся уви­деть себя в истинном свете, столкнуться с действительностью, как она есть. Они часто впадают в страх, сомнения, склонны к пони­женной самооценке или чувству вины. Они неспособны справиться с окружающей их действительностью, с требованиями родителей, воспитателей, учителей. По мнению детей социум предъявляет к ним большие требования и поэтому они прибегают к защит­ному поведению, и их действия могут быть противоположны их чувствам.

Часто детей вынуждают лгать их родители. Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными в своих требованиях, вследствие чего ребёнок будет стараться угодить всей семье [7, с. 336].

Также причиной может являться то, что ребенку не хватает родительского внимания, тепла, заботы, родители являются недосягаемыми для него. Тогда ложь является способом получения хоть и отрицательного, но внимания (Гиппенрейтер Ю.Б.).

Уже к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти. Он должен усвоить, что ложь и зависть - пороки, которые следует преодолеть именно в детстве, когда эти проявления в отношении с другими не стали еще чертой личности [5, с. 223].

Подводя итог указанным причинам детской лжи, мы можем сказать, что она истекает из одного общего источника: стремления доставить себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания. Ложь из страха, из-за погони за эффектом, притворные детские болезни - все эти виды лжи имеют своею целью доставить лжецу больше удовольствий и избавить его от страданий [3, с. 186].

Русский педагог Преображенский С. считал, что причины лжи кроются [10]:

) Во влиянии общества. В 60-70-е годы 19 века, после реформ в российском обществе, профессия учителя была не престижна, учителя не пользовались авторитетом. Школа стала многосословной, в одних и тех же классах учились дети дворян, купцов и ремесленников, что, по его мнению, привело к бурному расцвету школьной лжи, которая заключается в неприемлемом поведении учащихся: они выходят из класса, прогуливают, а их родители оправдывают их в письмах и записках лживого содержания.

) В семье, где матери увлекаются общественными или иными удовольствиями и оставляют своих детей на произвол судьбы, где детям внушаются для практической жизни житейские правила: всем угождать, а выгоды добиваться лестью, лицемерием, ложью, надувательством.

Психолог Филонов Л.Б. выделил факторы, повлиявшие на появление и развитие лживости. Исследователь утверждал, что на раннем этапе развития индивида не может быть и речи о лжи как о намеренном введении в заблуждение. Грани между выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно стерты, фантазии и вымысел переплетаются [7].

Самый опасный вид лжи - заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия истины, возникает стремление оправдать ложь и намерение «отточить» навык лжи. В качестве оправдания своего поведения такой ребенок подводит «философскую базу» под ложь: может быть, все те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает лгущих.

Появившаяся в дошкольном возрасте порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях.

Филонов Л.Б. делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств, «обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основой для противоправного поведения». Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает считать себя способным к хитрости, лжи и так далее Постоянное неодобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться к себе подобным, к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются, где он чувствует себя сравнительно благополучно.

Ребенок осознает прагматические стороны отрицательного качества, стремится извлекать из него пользу. Если дошло до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение.

Рассматривая социально-психологические истоки формирования склонности к искажению информации, можно предположить, что основные побудительные причины, стоящие за склонностью к искажению информации необходимо искать как в социализации личности, так и в биологических и типологических предпосылках структуры характера. С точки зрения социализации важны такие аспекты, как истоки формирования личности. Одним из пусковых механизмов подобного поведения являются стандартные стратегии поведения родителей и других представителей референтных (значимых для личности) групп в различных ситуациях, предполагающих наличие выбора между искренним и неискренним общением, а также страх перед взрослыми, страх перед наказанием. Как известно из возрастной психологии, ребенок уже в раннем возрасте проявляет способность избегать негативных эмоций со стороны неприятного для него окружения с помощью маскировки и приспособления. В.В. Знаков отмечал, что обращаясь к анализу психологических механизмов лжи, нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими. Не менее важным фактором в формировании предрасположенности к искажению информации является «природная слабость и неуверенность, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями [11].

Подводя итог указанным причинам детской лжи, можно сказать, что она истекает из одного общего источника: стремления доставить себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания. Ложь из страха, ложь от прилаживания себя к окружающим, из-за погони за эффектом, притворные детские болезни - все эти виды и ступени лжи имеют своею целью доставить лжецу побольше удовольствий и избавить его от страданий [3].

Таким образом, основными мотивами детской лжи являются желание самоутвердиться и боязнь наказания. Причиной детской лжи часто являются сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное. Так или иначе, привычка ко лжи - это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.