Основные меры прокурорского реагирования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные меры прокурорского реагирования

2020-04-01 160
Основные меры прокурорского реагирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Средства прокурорского реагирования - предусмотренные законом и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц. Рассмотрим правовые особенности каждой из них более подробно.

Протест прокурора - средство реагирования на нарушение закона, в котором прокурор указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов. Протест прокурора должен содержать в себе требование об устранении содержащихся в каком либо нормативном акте или его части противоречий закону и о приведении такого акта в соответствие с законом.

Прокурор и его заместитель наделены правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты. При этом правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. При этом вышестоящий прокурор может действовать в пределах компетенции нижестоящего прокурора и опротестовывать законодательные акты не только своего уровня, но и ниже. Если нижестоящим прокурором выявлены незаконные акты органов или должностных лиц, надзор за которыми осуществляет вышестоящий прокурор, то ему необходимо составить проект протеста и представить его в вышестоящее звено системы органов прокуратуры.

Протест составляется в письменной форме. Необходимыми реквизитами протеста являются:

точное название органа, в который приносится протест;

название акта, который, по мнению прокурора, противоречит закону;

конкретное указание закона и его положений, с которыми вступает в противоречие опротестованный акт;

обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности;

четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

При необходимости прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительным правового акта.

По общему правилу срок рассмотрения протеста составляет 10 дней со дня его принесения и обязательно указывается в тексте. В особо важных случаях прокурор вправе сократить срок рассмотрения протеста. Принесение протеста, на какой либо законодательный акт является основанием для приостановления действия этого акта. При наличии достаточных оснований возможен отзыв прокурором или его заместителем протеста до его рассмотрения.

О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменной форме.

Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, содержащий требование об устранении нарушений закона, а также способствовавших этому причин и условий, вносимый в орган или должностному лицу, полномочный устранить выявленные нарушения и подлежащий безотлагательному рассмотрению.

В представлении необходимо указать:

орган, должностное лицо, которому оно вносится,

источники информации об имевших место нарушениях закона,

характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий,

требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств,

указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений (приложение А)

Законом не определены конкретные сроки рассмотрения требований прокурора. Говорится лишь о том, что оно должно быть рассмотрено безотлагательно. Так же указано, что в месячный срок должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.

Требование может содержать рекомендации прокурора по устранению выявленных нарушений закона. Они должны иметь правовую направленность и не затрагивать ту сферу деятельности, которая не поднадзорна прокурору Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, основываются на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

Требования должны быть грамотно составлены, юридически обоснованы, содержать исключительно подтвержденные проверками факты и наиболее рациональные предложения по устранению допущенных нарушений.

В случаях, совершения нарушения закона совершены впервые, при отсутствии необходимости привлекать руководителя органа к ответственности и его возможности самостоятельно устранить выявленные нарушения представление выносится в адрес руководителя этого органа. Если же на подобное нарушение прокурор уже принимал меры реагирования или оно представляет собой повышенную общественную опасность, либо необходимо привлечь внимание вышестоящего должностного лица к выявленным в подведомственном ему органе нарушениям, то представление следует направить в вышестоящий орган.

Средством прокурорского реагирования на выявленные нарушения является также вынесение постановления. Постановление прокурора - решение прокурора о применении к правонарушителю предусмотренной законом процедуры установления его причастности к совершению конкретного противоправного деяния, а также поручение компетентному органу о его безусловном исполнении.

Постановление, согласно установленному образцу, должно содержать в себе следующие реквизиты:

наименование, дата и место его вынесения;

описание обстоятельств нарушения со ссылкой на нарушенный закон;

указание конкретного лица или лиц нарушивших закон;

наименование органа в который постановление направляется для рассмотрения;

разъяснение права обжалования постановления вышестоящему прокурору;

указание сроков рассмотрения постановления и сообщения о рассмотрении прокурору;

должность, классный чин, фамилия прокурора и его подпись (Приложение Б)

Одно из наиболее часто выносимых постановлений - постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Целью его вынесения является постановка перед компетентным органом вопроса о привлечении виновных в нарушении закона лица или лиц к административной ответственности.

В случае обнаружения в ходе проведения проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами прокурор обязан немедленно вынести мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица арестованного в административном порядке.

Схожие правила применяются в отношении незаконно необоснованно заключенных под стражу по обвинению в преступлениях предусмотренных Уголовным Кодексом Российской Федерации. Прокуроры либо их заместители обязаны вынести постановление об освобождении из - под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Помимо этого на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор имеет право самостоятельно принимать любое процессуальное решение. Основные процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) отражены в постановлении.

Еще одним средством прокурорского реагирования является предостережение о недопустимости нарушения закона - письменное обращение прокурора или его заместителя к должностному лицу, содержащее требование о недопустимости (прекращении) совершения подготавливаемого противоправного деяния и разъяснение его правовых последствий.

Предостережение объявляется должностным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение составляется в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется, прежде всего, для профилактики совершения нарушений законов и связанных с ними прав и свобод человека и гражданина.

Правила вынесение предостережений регламентированы указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" В нем говорится, что предостережение следует объявлять "во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. "

Основанием для предостережения должностного лица могут послужить только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение применяется исключительно к должностным лицам и не выносится в адрес юридических лиц или граждан Согласно указанию Генеральной прокуратуры предостережение о недопустимости нарушений закона "следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции".

Предостережение должностному лицу должно объявляться под расписку непосредственно в прокуратуре. Для обеспечения гласности и увеличения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

Согласно КоАП РФ неисполнение в установленные сроки законных требований прокурора изложенных в протесте, представлении, постановлении или предостережении "влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей".

Выводы. Таким образом анализ исторического развития прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека в России и состояния этой отрасли надзора на современном этапе показал, что прокуроров в ходе реформ лишили некоторых важных полномочий в сфере уголовного процесса (право возбуждать уголовные дела). Это снижает эффективность борьбы с правонарушениями.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.