Порядок формирования доходов на предприятии и пути их эффективного использования — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Порядок формирования доходов на предприятии и пути их эффективного использования

2020-04-01 145
Порядок формирования доходов на предприятии и пути их эффективного использования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Процесс управления доходами включает механизм их формирования, распределения и использования [34, с.12].

Для того, чтобы подробнее исследовать процессы формирования и использования доходов, необходимо рассмотреть сущность и структуру механизма формирования и использования финансовых результатов.

Алгоритм формирования прибыли согласно форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» представлен в Приложении Г.

По данным Приложения Г можно видеть, что прибыль от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию. К обязательным платежам относятся экспортные пошлины, а также процентные надбавки к розничным ценам по некоторым видам продукции [26, с. 87]

По статье «Текущий налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль, рассчитываемая по данным налогового учета, то есть с учетом ограничений на состав и величину расходов, отнесенных на затраты. Величина условного расхода по налогу на прибыль определяется как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде и показанной по статье «Прибыль и убыток до налогообложения» (с учетом корректировки на сумму штрафных санкций по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами), на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Величина постоянного налогового обязательства рассчитывается умножением постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на действующую ставку налога на прибыль. Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль, но не принимаемые во внимание при расчете налога на прибыль, то есть исключаемые из налоговой базы.

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источникам средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли организации [24, c.299]. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации.

Статья «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» представляет собой расчетный показатель, определяемый по формуле:

 

 (1)

 

где - прибыль бухгалтерская чистая;

 - прибыль до налогообложения.

Из формулы (1) с очевидностью следует:

 

    (2)

 

Таким образом, чистая прибыль складывает из финансового результата от продаж (реализации) товаров, продукции (работ, услуг); доходов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом из к уплате; операционных доходов и расходов; отложенных налоговых обязательств, а также за вычетом текущего налога на прибыль [24, с. 303].

Таким образом, исследовав процесс формирования прибыли можно сделать два важных вывода:

Во-первых, различие между показателями прибыли, исчисленными в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и налоговых регулятивов, определяется лишь постоянными разницами. Если постоянные разницы отсутствуют, то различия между показателями прибыли не будет.

Во-вторых, отложенные налоговые активы и обязательства, показанные в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», не сказываются на величине прибыли, а отражаются лишь на денежных потоках по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, базой всех расчетов служит балансовая прибыль - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного работника [32, с. 125].

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование государственных доходов.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования в организации [25, c. 319]. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, структуры статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями предприятия, включая устав и учредительный договор.

По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях: бюджет; организация; собственники предприятия.

Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Одной из важнейших распределения прибыли как до перехода на рыночное отношения, так и в условиях из развития является оптимальное соотношение части прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета, и части, остающейся в распоряжении организации.

Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога, представляет многоцелевой источник финансирования его потребностей. Никакие органы, в том числе государство не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия [47, с. 180].

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две принципиально разные части. Использование первой свидетельствует об увеличении имущества предприятия и процессе накопления. Использование второй не приводит к образованию нового имущества и характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятия. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Рассмотрим состав фондов, представленных на рисунке 1.

Фонд накопления (ФН) формируется для будущих инвестиционных программ. Фонд накопления - средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Фонд потребления (ФП) формируется для:

. Выплат дивидендов акционерам.

. Выплат доходов акционерам.

. Оказания социальной помощи.

Фонд потребления - средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные экономическим развитием коллектива.

Таким образом, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности. Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За счет этих средств создается резервный капитал, осуществляются выплаты учредителям, социальные выплаты работникам, перечисления на благотворительные и иные цели.

Планирование прибыли становится важнейшим элементом управления. От того насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности организации. План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях.

Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане [54, с.181]. Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль.

Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития организации в предстоящем периоде. Планирование прибыли необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Непосредственной целью планирования прибыли является определение величины предполагаемого дохода организации.

Планирование прибыли необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Логическая блок-схема алгоритма планирования прибыли представлена в Приложении Д.

По мнению И.А. Бланка процесс планирования прибыли организации включает в себя шесть этапов [10, с.50]:

. Формирование исходной информации. Плановая работа практически начинается с информационного обеспечения, так как без информации нельзя спланировать свою будущую деятельность с достаточной надежностью и почти нереально выбрать лучший вариант планово-управленческого решения;

. Определение самой прибыли и важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия;

. Анализ полученной информации на предмет приемлемости принятого варианта;

. Анализ рентабельности по видам продукции для выявления последующей реализации резервов повышения прибыли;

. Внесение изменений по видам продукции в целях повышения прибыли;

. Принятие решения и расчет информации по видам продукции и обобщенной информации по организации в целом.

Проведя все эти поэтапные операции, окончательно останавливаются на конкретном плане реализации продукции. При этом на заключительном этапе нужно рассчитать все важнейшие показатели деятельности предприятия, включая показатели выручки, прибыли, величины переменных затрат, показатели рентабельности, эффективности производства.

Плановую прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов, как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (П6) можно определить по следующей формуле:

 

,                              (1)

 

где ВРi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.;

Офi - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, тыс. руб.;- акцизный налог, тыс. руб.;

НДСi - налог на добавленную стоимость, тыс. руб.;

Сi - полная себестоимость i-и реализуемой продукции, тыс. руб.;

п - количество видов продукции [46, с.201].

Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года - года, предшествующего планируемому).

Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент составления финансового плана (за один-два квартала до окончания отчетного года) они, как правило, неизвестны. Поэтому остатки готовой продукции на конец отчетного года рассчитываются, исходя из прогнозных оценок факторов, влияющих на их уровень, например, изменения объемов реализации, формы безналичных расчетов, объема бартерных поставок, платежеспособного спроса.

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, так называемые выходные остатки. Они рассчитываются, исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле:

 

                                                            (2)

 

где Пt - годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.; Но - норматив остатков готовой продукции на складе, дней; 360 - расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции.

Величина дохода (Цв) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (Двt) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (Двн) за минусом дохода в остатках на конец планируемого года (Двк) по формуле:

 

Д в = Д вн + Двt + Двк,                                                           (3)

 

Величина дохода по каждому виду продукции (Двt) рассчитывается на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле:

 

Д Bt = B Pi - Ci,                                                                        (4)

 

где Врi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия; Сi -полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую продукцию; производственная и полная себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции; осуществляется нормирование оборотных средств. В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от реализации данного вида продукции (Пбi) по формуле:

 

П бi = Двi - O фi - H ai - НДС i,                                               (5)

 

где ОФi - отчисления во внебюджетные фонды от i-й продукции; Hаi - акцизный налог от реализации i-и продукции; НДСi - налог на добавленную стоимость от i-и продукции; Двi - доход от реализации i-го вида продукции.

Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле:


,                                                                     (6)

 

где п - количество видов продукции (работ, услуг), запланированных к реализации в плановом году.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле:

 

П б = П бо x I u,                                                             (7)

 

где Пбо-фактическая прибыль, полученная в отчетном году; I u - прогнозируемый годовой индекс инфляции.

 

Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценой.

Таким образом, необходимо отметить, что расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с кредиторами.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.