Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

2020-04-01 155
Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство. Согласно Конституции, Российская Федерация - правовое государство. Это значит, что вся деятельность нашей страны строится на основе подчиненности фундаментальным принципам права. Важнейшими принципами права являются, в том числе равенство граждан перед законом и судом, а также право граждан на судебную защиту. Из этого следует, что каждый гражданин российской федерации имеет равные права и обязанности. В случае нарушения законных прав человека и гражданина соответствующие государственные органы обязаны принять меры по их восстановлению.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

Личные права и свободы человека и гражданина

Политические права человека и гражданина

Социально-экономические права человека и гражданина.

К личным права и свободам относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища, право на свободу определения национальной принадлежности, свободу передвижения.

Политические права и свободы включают в себя право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе.

Группу экономических прав и свобод составляют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на жилище, право частной собственности, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и т.п.

Для первой и второй групп перечень прав и свобод является исчерпывающим. Все вышеперечисленные права установлены Конституцией РФ, принадлежат каждому ее гражданину. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, являющимися частью правовой системы РФ.

Согласно статье 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" Выполнение этой обязанности является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.

Для обеспечения охраны прав человека и гражданина необходим государственный надзор за их исполнением. Данная обязанность возложена на прокуратуру Российской Федерации - единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Надзор осуществляет прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, занимающее должность прокурора-руководителя в территориальных, специализированных или военных прокуратурах.

Прокурорский надзор - регламентированная законом деятельность прокуратуры, направленная на выявление нарушений нормативных правовых актов не подчиненными ей участниками правоотношений и принятие мер по их устранению.

В связи с особой ценностью для государства надзор за соблюдением прав человека и гражданина составляет самостоятельную отрасль российского прокурорского надзора. Ему посвящена отдельная глава федерального закона "О прокуратуре" (далее Закон).

Каждая отрасль прокурорского надзора имеет свой предмет - понятие конкретизирующее объект надзора в случаях, когда необходимо подчеркнуть те действия и акты, законность которых оценивается прокурором.

Согласно статье 26 Закона, предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Целью данной отрасли надзора является достижение такого положения в государстве, при котором права и свободы человека реально соблюдаются любыми органами и должностными лицами. Каждый гражданин должен быть твердо уверен в том, что его права надежно охраняются государством и что в случае нарушения законных прав он может рассчитывать на помощь соответствующих органов и в частности прокуратуры. Прокурорский надзор в данном случае "случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека".

Во избежание неверного толкования полномочий в Законе прямо указано, что органы прокуратуры не имеют право подменять собой иные государственные органы или должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Так же органам прокуратуры при осуществлении надзора запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Нередки случаи, когда оперативно хозяйственную деятельность организаций сложно отделить от правовых ситуаций входящих в сферу прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина. Определяющим признаком сферы деятельности прокурора является законодательная урегулированность, которая не свойственна оперативно-хозяйственной деятельности организаций. Если для решения правовых вопросов и точности правового анализа необходима характеристика оперативно-хозяйственной деятельности рекомендуется привлечь специалиста в соответствующей области.

Отсутствие каких либо прямых ограничений в тексте Закона позволяет сделать вывод, что полномочия прокурора распространяются на все органы и любых должностных лиц. Следовательно, при наличии сведений о нарушении прав человека и гражданина сотрудники прокуратуры имеют право провести проверку или совершить иные надзорные действия в рамках своих полномочий на любом предприятии, в любом органе, организации, общественном объединении независимо от их подчиненности и формы собственности. Прокурор обязан осуществлять надзор за федеральными министерствами и ведомствами, законодательными (представительными) органами власти, органами местного самоуправления, органами военного управления и их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями и их руководителями.

Действия сотрудников прокуратуры должны строго ограничиваться их компетенцией и не распространяться на деятельность других органов наделенных полномочиями контроля за соблюдением прав человека. С этой целью прокурорам необходимо иметь полное и четкое представление о системе таких органов, знать их задачи и полномочия.

Важнейшая задача прокуратуры как федерального правозащитного органа - это защита общественных и личных интересов. Для этого прокуроры обязаны, прежде всего, предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах. Для этого необходимы действия предупреждающие принятие или издание правовых актов представительными и исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граждан, о принятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе и т.д. К сожалению, возможности прокуратуры по защите общественных публичных интересов используются нередко далеко не полностью.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина тесно связан с надзором за соблюдением законов. Оба направления имеют схожие задачи, определяемые в постановлениях Генерального прокурора. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций пользуется одинаковыми средствами и методами.

Основные задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина состоят в следующем:

обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, прежде всего, преступлений;

активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов;

укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

активное приведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения, в силу равенства всех граждан перед законом;

доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать, интернет и иными общедоступными способами информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушений в регионах;

выявление пробелов в действующем законодательстве, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы;

повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов.

Тем не менее, надзор за осуществлением прав человека и свобод человека и гражданина имеет свою специфику. Особенности основных направлений прокурорского надзора в данной области, а также специфика полномочий прокурора подробнее рассмотрены ниже.

 

Полномочия прокурора

 

В соответствии со статьей 27 Закона при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Закона.

Если возникают основания предполагать что нарушение прав и свобод человека и гражданина содержит в себе признаки преступления, прокурор обязан принять меры к тому чтобы лица его совершившие были подвернуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в органы или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Специфическим для данной отрасли прокурорского надзора является право прокурора рассматривать жалобы, заявления, обращения граждан и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основанием для принятия решения о необходимости применения в каждом конкретном случае мер прокурорского реагирования. Заявителями в большинстве случаев выступают непосредственно граждане права, которых нарушены, либо различные юридические лица, государственные органы. При изучении сообщений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина прокурор уясняет для себя суть поступившего обращения, составляет мнение о характере реагирования на него. Если заявление не содержит в себе достаточно данных для принятия решения или изложенные в нем факты и доказательства вызывают какие либо сомнения прокурор проводит прокурорскую проверку.

Для проведения проверки необходимы повод и основание. Поводом являются поступившие в прокуратуру сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Основанием же служит наличие в поступившей к прокурору информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства:

имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина;

в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод;

какие правовые нормы при этом были нарушены;

каким органом, организацией и конкретно кем из руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;

какие обстоятельства способствовали нарушению.

При рассмотрении обращений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор обязан разъяснить потерпевшим порядок защиты их прав и свобод. Необходимость в этом возникает преимущественно в случаях:

когда требуется личное обращение пострадавшего за защитой своих нарушенных прав и свобод в компетентный орган;

когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к необоснованному увеличению сроков принятия решения по рассматриваемому вопросу.

При даче разъяснений потерпевшим прокурор обязан указать конкретный государственный орган правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлен всеобщий порядок судебной защиты нарушенных прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Наряду с вышеуказанными средствами сохраняются и альтернативные способы защиты нарушенных прав, о чем также сообщается заявителю. Помимо этого, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права.

При разъяснении гражданам их законных прав прокурор не должен подменять органы в чьи прямые обязанности входит оказание юридической помощи населению. Анализ федерального закона "О прокуратуре" позволяет сделать вывод, что круг лиц, которым прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается только пострадавшими, то есть теми, кому непосредственно причинен вред нарушением их прав и свобод. Составление жалоб в различные инстанции, исковых заявлений и каких либо иных правовых документов от лица пострадавших граждан в обязанности прокурора не входит. Исключением из этого правила является случай когда "гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд". В подобной ситуации Гражданско-Процессуальный Кодекс предоставляет прокурору возможность обратиться в суд с исковым заявлением, направленным на защиту и восстановление прав и свобод указанного гражданина. Конкретизируя это положение, ч.3 ст.131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих прав. Некоторые правоведы отмечают, что "отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, приводит к необоснованным отказам в принятии заявления, т.к. право оценки уважительности причин, принадлежит суду"

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Помимо рассмотрения жалоб, заявлений и обращений граждан и проведения проверок закон вменяет прокурору в обязанность вести активную работу по предупреждению и пресечению возможных нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Если в процессе проверок выявляются случаи, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина принимает наиболее общественно-опасные - преступные формы, к нарушителям должны применяться меры уголовно-правового воздействия. В настоящее время преступные нарушения прав личности получили массовое распространение. Этот факт подтверждает актуальность вышеуказанного требования о необходимости уголовного преследования тех нарушителей прав граждан, в чьих действиях усматриваются признаки совершения преступления. Для успешной борьбы с преступными нарушениями законных прав и свобод граждан необходима грамотная и своевременная оценка прокурором общественной опасности совершенных правонарушений. Особое внимание при изучении поступивших материалов следует обратить на выявление преступных нарушений прав человека и гражданина в действиях должностных лиц, органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий. Наиболее распространенными в наше время согласно статистике являются сообщения о совершении должностными лицами нарушений имущественных, жилищных, трудовых, экологических прав граждан. Если при изучении и проверки подобных сообщений усматриваются обстоятельства, являющиеся достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, оно должно незамедлительно возбуждаться.

Как уже было отмечено выше, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, прокурор обязан принять меры к тому, чтобы лица, подозреваемые в совершении преступного нарушения прав и свобод человека и гражданина подверглись уголовному преследованию. Для достижения этой цели прокурору на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо располагать максимально полной информацией о конкретных случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также о лицах их совершивших или допустивших их совершение. При этом в обязанности прокурора не входит обеспечение сбора всех данных характеризующих состав преступления. Если бы это было так, то прокурор, в какой - то мере выполнял бы работу лиц, ответственных за проведение предварительного расследования и досудебного следствия что отрицательно сказывалось бы на результатах работы соответствующих правоохранительных органов. Материалы прокурорских проверок должны лишь создавать необходимые предпосылки для обеспечения оптимальной направленности хода расследования преступления, а ни в коем случае не заменять его. Прокурору надлежит установить действенный надзор за законностью процессуальных решений следователя по делу с тем, чтобы исключить возможность его незаконного или необоснованного прекращения. Очень важное значение для реализации функции уголовного преследования, вынесения обоснованного и законного приговора по делу имеет участие прокурора в рассмотрении дела судом.

При рассмотрении нарушений носящих характер административного правонарушения прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Согласно Кодексу об Административных Правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) поводами для возбуждения дела об административных правонарушениях являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи;

подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Помимо возможности возбуждения производства об административном правонарушении, прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наделен правом передачи сообщения о правонарушении, материалов проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Решение возбудить производство об административном правонарушении или передать материалы полномочным органам принимается исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. При этом во внимание должна приниматься возможность оперативного рассмотрения сообщений и материалов органами, которым принадлежит право принятия решения по делам об административных правонарушениях.

Сообщения и материалы проверок передаются прокурором в соответствующие правоохранительные органы незамедлительно: сообщение передается в день его поступления, а материалы проверок - сразу же после их завершения.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.