Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина

2020-04-01 737
Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В силу того что в правовом государстве права и свободы граждан ценятся превыше всего, прокурор не должен оставлять без внимания ни одно из выявленных нарушений. Однако определенные группы лиц требуют особой заботы прокурора.

Прежде всего, это лица, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Следует уделять повышенное внимание защите тяжело больных людей (инвалидов, больных неизлечимыми заболеваниями, приводящими к летальному исходу). В 2008 году в Нью-Йорке Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Цель данной Конвенции заключается в "поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства" Конвенцией предусматривается отмена дискриминационных по отношению к инвалидам законов. По еще одной норме Россия обязуется при разработке и применении норм законодательства и стратегий в отношении инвалидов консультироваться с ними, в том числе через общественные организации, представляющие интересы граждан с ограниченными возможностями. В особой защите нуждаются одинокие пожилые и престарелые люди оставшиеся без родственников. К этой же группе следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных (оставленных) ими; женщин-одиночек, имеющих малолетних детей.

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть места постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите.

Много лет остается актуальной проблема соблюдения прав беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженцы и вынужденные переселенцы в силу указанных причин покинувшие место своего постоянного проживания нередко не имеют средств к существованию и при этом не находят поддержки ни у органов местного самоуправления ни у населения. В связи с этим их права и свободы должны быть предметом особой заботы прокурора.

Наряду с этим особое внимание следует уделять гражданам, пострадавшим от природных катаклизмов, техногенных катастроф и различных аварий. Нередки случаи когда средства выделяемые государством из федерального бюджета с целью оказания помощи пострадавшим лицам используются не по назначению.

Требует усиленного надзора и экологическое законодательство. Статистика показывает что причиной повышения заболеваемости и снижения продолжительности жизни служат, в том числе загрязнения окружающей среды. Это подчеркивает важность прокурорского надзора за состоянием окружающей среды.

В последние годы возросло количество частных клиник и медицинских работников занимающихся частной практикой. Нередко в таких больницах работают сотрудники без надлежащей лицензии, используются некачественные препараты. Такие случаи подчеркивают важность прокурорского надзора в сфере здравоохранения

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является так же надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих. Он представляет из себя комплекс мероприятий, выполняемый военными прокурорами (другими сотрудниками органов военной прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией), направленный на выявление нарушений закона органами военного управления и другими должностными лицами и принятие мер по их реальному устранению с целью восстановления нарушенных прав и свобод военнослужащих и членов их семей.

Военные прокуроры обязаны постоянно следить за соблюдением прав и социальных гарантий военнослужащих. Практика показывает, что эти вопросы являются непременным условием нормального морально-психологического климата в войсках - одного из важнейших элементов их боеспособности. Особое внимание следует уделить соблюдению прав военнослужащих участвующих в боевых действиях и находящихся в горячих точках. В силу специфики службы и боевой деятельности реализация многих прав и свобод, принадлежащих военнослужащим наравне с остальными гражданами Российской Федерации, приостанавливается, и они, кроме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы.

В поле зрения прокурора должно находиться также соблюдение прав лиц, отбывающих наказание, назначенное судом, а также задержанных и заключенных под стражу. Согласно Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации "осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека"

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров является исполнение законодательства о гражданстве, о льготах и пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного законодательства.

Многочисленные нарушения законодательства об образовании, рост числа подростков, оставивших общеобразовательные учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного законодательства, включая и законодательство о приватизации жилищного фонда.

Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе их право на свободу мысли и слова, передвижения и выбор места жительства, вероисповедание, личную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость и т.д.

В поле постоянного внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

Вывод. Количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушениях прав и свобод за последние годы возросло.


Заключение

 

В настоящее время защита прав человека и гражданина является одной из приоритетных задач как международного, так и отечественного права. Все люди равны перед законом и принадлежащие им права и свободы охраняются государством.

Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены в ее Конституции и подлежат охране со стороны государства.

Согласно статистике большинство нарушений прав и свобод граждан совершается должностными лицами обычных уровней. С учетом этого на органы прокуратуры возложена обязанность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Выделение законодателем указанного вида надзора в отдельную самостоятельную отрасль прокурорского надзора подчеркивает значимость контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и актуальность исследовательских работ по данной теме.

Для достижения целей прокурорского надзора определенных указаниями Генерального прокурора Российской Федерации прокурор наделен широкими полномочиями. Подробно эти полномочия рассматриваются в Федеральном Законе "О прокуратуре" Надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в этом законе посвящена отдельная глава, что подчеркивает важность данного направления прокурорского надзора.

Специфической для данной отрасли надзора является обязанность прокурора проводить прием граждан и осуществлять работу по их обращениям. Сообщения о правонарушениях являются непосредственным поводом для проведения проверок. На основе всестороннего изучения и проверки изложенной в заявлении информации принимается решение о принятии необходимых при сложившихся обстоятельствах мерах прокурорского реагирования.

что количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушенных правах и свободах ежегодно возрастает. Это свидетельствует о повышении доверия граждан к органом прокуратуры, о том что граждане знают свои права и хотят законными способами бороться за их исполнение. С другой стороны рост обращений граждан означает рост правонарушений, что указывает на необходимость улучшения работы правоохранительных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Во время прохождения мной преддипломной практики в прокуратуре Советского района города Нижнего Новгорода на рассмотрении прокурора находилось более четырехсот сообщений граждан о нарушении их законных прав и свобод. Большинство нарушений затрагивали сферу экологического, жилищного и трудового законодательства, а так же социального обеспечения. Следует отметить, что многие из указанных нарушений, могли и должны были быть устранены сотрудниками соответствующих органов самостоятельно. Однако безответственное отношение должностных лиц к своим обязанностям, отказ выполнять свои законные обязанности по устранению нарушений повлек за собой необходимость вмешательства прокуратуры.

Несколько лет назад прокуроры были лишены права возбуждать уголовные дела. В настоящее время этим правом наделены сотрудники органов следствия и дознания. Прокурор согласно Уголовно-процессуальному Кодексу может лишь "давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения" Однако материалы изученные в ходе данной работы и опыт полученный при похождении ознакомительной, производственной и преддипломной практик позволяют автору сделать вывод, что целесообразнее расширить полномочия прокуратуры. В частности было бы полезным вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе. Еще одной необходимой мерой на мой взгляд является существенное увеличение штрафа за неисполнение требований прокурора. Причем штраф следует взимать и со всей организации в целом и с конкретного должностного лица совершившего правонарушение. Такие меры могут привести к более ответственному подходу должностных лиц к своим обязанностям.

По результатом исследования были сделаны следующие выводы:

.   Количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушениях прав и свобод за последние годы возросло.

2. Прокуроров в оде реформ лишили некоторых важных полномочий в сфере уголовного процесса (право возбуждать уголовные дела). Это снижает эффективность борьбы с правонарушениями

Для решения этой проблемы на мой взгляд необходимо принять следующие меры:

.   Вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе;

2. Увеличить штрафы за неисполнение требований прокурора.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в одном из интервью отметил, что "сильное государство должно иметь сильную прокуратуру". Проведенное исследование позволяет утверждать, что для этого необходима дальнейшие теоретические исследования в области надзора за соблюдением прав человека и гражданина с целью разработки новых законов, их принятия и применения на практике.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие

Определение

1 Акт прокурорского надзора

формально определенный документ, содержащий требование о недопущении нарушений закона или о восстановлении законности

2 Должностное лицо

лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления

3 Жалоба

просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

4 Заявление

просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

5 Обращение

изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица

6 Опротестование незаконных правовых актов

средство реагирования на нарушение закона, в котором прокурор указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов

7 Полномочия прокурора

право прокурора создавать, изменять и прекращать правоотношения по поводу соблюдения и применения права

8 Постановление прокурора

решение прокурора о применении к правонарушителю предусмотренной законом процедуры установления его причастности к совершению конкретного противоправного деяния, а также поручение компетентному органу о его безусловном исполнении

9 Предмет прокурорского надзора

законодательно установленный порядок соблюдения и исполнения нормативных предписаний объектами прокурорского надзора

10 Предостережение

письменное обращение прокурора или его заместителя к должностному лицу, содержащее требование о недопустимости (прекращении) совершения подготавливаемого противоправного деяния и разъяснение его правовых последствий

11 Представление прокурора

акт прокурорского реагирования, содержащий требование об устранении нарушений закона, а также способствовавших этому причин и условий, вносимый в орган или должностному лицу, полномочный устранить выявленные нарушения и подлежащий безотлагательному рассмотрению

12 Прокуратура РФ

единая федеральная централизованная система органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

13 Прокурор

должностное лицо органов прокуратуры, занимающее должность прокурора-руководителя в территориальных, специализированных или военных прокуратурах

14 Прокурорский надзор регламентированная законом деятельность прокуратуры, направленная на выявление нарушений нормативных правовых актов не подчиненными ей участниками право-отношений и принятие мер по их устранению  
15 Средства прокурорского реагирования

предусмотренные законом и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц

16 Фискалы

чиновники, наблюдавшие за законностью действий учреждений и лиц в области финансовой и судебной



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.