Концепт. Его структура и типы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Концепт. Его структура и типы

2020-04-01 887
Концепт. Его структура и типы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

гэтсби языковой потерянный поколение

В лингвистических исследованиях последних лет особенно активно разрабатывается вопрос об отражении в языке представлений и знаний его носителей об окружающей действительности. Исследованием данных процессов восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира с помощью языка занимается когнитивная лингвистика (Маслова В.А., 2004. с. 5). Данное научное направление также рассматривает лингвистические способы репрезентации и хранения человеческих знаний. При изучении вышеизложенных психических механизмах когнитивистика аппелирует, прежде всего, к концепту, как своей основной единице. В настоящее время изначально философский термин «концепт» (от лат. conceptus - «мысль», «понятие») находит широкое применение в различных областях лингвистической науки. Концепт является ключевым понятием не только когнитивистики, а также входит в понятийный аппарат семантики и лингвокультурологии. Также категория концепта фигурирует в исследованиях философов, логиков, психологов, культурологов и несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций (Попова З.Д., Стернин И.А., 1999. с. 23-24).

Благодаря данной востребованности термин «концепт» представляет собой одну из самых неоднозначных единиц когнитивной науки. Одним из базовых факторов такой «размытости» термина М.В. Пименова видит в следующем положении: «концепт представляет собой междисциплинарное образование, которое используется в целом комплексе наук» (Пименова М.В., 2004.с. 12). Таким образом, широкая распространенность и междисциплинарный характер термина «концепт» является причиной его многочисленных трактовок. Ещё одним важным фактором множественности дефиниций концепта является его сущность: концепт - это единица ментальная и, следовательно, ненаблюдаемая, сложная для выделения и точной, единой интерпретации (Аскольдов С.А., 1997. c. 53).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод об отсутствии единого, строго фиксированного определения «концепта». Утверждение данного термина науке всегда связывалось с определенной произвольностью его употребления и размытостью понятийных границ.

Изначально термин «концепт», введенное в отечественной лингвистике философом С.А. Аскольдовым (1928 г.), определялся как «мысленное образование, замещающее в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода». Именно С.А. Аскольдовым было также сформулировано первое разделение концептов - на познавательные и художественные. Познавательный концепт определяется как заместитель реальных предметов, действий, признаков. По мнению самого С.А. Аскольдова, к данному типу концептов «не примешиваются чувства, желания, вообще иррациональное». Художественный концепт, напротив, «есть комплекс того и другого, то есть сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений». Составляющие художественного концепта объединяются в единое представление благодаря ассоциативным связям. Художественные концепты значительно информативнее познавательных, так как кроме понятия вызывают в сознании дополнительные ассоциации (Аскольдов С.А., 1997. c. 10). К отличительным характеристикам концепта С.А. Аскольдов относит: 1) Функцию заместительства, выражающуюся в способности концепта вмещать в себя множество понятий; 2) Символическую природу концепта; 3) Динамизм (изменчивость и подвижность смыслового наполнения концепта; 4) Потенциальную открытость интерпретаций (для художественных концептов).

После научного вклада С.А. Аскольдова изучение концепта основывалось на различных подходах (логическом, философском, интегративном, лингвокогнитивном, лингвокультурологическом и т.д.), вследствие чего данный термин получил несметное множество трактовок. Многие из них обладают некоторым пафосом и метафоричностью изложения:  «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания» (Кубрякова Е.С., 2004. с. 23); «Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» (Степанов Ю.С., 1997. с. 28);

В зарубежной лингвистике данный термин также нередко получает весьма метафоричные интерпретации: «Concept is a multi-dimensional cluster of sense. This is a semantic slice of life» (Clark H., 1981. p. 14); «Concepts are intermediaries between the words and extralinguistic reality» (Evans V., 2009.p. 46). «Концепт - это многомерный слиток смысла. Это семантический кусок жизни»; «Концепты - это посредники между словами и экстралингвистической реальностью» (перевод наш). Данные определения подчеркивают связь концептов с двумя уровнями: языка и сознания.

Несмотря на большое количество предложенных дефиниций, наиболее точной и удачной формулировкой, раскрывающей сущность понятия «концепт», в данной работе считается высказывание отечественной лингвистки Пименовой М.В., считающей концепт неким представлением офрагменте мира или части такого фрагмента, имеющим сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» (Пименова М.В., 2004. c. 35).

Вопреки расхождению ученых во мнениях о единой трактовке понятия «концепт», его сложная структура, а также неоднородность и упорядоченность составных элементов не вызывает никаких сомнений. «У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия.… С другой стороны, в структуру концепта входит все, что делает ее фактом культуры - исходная форма (этимология), современные ассоциации и оценки» (Степанов, Ю.С., 1997. с. 105).

Наиболее убедительной и взятой за основу описания структуры концепта в данной работе является полевая модель концепта И.А. Стернина и З.Д. Поповой. Согласно разработанной модели, концепт можно представить в виде поля, имеющего свое ядро и периферийные зоны. К ядру относятся слои содержания концепта с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью: базовые, наиболее яркие образы. За ядром следует ближняя, дальняя и крайняя периферия, включающие субъективный опыт отдельного индивидуума, его собственные ассоциации и интерпретации, связанные с представленным концептом. Таким образом, слои ближней, дальней и крайней периферии в своей совокупности образуют «интерпретационное поле концепта». В сложных концептах на базовый образ могут наслаиваться дополнительные концептуальные признаки, образующие новые концептуальные слои от более конкретного к более абстрактному. Данная приядерная зона концепта обладает «информационным содержанием» и включает в себя когнитивные признаки, характеризующие основные черты концептуализированного предмета или явления. Принадлежность признака к той или иной зоне определяется яркостью выражения этого признака в сознании носителя соответствующего концепта. (Попова З.Д., Стернин И.А., 1999. с. 132-135).

Принимая во внимание все вышесказанное можно сделать вывод о том, что концепт - это ментальная единица, отражающая знания и опыт отдельного человека или группы людей; обладающая признаками, реализуемыми разнообразными языковыми средствами, а также сложной, многомерной структурой.

Как известно, концепты представляют собой «ненаблюдаемые», ментальные, абстрактные единицы высшего порядка. Вследствие этого, за историю развития когнитивистики как лингвистической науки было совершено множество попыток их классифицирования. При типизации концептов ученые руководствовались как собственными взглядами на сущность понятия «концепт», так и каким-либо отдельно взятым фактором типизации. Концепты анализировались и подразделялись по своему содержанию, степени абстрактности и значимости, форме выражения, принадлежности к той или иной группе носителей и т.д. (http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2010_1-2_61.pdf).

Первая попытка классифицировать концепты была сделана в 1928 году «праотцом когнитивной науки» С.А. Аскольдовым, выделившим познавательные и художественные концепты. Если к концептам познания не примешиваются чувства, желания и иное иррациональное, то художественный концепт представляет собой комплекс того и другого, то есть «сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений» (Аскольдов С.А., 1997. c. 56). К характерным чертам художественного концепта С.А. Аскольдов относил его «диалогичность» - связь с множеством одновременно значимых точек зрения (писателя и читателей).    Еще одним признаком художественных концептов является их образность и символичность. «То, что они (художественные концепты) означают, больше данного в них содержания и находится за их пределами». Эту символичность С.А. Аскольдов называет «ассоциативной запредельностью» (Аскольдов С.А., 1997. c. 56).

Художественные концепты также заключают в себе «неопределенность возможностей». Их заместительные способности не связаны с соответствием реальной действительности или законам логики. Концепты данного типа подчиняются особой прагматике «художественной ассоциативности» (http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/1015/1/Moiseeva % 20S.A.%20Formirovanie.pdf).

Порождающее и воспринимающее художественный концепт сознание (автора и читателя соответственно) являются абсолютно равноценными. Писатели не могли бы существовать без читателей. Восприятие концептов представляет собой вариант их нового порождения. Следовательно, художественные концепты динамичны и потенциальны - порожденные автором, они развиваются, отторгаются и искажаются в восприятии читателей.

Таким образом, к главным свойствам художественного концепта, включая перечисленные выше признаки, относятся: 1) неподчиненность законам логики; 2) отсутствие жесткой связи с реальной действительностью; 3) динамическая направленность к потенциальному образу; 4) образность и символичность; 5) индивидуальность (Миллер Л.В., 2000. c. 34). Исследуемый в данной выпускной квалификационной работе концепт ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ соответствует всем вышеперечисленным свойствам, исключая лишь аспект его непосредственной связи с действительностью. Соотнесение данного концепта с большинством описанных аспектов говорит о возможности его рассмотрения в качестве художественного концепта.

Помимо классификации С.А. Аскольдова достаточно известна типология концептов А.П. Бабушкина. Отечественный лингвист разделяет концепты согласно типу знаний, ими вмещающими, и выделяет следующие типы концептов: 1) мыслительные картинки, 2) концепты - схемы, 3) концепты - гиперонимы, 3) концепты - фреймы, 4) концепты - инсайты, 5) концепты - сценарии, 6) калейдоскопические концепты. Мыслительные картинки представляют собой обобщенныечувственные образы предметов или явлений; это отражение совокупности наиболее ярких, чувственно воспринимаемых признаков отдельного предмета или явления: «Ласточка - перелетная птица с узкими, острыми крыльями, юркая и быстрая в полете». Концепты - схемы могут быть соответственно представлены некоторой обобщенной, пространственно - графической или контурной схемой: «Дерево как ствол и кора, река как ленточка». В рамках концептов - схем также можно описывать абстрактные понятия, такие как дружба, время, пространство. Концепты - гиперонимы является совокупностями определений, лишенных коннотата: «Водоем - это океан, море, река, озеро, пруд». Концепты - фреймы рассматриваются в качестве многокомпонентных концептов, включающих в себя совокупность хранимых в памяти знаний и ассоциаций о предмете или явлении: «Пожар - это пламя, жар, крики, суета». Концепты-инсайты определяются как некие совокупности знаний о конструкции, внутреннем устройстве или функциональном предназначении предмета: «Зонтик - это приспособление для защиты от дождя». Концепты - сценарийпредставляют собой схемы событий. Сценарии разворачиваются и развиваются во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, обозначенных лексемами: «Посещение кино; Рыбалка; Поход в лес». Калейдоскопические концепты являются концептами абстрактных имен. Данный вид концептов может развертываться в виде мыслительных картинок, схем, фреймов или сценариев: «Любовь это страсть, верность, привязанность» (как фрейм) (Бабушкин, А.П., 1996. с. 45-51).

Для лингвокогнитивного анализа существенной также оказывается типология концептов по характеру их выражения. Таким образом, по факту «оязыковления» концепты можно подразделить на вербализованные (открыто выражающиеся в языке) и невербализованные (скрытные, неявные). По степени абстрактности содержания вычленяют конкретные / предметные (пруд, c тол) и абстрактные (дружба, честь) концепты (http:// zinki. ru / book / kognitivnaya lingvistika / tipy - konceptov /).

С точки зрения интеграции сложных семантических структур в современной когнитивистике выделяют макроконцепты как «сложные ментальные образования, связанные с концептами (субконцептами), входящими в его структуру, некими ассоциативными связями (Сергеева Е.Н., 2009. с. 12). Таким образом, в структуре макроконцептов выделяются сразу несколько взаимосвязанных концептуальных пространств, каждое из которых выражается за счет маркеров различных языковых уровней.

Наряду с рассмотренными выше типологиями концептов весьма важным является выделение особого вида - культурного концепта, также именуемого «национальным концептом» (В.В. Красных), «ядерной единицей картины мира» (В.А. Маслова) или «культурной доминантой» (В.И. Карасик). Под культурными понимаются концепты, свойственные только носителям определенной этнокультуры (примеры: баба-яга, трилистник, американская мечта). Культурные концепты также подразделяются на некоторые подтипы: 1) онтологические, связанные с реалиями бытийного мира; 2) гносеологические (мировоззренческие), отражающие способ познания и интерпретации действительности; 3) эмоциональные, выражающие эмоционально-оценочные признаки, присущие менталитету определенного этноса (Красных В.В., 2002. с. 117).

Такими являются наиболее современные отечественные типологии концептов, получившие мировое научное признание. Следует добавить, что теоретическое изучение классификаций концептов и определение типа анализируемого концепта является необходимым этапом исследования, так как каждый отдельно взятый тип требует различных методик анализа и описания.

Проанализировав различные классификации, можно сделать вывод о том, что исследуемый в данной выпускной работе концепт ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ относится к художественному, абстрактному, культурному, гносеологическому, невербализованному типу макроконцепта.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.