Основные характеристики и особенности региональной прессы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные характеристики и особенности региональной прессы

2020-04-01 177
Основные характеристики и особенности региональной прессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На сегодняшний день в России порядка 90 областей и автономных образований. Все субъекты федерации наделены политической, экономической и управленческой самостоятельностью.

В рамках разделеления полномочий между ядром и субъектами федерации многократно возрастает роль информационных связей как внутри местных административных формирований, так и между ними, т.е. на региональном уровне.

Одним из институтов, обслуживающих их текущие информационные потребности, является региональная периодическая пресса. Она выступает и в качестве своеобразного зеркала отражения жизни региона и сильнодействующего катализатора, оказывающего преобразующее влияние на ее динамику. Будучи подсистемой российских СМИ региональная журналистика располагает своей сферой распространения, определенным сочетанием административно-территориального, демографического и национального факторов; возможностью непосредственного включения в социальные процессы, происходящие в данной территориальный общности.

В работах по истории, теории и практике журналистики термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к областной и региональной журналистике. Многие трактуют «регион» как административно-территориальное образование, а региональную печать - как периодические издания, выходящие и распространяемые в пределах административной территории. [14, с. 34-36]

Под понятием «регион» подразумевается также определенная географическая территория (не обязательно административная), население которой тесно связано экономической, культурной, этнографической, конфессиональной и другой общностью, как, например, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Дон и Северный Кавказ и др.

Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования. Прежде всего, в отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы, региональная журналистика обслуживает информационные потребности той читательской аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории.

Радикальные перемены в укладе общественно-политической жизни регионов обусловили соответствующие изменения многих социальных институтов, включая и средства массовой информации. Воздействие, которое оказывает на их функционирование новая политическая, экономическая и социальная ситуация, приводит к возникновению стихийно складывающегося «дикого» информационного рынка, неподвластного, к сожалению, цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции.

Повышенный интерес к теме суверенности как непременного условия будущего процветания региона, апелляция к чувству местного патриотизма, полемичность - все это достаточно надежные средства завоевания симпатий читательской, зрительской и слушательской аудитории. Повышенный интерес к своей региональной журналистике с ликвидацией монополизма однопартийной региональной прессы с ее сухим канцелярским официозом и прямолинейной назидательностью возрастает. [17, с. 9-10]

Неотъемлемой частью российской системы средств массовой информации является региональная печать, занимающая в силу присущих ей отличительных черт особое место в системе СМИ.

До недавнего времени региональная печать имела жестко заданную иерархическую структуру. Почти вся она была однородно партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись преимущественно соответствующие партийные и советские органы. Каждому территориальному образованию полагался обязательный, строго регламентированный сверху набор периодических изданий: одна ежедневная общественно-политическая (краевая, областная) четырехполосная газета формата А-2, одна молодежная (комсомольская краевая, областная) газета, формат которой в разных регионах варьировался, один малоформатный партийный бюллетень «Блокнот агитатора». В районах издавалось по одной партийно-советской газете формата А-3. В некоторых городах издавались зональные (например, для Поволжья, Черноземья или Урала) литературно-художественные журналы. Городам-миллионерам разрешалось иметь вечернюю газету. Так выглядела структура краевой, областной и районной печати. Что касается периодической печати национальных образований, то она была представлена более широко. [17, с. 12-13]

Новые правовые гарантии способствуют количественному и качественному росту региональной периодики, становлению новой ее системы. Формируется учредительский корпус, утверждается множественность в направлениях региональных изданий, плюрализм их взглядов. Читательской аудитории предлагается достаточно широкий выбор непохожих друг на друга, занимающих свою информационную нишу изданий.

Начавшийся процесс реформирования региональной прессы хотя и привел к заметным структурным и количественным изменениям, в целом все еще нестабилен. В значительной степени положение усугубляется высокими ценами на все виды материально-технического обеспечения и услуг. Часто появляющиеся новые издания живут непродолжительное время: многие не находят читательской аудитории, многие не выдерживают конкурентной борьбы.

И все же при всех трудностях, с которыми столкнулась региональная пресса, в ее развитии к середине 90-х гг. обозначились определенные тенденции. Для периодической печати Санкт-Петербурга, в частности, характерна структурная перестройка. Из-за материальных трудностей были закрыты некоторые многотиражные газеты, но начали выходить новые информационно-рекламные издания. В их числе «Северная столица», «Брич-ЭКСПО», «Культура, наука, бизнес». Структура периодической печати Петербурга все больше дифференцировалась в расчете на широкую сеть потребителей различного рода информации. В структуре петербургской периодики было 20 типов изданий. Для специалистов различных профилей - «Экономист», «Ученый и инженер», для деловых людей - «Эхо», «Деловой Петербург», для молодежи - «Смена», для женщин - «Матери мира», для семьи - «Семейный адвокат», для религиозных объединений - «Церковь Ингрин», для административных районов - «Сестрорецкий обозреватель», для интеллигенции - «Петербургский литератор», для любителей спорта - «Спортивный путеводитель» и др. [35, с. 46-47]

Процесс формирования новой структуры региональной журналистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации. Так складываются предпосылки для развития региональных СМИ.

В Восточной Сибири, в частности, весной 1994 г. функционировало 650 различных структурных звеньев системы средств массовой информации. В том числе в Иркутской области - 155 газет, 9 журналов, 58 телепрограмм, 31 радиопрограмма, 1 бюллетень, 4 информационных агентства; в Красноярском крае - 179 газет, 16 журналов, 56 телепрограмм, 2 видеопрограммы, 17 радиопрограмм, 2 бюллетеня, 2 информационных агентства; в Читинской области - 89 газет, 1 журнал, 26 телепрограмм, 1 радиопрограмма. [10, с. 46-47]

В региональную систему периодической печати Кузбасса в 1994 г. выходило 153 газеты, в том числе 4 областных, 35 общественно-политических городских и районных, 48 многотиражных. Кроме того, издавались рекламно-коммерческие, религиозные, литературно-художественные и другого типа газеты и журналы.

В систему средств массовой информации Воронежский области в 1995 г. входило 145 газет и журналов, 38 телепрограмм, 12 видеопрограмм, 27 радиопрограмм.

В состав учредителей газетно-журнальной периодики регионов входят две основные группы. Первую представляют государственные (официальные) органы. Сюда вошли издания различных территориальных администраций и их ведомств, газеты государственных предприятий и учреждений. Это несколько меньше половины выходивших в регионе газет, в Иркутской области, например, 67 из 155 газет. Основная тенденция первой группы изданий - сокращение их количества из-за недостаточного финансирования со стороны местной администрации и тяжелого экономического положения государственных предприятий.

Вторая группа изданий основана частными лицами, коммерческими, акционерными компаниями, различными политическими партиями и организациями, общественными движениями. В Иркутской области, например, в нее входило около 100 газет и 11 журналов.

Вместе с тем ограниченная численность населения и увеличивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобретать по нескольку газет и журналов. Тем не менее на областном и краевом рынках предлагается пока достаточно широкий перечень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различные запросы читательских групп. Так, в Нижегородской области издаются общественно-политические газеты «Нижегородская правда», «Нижегородские новости» и «Факты, аргументы, комментарии и сенсации (ФАКС)», молодежная «Ленинская смена», газета для жителей села «Земля Нижегородская», областная газета «Профсоюзная трибуна», еженедельное обозрение экономических событий «Нижегородская ярмарка», еженедельники для нижегородских предпринимателей «Биржа» и «Дело», газета для интеллигенции «Курьер», пресс-обозрение «Понедельник», программа передач телевидения и радиовещания «Студия». [26, с. 79-80]

Но есть и такие области, где функционирует всего несколько изданий. В частности, на Сахалине читательские потребности удовлетворяют (не считая городских и районных) общественно-политические газеты «Свободный Сахалин», «Губернские ведомости» и «Советский Сахалин», молодежная газета «Молодая гвардия», отраслевая «Рыбак Сахалина» и выходящая на корейском языке общественно-политическая газета «Се Коре Синмун». Наиболее результативными в контексте развития газетной периодики регионов оказались процессы, так или иначе связанные с опытом функционирования традиционных местных типов изданий. Так, именно во второй половине 80-х - начале 90-х гг. существенно расширилась структура областной печати. В Ярославле, например, издается свыше 20 областных газет: массовые общественно-политические - «Золотое кольцо», «Северный край» и «Провинция», молодежная - «Юность», для людей, занятых в сфере бизнеса - «Биржевые вести» и «”НЭП” - Новая эра предпринимательства», рекламно-информационные - «РИКО» и «Ярославская неделя», газета социальной защиты населения «Голос профсоюзов», религиозная - «Епархиальные ведомости», правозащитная - «Именем закона», детская - «Школяр», отраслевая - «Ярославский строитель», уфологические - «Неведомое», «Непознанный мир» и «Четвертое измерение», информационная - «Обзор-экспресс» и др. Жителям Ярославля адресовано 7 городских газет: общественно-политический еженедельник «Городские новости» с самостоятельно зарегистрированным рекламно-информационным и художественным приложением «Стрелка», еженедельник деловых новостей «Апостол», газета фонда гражданских инициатив «Содействие», «Ярославский студент» и «Ярославский садовод и животновод», спортивная - «Футбол, хоккей», бульварная - «Вечерний Ярославль». Кроме того, здесь выходят 3 межрегиональные газеты, 3 журнала и 25 районных газет. [26, с. 84-85]

К числу межрегиональных относятся издаваемая в Ростове-на-Дону политическая, экономическая и литературная газета Юга России «Приазовский край», выходящая в Твери и распространяемая в Нечерноземье газета для садоводов и огородников «Сотка», российская военная газеты «Солдаты фортуны», основанная во Владимире и поступающая также в Москву и Санкт-Петербург; учрежденная в Нижнем Новгороде женская газета «Алена», доставляемая в Ульяновск, Ижевск, Чебоксары, Вятку, Смоленск, Петрозаводск, Саранск и Махачкалу; историко-культурная газета «Родные просторы», предлагаемая читателям Санкт-Петербурга, Москвы, Урала, Дальнего Востока и Республики Крым; бульварная газета «Клюква», распространяемая в Москве и Санкт-Петербурге.

Заметные перемены произошли и в содержании региональной периодики. Она перестала иметь ярко выраженную политическую направленность. Ей стали присущи политический плюрализм, отказ от политических приоритетов в жизни региона. Все меньше обращаясь к политическим вопросам, она уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства. На страницах местной печати стали публиковаться научно-популярные, детективные, фантастические произведения. Одним словом, на смену только политическим статьям пришли материалы культурно-развлекательного цикла.

Подобные черты стали присущи иркутской «Восточно-Сибирской правде», воронежским газетам «Коммуна», «Утро», «Берег», «Воронежский курьер», выходившим в Ростове-на-Дону «Молоту», «Вечернему Ростову», «Нашему времени» (бывший «Комсомолец»), Появились в Ростове-на-Дону и новые общественно-политические независимые газеты «Утро», «Приазовский край», нашедшие свою читательскую аудиторию и занявшие стабильное место в системе печати региона.

В структуре региональной прессы утвердились деловые, коммерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом. В крупных краевых и областных центрах издаются по одной-две газеты типа «Коммерсантъ» или «Мегаполис экспресс». В Санкт-Петербурге, в частности, такими изданиями стали «Эхо», «Деловой Петербург», в Ростове-на-Дону - «Город N», в Воронеже - «Берег», в Барнауле - «Альфа-инвест» и др.

Радикальные изменения, происшедшие в 90-е гг. на селе, заметно отразились не только на содержании региональной печати, но и на ее структуре. Появились десятки изданий, предназначенных для села и пишущих о селе. Так, в Ярославле стала выходить «Северная пчела», в Екатеринбурге - «Аграрный рынок», в Перми - «Крестьянская газета». Большой интерес у фермеров, дачников, садоводов и огородников вызвали и такие региональные аграрные издания, как «Сам хозяин» (Казань), «Притяжение земли» (Иваново), «Фазенда» (Самара), «Сотка» (Тверь), «Ярославский садовод и животновод» и др. Их содержание отражает растущую тягу людей к земле, их интерес к профессиональной аграрной информации, культуре земледелия, животноводства, садоводства, огородничества. В местных аграрных изданиях много материалов в помощь агрохимическому самообразованию, различной информации о характере сезонных работ, полезных советов людям, занимающимся сельским хозяйством.

В региональной аграрной прессе к середине 90-х гг. появилось немало фермерских изданий. Некоторые из них выходили на 8, другие - на 16 полосах. Разовый тираж их, как и у других региональных аграрных изданий, колебался от 5 до 15 тыс. экз. Так, выходившее в Перми издание ивановских фермеров «Крестьянская газета» имело тираж до 10 тыс. экз. («Притяжение земли»), а газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» - 5 тыс. экз.

В региональной аграрной прессе появились и издания для горожан, проявляющих интерес к хозяйствованию на земле. Наиболее популярными среди них стали восьмиполосные еженедельник «Граунд», «Ваши 6 соток» - газета, выходившая два раза в месяц, и ежемесячная газета «Наша дача». [37]

При общей близости их проблематики, каждая из них имела свою специфику. У газеты «Ваши 6 соток» - это практическая сельскохозяйственная направленность. Она публикует советы и рекомендации, связанные с выбором сортов овощных и плодовых культур, элементарными приемами агротехники и т.д. Назначение и направление московского еженедельника «Граунд», учрежденного фирмой «Новистика», выражены в подзаголовке: «Собственникам недвижимости в Подмосковье». В газете есть постоянные разделы: «Недвижимость: купля, продажа, обмен», «Строительные материалы», «Советы специалиста», «Консультации юриста» и др. В материалах разделов приводятся основные данные по продаже земельных участков, их размерах, расстоянии от Москвы.

Так исторически сложилось, что в структуре региональной журналистики важное место занимает районная печать. Она всегда испытывала определенные затруднения в кадрах, в материально-техническом обеспечении, в полиграфической базе. Положение ее стало еще более тяжелым в условиях перехода к рыночной экономике. И тем не менее многие районные газеты продолжают пользоваться спросом у местного населения, ибо именно они наиболее близки жителям района, представляют им полезную информацию и рассказывают о знакомых людях, местной жизни и интересующих событиях. [39]

Преодоление трудностей, с которыми сталкивается районная печать, во многом зависит от редакционных коллективов, делающих газету. Так, многие районные газеты Ярославской, Новгородской, Томской и других областей нашли пути для удовлетворения читательских интересов и за счет этого сделали свои издания самыми популярными в области. Ориентируясь на интересы аудитории, они сделали регулярными спецвыпуски и приложения. Так, спецвыпуск Томской районной газеты «Томское предместье» - «Зеленый шум» - посвящен вопросам экологии, спецвыпуск газеты Верхнекетского района «Заря Севера» называется «В защиту потребителя». Объединенное субботнее приложение «Надежда плюс» подготовлено редакциями трех газет Чаинского, Кривошеинского и Молчановского районов.

Районные газеты, стремящиеся к завоеванию читательской аудитории, обращаются к формам, вызывающим интерес к той или иной сфере общественной и экономической жизни. При этом важна адресность тематических страниц и подборок. Они касаются вопросов, которые волнуют молодежь, женщин, пенсионеров, экологов. Часто встречаются и «Литературные страницы». [41]

Стремление редакций актуализировать проблематику районных газет, являющихся, как правило, органами администрации, четко проявляется в рубриках, характеризующих процесс перехода к рыночным отношениям. Среди них, в частности, материалы районной газеты «Северянка», «На рынке труда района», «Горячая тема», «Точка зрения», «Социальная бухгалтерия», «Ценная информация» и др.

О популярности районных газет, к примеру в Томской области, можно судить по таким фактам. Если в городах области (кроме Томска и Северска) на каждых 7 жителей приходится 1 экз. газеты, то в районе - один экземпляр газеты на каждых 5 человек. Плотность подписки на местную газету еще большая в селах Александровское, Первомайское, в городах Колпашево, Стрежевой, Асино и др.

В середине 90-х гг. в региональной журналистике окончательно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве. Так, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Экономическая жизнь», пользующиеся авторитетом в читательской аудитории, сделали постоянными присутствие на местах своих региональных редакций, представительств, рекламных агентств и бюро. Прочное место в системе печати Ростовской области, например, заняли «Аргументы и факты на Дону» и «Комсомольская правда на Дону». [41]

Редакции некоторых московских газет развернули в регионах активную информационно-журналистскую деятельность: «КП-Воронеж» («Комсомольская правда» в Воронеже) выпускает несколько рекламно-информационных изданий, вкладыши, основанные на местном материале. Содержание «КП-Воронеж» не оставляет сомнений в том, что это в значительной мере рекламно-коммерческое издание.

Демократические преобразования второй половины 80-х - начала 90-х гг. открыли реальные возможности для обновления журналистики национальных образований. Будучи подсистемой региональной печати Российской Федерации, она имеет в своей структуре практически все звенья системы средств массовой информации. В частности, периодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др.

Многообразные формы учредительства, социальные и экономические изменения, происходившие в обществе, способствовали процессу интенсивного формирования в национальных регионах рынка деловой информации и связанной с ним различной по типам деловой прессы. Во многих городах автономных республик и областей Российской Федерации стали выходить различные информационно-коммерческие издания. При этом структура их заметно изменилась, претерпевая дифференцированное развитие в расчете на различные категории читателей. Это и массовые рекламно-информационные издания типа уфимских «Новых товаров», «Товаров и услуг», и издания для деловых людей - банковских работников, бухгалтеров, предпринимателей, бизнесменов, коммерсантов, и специальные отраслевые издания для узкого круга специалистов - «Аудит и налогообложение», «Финансовый бизнес», «Монитор» (Республика Башкортостан) и др. [43]

Понятно, что различные издания далеко не одинаково освещают и оценивают события политической, экономической, социальной и культурной жизни республиканского сообщества. Некоторые республиканские издания, провозглашая лозунги роста национального самосознания, ратуют за исключительность собственной нации, утверждение этнорелигиозных идеалов. Однако трудно переоценить и влияние той части республиканской печати, которая успешно играет роль стабилизатора политической обстановки, вносит неоценимый вклад в сдерживание и погашение возникающих в республиках конфликтов, противостоит центробежным силам. В целом ситуацию в республиканской печати характеризует активное участие журналистов в процессах перераспределения власти, в распространении идеи суверенитета, их апелляции к национальному самосознанию, полемике между умеренно-центристскими изданиями и занимающими ярко выраженные антицентристские позиции новых изданий определенной политической ориентации.

В проблематике региональной журналистики заметное место заняли материалы, посвященные вопросам истории своего народа, культуры, языка, этнографии и т.д.

Духовному, нравственному возрождению каждой нации, ее исторической памяти активно содействуют различные общественные организации, партии, национальные движения и группировки.

Иными словами, журналистика Российской Федерации продолжает носить многонациональный характер. В 1995 г. газеты и журналы выходили на 36 языках народов, проживающих в стране.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.