Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-04-01 | 150 |
5.00
из
|
Заказать работу |
На заключительном этапе исследования (март 2013 г.) мы провели повторное наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре, за их выполнением ролей, за сюжетом игры по схеме (Г.А. Урунтаевой).
В результате наблюдения мы определили динамику в уровне развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом детей и получили следующие результаты:
В экспериментальной группе замысел игры более устойчив, но не статичен у 18 дошкольников (75,0%); также 19 дошкольников (79,2%) создают в игре модель родительских отношений; комбинируют в играх знания, почерпнутые на занятиях, из наблюдений, книг, рассказов взрослых 11 детей (45,8%).
У 23 дошкольников (95,8%) ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые ими средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений, насчитывается 7 - 10 ролей в играх.
дошкольников (79,2%) заменяет часто игровое действие словом. Они осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
Соблюдают правила игры и осознают, что их соблюдение является условием реализации роли 15 дошкольников (62,5%).
В контрольной группе замысел игры более устойчив, но не статичен у 13 дошкольников (54,2%); 17 дошкольников (70,8%) создают в игре модель родительских отношений; комбинируют в играх знания, почерпнутые на занятиях, из наблюдений, книг, рассказов взрослых 15 дошкольников (62,5%).
У 15 дошкольников (62,5%) ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые ими средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений, насчитывается 7 - 10 ролей в играх.
дошкольников (66,7%) заменяет часто игровое действие словом. Они осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
Соблюдают правила игры и осознают, что их соблюдение является условием реализации роли 15 дошкольников (62,5%).
Произвольное и опосредованное запоминание мы повторно изучили с помощью методики «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) и методики «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).
Результаты диагностики произвольного и опосредованного запоминания показали следующее:
В экспериментальной группе высокий уровень произвольного запоминания определен у 10 дошкольников (41,7%). Они смогли запомнить 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8 - 9 слов при отсроченном воспроизведении. Средний уровень определен у 13 дошкольников (54,2%). Они смогли запомнить 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. Уровень ниже среднего определен у 1 дошкольника (4,2%). Они смогли запомнить 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
Высокий уровень опосредованного запоминания определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 11 - 14 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 11 - 12 слов. Средний уровень опосредованного запоминания определен у 16 дошкольников (67,7%). Они смогли запомнить 7 - 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 - 10 слов. Уровень опосредованного запоминания ниже среднего определен у 1 дошкольников (4,2%). Они смогли запомнить 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов. Низкий уровень опосредованного запоминания определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 0 - 5 слов.
В контрольной группе высокий уровень произвольного запоминания определен у 2 дошкольников (8,4%). Они смогли запомнить 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8 - 9 слов при отсроченном воспроизведении. Средний уровень определен у 11 дошкольников (44,8%). Они смогли запомнить 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. Уровень ниже среднего определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении. Низкий уровень определен у 5 дошкольников (20,8%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении.
Высокий уровень опосредованного запоминания определен у 3 дошкольников (12,5%). Они смогли запомнить 11 - 14 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 11 - 12 слов. Средний уровень опосредованного запоминания определен у 4 дошкольников (16,7%). Они смогли запомнить 7 - 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 - 10 слов. Уровень опосредованного запоминания ниже среднего определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов. Низкий уровень опосредованного запоминания определен у 9 дошкольников (37,5%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 0 - 5 слов.
Результаты повторной экспертной оценки в экспериментальной группе показали высокий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у 11 дошкольников (44,8%), средний уровень - у 12 дошкольников (50,0%), низкий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения - у 1 дошкольника (4,2%) (Приложение 17, таблица 11).
Результаты повторной экспертной оценки в контрольной группе показали высокий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у 1 дошкольника (4,2%), средний уровень - у 12 дошкольников (50,0%), низкий уровень - у 11 дошкольников (44,8%).
С помощью критерия Манна-Уитни определим сходство или различия экспериментальной и контрольной групп по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.
Экспериментальная группа 1 ряд - 24 дошкольника
4, 5, 5, 4, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 5, 5, 5, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 5, 3
Контрольная группа 2 ряд - 24 дошкольника.
4, 3, 4, 4, 3, 3, 5, 4, 3, 4, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 4, 3
Сформулируем статистические гипотезы.
Гипотеза: Ho - дети экспериментальной группы не превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.
H1 - дети экспериментальной группы превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.
Определим эмпирическое значение Uэмп по формуле:
Для нахождения необходимых данных составим вспомогательную таблицу, где упорядочим по убыванию индивидуальные показатели уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.
Определение ранговых сумм
Показатель уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в экспериментальной группе | Ранг | Показатель уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в контрольной группе | Ранг |
5 | 1 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
5 | 6 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 7,5 | ||
4 | 17,5 | 4 | 7,5 |
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
4 | 17,5 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 19 | ||
3 | 24 | ||
Сумма рангов | 300 | 300 |
После ранжирования проведем его проверку:
Σ (Ri) = 300
Ранжирование проведено правильно.
Эмпирическое значение расположено в зоне незначимости (Uэмп > Uкр0,05).
Ответ: принимается Ho: дети экспериментальной группы не превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения при р ≥ 0,01.
Вывод: нельзя утверждать, что дети экспериментальной группы превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.
Воспользуемся G - критерием знаков Мак-Немара [31] для подтверждения сдвига в уровне развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников экспериментальной группы.
Сформулируем гипотезы.
H0 - сдвиг показателей уровня развития мнемических процессов запоминания дошкольников является случайным.
H1 - сдвиг показателей уровня развития мнемических процессов запоминания дошкольников не является случайным.
Вспомогательная таблица
№ п/п | Код имени | Экспертная оценка уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения дошкольников | Сдвиг | |
до | после | |||
1. | Н.К. | 3 | 4 | +1 |
2. | С.П. | 4 | 5 | +1 |
3. | К.Д. | 4 | 5 | +1 |
4. | Ж.Ш. | 4 | 4 | 0 |
5. | Н.Б. | 3 | 4 | +1 |
6. | С.П. | 3 | 4 | +1 |
7. | Ж.Х. | 3 | 4 | +1 |
8. | А.С. | 5 | 5 | 0 |
9. | Д.М. | 4 | 4 | 0 |
10. | Ж.К. | 4 | 5 | +1 |
11. | К.Г. | 5 | 5 | 0 |
12. | С.К. | 4 | 5 | +1 |
13. | Н.Ш. | 4 | 5 | +1 |
14. | Д.Г. | 3 | 4 | +1 |
15. | Н.К. | 3 | 4 | +1 |
16. | Д.Ч. | 4 | 5 | +1 |
17. | Ю.Л. | 3 | 4 | +1 |
18. | Н.В. | 3 | 5 | +2 |
19. | С.П. | 4 | 4 | 0 |
20. | М.К. | 4 | 5 | +1 |
21. | Р.С. | 3 | 4 | +1 |
22. | И.М. | 3 | 4 | +1 |
23. | О.С. | 4 | 5 | +1 |
24. | Л.Ю. | 3 | 3 | 0 |
За критерии оценки определена пятибалльная шкала.
Высокий уровень - 5 баллов
Средний уровень - 4 балла
Низкий уровень - 3 балла
В результате положительный сдвиг произошел у 18 дошкольников, отрицательный сдвиг отсутствует, никаких сдвигов не произошло у 6 дошкольников.
G0,05 = 5
G0,01 = 3
Gэмп. = 0
Ответ: Так как G эмп. < Gкp. (p ≥ 0,05), то принимается Н1, т.е. различия не случайны.
Вывод: сюжетно-ролевые игры влияют на запоминание и воспроизведение старших дошкольников. Это достоверно при уровне статистической значимости р ≤ 0,01, таким образом, формирующий этап прошел удачно, показатели развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников значительно повысились. Гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование выявило следующее - непроизвольное запоминание на всем протяжении дошкольного возраста является доминирующим. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию мнемических действий. Переход от непроизвольного запоминания к произвольному происходит в старшем дошкольном возрасте. Для того чтобы этот переход протекал более динамично, нужно постоянно создавать для детей новые, интересные, актуальные игровые ситуации.
Заключение
Память - психический процесс человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации. Память тесно связана с волевыми качествами, с их целенаправленностью, мотивами поведения человека, склонностями и интересами, умением преодолевать трудности, бороться с препятствиями.
Отражение человеком действительности путем комбинирования возможно благодаря использованию различных видов памяти, которые классифицируются как по характеру психической активности (на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую), так и по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную, а так же и по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную. Все виды памяти взаимосвязаны, и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
От среднего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую, независимо управляемую психологическую функцию ребенка, которую он может в той или иной степени контролировать. В старшем дошкольном возрасте через постановку специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти. И чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения, как количественные, так и качественные. Увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность запечатления.
Не у всех детей память развивается одинаково. И для того чтобы получить максимально высокие результаты, взрослым нужно приложить немало усилий для создания приятной обогащенной среды в которой память ребенка могла бы постоянно развиваться.
Формировать у детей готовность к умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию - важная задача педагога.
Другая не менее важная задача - дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.
Проведенные нами исследования показали, что перестройка мнемических процессов заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели запомнить и припомнить. Вместе с тем переход к произвольной памяти не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемических целей, на втором этапе формируются соответствующие им действия и операции.
Обобщая результаты исследования, необходимо отметить следующее: дошкольный период - становление природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность и др. Элементы произвольного поведения - это главное достижение дошкольного возраста. Первичные формы произвольной памяти прослеживаются уже у детей 4 лет, на протяжении всего дошкольного возраста объем и длительность произвольного запоминания и воспроизведения увеличивается, но все же преобладающей в дошкольном возрасте остается непроизвольная память и лишь у старших дошкольников начинает сформировываться произвольное запоминание.
Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факты. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.
На первом этапе нашего исследования были выявлены уровни развития мнемических процессов запоминания и воспоминания у детей обоих групп: экспериментальной и контрольной. Анализируя полученные результаты, нами сделаны следующие выводы: в группах различный уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения. В экспериментальной группе средний уровень, а в контрольной группе низкий уровень.
Для развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы нами был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя ряд сюжетно-ролевых игр, содержащих задания на развитие произвольного запоминания. Результаты формирующего эксперимента дают нам право утверждать, что мнемические действия особенно быстро и легко возникают и обособляются в игре.
Для проверки гипотезы с детьми был проведен контрольный эксперимент. Проанализировав полученные данные и сравнив их с имеющимися результатами констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической и целенаправленной работе, такой, как вовлечение детей в сюжетно-ролевые игры, уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников повышается.
Исследование показало, что дошкольники способны овладеть опосредованными способами запоминания. Однако при этом усвоенные действия произвольного запоминания не являются определяющими - в дошкольном возрасте все-таки доминирует непроизвольное запоминание.
Рекомендации по развитию произвольной памяти в сюжетно-ролевой игре для воспитателей детских садов:
1. Начиная с четырехлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например, предмет или слово с помощью обозначающей его картинки.
. В начале готовые средства запоминания ребенку предлагает взрослый. Когда дети научатся запоминать и припоминать предметы и слова с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед детьми самостоятельного выбора средств для запоминания.
. При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения вслух к повторению про себя.
. В игре нужно ставить перед ребенком такие задачи, которые требуют от него активного запоминания и припоминания, а цель что-то запомнить должна приобретать реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.
. Использование усвоенных знаний в игре, должно следовать вскоре за запоминанием.
Список использованной литературы
1. Антонова Н.П. Особенности развития памяти у детей 6 - 7 лет в процессе обучения / Н.П. Антонова // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 98.
. Аткинсон Вильям Сила мысли. Память и уход за ней. М.: Слово, 1996. С. 9 - 12.
. Бергсон А. Две памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Феникс, 1998. С. 234 - 236.
. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности ребенка. М.: Просвещение, 1998. 68 с.
. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. 380 с.
. Вейн А.М. Память человека. М.: Просвещение, 2003. С. 56.
. Гнедова Н.М. Произвольная память детей 4 и 6 лет в условиях общения // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 67.
. Гордон Е.В. К вопросу о формировании способов логического запоминания у детей дошкольного возраста. Мн.: Мнемозина, 1996. 128 с.
. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития речи: Приложение к книге. Практикум по возрастной психологии / сост. Ж.А. Балакшина, Л.И. Волковская, Т.В. Прохоренко. СПб.: Речь, 2002. 94 с.
. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Просвещение, 1987. 162 с.
. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. М.: Знание, 1992. 98 с.
. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Ярославль: Учитель Пресс, 2000. 98 с.
. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 192 с.
. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. М.: Вентана-Граф. 2007. 156 с.
. Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М: Айрс-Пресс, 2004. 236 с.
. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2 - 7 лет: метод. пособие для воспитателей / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. 96 с.
. Кежерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 72 - 75.
. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В.М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Республика, 1997. 216 с.
. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Владос, 1994. 270 с.
. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Педагогика, 1972. 332 с.
. Мешалкина Л.Ю. Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии личности дошкольника // Педагог. 2011. №2. С. 9 - 10.
. Мещеряков Б.Б.П.И. Зинченко и психология памяти // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 84.
. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.
. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. 352 с.
. Нуркова В.В. Общая психология. Память. Т. 3. М.: ИЦ Академия, 2006. С. 112 - 113.
. Общая психология / В.В. Богословский, А.А. Степанов. М.: Просвещение, 1991. С. 221 - 228.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
. Савченко Е.Л. Значение сюжетно-ролевых игр // Педагог. 2010. №7. С. 25 - 28.
. Середенко П.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Южно-Сахалинск, 2008. 48 с.
. Середенко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 188 с.
. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Психология, 1992. С. 45.
. Славина Л.С. Психическое развития школьника и его воспитание. М.: Просвещение, 1979. 156 с.
. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 91.
. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2006. 366 с.
. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Ростов на Дону: Феникс, 2010. 240 с.
. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1999. 96 с.
. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. 336 с.
. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 96 с.
. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Владос, 2009. С. 207 - 216.
. Черемокшина Л.В. Развитие памяти у детей. М.: Академия, 2005. 96 с.
. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Владос, 2007. 348 с.
. Эльконинова Л.Н. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 68 - 79.
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!