Краткая характеристика группы и анализ констатирующего этапа исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Краткая характеристика группы и анализ констатирующего этапа исследования

2020-04-01 353
Краткая характеристика группы и анализ констатирующего этапа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ №7 «Золушка» г. Южно-Сахалинска. В эксперименте участвовали дети двух подготовительных к школе групп. Одна группа была определена как «контрольная», другая, предполагающая апробирование условий, выдвинутых в гипотезе, - «экспериментальная».

Общее количество детей в экспериментальной группе - 24 дошкольника: 11 девочек, 13 мальчиков.

Все дети экспериментальной группы воспитываются и развиваются в благополучных семьях. Дошкольники активны, любознательны. С желанием посещают занятия, в самостоятельной деятельности организуют игры по интересам, в играх не конфликтуют, стараются продолжать игру длительное время.

Многие дошкольники группы занимаются в кружках по интересам. У ребят развит познавательный интерес к получению информации. Эмоциональный климат в группе положительный.

Воспитатели группы пользуются уважением детей, они стараются создать в группе атмосферу взаимного уважения, внимания, доверия и любви к детям, обеспечению условий для их комфортного пребывания в группе.

В контрольной группе - 24 дошкольника: 9 девочек, 15 мальчиков.

На констатирующем этапе (сентябрь 2012 г.) мы использовали такие методы исследования, как анкетирование родителей, наблюдение «Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры» (Г.А. Урунтаева), методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев), экспертная оценка, метод математической статистики.

Для изучения развития игровой деятельности детей мы провели анкетирование родителей.

Цель анкетирования: выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома.

В анкетирование приняло участие 20 родителей обеих групп. По результатам проведенного опроса было выявлено:

Большинство родителей - 12 человек (60,0%), приобретают игрушки один раз в месяц, 3 родителей (15,0%) - каждую неделю, 1 родитель (5,0%) - по праздникам, 4 родителей (20,0%) - не обращали внимания.

Мотивом для покупки игрушки служат следующие факторы:

к празднику - 3 родителей (15,0%);

порадовать ребенка новой игрушкой - 16 родителей (80,0%);

не подходят по возрасту - 1 родитель (5,0%).

При ответе на вопрос о приобретении игрушек родители отмечали: конструкторы, пазлы, мозаики, кубики, развивающие игрушки, технические игрушки, радиоуправляемые машины, куклы, настольные игры. Спортивные игрушки приобретали - 2 родителей (10,0%). Народные и музыкальные игрушки за полгода никто из родителей не приобретал.

Основное руководство для покупки родители при выборе игрушке отмечают: желание ребенка, далее качество и развивающие функции.

На вопрос о просьбе ребенка купить игрушку после просмотра мультфильмов в основном все родители ответили - да (2 (10,0%) - иногда)

Многие родители на вопрос об антиигрушках затруднялись ответить, некоторые отвечали да, против таких игрушек, но не конкретизировали ответы.

Основные игры, в которые дети предпочитают играть дома, в основном конструкторы, машинки, куклы, мягкие игрушки, настольные игры. 4 родителей (20,0%) отмечали сюжетно-ролевые игры: школа, детский сад, мама-дочка, врач, учитель; 2 родителей (10,0%) - подвижные игры: прятки, догонялки; 1 родитель (10,0%) отметил компьютерные игры.

На вопрос об участии родителей в игре с ребенком основным ответом являлся ответ «иногда» (2 родителей (20,0%) - нет).

Никто из родителей не мастерит игрушки ни сам, ни совместно с ребенком. На это есть определенные ответы: «Все есть в магазине», «Все можно купить». «Покупные игрушки более качественные»

На вопрос «Какие игрушки Ваш ребёнок использует в сюжетных играх?» преобладали ответы: куклы, машинки, конструкторы, мягкие игрушки.

Вывод: Обобщая результаты опроса можно увидеть, что ценностные ориентации родителей относительно значимости развития игровой деятельности, подбора игрового материала, совместных игровых действий (ребенок-родитель) актуализированы и реализованы в повседневной жизнедеятельности семьи довольно поверхностно.

Мы на констатирующем этапе изучили особенности сюжетно-ролевой игры у детей старших групп и провели наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой в естественных условиях по схеме (Г.А. Урунтаева) [38, с. 123 - 129].

В результате наблюдения мы определили уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом детей и получили следующие результаты:

В экспериментальной группе замысел игры более устойчив, но не статичен у 12 дошкольников (50,0%); также 12 дошкольников (50,0%) создают в игре модель родительских отношений; комбинируют в играх знания, почерпнутые на занятиях, из наблюдений, книг, рассказов взрослых 11 детей (45,8%).

У 16 дошкольников (66,7%) ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые ими средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений, насчитывается 7 - 10 ролей в играх.

дошкольников (58,3%) заменяет часто игровое действие словом. Они осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Соблюдают правила игры и осознают, что их соблюдение является условием реализации роли 9 дошкольников (37.5%).

В контрольной группе замысел игры более устойчив, но не статичен у 11 дошкольников (45,8%); 13 дошкольников (54,2%) создают в игре модель родительских отношений; комбинируют в играх знания, почерпнутые на занятиях, из наблюдений, книг, рассказов взрослых 11 дошкольников (45,8%).

У 12 дошкольников (50,0%) ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые ими средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений, насчитывается 7 - 10 ролей в играх.

дошкольников (41,7%) заменяет часто игровое действие словом. Они осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Соблюдают правила игры и осознают, что их соблюдение является условием реализации роли 9 дошкольников (37,5%).

Исследование процесса произвольного запоминания у дошкольников проводилось с помощью методики «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) [9, с. 105 - 107].

Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей от 6 - 7 лет. Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности. Проводится в тишине. Стимульный материал - 10 простых слов, не связанных друг с другом по смыслу. Например: 1) год, слон, мяч, мыло, соль, шум, река, пол, весна, сын или: 2) гора, пила, роза, мыло, нога, перо, очки, река, диван, хлеб

Желательно иметь несколько таких наборов.

Диагностику мы проводили как сюжетно-ролевую игру «Школа» (урок - родное слово).

Инструкция для каждого ребёнка: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Так как все слова никто с первого раза не запоминает, я прочитаю их тебе несколько раз. После каждого раза ты будешь повторять все слова, какие ты запомнил, в любом порядке». Инструкция при 2-м предъявлении: «Сейчас я повторю слова еще раз, а ты запоминай и повтори за мной все, какие запомнил, в том числе и те, которые говорил в прошлый раз». При 3 и 4 предъявлении достаточно сказать «Слушай еще раз», при 5 - Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постараешься повторить побольше». В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно стимулировать его словами «Ещё! Постарайся вспомнить ещё!». После заучивания ребенок занимается другими заданиями, а в конце исследования необходимо проверить, сколько слов осталось у него в памяти (отсроченное воспроизведение).

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3 - 5 слов, при пятом - 8 - 10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов. Результаты заносятся в протокол исследования.

Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев) [9, 11 - 113] направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания. От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти (40 - 60 мин).

В варианте методики для детей 6 - 10 лет для запоминания предъявляется набор из 30 карточек: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка. Методику мы проводили сюжетно-ролевую игру «Школа» - урок ознакомления с окружающим миром).

Слова для запоминания: свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запоминать, выбери самую подходящую картинку из тех, которые я дал тебе» (перед ребенком раскладывают картинки). Если ребенок понял инструкцию, то можно начинать исследование.

Процедура проведения: называют слово, ребенок выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. В случае затруднения ребенку оказывают помощь. Когда все слова названы и картинки подобраны, последние складываются стопочкой и убираются. После окончания работы с ребенком, перед его уходом, ему показывают одну за другой картинки и просят вспомнить слово. Если у ребенка возникают трудности в понимании цели задания, необходимо объяснить на примере, показав связь между словом и картинкой. Данные заносятся в протокол исследования.

Результаты диагностики произвольного и опосредованного запоминания показали следующее:

В экспериментальной группе высокий уровень произвольного запоминания определен у 2 дошкольников (8,3%). Они смогли запомнить 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8 - 9 слов при отсроченном воспроизведении. Средний уровень определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. Уровень ниже среднего определен у 10 дошкольников (41,7%). Они смогли запомнить 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении. Низкий уровень определен у 4 дошкольников (16,7%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении.

Высокий уровень опосредованного запоминания определен у 4 дошкольников (16,7%). Они смогли запомнить 11 - 14 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 11 - 12 слов. Средний уровень опосредованного запоминания определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 7 - 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 - 10 слов. Уровень опосредованного запоминания ниже среднего определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов. Низкий уровень опосредованного запоминания определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 0 - 5 слов.

В контрольной группе высокий уровень произвольного запоминания определен у 2 дошкольников (8,4%). Они смогли запомнить 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8 - 9 слов при отсроченном воспроизведении. Средний уровень определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. Уровень ниже среднего определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении. Низкий уровень определен у 8 дошкольников (33,3%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении

Высокий уровень опосредованного запоминания определен у 3 дошкольников (12,5%). Они смогли запомнить 11 - 14 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 11 - 12 слов. Средний уровень опосредованного запоминания определен у 2 дошкольников (8,3%). Они смогли запомнить 7 - 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 - 10 слов. Уровень опосредованного запоминания ниже среднего определен у 6 дошкольников (25,0%). Они смогли запомнить 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов. Низкий уровень опосредованного запоминания определен у 13 дошкольников (54,2%). Они смогли запомнить 0 - 2 слова при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 0 - 5 слов.

С целью объективной оценки уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения на основе диагностики произвольного и опосредованного запоминания была собрана группа экспертов в составе трех человек:

. Заведующая МБДОУ №7 «Золушка» г. Южно-Сахалинска Кузнецова О.Г., высшая квалификационная категория, стаж работы 40 лет.

. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ №7 «Золушка» г. Южно-Сахалинска Червоненко Л.А., первая квалификационная категория, стаж работы 11 лет.

. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ №7 «Золушка» г. Южно-Сахалинска Хворова Е.О., первая квалификационная категория, стаж работы 7 лет.

Группой экспертов были определены критерии оценки уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения. Оценка проводилась по 5-ти балльной школе.

баллов (высокий уровень) - называются все предметы (слова) точно, показывает идентичное изображение, скорость включения операционных механизмов в процессе запоминания высокая, умеет управлять процессом запоминания, применяет различные способы организации запоминаемой информации, мнемическая деятельность эффективна.

балла (средний уровень) - допускаются небольшие неточности, небольшое количество лишних слов, показывает схожее изображение с общим силуэтом и назначением, затрачивает наибольшее количество времени, скорость включения операционных механизмов в процессе запоминания невысокая, не отличается умением управлять процессом запоминания, применяет один-два способа организации запоминаемой информации, мнемическая деятельность мало эффективна.

балла (низкий уровень) - ребёнок называет наименьшее количество слов, много неточностей, показывает совершенно другое изображение, скорость включения операционных механизмов в процессе запоминания очень низкая, не владеет умением управлять процессом запоминания, не может применять различные способы организации запоминаемой информации, мнемическая деятельность не эффективна.

В экспериментальной группе высокий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения определен у 2 дошкольников (8,4%), средний уровень - у 11 дошкольников (45,8%), такое же количество дошкольников имеет низкий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

В контрольной группе высокий уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения определен у 1 дошкольника (4,2%), средний уровень - у 7 дошкольников (29,2%), низкий уровень - у 16 дошкольников (66.7%).

С помощью t - критерия Стьюдента [30; 31] определим, уравновешенны ли группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения.

Но, сначала проверим нормальность распределения первого ряда по Н.А. Плохинскому - уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в экспериментальной группе.

. Найдем среднее арифметическое:

 

= 3,6

 

. Построим вспомогательную таблицу:

 

Таблица 6

x (xi - М) (xi - М)2 (xi - М)3 (xi - М)4
1 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
2 4 0,4 0,2 0,06 0,03
3 4 0,4 0,2 0,06 0,03
4 4 0,4 0,2 0,06 0,03
5 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
6 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
7 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
8 5 1,4 2,0 2,7 3,8
9 4 0,4 0,2 0,06 0,03
10 4 0,4 0,2 0,06 0,03
11 5 1,4 2,0 2,7 3,8
12 4 0,4 0,2 0,06 0,03
13 4 0,4 0,2 0,06 0,03
14 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
15 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
16 4 0,4 0,2 0,06 0,03
17 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
18 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
19 4 0,4 0,2 0,06 0,03
20 4 0,4 0,2 0,06 0,03
21 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
22 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
23 4 0,4 0,2 0,06 0,03
24 3 -0,6 0,4 -0,2 0,13
итого 87   10,6 8,3 9,4

3. Найдем среднее квадратичное отклонение:

 

= 0,68

 

. Найдем асимметрию:

 

= 1,1

 

. Определим ошибку репрезентативности для асимметрии (mA):

 

 = 0,5

 

. Найдем эксцесс:

 

 = -1,2

 

. Определим ошибку репрезентативности для эксцесса (mЕ):

 

= 1

 

. Вычислить отношение


;

 

,2 ≤ 3 - верно                                       -1,2 ≤ 3 - верно

Вывод:ряд - уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в экспериментальной группе имеет нормальное распределение признака, т.е. может обрабатываться методами корреляционных связей.

Проверим нормальность распределения второго ряда - уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в контрольной группе.

. Найдем среднее арифметическое:

 

= 3,4

 

. Построим вспомогательную таблицу:

 

Таблица 7

x (xi - М) (xi - М)2 (xi - М)3 (xi - М)4
1 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
2 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
3 4 0,6 0,4 0,2 0,1
4 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
5 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
6 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
7 5 1,6 2,6 4,1 6,6
8 4 0,6 0,4 0,2 0,1
9 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
10 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
11 4 0,6 0,4 0,2 0,1
12 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
13 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
14 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
15 4 0,6 0,4 0,2 0,1
16 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
17 4 0,6 0,4 0,2 0,1
18 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
19 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
20 4 0,6 0,4 0,2 0,1
21 4 0,6 0,4 0,2 0,1
22 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
23 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
24 3 -0,4 0,2 -0,06 0,03
итого 81   8,6 6,5 7,8

 

. Найдем среднее квадратичное отклонение:

 

= 0,61

 

. Найдем асимметрию:

 

= 1,2

 

. Определим ошибку репрезентативности для асимметрии (mA):

 

 = 0,5

 

. Найдем эксцесс:

 

 = -0,64

 


7. Определим ошибку репрезентативности для эксцесса (mЕ):

 

= 1

 

. Вычислить отношение

 

;

 

,4 ≤ 3 - верно                                       0,64 ≤ 3 - верно

Вывод:ряд - уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в экспериментальной группе имеет нормальное распределение признака, т.е. может обрабатываться методами корреляционных связей.

Сформулируем гипотезы:

H0 - дети экспериментальной группы не превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения и уравновешенны;

H1 - дети экспериментальной группы превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения и уравновешенны.

Экспериментальная группа

ряд: 3, 4, 4, 4, 3, 3, 3, 5, 4, 4, 5, 4, 4, 3, 3, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 3, 4, 3 n1 = 24

Контрольная группа

2 ряд: 3, 3, 4, 3, 3, 3, 5, 4, 3, 3, 4, 3, 3, 3, 4, 3, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 3, 3 n2 = 24

 

Составим вспомогательную таблицу:

хi хi - М1 (хi - М1)²
3 -0,6 0,4
4 0,4 0,2
4 0,4 0,2
4 0,4 0.2
3 -0,6 0,4
3 -0,6 0,4
3 -0,6 0,4
5 1,4 2,0
4 0,4 0,2
4 0,4 0,2
5 1,4 2,0
4 0,4 0,2
4 0,4 0,2
3 -0,6 0,4
3 -0,6 0,4
4 0,4 0,2
3 -0,6 0,4
3 -0,6 0,4
4 0,4 0,2
4 0,4 0,2
3 -0,6 0,4
3 -0,6 0,4
4 0,4 0,2
3 -0,6 0,4
    ∑ = 12,4

 

Вывод: так как tэмп. попадает в зону незначимости, следовательно не имеется статистически значимых различий в показателях уровня развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения в 1 и 2 группах. Дети экспериментальной группы не превосходят детей контрольной группы по уровню развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения и уравновешенны.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.