Современная региональная периодическая печать как источник информации о социальном самочувствии населения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Современная региональная периодическая печать как источник информации о социальном самочувствии населения

2020-04-01 155
Современная региональная периодическая печать как источник информации о социальном самочувствии населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для определения социального самочувствия населения социологи чаще всего используют такие методы, как анкетирование, опрос и т.д., проводимых среди респондентов по определенной выборке. Вместе с тем, на наш взгляд, важным подспорьем при исследовании этого аспекта социальной ситуации на местах могут быть региональные средства массовой информации. Очевидно, что правы исследователи, утверждающие, что журналистика «по природе своей ведет всесторонний мониторинг всех сфер жизни и через эту органичную для себя роль наблюдателя и обозревателя может и должна определять, как принято говорить, «повестку дня» - представлять общественности совокупность тех проблем, суждений, … всего актуально значимого в действительности». При этом наиболее подробную информацию предоставят местные СМИ, поскольку они ориентированы на освещение событий и проблематику в своем регионе, наиболее включены в процессы, происходящие на местах, и наиболее полно отражают нюансы этих процессов. [62]

Говоря о СМИ как источнике информации для определения социального самочувствия населения, отметим, во-первых, в качестве значимой антропоцентричность средств массовой коммуникации, которая заложена изначально как их сущностная характеристика. Центральное звено транслируемой на широкую аудиторию информации - человек и его жизнь в самом широком смысле. Телевидение, к примеру, базируется на воспроизводстве многоплановой «картинки», которая призвана отразить многообразие жизни, и предлагает, как правило, наряду с экспертным мнением и взглядом самого журналиста, суждения «человека из толпы», что и может представлять интерес для изучающих позицию по определенному вопросу. Периодические издания в регионах по-прежнему сохраняют традицию укрепления обратной связи с аудиторией, что приводит к ведению различных рубрик, представляющих читательские письма. Подчеркнем, что «СМИ показывают мир таким, каким они видят его сами или каким могут его видеть». Безусловно, далеко не все сотрудники редакций имеют достаточную политологическую подготовку, чтобы точно обозначить отношение к социальной и политической реальности. Но важен и тот факт, что сам журналист, будучи лидером мнения, тоже представляет собой частичку анализируемого социума и заложенные в его материалах суждения есть отражение его социального самочувствия. Все это делает возможным привлечение средств массовой коммуникации в качестве одного из источников при его изучении.

Анализируя СМИ в указанном аспекте, следует учитывать, что газетные площади и эфирное время на современном этапе наполнены не только журналистской информацией, но и информацией, сфабрикованной ньюс-мейкерами. И задача исследователя - разграничивать позицию редакции, которая, в свою очередь, может быть субъективной, от откровенно пиаровской. Однако, несмотря на это, средства массовой информации, на наш взгляд, предоставляют для вдумчивого исследователя большой фактический материал, позволяющий определить векторы развития социального самочувствия.

В качестве ведущего для исследования специфики социального самочувствия населения в конкретном регионе на материале СМИ может быть признан метод контент-анализа, позволяющий создать целостное представление на основе количественных показателей объема и типа имеющейся в прессе информации по заявленной проблеме.

Для определения источниковой базы исследования следует, прежде всего, изучить информационное пространство в регионе. Очевидно, что оно формируется как за счет федеральных электронных и печатных СМИ, так и за счет местных. Однако для исследователей указанного аспекта интерес будут представлять только региональные источники информации - за счет стабильности их интереса к региону.

Генеральная совокупность для исследования в любом регионе будет представлена разными типами электронных и печатных СМИ, которые, однако, не все следует привлекать для анализа. Телевизионные компании в регионах на данном этапе преимущественно специализируются на новостях, что делает их востребованными в рамках нашего исследования. Если посмотреть на структуру региональной прессы в типологическом разрезе, обнаружится не очень большое количество изданий, которые в полном объеме способны выполнять сформулированные выше задачи и отражать в полном объеме социально-экономическую ситуацию и связанные с этим процессы в регионе. Начнем с того, что, как правило, большую часть газетных и журнальных изданий составляют специализированные, сознательно ограничивающие область информационного внимания узким спектром тем: сад и огород, здоровье, спорт, компьютерный мир и др. Наиболее тиражными в регионах, безусловно, являются рекламные или информационно-рекламные издания (еженедельные газеты, ежемесячные журналы), однако они решают свои задачи, не ориентированные на воссоздание полноты информационной картины мира. [62]

Газеты еженедельной периодичности - самый массовый сегмент современной региональной прессы. Они различаются направленностью, предоставляя читателям как разную по качеству информацию, так и разную по тематике. Как еженедельные выходят рекламно-информационные издания, распространяющиеся бесплатно (в предкризисное время их число увеличилось, сейчас оно остается неизменным, в то же время они продолжают удерживать позицию самых высокотиражных в крае) или платно («Все для вас»). Следующее направление - универсальные общественно-политические еженедельные газеты, среди которых большой отряд районных газет. Сохраняя большой общественно-политический блок информации, они тяготеют к универсальности, предоставляя читательской аудитории значительное количество познавательной, практико-ориентированной или развлекательной информации. Есть также в структуре еженедельной прессы специализированные тематические газеты - по вопросам здоровья, садоводства и земледелия и т.д.

В нише еженедельников располагаются и местные таблоиды, среди которых и оригинальные, и местные вкладки общероссийских изданий. Можно отметить, что редакции региональных печатных СМИ осознают отторжение местной аудиторией так называемой «желтой» информации.

Процесс насыщения информационного пространства регионов разными печатными СМИ продолжается, в том числе активное развитие в получила журнальная периодика. Журнальные издания в основном сегментируются по тем же параметрам, что и региональная газетная пресса.

Самыми распространенными среди региональных изданий, пишущих по общественно-политической и экономической тематике, являются ежедневные издания и еженедельные. Соответственно в выборке должны быть представлены оба типа издания. При этом следует учесть, что ежедневная пресса не в полной мере соответствует своему названию, т.к. самая высокая периодичность в печатных СМИ региона (как и по всей стране) - пятиразовый выход в неделю, и он имеет тенденцию к снижению. Поэтому к разряду ежедневных изданий относят такие, которые выходят 3-5 раз в неделю. [62]

Избирательное внимание коммуникатора, формируя «повестку дня», определяет иерархию пунктов в ней, и тем самым представляемые события ранжируются по значимости. Определение главных фокусов внимания средств массовой информации целесообразно сопровождать изучением содержания материалов как конечного продукта массового информационного производства. Контент-аналитическое исследование журналистских текстов на заданную тематику с точки зрения объема и типа имеющихся в них тех или иных сюжетов, их композиции и повторяемости призвано выявить, какую значимость придают редакции тем или иным социально-экономическим процессам.

Исходя из представленного к рассмотрению материала, мы можем сделать следующие выводы:

В числе прочих региональные периодические издания зачастую на своих страницах транслируют зависимость от муниципальных органов власти, и бывают резко ограничены в выборе тем и материалов. Здесь немаловажную роль играют дотации, на которые существует издание, если все средства поступают от гос.органа муниципального образования, то газета фактически является печатным представителем воли и распоряжений муниципалитета. Т.е. чем выше уровень финансовой зависимости, тем ниже уровень свободы печати. Издание становится не гибким, не может соответствовать интересам читательской аудитории, отмирает и остается в роли обязательного рудиментарного придатка района. Информационные издания подобного рода являются самыми многочисленными в масштабе города или района.

Наряду с высокой численностью информационных изданий самыми тиражируемыми являются рекламные и информационно-рекламные издания. Чаще всего их не возможно приобрести самостоятельно, они выпускаются раз в неделю и планомерно распространяются по почтовым ящикам жилых домов. Самыми распространенными в ЛО являются газеты объявлений товаров и услуг «Центр Плюс» и «Экстра Балт». Такие газеты пользуются завидной популярностью и, как правило, имеют долговечную историю.

В общей массе региональных печатных СМИ свою нишу занимают тематические издания «О здоровье», «Сад и Огород», «Дачник» и д.р. Относительная популярность данной прессы характеризуется ее узкой направленностью и ориентацией на интересы местной читательской аудитории.

 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.