Способы и средства реализации художественных концептов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Способы и средства реализации художественных концептов

2020-04-01 203
Способы и средства реализации художественных концептов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возникновение и развитие когнитивной науки позволяет по-новому взглянуть на литературное творчество писателей и его вклада в мировую культуру. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами конкретного автора (Валгина, Н.С., 2005. с. 34). Именно поэтому в литературном произведении за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность», созданная отдельным индивидом (http://zinki.ru/book/kognitivnaya lingvistika/tipy-konceptov/).   

Художественная картина мира, возникающая в сознании читателя при восприятии им того или иного литературного произведения, содержит в себе один или несколько художественных концептов, созданных автором, который, в свою очередь, обладает индивидуальным мировозрением и является представителем определенной этнокультуры. Таким образом, специфика функционирования художественных концептов состоит в том, что данные ментальные образования реализуются в произведениях весьма неоднозначно: с одной стороны - как выражение авторского мышления и объект восприятия читателя, а с другой - мировосприятия всей этнокультуры, к которой принадлежит данный писатель. Cледовательно, художественный концепт может рассматриваться с двух точек зрения - «индивидуального» и «общего»: 1) художественный концепт как авторское психическое образование; 2) художественный концепт как элемент национальной художественной картины мира (Белянин В.П., 1988. с. 45-46).

В данной работе наибольший научный интерес будет представлять исследование заявленного концепта в рамках культурологического подхода, что предполагает под собой изучение потерянного поколения прежде всего в качестве «факта культуры» XX века, описанного непосредственным его представителем.

Любой художественный концепт может быть репрезентирован в литературном тексте через набор определенных инструментов, представляющих собой «средства реализации концепта». Будучи ментальной единицей, концепт актуализируется в тексте, прежде всего, через средства языковой природы. Данные средства берут свое начало на всех уровнях языка: фонетическом, морфологическом, лексическом, фразеологическом, синтаксическом, а также уровне текста. Таким образом, концепт может быть репрезентирован в художественном тексте через фонемы, морфемы, лексемы, свободные и фразеологические сочетания, предложения, тексты и даже совокупности текстов. Все приведенные выше разноуровневые средства языка интегрируются между собой и составляют номинативное поле концепта. (http://ec-dejavu.ru/c/Concept.html).

Говоря о языковых средствах объективизации концепта лексического уровня, в первую очередь следует упомянуть о прямых номинантах концепта - ключевых словах, которые избираются исследователем в качестве имени концепта и имени номинативного поля, а также его системные синонимы и дериваты (производные слова). Во вторых, концепт может выражаться за счет лексических единиц, номинирующих его отдельные признаки, качества или свойства. Данные средства порождают у адресата некие ассоциации и, тем самым, косвенно связывают его мыслительную деятельность с репрезентируемым концептом. К представленным выше типам репрезентантов можно также отнести лексические единицы, объединенные по семантике в отдельные группы (политическая, банковская, медицинская лексика), и, тем самым, близкие по своей тематики к выражаемому концепту. Рассматривая механизмы репрезентации концепта именно в художественных текстах, следует обратить особое внимание на лексические единицы оценочного характера и различные виды лексических троп (эпитеты, сравнения, концептуальные метафоры, литоты, олицетворения, метонимии, перифразы, гиперболы и т.д.), используемые автором для определенной цели - наиболее яркого выражения своих мыслей, идей и выражаемых концептов (Афанасьева О.В., 2009, c 12).

Морфология, наряду с лексикологией, также связанас познавательными процессами и служит средством передачи их результатов. Согласно Е.С. Кубряковой, «функции морфологии обнаруживаются не только на уровне морфем, но и на уровне целостных морфологических структур, репрезентирующих разные классы слов…Именно в этом проявляется связь морфологии с фиксацией, классификацией и категоризацией определенных структур знаний о мире». Таким образом, языковые средства морфологического уровня могут быть значимыми для репрезентации концепта благодаря своим морфологическим характеристикам: категориям (частям речи) и формам (времени, числа, падежа). Примерами морфологической репрезентации концепта является частотное использование лексических единиц одной части речи или неожиданная постановка глагола в форму прошедшего времени. Данные морфологические преобразования расставляют определенные акценты, формируют новые «смыслы», которые узнаются читателем в процессе восприятия того или иного концепта (Болдырев Н.Н., 2004, с. 36).

Структурная схема высказывания также служит вербализатором концепта, имеющего многокомпонентную сложную ментальную организацию (Волохина Г.А., 1993. с. 43). К языковым средствам реализации концепта синтаксического уровня в первую очередь относятся свободные словосочетания и фразеологические единицы, номинирующие те или иные признаки, характерные для концепта. Благодаря анализу моделей регулярных сочетаний представляется возможность судить о синтагматических валентностях концепта. Наряду с этим, исследуемые фразеологические единицы позволяют проследить культурную специфику выражения того или иного концепта в определенном языке. Также к синтаксическим репрезентантам концепта можно отнести активные / пассивные залоговые конструкции, вопросно - ответные единства, различные типы предложений (односоставные, двусоставные, эллиптические и неполные) и иные синтаксические конструкции, являющиеся в своей совокупности некими «выразителями» определенных смыслов или признаков, входящих в состав анализируемого концепта. Различные синтаксические фигуры (анафора, эпифора, эллипс,    антитеза, параллелизм, градация, инверсия, парцелляция, хиазм и др.) также имеют особый вес в качестве репрезентантов концепта в художественном произведении. Они не просто добавляют новые компоненты смысла, но и являются наиболее яркими маркерами определенных смысловых отношений, используемых автором для объективизации концепта (http://ec-dejavu.ru/c/Concept.html).

Весьма важную роль в репрезентации художественного концепта играют концептуальные метафоры, связывающие уровень языка с уровнем сознания. Данный тип метафор, выделенный зарубежным лингвистом М. Блэком, является не просто фигурой речи, обладающей экспрессивной функцией, а нечто большим: выразителем мысли, развивающимся через ментальные операции сравнения и соотнесения (http://www.philology.ru/linguistics1/black-90.htm). При использовании метафоры у индивидуума присутствует как минимум две мысли о двух различных вещах, и при взаимодействии этих мыслей внутри одного слова или выражения рождается метафорическое значение. Механизм концептуальной метафоры представляет собой приложение к субъекту системы «ассоциируемых импликаций», установленных автором, что является столь значимым с точки зрения репрезентации концептов как глубинных смыслов художественных произведений (J. Searle, 2003. p. 102)

Текстовая репрезентация концепта считается возможной благодаря наличию особенностей функционирования понятийного ядра в различных контекстах. Изучение текстовых маркеров позволяет установить смысловые связи между репрезентированным концептом, речевой ситуацией, а также экстралингвистическими факторами. В определенных контекстах концептуальные составляющие могут развивать и усиливать выражаемые свойства, приобретать новые, отличительные оттенки, или наоборот, терять какие-либо признаки. Именно поэтому при исследовании репрезентации концептов в художественных произведениях не стоит недооценивать композиционное построение текста, его тип, структуру и идейно-семантическое содержание (Болотнова Н.С., 1992. c 45).

Наряду с рассмотренными выше маркерами объективизации концепта в художественном произведении, лингвистами также рассматриваются способы реализации концепта, показывающие, каким образом выявленные языковые средства реализуют данный концепт - эксплицитно (явно) или имплицитно (скрытно). Эксплицитное выражение концепта связано с лексическими единицами, которые «прямо», «наглядно» номинируют представленный ими концепт. В отличие от эксплицитного, имплицитное выражение концепта подразумевает под собой его актуализацию на более «глубинном уровне» - с помощью косвенных номинантов концепта. Данный способ делает выражаемый концепт неявным при беглом чтении и достаточно сложным для восприятия читателем (Клебанова Н.Г. 2005.с. 23).

Таким образом, основным этапом исследования концепта ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ в данной работе является изучение его языковой экспликации, реализующейся с помощью единиц морфологического, лексического, синтаксического уровней языка, а также уровня текста. Данные репрезентанты концепта представляют собой единицы проводимого исследования. Их анализ, как и определение способа репрезентации (эксплицитного или имплицитного), представляют собой один из важнейших аспектов нашей работы.

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.