Итоги заключительного этапа исследования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Итоги заключительного этапа исследования

2020-04-01 150
Итоги заключительного этапа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На заключительном этапе исследования (март 2013 г.) мы провели повторное наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре, за их выполнением ролей, за сюжетом игры по схеме (Г.А. Урунтаевой).

В результате наблюдения мы определили динамику в уровне развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом детей и получили следующие результаты:

В экспериментальной группе замысел игры более устойчив, но не статичен у 18 дошкольников (75,0%); также 19 дошкольников (79,2%) создают в игре модель родительских отношений; комбинируют в играх знания, почерпнутые на занятиях, из наблюдений, книг, рассказов взрослых 11 детей (45,8%).

У 23 дошкольников (95,8%) ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые ими средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений, насчитывается 7 - 10 ролей в играх.

дошкольников (79,2%) заменяет часто игровое действие словом. Они осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Соблюдают правила игры и осознают, что их соблюдение является условием реализации роли 15 дошкольников (62,5%).

В контрольной группе замысел игры более устойчив, но не статичен у 13 дошкольников (54,2%); 17 дошкольников (70,8%) создают в игре модель родительских отношений; комбинируют в играх знания, почерпнутые на занятиях, из наблюдений, книг, рассказов взрослых 15 дошкольников (62,5%).

У 15 дошкольников (62,5%) ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые ими средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений, насчитывается 7 - 10 ролей в играх.

дошкольников (66,7%) заменяет часто игровое действие словом. Они осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Соблюдают правила игры и осознают, что их соблюдение является условием реализации роли 15 дошкольников (62,5%).

Произвольное и опосредованное запоминание мы повторно изучили с помощью методики «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) и методики «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).

Результаты диагностики произвольного и опосредованного запоминания показали следующее:

В экспериментальной группе высокий уровень произвольного запоминания определен у 10 дошкольников (41,7%). Они смогли запомнить 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8 - 9 слов при отсроченном воспроизведении. Средний уровень определен у 13 дошкольников (54,2%). Они смогли запомнить 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. Уровень ниже среднего определен у 1 дошкольника (4,2%). Они смогли запомнить 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

Высокий уровень опосредованного запоминания определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 11 - 14 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 11 - 12 слов. Средний уровень опосредованного запоминания определен у 16 дошкольников (67,7%). Они смогли запомнить 7 - 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 - 10 слов. Уровень опосредованного запоминания ниже среднего определен у 1 дошкольников (4,2%). Они смогли запомнить 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов. Низкий уровень опосредованного запоминания определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 0 - 5 слов.

В контрольной группе высокий уровень произвольного запоминания определен у 2 дошкольников (8,4%). Они смогли запомнить 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8 - 9 слов при отсроченном воспроизведении. Средний уровень определен у 11 дошкольников (44,8%). Они смогли запомнить 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. Уровень ниже среднего определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении. Низкий уровень определен у 5 дошкольников (20,8%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении.

Высокий уровень опосредованного запоминания определен у 3 дошкольников (12,5%). Они смогли запомнить 11 - 14 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 11 - 12 слов. Средний уровень опосредованного запоминания определен у 4 дошкольников (16,7%). Они смогли запомнить 7 - 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 - 10 слов. Уровень опосредованного запоминания ниже среднего определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов. Низкий уровень опосредованного запоминания определен у 9 дошкольников (37,5%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 0 - 5 слов.

Результаты повторной экспертной оценки в экспериментальной группе показали высокий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у 11 дошкольников (44,8%), средний уровень - у 12 дошкольников (50,0%), низкий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения - у 1 дошкольника (4,2%) (Приложение 17, таблица 11).

Результаты повторной экспертной оценки в контрольной группе показали высокий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у 1 дошкольника (4,2%), средний уровень - у 12 дошкольников (50,0%), низкий уровень - у 11 дошкольников (44,8%).

С помощью критерия Манна-Уитни определим сходство или различия экспериментальной и контрольной групп по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

Экспериментальная группа 1 ряд - 24 дошкольника

4, 5, 5, 4, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 5, 5, 5, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 5, 3

Контрольная группа 2 ряд - 24 дошкольника.

4, 3, 4, 4, 3, 3, 5, 4, 3, 4, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 4, 3

Сформулируем статистические гипотезы.

Гипотеза: Ho - дети экспериментальной группы не превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

H1 - дети экспериментальной группы превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

Определим эмпирическое значение Uэмп по формуле:

 


Для нахождения необходимых данных составим вспомогательную таблицу, где упорядочим по убыванию индивидуальные показатели уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

 

Определение ранговых сумм

Показатель уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в экспериментальной группе Ранг Показатель уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в контрольной группе Ранг
    5 1
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
5 6    
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
    4 7,5
4 17,5 4 7,5
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
4 17,5    
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
    3 19
3 24    
Сумма рангов 300   300

 

После ранжирования проведем его проверку:

Σ (Ri) = 300

Ранжирование проведено правильно.

Эмпирическое значение расположено в зоне незначимости (Uэмп > Uкр0,05).

Ответ: принимается Ho: дети экспериментальной группы не превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения при р ≥ 0,01.

Вывод: нельзя утверждать, что дети экспериментальной группы превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

Воспользуемся G - критерием знаков Мак-Немара [31] для подтверждения сдвига в уровне развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников экспериментальной группы.

Сформулируем гипотезы.

H0 - сдвиг показателей уровня развития мнемических процессов запоминания дошкольников является случайным.

H1 - сдвиг показателей уровня развития мнемических процессов запоминания дошкольников не является случайным.

 

Вспомогательная таблица

№ п/п Код имени

Экспертная оценка уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения дошкольников

Сдвиг
    до после  
1. Н.К. 3 4 +1
2. С.П. 4 5 +1
3. К.Д. 4 5 +1
4. Ж.Ш. 4 4 0
5. Н.Б. 3 4 +1
6. С.П. 3 4 +1
7. Ж.Х. 3 4 +1
8. А.С. 5 5 0
9. Д.М. 4 4 0
10. Ж.К. 4 5 +1
11. К.Г. 5 5 0
12. С.К. 4 5 +1
13. Н.Ш. 4 5 +1
14. Д.Г. 3 4 +1
15. Н.К. 3 4 +1
16. Д.Ч. 4 5 +1
17. Ю.Л. 3 4 +1
18. Н.В. 3 5 +2
19. С.П. 4 4 0
20. М.К. 4 5 +1
21. Р.С. 3 4 +1
22. И.М. 3 4 +1
23. О.С. 4 5 +1
24. Л.Ю. 3 3 0

 

За критерии оценки определена пятибалльная шкала.

Высокий уровень - 5 баллов

Средний уровень - 4 балла

Низкий уровень - 3 балла

В результате положительный сдвиг произошел у 18 дошкольников, отрицательный сдвиг отсутствует, никаких сдвигов не произошло у 6 дошкольников.

G0,05 = 5

G0,01 = 3

Gэмп. = 0

 

 

Ответ: Так как G эмп. < Gкp. (p ≥ 0,05), то принимается Н1, т.е. различия не случайны.

Вывод: сюжетно-ролевые игры влияют на запоминание и воспроизведение старших дошкольников. Это достоверно при уровне статистической значимости р ≤ 0,01, таким образом, формирующий этап прошел удачно, показатели развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников значительно повысились. Гипотеза подтвердилась.

Проведенное исследование выявило следующее - непроизвольное запоминание на всем протяжении дошкольного возраста является доминирующим. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию мнемических действий. Переход от непроизвольного запоминания к произвольному происходит в старшем дошкольном возрасте. Для того чтобы этот переход протекал более динамично, нужно постоянно создавать для детей новые, интересные, актуальные игровые ситуации.


Заключение

 

Память - психический процесс человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации. Память тесно связана с волевыми качествами, с их целенаправленностью, мотивами поведения человека, склонностями и интересами, умением преодолевать трудности, бороться с препятствиями.

Отражение человеком действительности путем комбинирования возможно благодаря использованию различных видов памяти, которые классифицируются как по характеру психической активности (на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую), так и по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную, а так же и по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную. Все виды памяти взаимосвязаны, и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

От среднего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую, независимо управляемую психологическую функцию ребенка, которую он может в той или иной степени контролировать. В старшем дошкольном возрасте через постановку специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти. И чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения, как количественные, так и качественные. Увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность запечатления.

Не у всех детей память развивается одинаково. И для того чтобы получить максимально высокие результаты, взрослым нужно приложить немало усилий для создания приятной обогащенной среды в которой память ребенка могла бы постоянно развиваться.

Формировать у детей готовность к умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию - важная задача педагога.

Другая не менее важная задача - дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

Проведенные нами исследования показали, что перестройка мнемических процессов заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели запомнить и припомнить. Вместе с тем переход к произвольной памяти не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемических целей, на втором этапе формируются соответствующие им действия и операции.

Обобщая результаты исследования, необходимо отметить следующее: дошкольный период - становление природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность и др. Элементы произвольного поведения - это главное достижение дошкольного возраста. Первичные формы произвольной памяти прослеживаются уже у детей 4 лет, на протяжении всего дошкольного возраста объем и длительность произвольного запоминания и воспроизведения увеличивается, но все же преобладающей в дошкольном возрасте остается непроизвольная память и лишь у старших дошкольников начинает сформировываться произвольное запоминание.

Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факты. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.

На первом этапе нашего исследования были выявлены уровни развития мнемических процессов запоминания и воспоминания у детей обоих групп: экспериментальной и контрольной. Анализируя полученные результаты, нами сделаны следующие выводы: в группах различный уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения. В экспериментальной группе средний уровень, а в контрольной группе низкий уровень.

Для развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы нами был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя ряд сюжетно-ролевых игр, содержащих задания на развитие произвольного запоминания. Результаты формирующего эксперимента дают нам право утверждать, что мнемические действия особенно быстро и легко возникают и обособляются в игре.

Для проверки гипотезы с детьми был проведен контрольный эксперимент. Проанализировав полученные данные и сравнив их с имеющимися результатами констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической и целенаправленной работе, такой, как вовлечение детей в сюжетно-ролевые игры, уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников повышается.

Исследование показало, что дошкольники способны овладеть опосредованными способами запоминания. Однако при этом усвоенные действия произвольного запоминания не являются определяющими - в дошкольном возрасте все-таки доминирует непроизвольное запоминание.

Рекомендации по развитию произвольной памяти в сюжетно-ролевой игре для воспитателей детских садов:

1. Начиная с четырехлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например, предмет или слово с помощью обозначающей его картинки.

. В начале готовые средства запоминания ребенку предлагает взрослый. Когда дети научатся запоминать и припоминать предметы и слова с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед детьми самостоятельного выбора средств для запоминания.

. При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения вслух к повторению про себя.

. В игре нужно ставить перед ребенком такие задачи, которые требуют от него активного запоминания и припоминания, а цель что-то запомнить должна приобретать реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

. Использование усвоенных знаний в игре, должно следовать вскоре за запоминанием.

 


Список использованной литературы

 

1. Антонова Н.П. Особенности развития памяти у детей 6 - 7 лет в процессе обучения / Н.П. Антонова // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 98.

. Аткинсон Вильям Сила мысли. Память и уход за ней. М.: Слово, 1996. С. 9 - 12.

. Бергсон А. Две памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Феникс, 1998. С. 234 - 236.

. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности ребенка. М.: Просвещение, 1998. 68 с.

. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. 380 с.

. Вейн А.М. Память человека. М.: Просвещение, 2003. С. 56.

. Гнедова Н.М. Произвольная память детей 4 и 6 лет в условиях общения // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 67.

. Гордон Е.В. К вопросу о формировании способов логического запоминания у детей дошкольного возраста. Мн.: Мнемозина, 1996. 128 с.

. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития речи: Приложение к книге. Практикум по возрастной психологии / сост. Ж.А. Балакшина, Л.И. Волковская, Т.В. Прохоренко. СПб.: Речь, 2002. 94 с.

. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Просвещение, 1987. 162 с.

. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. М.: Знание, 1992. 98 с.

. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Ярославль: Учитель Пресс, 2000. 98 с.

. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 192 с.

. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. М.: Вентана-Граф. 2007. 156 с.

. Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М: Айрс-Пресс, 2004. 236 с.

. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2 - 7 лет: метод. пособие для воспитателей / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. 96 с.

. Кежерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 72 - 75.

. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В.М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.

. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Республика, 1997. 216 с.

. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Владос, 1994. 270 с.

. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Педагогика, 1972. 332 с.

. Мешалкина Л.Ю. Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии личности дошкольника // Педагог. 2011. №2. С. 9 - 10.

. Мещеряков Б.Б.П.И. Зинченко и психология памяти // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 84.

. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.

. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. 352 с.

. Нуркова В.В. Общая психология. Память. Т. 3. М.: ИЦ Академия, 2006. С. 112 - 113.

. Общая психология / В.В. Богословский, А.А. Степанов. М.: Просвещение, 1991. С. 221 - 228.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.

. Савченко Е.Л. Значение сюжетно-ролевых игр // Педагог. 2010. №7. С. 25 - 28.

. Середенко П.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Южно-Сахалинск, 2008. 48 с.

. Середенко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 188 с.

. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Психология, 1992. С. 45.

. Славина Л.С. Психическое развития школьника и его воспитание. М.: Просвещение, 1979. 156 с.

. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.

. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 91.

. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2006. 366 с.

. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Ростов на Дону: Феникс, 2010. 240 с.

. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1999. 96 с.

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. 336 с.

. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 96 с.

. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Владос, 2009. С. 207 - 216.

. Черемокшина Л.В. Развитие памяти у детей. М.: Академия, 2005. 96 с.

. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Владос, 2007. 348 с.

. Эльконинова Л.Н. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 68 - 79.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.