Нормативно-правовая база, регулирующая малый бизнес — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Нормативно-правовая база, регулирующая малый бизнес

2020-04-01 98
Нормативно-правовая база, регулирующая малый бизнес 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕФЕРАТ

На тему:

«СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

 

 

МИНСК, 2009


Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов малого бизнеса, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике стимулирования и развития малого бизнеса. Ниже рассмотрены различные аспекты динамики развития малого бизнеса в республике.

 

Производство промышленной продукции и потребительских товаров предприятиями малого бизнеса

 

В 2007 г. предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на общую сумму 10 331,5 млрд. р., из них 4 461,7 млрд. р. – в промышленности (43,2 %), 1 838,2 млрд. р. – в торговле и общественном питании (17,8 %), 1 442,9 млрд. р. – в строительстве (14 %).

В 2007 г. предприятиями малого бизнеса произведено продукции промышленного характера на сумму 4 371,0 млрд. р. или 7 % от общего объема производства промышленной продукции. В сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями за этот период по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,6 %, в то время как в целом по республике – на 10,5 %.

Треть объема промышленной продукции (31,9 %), произведенной малыми предприятиями, составляет продукция машиностроения и металлообработки, 15,6 % – химической и нефтехимической промышленности, 15,3 % – пищевой промышленности, 14 % – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 7,9 % – легкой промышленности.

Самые высокие темпы роста объема производства промышленной продукции наблюдались в топливной (183,4 %), химической и нефтехимической (133,5 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности (126,4 %), в машиностроении и металлообработке (121,7 %) (табл. 3).

 

Таблица 3.

Объем производства продукции промышленного характера по отраслям промышленности, млн. р.

Отрасль

Годы

2007

в процентах к предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

2006 2007
Промышленность -всего, из нее: 3 536 681 4 371 049 122,6
топливная 38 976 54 439 183,4
черная металлургия 33 105 30 190 69,7
химическая и нефтехимическая 483 475 681 510 133,5
машиностроение и металлообработка 1 090 244 1 393 435 121,7
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 499 329 611 032 126,4
строительных материалов 132 625 128 132 117,1
легкая 244 450 346 173 116,9
пищевая 621 795 668 329 116,7

 

Общий объем розничного товарооборота малых организаций торговой сети и общественного питания составил в 2007 г. 1 605,2 млрд. р. и увеличился по сравнению с 2006 г. на 38,3 % (по республике – 19 %). В структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес составляют непродовольственные товары – 51,3 %, соответственно, продовольственные товары – 48,7 %.

Следует отметить, что «розничный товарооборот определяется как объем продажи товаров населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях».

В 2007 г. субъектами малого бизнеса было произведено потребительских товаров на общую сумму 1 358,9 млрд. р., из них продовольственных товаров на 415,3 млрд. р., непродовольственных товаров – 851,6 млрд. р. и вино-водочных изделий и пива – 91,9 млрд. р.

Структура производства потребительских товаров в 2007 г. отражена на рис. 4.

 

Рис. 4. Структура производства потребительских товаров в 2007 г. (в процентах к итогу)

 

Численность занятых

 

На предприятиях малого бизнеса, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2007 г. достигла 456,18 тыс. чел. По сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 57,78 тыс. чел., или на 1,3 %. Удельный вес занятых на малых предприятиях составил 10,5 % общего числа занятых в экономике (2006 г. – 10,4 %; 2005 г. – 10,1 %) (табл. 5).

 

Таблица 5

Численность работников малых предприятий по отраслям экономики

Отрасль

Численность работников МП, чел

Процент к итогу

2005 2006 2007 2005 2006 2007
Промышленность 163 028 171 542 174 468 37,3 38,1 38,2
Сельское и лесное хозяйство 3 794 8 723 9 105  1,6  1,9  2,0
Строительство 62 187 69 553 73 883 14,2 15,4 16,2
Транспорт 33 817 35 667 34 110 7,7 7,9 7,5
Связь 1 632 1 645 1 847 0,4 0,4 0,4
Торговля и общественное питание 112 405 108 024 112 736 25,7 24,0 24,7
Материально-техническое снабжение и сбыт 2 330 2 686 3 868 0,5 0,6 0,8
Наука и научное обслуживание 4 913 4 125 3 630 1,1 0,9 0,8
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 4 385 5 271 5 848 1,0 1,2 1,3
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 6 101 6 156 5 942 1,4 1,4 1,3
Другие отрасли 39 163 37 010 30 743 9,1 8,2 6,7
ВСЕГО 436 755 450 402 456 180 100,0 100,0 100,0
Всего занятых в экономике 4 339 300 4 316 300 4 349 800 10,1 10,4 10,5

 

Более чем треть работников малых предприятий на конец 2007 г. было занято в промышленности, а именно – 174,5 тыс. чел. В сфере торговли и общественного питания работало 24,7 %, в строительстве – 16,2 %, на транспорте – 7,5 %, в сельском и лесном хозяйстве – 2 % от общего числа занятых. Таким образом, в названных отраслях экономики было задействовано 88,6 % от общего числа занятых на предприятиях малого бизнеса.

Численность занятых на малых предприятиях с 2005 г. по 2007 г. выросла на 4,4 %, однако годовые темпы роста снижаются (2005 г. по сравнению с 2002 г. – 13,5 %; 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 3,1 %; 2007 г. по сравнению с 2006 г. – 1,3 %).

С учетом индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса было занято 625,5 тыс. чел., или 14,4 % общего числа занятых в экономике (2006 г. – 574,3 тыс. чел., или 13,3 % соответственно).

Соотношение работников списочного и несписочного состава предприятий малого бизнеса за последние три года практически не изменилось. И это притом, что данная сфера вполне в состоянии (конечно, при условии ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для высвобождающихся с нерентабельно работающих крупных предприятий. Например, в 80-х гг. в США малые предприятия создали 20 млн. рабочих мест, тогда как крупные корпорации уволили около 4 млн. работников.

Для нашей экономики с дефицитом инвестиций немаловажно и то, что на создание одного рабочего места на малых предприятиях требуется около 1,7 тыс. у.е., в то время как на крупных предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50 тыс. у.е., или почти в 30 раз больше.

 

Инвестиции

 

Субъектами малого бизнеса введено в 2007 г. основных фондов на сумму 773,4 млрд. р. Инвестиции в основной капитал составили 1032,7 млрд. р. В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц (собственные и заемные средства других организаций), включая кредиты банков, в 2007 г. составили 63,5 %, средства населения – 11 %, иностранных инвесторов и кредитов – 18,2 %, бюджетные средства, включая средства внебюджетных фондов – 7,3 % (рис. 5).

 

Рис. 5. Структура инвестиций по источникам финансирования в 2007 г. (в процентах к общему объему) 1 – собственные средства организации; 2 – заемные средства других организаций; 3 – бюджетные средства; 4 – внебюджетные фонды; 5 – иностранные источники (в т.ч. кредиты иностранных банков); 6 – кредиты банков; 7 – средства населения

 

Анализируя динамику инвестиций, следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и, соответственно, снижаются объемы таких источников, как средства бюджета и внебюджетных фондов.

На малых предприятиях государственной формы собственности инвестиции в основной капитал составили в 2007 г. 9 %, частной – 76,4 %, иностранной – 14,6 %. По сравнению в 2006 г. происходит рост инвестиций в основной капитал малыми предприятиями государственной формы собственности (рис. 6).

 

Рис 6. Инвестиции в основной капитал по формам собственности (в процентах)

 

Налоговые поступления

 

Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2006 г. возросла на 116,9 млрд. р., или на 28,5 % и составила 527,3 млрд. р. Хотя в общем объеме удельный вес налоговых поступлений снизился на 0,2 %. Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике представлен в табл. 6.


Таблица 6

Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике

Период (год) Сумма налоговых поступлений от ИП, млн. р. Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, %
2001 96 931,0 2,0
2002  181 657,4 2,6
2005 330 239,3 3,3
2006 410 466,2 2,9
2007 527 332,2 2,7

 

Учет налоговых поступлений отдельно по малым предприятиям в Министерстве по налогам и сборам не осуществляется. Информация о налоговых поступлениях в бюджет от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, за исключением банков, страховых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов представлена в табл. 7.

 

Таблица 7

Удельный вес налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм

Период (год) Сумма налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций, млн. р. Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, %
1 2 3
2001 497 693,0 10,1
2002 748 439,7 10,8
2005  1 159 391,4 11,6
2006  1 826 149,9 13,0
2007  2 614 101,5 13,4

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.

2.Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.

3. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК – Минск, 2008.

РЕФЕРАТ

На тему:

«СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

 

 

МИНСК, 2009


Нормативно-правовая база, регулирующая малый бизнес

 

Первые субъекты малого бизнеса стали возникать еще в Советском Союзе. Так, постановлениями Совета Министров СССР № 160 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов общественного питания» и № 162 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» было разрешено создание кооперативов в сфере общественного питания и кооперативов по производству товаров народного потреблени. Эти постановления фактически открыли дорогу частному предпринимательству, которое до этого времени не было законодательно разрешено.

Данными нормативными актами были определены цели и задачи кооперативов, принципы их деятельности, членство в кооперативе, права и обязанности его членов, образование и использование средств кооперативов, организация и оплата труда, управление кооперативом.

С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись льготы. Исполкомы и предприятия могли передавать кооперативам в аренду или безвозмездно здания, помещения, оборудование или другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты под льготные проценты. Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным производством ставки подоходного налога. Кооперативы получили большие по сравнению с государственными предприятиями права по самостоятельному установлению цен на готовую продукцию, по оплате труда.

С другой стороны, имелись значительные ограничения деятельности кооперативов. Их было разрешено создавать только в сфере общественного питания, производства товаров народного потребления и только с согласия и по инициативе исполкомов местных Советов. Выставлялось очень важное условие функционирования кооперативов – обеспеченность ресурсами. Государство разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным, или по оптовым ценам, но с увеличивающими коэффициентами.

Создавая столь противоречивые условия жизнедеятельности кооперативов, государство, с одной стороны, уступало давлению обстоятельств – нараставшим экономическим трудностям в госсекторе, с другой – стремилось взять кооперативное движение под жесткий контроль.

26 мая 1988 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР» № 8998-ХI. Закон устанавливал основные принципы развития кооперативов, определял отношения государства и кооперации, гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывал широкий простор для инициативы и самоуправления, повышал ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Он гарантировал гражданам права добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и право на социальное обеспечение. В законе определялись главные задачи кооперации, типы кооперативов, создание и принципы их деятельности, управление кооперативом, собственность кооператива, права и обязанности членов кооператива.

Дальнейшее развитие малого бизнеса в Республике Беларусь связано с принятия Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях» № 462-ХII, которым были определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений [16], а также с Постановлением Совета Министров БССР 20 мая 1991 г. «О малых предприятиях в Белорусской ССР». Данным постановлением Совет Министров БССР закрепляет в качестве одной из важных мер экономической реформы создание дополнительных производственных мощностей и рабочих мест за счет развития в республике малых предприятий, способных обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Данным документом была ужесточена регистрация малых предприятий, и было дано определение малых предприятий с учетом критерия численности. Согласно этому постановлению, малые предприятия разрешалось создавать как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. При крупных предприятиях создавались малые государственные предприятия. Им передавалось оборудование, сырье, материалы.

28 мая 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, который определил правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, порядок ее регистрации и прекращения, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, ответственность государственных или иных органов и их должностных лиц за нарушение прав предпринимателей, установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Закон создал условия для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

В целях практической поддержки предпринимательства и развития частной инициативы Совет Министров Республики Беларусь 28 января 1992 г. принял Постановление № 36 «О развитии предпринимательства и образования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей».

9 декабря 1992 г. был принят Закон № 2020-ХП «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», который определил правовые и экономические основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью, права и обязанности их участников.

10 декабря 1992 г. был принят Закон № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данный закон сыграл и играет определенную роль в развитии малого бизнеса, так как в нем были установлены меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, что способствовало появлению новых предприятий, значительно облегчая их вход на рынок, - все это приводит к развитию конкуренции, эффективному функционированию товарных рынков.

В январе 1993 г. был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 2103-ХII, который должен был способствовать развитию малого бизнеса в Беларуси. В настоящее время действие Закона приостановлено Декретом Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 3 от 20.03.1998 г.

Указом Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлены основные направления поддержки малого предпринимательства:

– формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

– создание для субъектов малого бизнеса льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

– содействие организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Кроме того, в Указе определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

В развитие положений Указа был принят Закон Республики Беларусь № 685-ХII от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Он направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условии оживления экономики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.

Кроме перечисленных в Указе № 262, в Законе дополнительно определены следующие направления поддержки малого предпринимательства:

– введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

– реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

– проведение различного рода исследований предпринимательских структур.

Для исполнения норм, заложенных в названном Законе, был принят ряд нормативных правовых актов. В первую очередь, это Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» № 121-3 от 31.12.1997 г. В развитие положений названного закона Совет Министров Беларуси принимает ряд постановлений: «Об утверждении Положения об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» № 640 от 04.06.1997 г. [20], «Об утверждении Положения о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» № 1111 от 25.08.1997 г. [23] и «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке» № 998 от 31.07.1997 г., в которых подробно раскрываются правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования этих организаций, задачи и направления деятельности, статус инкубаторов, центров поддержки малого предпринимательства и технопарков, формирование их имущества, права и ответственность этих организаций.

С 1 июля 1999 г. вступил в действие Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-3 от 07.12.1998 г. Он раскрывает понятия предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя, юридического лица, правила регулирования деятельности предпринимателя, а также право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

13 июля 1999 г. вышел Указ Президента «О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь» № 388. Совет создан для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защиты экономических интересов субъектов малого предпринимательства Совет Министров Республики Беларусь от 21.12.1999 г. принимает Постановление № 1972 «Об утверждении Положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства». В постановлении определены цель, порядок создания, ликвидации и реорганизации, органы управления, права, обязанности и ответственность участников, имущество, учет финансовой деятельности и отчетность общества.

В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей Президент Республики Беларусь издает Декрет «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» № 11 от 16.03.1999 г., а 26 ноября 2000 г. Декрет № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц». Новый Декрет существенно снизил минимальный размер уставных фондов коммерческих организаций, упрощены процедурные вопросы, связанные с регистрацией субъектов хозяйствования, уменьшен перечень оснований для внесудебной ликвидации и отказа в регистрации субъектов хозяйствования. Однако по-прежнему сохранен жесткий контроль государства за видами деятельности предприятий.

11 июня 2002 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 «Об утверждении Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002–2007 годы».

Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2005 г. было утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым перечень видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), сокращен со 150 до 49, а также установлен список государственных органов, уполномоченных на их выдачу.

Кроме вышеперечисленных законов, декретов, указов, постановлений, в Республике Беларусь действует ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование и развитие субъектов предпринимательства. Среди них, Законы «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. № 423-З, Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» № 285 от 18.06.2007 г., которым утверждено Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога.

Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760 были внесены изменения и дополнения в Указ № 285, согласно которым:

– с 1 апреля 2007 г. из перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога, исключается розничная торговля отдельными товарными группами: всеми видами изделий из натурального меха, мебелью, электрохолодильниками бытовыми и морозильниками, машинами стиральными бытовыми, телевизионными приемниками цветного и черно-белого изображения, компьютерами бытовыми персональными, ноутбуками, их составными частями и узлами, мобильными телефонами;

– с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.