Слова, называющие религиозные понятия, сооружения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слова, называющие религиозные понятия, сооружения

2020-04-01 59
Слова, называющие религиозные понятия, сооружения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализируя тексты произведений М.Ю. Лермонтова, мы выделили группу, которая объединяет слова, связанные с общим понятием «религия». Сюда входят лексемы, называющие: а) имя бога в Исламе - Аллах, Алла, Валах; б) посредника между богом и людьми - пророк, Магомет; в) служителей религиозного культа - мулла, муэцин, мюрид, мцыри; г) предметы культа - Коран, Алкоран; д) культовые сооружения у мусульман - мечеть, минарет; е) культовый обряд - намаз; ж) из мусульманской мифологии - шайтан; з) имена святых - Хадерилиаз; и) названия религиозных праздников - байран - всего 14 единиц.

Народы Кавказа - герои произведений М.Ю. Лермонтова - в основной массе являются мусульманами, последователями одной из мировых религий - ислама. Использование поэтом слов-экзотизмов религиозного значения ещё подтверждает тот факт, что М.Ю. Лермонтову удалось понять изнутри уклад жизни, особенности мировоззрения, культуры горских народов Кавказа.

Обратимся к лингвистической характеристике названных слов, подтверждая их значение иллюстрациями из произведений М.Ю. Лермонтова.

«Аллах (араб.) - имя бога в мусульманской религии. В русском языке - в выражениях, явившихся в результате экономических и культурных связей с народами, исповедовавшими ислам: ради аллаха, одному аллаху известно; араб.» [ССРЛЯ 1950-1965: т. 1, 92].

 

У табуна сторожевой черкес.

Дивяся, долго вслед ему с кургана

Смотрел и думал: «Много есть чудес!.

Велик Аллах!. ужасна власть шайтана

… … … … … … … … …

И у меня жилище есть в горах,

Где отыскать нас может лишь Аллах!

… … … … … … … … …

О, как я был бы счастлив, как богат,

Под звёздами Аллы, один с тобою!.

… … … … … … … … …

Да упадёт проклятие Аллы

На голову убийцы молодого… (Аул Бастунджи)

«Велик Аллах, от злой отравы

Он светлым ангелам своим

Велел беречь тебя для славы!» (Беглец)

Хвалил людей минувшего он века.

Водил меня под камень Росламбека,

Повисший над извилистым путём,

Как будто бы удержанный Аллою

На воздухе в падении своём,

Он весь оброс зелёною травою…

… … … … … … … …

Велик Алла и Магомет! -

Воскликнул князь. - Сама могила

Покорна им!» (Измаил - Бей)

Аллах спаси тебя, Леила!

Ты гостя лаской подарила…

… … … … … … … …

Валах! Исполню клятву смело! (Хаджи - Абрек)

Ещё ребёнком, робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы. (Тебе, Кавказ, суровый царь земли)

Аллах ли там среди пустыни

Застывших волн воздвиг твердыни,

Притоны ангелам своим… (Вид гор из степей Козлова)

 

Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль - Мегери… <…> «Аллах всемогущий, - воскликнул он, - если уж ты мне не помогаешь, то мне нечего на земле делать», - и хочет он броситься с высоты утёса. (Ашик - Кериб)

Прилёг я на седло, поручил себя Аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. (Герой нашего времени)

В религиозном словаре находим более пространное объяснение: «Аллах - верховное божество в древнеарабской мифологии. Аллах почитался как создатель мира и людей. По-видимому, слово «аллах» является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного «илах» (бог) и определённого артикля, означающего «самый что ни на есть» [Григоренко 2009: 348].

Как мы уже заметили, М.Ю. Лермонтов употребляет не один вариант произношения и написания: Аллах, Алла, Валах.

Вспоминает М.Ю. Лермонтов в своих произведениях и главную книгу мусульман - Коран:

 

С поля битвы кабардинец,

Кабардинец удалой.

Он в кольчуге драгоценной,

В налокотниках стальных:

Из Корана стих священный

Писан золотом на них. (Дары Терека)

Дни мчатся. Начался байран:

Везде веселье, ликованья;

Мулла оставил алкоран,

И не слыхать его призванья,

Мечеть кругом освещена… (Измаил - Бей)

И тень в горах востока

Поныне бродит в тёмну ночь,

И под окном поутру рано

Он в сакли просится, стуча,

Но внемля громкий стих Корана,

Бежит опять под сень тумана,

Как прежде бегал от меча. (Беглец)

 

«Коран (араб. провозглашать, читать вслух). Священное Писание ислама, собрание проповедей пророка Муххамада. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан Муххамаду ангелом Джибрилом (архангел Гавриил) по несотворённому вечному оригиналу, который хранится на небесах. <…> Текст Корана должен пониматься всеми верующими точно и недвусмысленно» [Григоренко 2009: 356].

«Мечеть - (араб., место совершения поклонов), место сбора верующих для молитв и проповеди. К концу VIII века сформировались представления об определённом виде мечетей и был определён необходимый набор обязательных элементов. Михраб - ниша, направленная к Мекке, в нише хранится Коран, в сторону михраба обращаются молящиеся, рядом находится место для имама. Миираб - кафедра проповедника. Минареты - башни, с которых муэззин призывает к молитве» [Григоренко 2009: 358].

С мечети слез мулла: аул дремал… (Аул Бастунджи)

«Теперь открой»; - смотрит Ашик: перед ним белеют стены и блещут минареты Арзрума (Ашик - Кериб)

 


 

И, обращаясь на восток,

Зовут к молитве муэцины,

И звучный колокола глас

Дрожит, обитель пробуждая… (Демон)

 

«Мулла (араб. господин) общее название для духовных авторитетов в мусульманской общине. Также эпитет для грамотного человека» [Григоренко 2009: 358].

«Муэззин (араб. - дающий сигнал, призывающий); в исламе: человек, призывающий на молитву. Основная обязанность муэззина - призывать верующих к собранию в мечети для молитвы. Сначала муэззин лично обходил каждый дом, позже, с появлением минаретов, голосовым призывом. Когда верующие соберутся, муэззин должен позвать имама и объявить о начале службы. Первые муэззины появились ещё при Муххамаде. Существуют династии и корпорации муэззинов» [Григоренко 2009: 361].

«Муххаммад (Мухаммед, Магомет, Мамед, Махмет_ Абу Касим Ахмад ибн Абдаллах) - основатель религии ислам и первой общины и государства мусульман в Аравии. Мусульмане признают Муххаммада истинным и последним пророком» [Григоренко 2009: 360].

 

«Велик Алла и Магомет! -

Воскликнул князь. - Сама могила

Покорна им!» (Измаил - Бей)

Сказал мулла таинственно - и вот

Какой-то тёмный стих из Алкорана

Запел он громко. (Аул Бастунджи)

 

Сначала мулла прочитает им что-то из Корана, потом дарят молодых и всех родственников… (Герой нашего времени)

 

А вот в чалме один мюрид

В черкеске красной ездит важно. (Валерик)

 

«Мюрид, - а, м. послушник у мусульман, последователь мистического направления в исламе, воспитывающий себя в духе беспрекословного подчинения своему духовному наставнику» [МАС 1985-1989: т. 2, 319].

Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». (Мцыри)

«Шайтан м.татар. чортъ, дьявол, бес, сатана» [Даль 1995: т. 4, 618].

«Шайтан, - а, м. 1. В мусульманской мифологии: злой дух, дьявол. 2. Прост. Употребляется как бранное слово. [Тюрк., шайтан из араб.]» [МАС 1985-1989: т. 4, 698].

 

И ниц упал испуганный народ.

«Молитесь, дети! Это смех шайтана

… … … … … … … …

У табуна сторожевой черкес

Дивяся, долго вслед ему с кургана

Смотрел и думал: «Много есть чудес!…

Велик Аллах!… ужасна власть шайтана!» (Аул Бастунджи)

Ужасна ты, гора Шайтана,

Пустыни старый великан…

… … … … … … … … …

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарёй,

Бледнеет - тихо приподнялся,

Как перед смертию больной,

Угрюмый князь с земли сырой.

… … … … … … … … …

Меж тем, перед горой Шайтаном

Расположась военным станом,

Толпа черкесов удалых

Сидела вкруг огней своих. (Измаил - Бей)

 

Следует отметить, что шайтан, судя по свидетельству словаря-справочника А. Григоренко, входит в состав группы джиннов - «в мусульманской мифологии разумные существа (наряду с ангелами и людьми), созданные Аллахом из бездымного огня и представляющие собой воздушные или огненные тела» [Григоренко 2009: 352].

 

Дни мчатся. Начался байран:

Везде веселье, ликованья…

… … … … … … … … …

Оружья звон, движенье стана:

Вот ныне песни молодца.

Вот удовольствие байрана!… (Измаил - Бей)

 

«Байрамъ, бейрамъ м. два подвижные праздника у мусульманъ, после уразы, поста: большой байрамъ, татарский мясоедъ, татарское разговенье, вследъ за постомъ рамазанъ; малый или курбан-байрамъ, 70 дней спустя» [Даль 1995: т. 1, 39].

«Курбан-байрам (тюрк., араб. Идаль-адха, Идаль-Кабира - величайший праздник. Ортодоксальный ислам признаёт всего два праздника. Идаль-адха (тюрк. Курбан-байрам) - великий праздник жерствоприношения. <…> Считается, что жертвенное животное перенесёт верующего через тонкий, как волос, мост Сират в рай» [Григоренко 2009: 357].

 

И вижу я неподалёку

У речки, следуя пророку,

Мирной татарин свой намаз

Творит, не подымая глаз;

А вот кружком сидят другие. (Валерик)

 

Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзруме; пред захождением солнца творил намаз в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлизе. (Ашик - Кериб).

«Намаз, салят (араб. - молитва) каноническая молитва, один из «столпов веры» ислама. Обязательный салят (намаз) надо совершать пять раз в день, в любом ритуально чистом месте, после рассвета, в полдень, перед закатом, после заката, перед наступлением ночи, две первые и две последние молитвы можно объединить. Желательными являются дополнительные ночная и дневная молитвы. Непременными условиями соблюдения молитвы являются кибла - обязательное обращение лица молящегося во время молитвы к Мекке, и предписание ритуальной чистоты (омовение). Также необходимым является присутствие на полуденной пятничной молитве в мечети. Женщины молятся отдельно либо становятся позади мужчин» [Григоренко 2009: 363-364].

В МАСе дано такое определение слова пророк: «Пророк, - а, м. 1. По воззрениям различных религий - провозвестник и истолкователь воли бога. 2. Предсказатель будущего» [МАС 1985-1989: т. 3, 516].

Мы исследуем слово пророк в первом его значении. Что значит пророк в исламе? Ответ на этот вопрос находим в книге Н.М. Магомедовой.

Пророк: «Точное количество пророков знает лишь Великий Аллах, однако есть распространённая версия исламских учёных, согласно которой всего пророков было более 124 тысяч, и из них 313 являются посланниками. В Коране же упомянуты лишь двадцать пять пророков и посланников. <…> Последний из них и самый почитаемый - Мухаммад» [Магомедова 2013: 8-9].

В результате анализа слов тематической группы, обозначающей религиозные понятия горских народов, мы можем отметить следующее: с этимологической точки зрения все слова заимствованы из арабского языка, что объясняется самой историей возникновения религии ислам.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.