Ознакомление с народными обычаями и традициями казахского народа в детском саду — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Ознакомление с народными обычаями и традициями казахского народа в детском саду

2020-04-01 410
Ознакомление с народными обычаями и традициями казахского народа в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В послании Президента страны народу «Казахстан 2030» в разделе «Миссия Казахстана» говорится: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками…Он будет патриотом своей, известной и уважаемой во всем мире»

Эти задачи находят отражение в «Законе об образования» статьи 8 «Задачи системы образования» отмечены задачи, состоящие перед педагогами - это воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, понимание сущности и значения государственных символов, уважение к традициям народа, воспитания истории, культурных, обычаев и традиций казахского и других народов Республики.

У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша задача брать на вооружение замечательные традиции народа, и широко использовать их. В этой связи представляется возможность шире использовать народную педагогику. Основным средствами пропаганды и реализации педагогической мысли казахов как этноса, выступают родной язык, народное творчество, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, народные игры и детские игрушки, пословицы, поговорки и загадки.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Во «Дворце Детства» мы поставили перед собой одну из главных задач- углубленное изучение истории родного края, его обычаи и традиций, с активным использованием государственного языка на занятиях и в повседневной жизни.

Работая над решением данной задачи, я провела исследование которое помогло определить степень уровня знаний детей. Я и раньше рассказывала детям о народном творчестве казахов, русских и других национальностей, но делалось это эпизодически. Теперь эта работа приняла планомерный характер.

Проведенный исследование показал, что у детей низкий уровень об обычаях и традициях казахского народа.

А также проведенные беседы с родителями выяснилось, что дома не хватает времени и при этом постоянно чередуются «дежурства нянь» Ощущение родного очага у такого ребенка вряд ли появиться.

Работу я начала с самого близкого и доступного детям понятия: «Кто такой я?», «Мой дом, моя семья» «Мой город», «Моя Родина - Казахстан».

Формируя у детей положительный образ родного края, дома я поставила перед собой решение задач:

Организовать общественно - полезную деятельность ребенка на благо своего дома и родителей.

Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций.

На протяжения всего учебного года была проведена большая работа по расширению базовых знаний детей.

Были проведены беседы на темы: Казахстан - республика моя. Знакомство с предметами быта казахского народа. Традиции и обычаи.

Широко использовала театр Дети очень любят различные театры (теневой, настольный). Выступления перед сверстниками и другими зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередования функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать свою позицию, умения, знания, способствует формированию решительности, систематичности в работе, трудолюбия.

Были проведены ряд занятий на темы: «Флаг», «Герб», где дети узнают о государственном флаге с историй его происхождения. «Мы и наш огромный мир», «Казахские подвижные игры».

Результат проведенной работы показал, что уровень знаний у детей заметно возросло: Дети хорошо усвоили символику нашей страны - в них сознании сложилась отношения к родному дому, к Родине как к ценности - расширились и углубились представления детей о родном доме, адресе, о Родине, о том, что знакомство с национальным наследием коренного населения должно идти параллельно со знакомством с традициями других национальностей.

Сформировался интерес к истории, обычаям и традициям казахского народа. Постепенно дети начинают понимать, что они полноправные жители Республики Казахстана.

По знакомству с достопримечательностями родного города проведена серия занятий. Основная задача этих занятий - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать у ребенка умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, его истории.

Мною были проведены комплексные занятия, где дети узнают о жизни, традиции обычаях казахского народа. Ведь это - сильные и смелые люди, которые раньше вели кочевой образ жизни. Занимаясь в основном скотоводством: в поисках корма для животных они часто переходили с отарами и табунами с одного места на другое. Все знания для них были новыми, интересными и очень необычными.

Дети ознакомлены с устройством и убранством юрты, а также с войлочными изделиями,(как их изготовляют, из чего делают), украшающими юрту: тускиизы, текеметы, сырмаки, очень мягкими и теплыми, удобными для казахов, ведущих кочевой образ жизни. Узнали как использовали для хранения посуды, а также чехлы для сундуков -абдре қап, и для мягких вещей -қоржын, асадал, шабадан и другую домашнию утварь и предметы быта. Дети знают о казахской национальной одежде (камзоле, такия, саукеле, -женских головных уборах. Калпаком - мужской шляпой, шапаном - халатом и т.д.

Во «Дворце Детства» очень широко всегда и весело отмечаются древний праздник казахского народа - Наурыз. Дети знают, что в этот день в каждой семье накрывают щедрые дастарханы. Для угощения готовят «наурыз - коже» из семи компонентов (просо или пшеница, кукуруза, рис, мясо, лук, курт, айран). Кроме этого национального блюда предлагаем детям попробовать ещё другие праздничные блюда: баурсаки, шельпеки, бесбармак, курт. При содействии музыкального работника. На музыкальных занятиях детям рассказываем об айтысе - своеобразном музыкальном соревновании под акомпонимент домбры. Кроме домбры знакомим детей с другими казахскими национальным народным инструментом - кобызом. Во время праздников в детском оркестре используется казахский обычай - отбивать ритм на копытах лошадей которые называется так -таяк, рогах баранов. Эта удивительная деятельность очень увлекает детей.

Чтобы активизировать речь детей на казахском языке, я организовывала ситуации для общения, например: во время утреннего прихода я здороваюсь с детьми и с родителями:Сәлеметсізбе Карина? Қалын қалай? Менің қасыма кел, мен саған көмектесейн. Помогаю ребенку я называю предметы одежды и ребенок тоже вместе со мной повторяют, родители тоже принимают активное участие.

Подводя итоги работы я убедилась в том, что нужно научить ребенка понимать казахскую речь. То что ему говорят на казахском языке. Во время умывания я называю предметы которыми оперируется ребенок су? Сабын сүлгі, суық, ыстық.Сүлгі таза, сүлгі кір, действие детей; жу - мой, қолыңды сабында - намыль руки. Қолынды жу - мой руки, қолыңды сүрт - вытери руки. Качества выполняемых действий; таза, тез, құрғақ. Во время приема пищи я называю посуду; қасық, шанышқы. На протежении всего дня дети слушают и стараются повторить. В течении шести месяцев. Затем эти фразы дети слышат только на казахском языке, тем лучше их словарный запас.. Результативность моей работы по изучению патриотического воспитания, определяется диагностическими исследование роста,знаний.

В результате проведенной работы произошли изменение, при повторном тестированиия было видно, что уровень знаний, у детей заметно возросло. У детей возрос интерес к национальным традициям своей страны, больше узнать о своей Родине.

Для отслеживание результатов мною были разработаны на каждого ребенка отдельные протоколы с указанием порядкового номера. Ответы фиксировались дословно. Качественный анализ ответов позволяет разделить их на четыре группы, что может быть представлено в следующем виде:

 

Фамилия, имя возрст ребенка Вопросы детям Правильные, точные, хотя и не полные Неточные и в значительной степени неполные Неправильные ответы Отсутствие ответа или ответы типа «Я забыл»; «Не знаю»; «Не помню»
1.Сипун Саша 6 лет   1. 2. 3. 4. 5.        

 

Результат исследования

 


 


Заключение

 

Таким образом, при системной работе, можно говорить о положительных результатах, в формировании представлении о родном крае. У детей повысился интерес к народным обычиям и традициям, появилось устойчивое желание больше узнать о Родине. И от нас, педагогов работающих с детьми дошкольного возраста, будет зависеть, научатся ли наши дети понимать красоту этой природы, потянутся ли к ней, будут ли поддерживать и развивать традиции и обычаи казахского народа и других народов, проживающих на территории нашей любимой Родины Казахстана.

Сегодня я могу с суверенностью сказать, что я могла привить детям чувство любви и привязанность к национальным ценностям родного края, а также гордости тем, что мы живем в такой прекрасной стране как Казахстан.

Детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и, чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога дополнительного образования и учащихся и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дополнительного образования включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет метод примера.

Психолого-педагогическое исследование показало, что воспитание отношения к родному краю для подражания важно для формирования его морального облика, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, также способствует формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по историческому воспитанию дошкольников.

Рекомендуем, с целью развития знаний о Казахстане детей старшего дошкольного возраста, в педагогический процесс вводить:

·  использование регионального компонента как метода патриотического и нравственного воспитания;

·  проводить занятия по темам героических и исторически значимых моментов;

·  проводить работу по формированию исторический знаний о родном крае у дошкольников.

 


Список использованной литературы

1.. Национальное воспитание. Типовая учебная программа (экспериментальная). Высшее профессиональное образование. - Алматы, 2010.

.   Национальное воспитание студенческой молодежи. Курс лекций. - Алматы, 2010.

.   Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы, 2006

.   Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на открытки сессии Парламента РК. Астана. 1 сентября 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.president.kz. - Дата доступа: 01.03.2011.

.   Калетаев, Д.А. Социально-политическая консолидация казахстанского народа: особенности и проблемы. Автореф. дис... докт. политических наук. - Алматы, 2008.

.   Авраменко, О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: образовательно-профессиональные программы/О.В. Авраменко.- Елец, 2001.-12с.

.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович.- Москва: Просвещение, 1968.-11с.

.   Волокитина, М.Н. Очерки психологии младших школьников/М.Н. Волокитина.-Москва: Педагогика, 1955.-С.119-191.

.   Выготский, Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т./редкол.: А. Савицкая (гл. ред.).- Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1980-1984,-4т.-120с.

.   Галигузова, Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости//Вопросы психологии.-2000.-№5.-115с.

.   Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткина.-Москва: Просвещение, 1996.-С. 194-198.

.   Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Я.Л. Коломинская; под ред. Я.Л. Коломинского.-Минск: ТетраСистемс, 1997.-С. 41- 91.

.   Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В. Давыдов.-Минск: Амалфея, 2006.-81с.

.   Дусавицкий, А.К. Дважды два - икс/А.К. Дусавицкий; под ред. Л.А. Венгера.-Москва: Просвещение, 1985.-С.53-98.

.   Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника/Я.Л. Коломинский; под ред. Е.А. Панько.-Минск, 1997.-С.116-122.

.   Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст/Н.С. Лейтес.-Москва: Педагогика, 1971.-107с

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью

Методы повышения познавательной активности Методы повышения эмоциональной активности Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности Методы обучения и развития творчества Методы ТРИЗ
Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты. Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка. Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность. Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование; прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее, будущее); игровые примеры; юмор, шутка; детское экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения. Метод проб и ошибок (МП и О); метод противоречий; метод морфологического анализа; метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод синексики; метод контрольных вопросов; ресурсы; моделирование

 

 

Не менее важным условием обучения на объединении по интересам «Наша спадчына» являлась тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствовала бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин <...> Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко используется при работе педагога и с детьми, и с их родителями.

Анализ литературы по данной теме, позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.

2. Этап технологический

Система и последовательность работы по воспитанию любви к Родине, к малой родине предоставлена следующим образом (рис. 1).

 

Рис. 1

 

Планирование данной работы по следующим темам:. «Моя семья»

)Семья

)Я и моё имя

)Бабушки и дедушки

)Родословие

)Люди других национальностей. «Мой любимый посёлок»

)Я люблю свой детский сад и район, где я живу

)История посёлка

)Улицы родного посёлка

)Символика

)О труде людей. «Кто прославил наш город»

)Защитники земли Казахстана

)Художники

)Поэты. «Мир природы посёлка и района»

)Животный мир

)Растительный мир

)Полезные ископаемые

)Водные объекты

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

Тема Содержание занятия по ознакомлению с окружающим миром Связь с другими видами совместной деятельности педагогов и детей
Моя семья 1. Я и мое имя, моя семья. Цель: развивать самопознание и воспитывать у обучающихся уважение к себе; помочь осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Ход: беседа с детьми «Для чего человеку имя?», игра «Полное, неполное имя», этюд «Назови ласково» 2. Бабушки и дедушки Цель: предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям. Сюжетно - ролевая игра «Семья» Рисование: «Изготовление именных карточек на шкафчики», «Моя семья». Приглашение на «сладкий стол» бабушек и дедушек. Темы: «Золотые руки», «Служба в армии». Спортивное развлечение «Папа, мама и я - спортивная семья». Выставка рисунков «Моя семья».
Мой любимый город 1. История города Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории родного города, чувство любви и патриотизма 2. Улицы родного горда Цель: познакомить детей с названиями улиц посёлка, с названием улицы, где живут; рассказать, в честь кого названы улицы. 3. Знакомство с государственной символикой познакомить детей с государственными символами посёлка: флагом, гербом, гимном. Раскрыть значение государственных символов. О труде людей 4. О труде людей Цель: познакомить детей с предприятиями и трудом людей. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Посещение Детской библиотеки. Знакомство с фотографиями с изображением самых знаменитых мест в посёлке. Рисование: «Что больше всего запомнилось с экскурсии» Экскурсии по улицам города Сюжетно- ролевая игра «Почта». Экскурсия на площадь. Рисование: «Герб посёлка». Аппликация: «Флаг посёлка». Изготовление макета «Площадь в будущем». Оформление стенда «Труд людей разных профессий» (совместно с родителями). Акция «Береги воздух» Экскурсия в пожарную часть. Спортивное развлечение «Пожарные учения». Акция: «Береги деревья»
Знаменитые люди посёлка 1. Защитники земли вороновской Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений. Исторических фактов. 2. Художники и поэты земли вороновской Цель: Расширить знания детей о родном крае. Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Развивать воображение и творчество. Экскурсии к памятникам боевой славы. Целевые прогулки по улицам города носящим имена героев Велико отечественной войны (ВОв). Викторина «Боевая слава нашего посёлка». Встречи детей с участниками ВОв, ветеранами труда Приглашение на занятия поэтов и художников. «Вечер поэзии», «Вернисаж»
Мир природы 1. Животный мир Цель: подвести детей к пониманию, что в мире природе есть еще удивительный мир - мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношению с человеком). 2. Растительный мир Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть еще один мир - мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные. 3. Земные и подземные богатства родного края. Цель: познакомить детей с миром камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность красота). Рисование «Царь зверей наших лесов» Лепка: зайца, лисы, кабана, волка. Составление схем и таблиц. Сбор материала для гербариев (семена, цветы, растения). Привлечь детей к собиранию коллекции камней.

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.