История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот

2020-04-01 326
Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот

1.1 Городской цикл стихотворений в дооктябрьском творчестве А. Блока

1.2 Обращение к теме исторического прошлого России

1.3 Образ России в лирических стихотворениях Блока. Уход от мистического толкования темы (сборник "Родина")

Глава 2. Блок после 1917 г. новый этап в разработке темы отечества

2.1 Единство тем родины и революции

2.2 Историческая миссия России в оценке поэта (поэма "Скифы")

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Конец XIX - начало XX в. в России - это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии.

Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы - одна из вершин русской поэзии. Тема России - важнейшая в поэзии Блока. Это можно объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. Революционные события 1905 года вплотную подвели Блока к теме Родины, России. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины.

Тема России - сквозная тема в лирике Александра Александровича Блока. "Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе, к ней придём. Мы не пойдем, - она сама пойдет на нас, уже пошла, - писал Блок Станиславскому, - этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель…".

Эти слова знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопения, открылась его Отчизна. Обращение к родине, к жизни как к путеводной звезде, скрывшейся за туманом, проходит через все творчество А. Блока.

Актуальность темы: Тема патриотизма в творчестве А. Блока достаточно хорошо изучена и литературоведением, и методикой преподавания литературы в школе. На первый взгляд, в освещении её не существует белых пятен, но это не вполне так. В большинстве исследований рассмотрение образа России ограничивается только дореволюционным творчеством Блока, в поле зрения исследователей попадает только его дореволюционная лирика, и почти никем не включается в контекст темы послеоктябрьское творчество. Так, поэма "Двенадцать" вообще чаще всего рассматривается изолированно, вне связи с дореволюционным творчеством Блока, а тем более с темой России. А центральное в понимании образа России стихотворение Блока "Скифы" чаще всего вообще остаётся за пределами внимания исследователей, и тем более, почти никем не соотносится с циклом "На поле Куликовом". Те же самые проблемы существуют и в школьном изучении творчества Блока: при существующем положении дел школьные уроки не могут дать целостного представления (от раннего творчества до последних произведений поэта) о блоковском образе России. Это может стать возможным при понимании того, что образ России является доминирующим в творчестве Блока, следовательно, всё его творчество необходимо изучать сквозь призму этого динамично развивающегося образа. Единство стихотворений в цикле, связь отдельных периодов творчества была для Блока принципиальной позицией. Поэтому невозможно рассматривать стихотворения Блока вне развития его творчества. При любом пути изучения творчество Блока неотделимо от рассмотрения эволюции его общественной позиции на фоне важнейших событий эпохи и литературной жизни России этого периода.

История вопроса. В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока, самыми известными и фундаментальными являются работы Н. Венгрова, З.Г. Минц, П.Л. Громова, В.П. Енишерлова, Л.К. Долгополова, Д.Е. Максимова, В.Н. Орлова, М.Ф. Пьяных и др. И каждый из исследователей обязательно обращается к страницам произведений Блока, посвящённых России. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей, - рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока. При разном объёме исследований, при разнообразии подходов, всё-таки есть то общее, что характерно для всех работ литературоведов.

Никольский Ю. в статье "Александр Блок о России" указывает: "Что касается стихов о России, то я не ошибусь, должно быть, если скажу: среди них есть такие, что они - лучшее из всего, что было создано в этой области со времени Тютчева. Не все стихи одинаково ценны, но после некоторых долго остается жуткое волнение. Хотя большинство из них известны давно, но, собранные вместе, они действуют особенно неслучайностью своих мотивов. О России раскрывается новая истина"

Тимофеев Л.И., рассматривая творчество А. Блока в книге "Творчество Александра Блока", указывает, что тема России развивалась Блоком постепенно и сложно. От мистической ее трактовки поэт пришел к историческим параллелям, а от них к новому углублению темы.

Орлов В. в своей работе "Гамаюн. Жизнь Александра Блока" прослеживает эволюцию темы родины в творчестве поэта, указывая, что лирическое чувство родины проснулось в нем рано, в самые юные годы. Сперва у Блока это даже не Россия, а дремучая, "почиющая в тайне" Русь с колдунами, ворожеями и ведьмами, буйными вьюгами и горящими селами. В дальнейшем тема наполняется реально-историческим смыслом, сохраняя свою лирическую окраску и метафорический язык. Нищая, но прекрасная и могучая, которая никогда "не пропадет, не сгинет", с которой "и невозможное возможно" и "дорога долгая легка". Из понимания того факта, что Россия - страна назревающей революции вырастала уверенность Блока в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в жизни человечества. Он думал только о ней - о России, о том, что с ней произошло и происходит, что ее ждет. Неоценимая историческая заслуга Блока, по мнению В. Орлова, состоит в том, что он не только гениально выразил дух тревожного, переломного для родины времени, но и связал прошлое с настоящим.

Минц З.Г. в статье "Блок и традиции русской демократической литературы" отмечает: "Тема настоящей и будущей Родины - как известно одна из основных для Блока… < > Образ России и русского народы во всех традициях (революционно-демокартической, славянофильской и "почвеннической") объединяется в поэтическом сознании Блока такими признаками как:

)Патриотизм, мотив любви к Родине;

)Тема любви к сегодняшней, далекой от совершенства России;

)Вера в великое будущее Родины".

Целью данной работы является анализ патриотической темы в лирике А. Блока до октября 1917 года и после обозначенного периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Исследовать творчество А. Блока патриотической направленности до октября 1917 года

) Исследовать творчество А. Блока на тему России после 1917 года

Объект исследования: творчество А. Блока: циклы "Город", "На поле Куликовом", сборник "Родина", поэмы "Двенадцать", "Скифы".

Предмет исследования: своеобразие патриотической лирики А. Блока в различные периоды творчества.

Методологическая основа исследования: в работе применялись биографический и сравнительно-исторический методы с элементами системно-целостного анализа литературного произведения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав. Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, обозначена практическая значимость работы. В первой главе исследованы основные этапы творческой эволюции темы Родины А. Блока после революции 1905 года (цикл "Город"), обращение к теме исторического прошлого России (цикл "На поле Куликовом") и образ России в лирических стихотворениях (сборника "Родина"). Во второй главе исследуется творчество поэта после 1917 года, как новый этап в разработке темы Отечества (поэма "Двенадцать"), рассматривается единство темы Родины и революции и историческая миссия России в оценке поэта (поэмы "Скифы"). В заключении приведены основные выводы нашего исследования. При написании работы была использована литература, указанная в списке литературы.

Практическая значимость работы: результаты настоящей дипломной работы могут быть использованы студентами-филологами при подготовке к семинарам по творчеству А. Блока, а также к экзаменам по истории русской литературы начала XX века, кроме того учителями-словесниками при подготовке к факультативу по творчеству А. Блока.

патриотическая лирика блок поэт


Заключение

 

А.А. Блок - замечательный русский поэт. Он начинал свою литературную деятельность как поэт-младосимволист, отрешенный от жизни, со своими мечтами и иллюзиями. Но со временем, пройдя все жизненные преграды и переживания, Блок стал великим национальным поэтом, переживающим за судьбу не только русского народа, но и всей России в целом. Поскольку поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время, на изломе истории, в своем творчестве он сумел отразить все перипетии того непростого времени.

Александр Блок - это яркий пример патриота своей страны, своей родины. Для него тема родины, России - вечная. Он знакомит читателя с красотой Руси, всегда ищет в ней что-то сильное, способное сохранить душу человека. Он говорит о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой.

В дооктябрьском творчестве поэт-символист обращается к миру действительности, который одновременно и влечет, и страшит его. Так цикл стихов "Город" в творчестве А. Блока предваряет две центральные темы: тему Родины в лирике и тему историческую, а именно: судьбу России в революционной переделке жизни. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Поэт рисует мрачный город, накрытый постоянными туманами и мглой, сквозь которые еле пробивается свет фонарей. Тяжелый, зловещий город из камня, равнодушный ко всему живому. Блок выступает как посредник улицы со всеми ее кошмарами и сомнительными радостями, передающий прежде всего ее голоса и присоединяющий к ним свой голос.

Обращение поэта к теме Родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для Блока с переживанием подъема и поражения первой русской революции. Очень ярко, по-блоковски своеобразно, выражено отношение к России, представления поэта об исторических судьбах родины в цикле "На поле Куликовом". Обращение к прошлому здесь во многом преследует цель - через прошлое понять современность.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли "в красе заплаканной и древней" слагается в стихах Блока. Она и сказочная красавица, погруженная в таинственную "дремоту", копящая во сне силы для колдовского разгула стихий, она же цыганка, свободная и вольная, и летящая тройка, и реальная "нищая", с "серыми избами" и "песнями ветровыми", и промышленная держава ("Новая Америка"). Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы. Такой была для дооктябрьского Блока Россия.

Послеоктябрьское творчество А. Блока овеяно историческими, социальными, житейскими бурями его революционного времени. Дооктябрьский Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины - не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, "светлой жены", - образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени этот образ все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически "необычайную" и "таинственную" Русь - "нищую", "дремучую" и "колдовскую", то после Октября 1917 г. эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о "живой, могучей и юной России", накапливающей революционную грозу.

Блок верил в революцию, придавал ей огромное значение и символическое звучание, он верил в очистительную силу свершившихся перемен. После Октября Блок сразу, без сомнений определил свою общественную позицию - встал на сторону советской власти, народа. Статья Блока "Интеллигенция и революция" является квинтэссенцией состояния самого Блока во время революционных и постреволюционных событий в России. Она резюмирует в себе всё то, что говорил Блок в предшествующие годы, только более ярко и контрастно. Эта статья отражает состояние души самого Блока, его взгляд на мир: состояние ужаса, принятие этого ужаса за нечто правильное и не сопротивление ему. Поэма "Двенадцать" явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала, свидетельством крушения гуманизма как мировоззрения, утверждающего ценность индивидуальности.

В поэме "Скифы" Блок подводит итог всей теме "Родина". Здесь любовь к Родине достигает наивысшего значения. Здесь он переводит на бумагу все свои чувства относительно России. Он говорит о мощи русского языка, силе национального мышления, своеобразии русского фольклора. Но это не только итог лирики о России, это итог своему творчеству, своей жизни. Здесь Блок как бы говорит: жить не бессмысленно, если есть Россия.

Таким образом в стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Необъятные просторы Родины, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, дали туманные - такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет "одолеет" тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту, он задохнулся. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы "Скифы <http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B_(%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA)>" и "Двенадцать", Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: "Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?"

Стихотворения А. Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

 


Список использованной литературы

 

1. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции / сост., вступ. ст. коммент М.Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - 687 с. - (Библиотека студента словесника)

2. Александр Блок: Pro et contra: антология / сост.Н. Грякалова. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. - 736 с.

.   Алексеева, Л.Ф. Пророчество о ХХ веке в поэзии Александра Блока / Л.Ф. Алексеева // Литература в школе. - 2006. - №6. - С.7 - 14.

.   Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. - М.: Правда, 1990. - 670 с

5. Блок, А.А. <http://ecat.lib.mpgu.edu/Opac/index.php?url=/auteurs/view/9878/source:default> Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т.3: Стихотворения, кн.3: (1907-1916) / А.А. Блок; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им.А.М. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - М.: Наука, 1997. - 989, 1 с., 1 л. портр.: ил.

.   Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т.6. - М.: Правда, 1971. - 397 с. - (Библиотека отечественной классики)

.   Блок А.А. Избранное. Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку [Текст] / А.А. Блок; сост., коммент. Е.А. Дьяковой. - М.: Олимп; АСТ, 1998. - 528 с. - (Школа классики)

.   Блок А. Город мой: стихи о Петербурге-Петрограде. - Л.: Лениздат, 1957. - 226 с.

.   Блок А. Записные книжки / А. Блок; сост.е. Иванова. - М.: Вагриус, 2000. - 159 с. - 40-70

.   Блок А.А. Стихотворения. Поэмы / А.А. Блок. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 224 с. - (Школьная программа)

.   Буслакова, Т.П. Русская литература ХХ века: учеб. минимум для абитуриента / Т.П. Буслакова. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2005. - 414с.

.   Есипов В. Об одном трагическом заблуждении Александра Блока / В. Есипов // Вопросы литературы. - 2002. - №2. - С.95-103.

.   Максимов, Д. Поэзия и проза А. Блока / Д. Максимов. - Л.: Советский писатель, 1981. - 552 с.

.   Маранцман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей / В.Г. Маранцман, Т. В Чирковская. - М.: Просвещение, 1977. - 206 с.

.   Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели: избранные труды / З.Г. Минц. - СПб.: Искусство-СПб., 2000. - 784 с.

.   Минц З.Г. Александр Блок // История русской литературы: В 4 т. Т.4. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. - С.520-548.

.   Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XXвека (советский период) /В.В. Мусатов. - М.: Высшая школа, 2001. - 310 с.

.   Немеровская О. Судьба Блока: воспоминания, письма, дневники / О. Немеровская, Ц. Вольпе. - М.: Аграф, 1999. - 288 с.

.   Орлов, В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока / Владимир Николаевич Орлов. - М.: Известия, 1981. - 185 с.

.   Платонова, Т. Н.А. Блок." На поле Куликовом": Материал к уроку: XI класс / Т.Н. Платонова // Литература в школе. - 2006. - №6. - С.29 - 31.

.   Русская литература ХХ века: очерки, портреты, эссе: учеб. пособие в 2-х частях. Часть 1/под ред.Ф. Ф. Кузнецова. - 2-е изд, доп. - М.: Просвещение, 1994. - 383 с.

.   Сарычев В.А. Лирический цикл "На поле Куликовом" как событие творческой биографии А. Блока / В.А. Сарычев // Литература в школе. - 2006. - №6. - С.2-6.

.   Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока / Л.И. Тимофеев; АН СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 199 с.

.   Турков А.М. Александр Блок. - М.: Сов. Россия, 1976. - 136с. - (Писатели Советской России)

Интернет-источники

25. Александрова Н. Заметки о Блоке. Цикл Город // Режим доступа: <http://www.proza.ru/2010/09/21/121>

.   Блок А.А. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.8 Письма 1989-1921. - Режим доступа: http://lib.rus. ec/b/331854/view

.   Возлядовская А.М. Крушение Александра Блока // Режим доступа: <http://dugward.ru/publ/s78.html>

.   Из записей Чуковского о Блоке (1919 год) // Режим доступа: http://zinina-galina. livejournal.com/23363.html <http://zinina-galina.livejournal.com/23363.html>

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот

1.1 Городской цикл стихотворений в дооктябрьском творчестве А. Блока

1.2 Обращение к теме исторического прошлого России

1.3 Образ России в лирических стихотворениях Блока. Уход от мистического толкования темы (сборник "Родина")

Глава 2. Блок после 1917 г. новый этап в разработке темы отечества

2.1 Единство тем родины и революции

2.2 Историческая миссия России в оценке поэта (поэма "Скифы")

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Конец XIX - начало XX в. в России - это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии.

Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы - одна из вершин русской поэзии. Тема России - важнейшая в поэзии Блока. Это можно объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. Революционные события 1905 года вплотную подвели Блока к теме Родины, России. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины.

Тема России - сквозная тема в лирике Александра Александровича Блока. "Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе, к ней придём. Мы не пойдем, - она сама пойдет на нас, уже пошла, - писал Блок Станиславскому, - этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель…".

Эти слова знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопения, открылась его Отчизна. Обращение к родине, к жизни как к путеводной звезде, скрывшейся за туманом, проходит через все творчество А. Блока.

Актуальность темы: Тема патриотизма в творчестве А. Блока достаточно хорошо изучена и литературоведением, и методикой преподавания литературы в школе. На первый взгляд, в освещении её не существует белых пятен, но это не вполне так. В большинстве исследований рассмотрение образа России ограничивается только дореволюционным творчеством Блока, в поле зрения исследователей попадает только его дореволюционная лирика, и почти никем не включается в контекст темы послеоктябрьское творчество. Так, поэма "Двенадцать" вообще чаще всего рассматривается изолированно, вне связи с дореволюционным творчеством Блока, а тем более с темой России. А центральное в понимании образа России стихотворение Блока "Скифы" чаще всего вообще остаётся за пределами внимания исследователей, и тем более, почти никем не соотносится с циклом "На поле Куликовом". Те же самые проблемы существуют и в школьном изучении творчества Блока: при существующем положении дел школьные уроки не могут дать целостного представления (от раннего творчества до последних произведений поэта) о блоковском образе России. Это может стать возможным при понимании того, что образ России является доминирующим в творчестве Блока, следовательно, всё его творчество необходимо изучать сквозь призму этого динамично развивающегося образа. Единство стихотворений в цикле, связь отдельных периодов творчества была для Блока принципиальной позицией. Поэтому невозможно рассматривать стихотворения Блока вне развития его творчества. При любом пути изучения творчество Блока неотделимо от рассмотрения эволюции его общественной позиции на фоне важнейших событий эпохи и литературной жизни России этого периода.

История вопроса. В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока, самыми известными и фундаментальными являются работы Н. Венгрова, З.Г. Минц, П.Л. Громова, В.П. Енишерлова, Л.К. Долгополова, Д.Е. Максимова, В.Н. Орлова, М.Ф. Пьяных и др. И каждый из исследователей обязательно обращается к страницам произведений Блока, посвящённых России. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей, - рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока. При разном объёме исследований, при разнообразии подходов, всё-таки есть то общее, что характерно для всех работ литературоведов.

Никольский Ю. в статье "Александр Блок о России" указывает: "Что касается стихов о России, то я не ошибусь, должно быть, если скажу: среди них есть такие, что они - лучшее из всего, что было создано в этой области со времени Тютчева. Не все стихи одинаково ценны, но после некоторых долго остается жуткое волнение. Хотя большинство из них известны давно, но, собранные вместе, они действуют особенно неслучайностью своих мотивов. О России раскрывается новая истина"

Тимофеев Л.И., рассматривая творчество А. Блока в книге "Творчество Александра Блока", указывает, что тема России развивалась Блоком постепенно и сложно. От мистической ее трактовки поэт пришел к историческим параллелям, а от них к новому углублению темы.

Орлов В. в своей работе "Гамаюн. Жизнь Александра Блока" прослеживает эволюцию темы родины в творчестве поэта, указывая, что лирическое чувство родины проснулось в нем рано, в самые юные годы. Сперва у Блока это даже не Россия, а дремучая, "почиющая в тайне" Русь с колдунами, ворожеями и ведьмами, буйными вьюгами и горящими селами. В дальнейшем тема наполняется реально-историческим смыслом, сохраняя свою лирическую окраску и метафорический язык. Нищая, но прекрасная и могучая, которая никогда "не пропадет, не сгинет", с которой "и невозможное возможно" и "дорога долгая легка". Из понимания того факта, что Россия - страна назревающей революции вырастала уверенность Блока в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в жизни человечества. Он думал только о ней - о России, о том, что с ней произошло и происходит, что ее ждет. Неоценимая историческая заслуга Блока, по мнению В. Орлова, состоит в том, что он не только гениально выразил дух тревожного, переломного для родины времени, но и связал прошлое с настоящим.

Минц З.Г. в статье "Блок и традиции русской демократической литературы" отмечает: "Тема настоящей и будущей Родины - как известно одна из основных для Блока… < > Образ России и русского народы во всех традициях (революционно-демокартической, славянофильской и "почвеннической") объединяется в поэтическом сознании Блока такими признаками как:

)Патриотизм, мотив любви к Родине;

)Тема любви к сегодняшней, далекой от совершенства России;

)Вера в великое будущее Родины".

Целью данной работы является анализ патриотической темы в лирике А. Блока до октября 1917 года и после обозначенного периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Исследовать творчество А. Блока патриотической направленности до октября 1917 года

) Исследовать творчество А. Блока на тему России после 1917 года

Объект исследования: творчество А. Блока: циклы "Город", "На поле Куликовом", сборник "Родина", поэмы "Двенадцать", "Скифы".

Предмет исследования: своеобразие патриотической лирики А. Блока в различные периоды творчества.

Методологическая основа исследования: в работе применялись биографический и сравнительно-исторический методы с элементами системно-целостного анализа литературного произведения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав. Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, обозначена практическая значимость работы. В первой главе исследованы основные этапы творческой эволюции темы Родины А. Блока после революции 1905 года (цикл "Город"), обращение к теме исторического прошлого России (цикл "На поле Куликовом") и образ России в лирических стихотворениях (сборника "Родина"). Во второй главе исследуется творчество поэта после 1917 года, как новый этап в разработке темы Отечества (поэма "Двенадцать"), рассматривается единство темы Родины и революции и историческая миссия России в оценке поэта (поэмы "Скифы"). В заключении приведены основные выводы нашего исследования. При написании работы была использована литература, указанная в списке литературы.

Практическая значимость работы: результаты настоящей дипломной работы могут быть использованы студентами-филологами при подготовке к семинарам по творчеству А. Блока, а также к экзаменам по истории русской литературы начала XX века, кроме того учителями-словесниками при подготовке к факультативу по творчеству А. Блока.

патриотическая лирика блок поэт


Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот

 

Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира.

За двадцать с лишним лет творческой деятельности Блок претерпел сложную эволюцию. Он шел трудным, извилистым путем. Связь поэта с лучшими освободительными традициями русской классической поэзии - традициями Пушкина, Лермонтова, Некрасова - помогла ему преодолеть антиобщественные начала символизма и стать поэтом-гражданином. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил его грозным проклятием старому миру, прозвучавшим с большой силой в замечательной поэме "Двенадцать".

Основные темы творчества Блока в период после революции 1905 года глубоко значительны, всем им он сумел дать полное и искреннее выражение. Это - тема родины, народа, России. Это - тема революции в широком смысле слова. Это тема, которую мы назовем темой критики общественного строя, и, наконец, широкая гуманистическая тема человека.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.