Краткая характеристика понятия общения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Краткая характеристика понятия общения

2020-04-01 133
Краткая характеристика понятия общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение - это сложный, многоплановый процесс развития, а также установление контактов между людьми, который включает в себя:

Обмен информацией;

Выработка единой стратегии взаимодействия;

Восприятие и понимание партнера.

Общение бывает разных видов:

. По содержанию:

Материальное (продукты деятельности, и обмен предметами);

Когнитивное (обмен знаниями);

Кондиционное - субъекты оказывают влияние друг на друга, чтобы изменить психическое или физическое состояние друг друга в нужном направлении;

Мотивационное - в данном виде общения передаются друг другу определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении;

Деятельностное общение, которое связано с разными видами учебной, познавательной деятельности. К этому общению можно отнести и когнитивное.

. По целям общение делится на:

Социальное - усиление межличностных контактов, установление личностного роста;

Биологическое - развитие и сохранение организма.

. По используемым средствам:

Непосредственное - исполняется с помощью лица, туловища, положения головы, голосовыми связками и т.п.;

Опосредованное - общение, которое связано с применением специальных орудий, таких как: знаки, символы, СМИ, природные объекты. Все это служит для обмена информацией.

Прямое - таким видом общения являются беседы людей, телесные контакты и т.п.;

Косвенное - общение посредством других людей.

Также общение можно разделить на:

. Инструментальное - это общение, которое преследует какую-то иную цель, кроме приобретения удовольствия от самого действия общения;

. Целевое - это общение, которое служит средством удовлетворения конкретной потребности;

. Деловое - общение деятельностное, то есть цель общения - это деятельность людей;

. Личностное - общение, в центре которого включены психологические проблемы внутреннего мира человека, его интересы, потребности.

Существует и другое разделение видов общения:

Вербальное (овладение языком, такое общение свойственно людям);

Невербальное - данный вид не использует звуковую речь. Невербальное общение - это мимика, жесты, пантомимика. Такое общение свойственно не только человеку, но и высшим животным.

Бодалев А.А. определяет общение, как взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения, и при которых между ними устанавливается определенное взаимообращение. Бодалев А.А. считает диалогическое общение истинным межличностным общением. Он считает, что в процессе общения у человек есть две роли: [6]

. Субъект познает своего собеседника и устанавливает с ним контакт, устанавливает свое отношение: интерес, безразличие и т.п.;

. Человек является объектом познания для партнера.

Также, Бодалев А.А. ввел понятие "Симптомокомплекс" - определенная система понятий и представлений.

Петровский А.В. определяет общение как многоплановый процесс, который формирует контакты между собеседниками. [31]

Общение - это процесс, побуждаемый потребностями совместной деятельности. По данному определению можно сделать вывод, что общение выступает частью деятельности. Оно является информативным важнейшим аспектом деятельности - коммуникация - процесс установления контактов, между системами в живой и неживой природе, где происходит обмен информацией.

Данный автор выделяет три стороны процесса общения:

. Обмен сведениями между участниками общей деятельности. Данный обмен охарактеризован со стороны коммуникации;

. Взаимодействие обучающихся: происходит обмен в ходе речи, с помощью слов, действий, поступков;

. Перцептивный аспект общения - восприятие, понимание и оценка человека человеком.

В связи с этим, Петровский А.В. выделил три механизма межличностного восприятия:

Идентификация;

Рефлексия;

Стереотипизация.

Идентификация - механизм понимания другого человека через осознанное или бессознательное сравнение характеристик самого субъекта. Осознание субъектом того, как собеседник по общению воспринимает его - это выступает в форме рефлексии.

Стереотипизация - определенная группировка форм поведения, а так же их интерпретация, путем отнесения к уже имеющимся и известным формам, то есть формы, которые отвечают социальным стереотипам.

Само слово "Стереотип" - это шаблон действия, поведения, уже сложившийся образ человека.

Ананьев Б.Г. определял общение, как механизм, который устанавливает и развивает связи человека с предметами и другими людьми. Он считает, что общение - это ведущий вид деятельности. Межличностное взаимодействие определяется порядком общественных отношений. [2]

Более подробно процесс общения описывает Эрик Берн - основатель транзактного анализа. [5]

Транзакция - единица коммуникации, состоящая из стимула и реакции. Если мы направили стимул, а в ответ не получили реакции, то такая транзакция называется незавершенной.

В анализе транзакции Эрик Берн выделяет три эго-состояния - это последовательный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный соответствующим последовательным паттерном поведения:

Родитель;

Взрослый;

Ребенок.

Родитель - чувства, мысли, поведение, скопируемые у конкретных родительских фигур (биологические родители, сестры, братья, учителя, бабушки, дедушки). Данное эго-состояние характеризуется словом "Надо".

Взрослый - чувства, мысли, поведение в контексте с реальностью "Здесь и сейчас". Он сопоставляет желание с возможностями.

Ребенок - чувства, мысли, поведение, которые мы пережили в более ранних возрастах. Чаще всего, человек находясь в эго-состоянии ребенка пожимает плечами, поддразнивает, смеется, спонтанно хихикает, грызет ногти и т.п. Девиз: "Я хочу!"; "Я желаю!"; "Я не знаю"; "Мне все равно".

Существует несколько видов транзакции:

Параллельная:

 

 

Пока транзакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечное время.

Пересекающая:

 

 

При пересекающей транзакции происходит разрыв или остановка коммуникации. Для того чтобы коммуникация возобновилась, партнеры должны перейти в другие эго-состояния.

Скрытые транзакции - это транзакция, в которой существует два уровня коммуникации:

А) Социальный (открытый);

Б) Психологический (скрытый).

 

 

Поведенческий результат скрытой транзакции происходит на психологическом уровне, а не на социальном.

К скрытым транзакциям можно отнести угловую.

Также Берн вводит понятие "Игра" - это паттерн скрытых транзакций, которые приводят к четко определенному результату. Также "Игра" является негативным способом общения, по мнению Берна.

Такие авторы, как Тойч Дж. и Тойч Ч. утверждают, что поведение в ходе общения определено генетически. Данные факторы формируют обусловленную модель поведения, которая устойчиво повторяется в каждом поколении. В свое время модель поведения - это систематически повторяющаяся, неизменная, но узнаваемая форма поведения - паттерны поведения. Персональная история личности повторяет историю его предков. Авторы утверждают, что паттерн складывается из предшествующего опыта и сознания.

В обобщенных классификациях выделяется три основные стороны общения:

Коммуникативная;

Интерактивная;

Перцептивная.

К коммуникативной стороне общения можно отнести:

. Процесс обратной связи: ожидание реакции. Сама обратная связь может быть - оценочной и безоценочной.

. Наличие коммуникативных барьеров - психологические препятствия, возникающие на пути передачи информации. Барьеры могут быть:

Барьер непонимания (фонетические, стилистические, логические, семантические);

Барьеры социально-культурных различий (социальные, политические, религиозные, профессиональные);

Барьеры отношений, то есть на общении отражаются отрицательные эмоции и чувства.

. Социально-психологическое влияние:

Внушение;

Убеждение;

Заражение;

Подражание.

. Различные уровни передачи информации и влияние пространства и времени на эту передачу.

Интерактивная сторона - построение общей стратегии взаимодействия:

Конкуренция;

Кооперация.

Конкуренция: действие происходит в условиях соревнования. В крайних ситуациях это может приобрести форму конфликта.

Кооперация: объединение участников для достижения определенных целей.

Перцептивная сторона: способы, через которые человек интерпретирует, оценивает, понимает другого - механизмы социальной перцепции: то есть это названные ранее рефлексия, идентификация плюс эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция.

Аттаркция - форма восприятия и познания другого человека, которая основывается по отношению к нему положительными характеристиками.

Каузальная атрибуция - предписывание человеком причин поведения личностных качеств, характеристик (намерений и чувств) к другим людям на основе обыденного уровня. Предписание причин возникает из-за дефицита информации. Причины:

. Внутренние

установки;

настроение;

стремления;

черты личности, ее способности.

. Внешние - это особенности социальной и физической среды. [3]

Виртуальное общение

Общение охватывает все сферы деятельности, а также оно и само является деятельностью. Виртуальное общение повторяет реальное, так как работает принцип переноса. Взаимодействие также проходит в режиме "Человек-человек". Виртуальное общение считает опосредованным, причем опосредовано компьютером, который в свою очередь подключен в сеть. Взаимодействия уже происходят в пространстве виртуальной реальности. Общение приобретает письменный вид.

Если выделять формы общения в интернете, то они различны:

социальные сети;

различные блоги;

чаты;

форумы;

гостевые книги;

e-mail (электронная почта);

ICQ (mail агент).



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.