Роман «Великий Гэтсби» и особенности литературы потерянного поколения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Роман «Великий Гэтсби» и особенности литературы потерянного поколения

2020-04-01 190
Роман «Великий Гэтсби» и особенности литературы потерянного поколения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Творчество американского прозаика Френсиса Скотта Фицджеральда (1896 - 1940) неразрывно связано с литературой потерянного поколения. Наряду с такими выдающимися писателями, как Эрнест Хэмингуэй, Эрих Мария Ремарк и Ричард Олдингтон, признанный классик американской литературы жил и писал на стыке двух мировых войн, что позволило ему лично оценить влияние социальных конфликтов на молодое поколение. Ф.С. Фицджеральд сам относил себя к людям потерянным и дезориентированным, сбившимся с правильного пути, говоря о себе и своей жене следующее: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов». Семья Фицджеральдов действительно была известна своим роскошным образом жизни и эксцентричными выходками (купание в городских фонтанах, появление голыми на публике, пьяные представления и т.д.). Скотт и Зельда Фицджеральд, как и многие герои произведений писателя, жили напоказ: устраивали пышные приемы и вечеринки, общались с представителями артистической богемы, много путешествовали заграницу. Не смотря на стабильное финансовое положение и всеобщее признание, жизнь писателя и его жены была полна постоянных скандалов и интриг, непомерного употребления алкоголя и психотропных препаратов.

Биография Ф.С. Фицджеральда дает основание полагать, что роман «Великий Гэтсби» (1925), экранизированный 5 раз и представляющий собой своеобразный манифест потерянного поколения, обладает автобиографическими чертами. Действие романа происходит близ Нью-Йорка (где проживал писатель), в одном из очень богатых районов побережья Лонг-Айленда. В то время «сухой закон» (1920-1930 гг.) сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Одним из представителей данной криминальной сферы, а также протагонистом произведения является Джей Гэтсби, известный в округе благодаря своим еженедельным роскошным вечеринкам. С юношества влюбленный в Дэйзи Бьюкенен, девушку из очень обеспеченной семьи, Гэтсби, отслужив на фронте, потратил несколько лет своей жизни на то, чтобы стать достойным ее круга: организовывает свой собственный нелегальный бизнес, сказочно богатеет и приобретает роскошную виллу близ дома возлюбленной. Данную сюжетную линию можно сопоставить с некоторыми фактами из биографии писателя: 1) Скотт Фицджеральд также являлся выходцем из достаточно небогатой семьи; 2) он, как и протагонист романа, всегда с интересом относился к богачам как людям «совершенно иной касты» и стремился стать членом их круга; 3) очарованный богатством и его силой, Скотт Фицджеральд посвящает несколько лет своей жизни на покорение сердца Зельды Сейр, девушки из высшего общества. Первая помолвка Скотта и Зельды Фицджеральд расстроилась из-за финансового положения писателя, нигде не работавшего и не имевшего достойного, стабильного заработка. Ради невесты Фицджеральд еще на фронте принимается за работу над своей первой книгой «По эту сторону рая». После войны он приезжает в Нью-Йорк, где начинает свою карьеру в качестве писателя. Роман «По эту сторону рая» отрывает ему двери не только в мир большой литературы, но и в дом семьи Сейр (http:// fitzgerald. narod. ru / critics - rus / kuhalashvili - fsf. html).

В ходе дальнейшего развития сюжета романа детально описывается будничность молодых жителей Лонг-Айленда: персонажи много пьют и не заботятся о последствиях своих действий, постоянно поддерживая состояние всеобщей экзальтации и ощущение праздника. Они создают свой собственный мир, полный искусственных наслаждений и необдуманных, импульсивных поступков. Второстепенные герои романа восторгаются богатством Джея Гэтсби и стремятся всеми способами укрепить свое собственное финансовое положение, дающее им все, чего они только посмеют захотеть. Данный стиль жизни также похож на биографию самого писателя, не понаслышке осознающего возможности богатой жизни и прожигающего жизнь в алкоголе и эксцентричных выходах в свет.

Роман заканчивается на трагической ноте - Гэтсби умирает из-за интриг, сплетенных мужем Дейзи - Томасом Бьюкененом. На его похороны приходят всего три человека: отец, лучший друг Ник Каррауэй (рассказчик) и один из постоянных визитеров его вечеринок. Безответственную и безразличную ко всему, кроме себя, молодежь Лонг-Айленда не волнует ни его смерть, ни истинные причины произошедшего.

Опубликованный в 1925 году, роман «Великий Гэтсби» подтверждает основную трагедию людей той эпохи - вера во всемогущество денег. Данное произведение, по мнению многих отечественных и зарубежных критиков, считается шедевром американской литературы потерянного поколения, символом жизни молодых людей той эпохи (Н.А. Кубанев, 2009. c. 13 - 16).

Вслед за Ф.С. Фицджеральдом, немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (1898-1970) в своих произведениях «Триумфальная Арка», «Три товарища», «Черный обелиск», «На западном фронте без перемен» также описывает представителей потерянного поколения, и, по совместительству, своих ровесников, как людей глубоко-несчастных, измученных безрадостной повседневностью и, от этого, легкомысленно к ней относящихся. Большинство персонажей Э. Ремарка безнравственны, циничны и жестоки. Они не способны найти себе место в новой, послевоенной жизни, и поэтому становятся преступниками и заядлыми пьяницами. Мировоззрение людей той эпохи Э. Ремарк выразил словами одного из героев своего романа: «Мы собирались воевать против всего, что определяло наше прошлое - лжи, корысти, себялюбия, бессердечия. Мы стали жестокими и перестали доверять всем, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме хлеба, табака, земли, неба и деревьев. И в результате все стало забываться, фальсифицироваться и рушиться. Осталось только бессилие, безразличие, отчаяние и водка. Пошло время великих мечтаний, настало время дельцов, продажности и нищеты» (http:// www. inolit. ru /17-116-00. html).

Близкий друг Ф.С. Фицджеральда Эрнест Хэмингуэй (1899-1961) также посвятил значительную часть своего творчества потерянному поколению. В своих романах «Прощай Оружие» и «Фиеста» писатель описывает трагические судьбы рядовых американцев, потерявших веру в «священный долг» и «величие нации». Его герои разочарованы в существующем государственном строе, в обществе, а также его структурах и элементах. Они обречены на беспросветное одиночество и чувство отчуждения от реальности (http:// omgpu 41 fil. forum 2 x 2. ru / t 11- topic).

Весьма интересным является тот факт, что писатели потерянного поколения никогда не составляли какой-либо литературной группы и не имели единой теоретической платформы, однако общность их судеб сформировала схожие жизненные позиции: разочарование в господствующем укладе общества, поиск новых ценностей, осознание своей причастности к числу потерянных людей. Все это определило наличие в прозе потерянного поколения ряда общих черт, четко выделяющихся, несмотря на разнообразие индивидуальных художественных стилей отдельных авторов. К числу таких схожих признаков можно отнести общие для всех произведений потерянного поколения темы войны и послевоенной действительности; повествование от первого лица, а также краткий временной отрезок описываемых событий; мотивы отчужденности от реальности и попытки отстраниться от разочаровавшей жизни как физическими способами: посредством алкоголя, денег и развлечений; так и более «моральными заслонами»: безразличием к происходящему и созданием своего, альтернативного мира (Староверова Е.В., 2000. с. 42).

Несмотря на единство описываемого явления, авторы по-разному относятся к потерянному поколению. Если Э. Ремарк не винит потерянное поколение в том, каким оно стало, а скорее сочувствует его несчастью и оправдывает его поведение, то Э. Хэмингуэй воздерживается от каких-либо личных оценок. Его проза всегда предельно объективизирована, а герои пытаются бороться с трагизмом собственной жизни и мужественно противостоят судьбе, стараясь измениться к лучшему. Ф.С. Фицджеральд в этом отношении придерживается совершенно иного мнения - считая себя непосредственным представителем потерянного поколения, он одновременнопорицает стиль жизни героев своих произведений, постоянно иронизируя по поводу их мыслей, слов и поступков (http://omgpu41fil.forum2x2.ru/t11-topic).



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.