Тенденции и перспективы развития региональной прессы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тенденции и перспективы развития региональной прессы

2020-04-01 232
Тенденции и перспективы развития региональной прессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система жанров современной российской региональной журналистики находится в состоянии непрерывной трансформации. Этот процесс начался в годы перестройки и до сих пор активно продолжается. Со сменой политической формации изменились цели журналистики: во времена Советского Союза вся пресса реализовывала, прежде всего, идеологическую функцию, и система жанров в первую очередь была нацелена на пропаганду. Аналитические жанры преобладали над информационными, а информационные жанры содержали комментарии и элементы анализа. [40]

Современная российская журналистика на первое место ставит задачу информирования. Соответственно, меняется жанровая картина СМИ: российские СМИ стали активно заимствовать жанры из зарубежной журналистики, подобная тенденция наблюдается и на региональном уровне, где эти жанры формировались десятки лет. В первую очередь речь идет именно об информационных жанрах. Многие исследователи утверждают, что сейчас в отечественной журналистике идет полная перестройка новостных жанров, а аналитическая журналистика переживает времена «гибридизации», когда устоявшиеся советские жанры тесно «срастаются» с традициями англо-американской колумнистики. Однако, несмотря на то, что советская школа журналистики с системой жанров потеряла свои позиции, в некоторых печатных СМИ советские традиции журналистики сильны по-прежнему.

Как мы уже отметили выше, процесс трансформации жанровой картины российской региональной журналистики не завершен, и говорить о жанровой системе как о сформировавшейся преждевременно. Сегодня существует несколько жанровых теорий. Их авторы приводят различную классификацию журналистским текстам, опираясь на различные критерии.

А.А. Тертычный информационные жанры подразделяет на заметку («краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы»), информационную корреспонденцию («публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр.»)[43], информационный отчет («Причина отнесения типа публикаций, обозначенных как “информационный отчет”, к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это - всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.»), информационное интервью («интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут “разворачивать” ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал»), блиц-опрос, вопрос - ответ, репортаж, некролог.

Несколько иная трактовка теории новостных жанров у исследователя журналистики Л. Е. Кройчика. Он делит информационные тексты на оперативно-новостные, оперативно-исследовательские и исследовательско- новостные. К оперативно-новостным текстам он относит заметку, которая характеризуется краткостью, оперативностью, «очищенностью сущностной информации от “шумов”» (дополнительных сведений и деталей). В оперативно-исследовательских текстах «на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой информации, а ее истолкование». На этом основании Л. Е. Кройчик к таким текстам относит отчет, репортаж и интервью. Тексты исследовательско-новостной группы «объединяет стремление публициста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации (так называемая актуализация проблемы), а с другой - возникшую проблему проанализировать, описываемым фактам дать оценку». Этим характеристикам, по мнению Л. Е. Кройчика, соответствуют корреспонденция, комментарий, рецензия. [39]

Информационные жанры Колесниченко называет новостными. К ним он относит короткую новость, расширенную новостную заметку, «песочные часы» и информационное интервью. Короткой новостью он называет небольшое сообщение, содержащее ответы на шесть вопросов «Who?», «What?», «When?», «Where?», «Whe?», «Who?». В расширенной новости помимо этого содержится подробный рассказ о самом событии и бэкграунд - дополнительную информацию. Информационный текст «песочные часы» отличает особая структура изложения новости - сочетание перевернутой и прямой пирамид.

Известный современный медиа-аналитик Татьяна Репкова представляет в корне отличную от вышеназванных теорий классификацию медиатекстов. Репкова относит жанры, сложившиеся в советской и постсоветской журналистике, к традиционным и говорит об ошибочности этой теории, так как традиционный подход изначально не проводит разграничения между фактами и мнениями. «Жанр прокомментированных новостей неприемлем для использования в профессиональной газете, поскольку согласно его названию, в нем смешиваются факты и мнения». Кроме того, Репкова ставит под сомнение существование в журналистике эмоциональных жанров: «Традиционный подход выделяет так называемые рациональные и эмоциональные жанры. Поскольку эмоции в определенном смысле могут быть рациональны, то такая классификация и вовсе теряет смысл». [46]

В противовес традиционной журналистике Репкова выделяет журналистику универсальную, которая «в профессиональных газетах занимает почти всю имеющуюся редакционную площадь». К универсальным типам журналистских текстов она относит новости, анализ и мнение. Новости Репкова подразделяет на непосредственные и развернутые. В непосредственных новостях оперативно и лаконично излагается информация о произошедшем событии. [46] В развернутых новостях вопрос рассматривается подробно и углубленно. В европейской журналистике развернутые новости часто называют очерком.

Опираясь на вышеизложенное и учитывая современные тенденции в российской журналистике в общем и региональной журналистике в частности, мы в качестве новостных жанров предлагаем рассматривать следующие: информационная заметка или информация, новостная статья, репортаж, отчет, обзор. Используя такие критерии, как цель автора, структура статьи, степень присутствия автора в тексте, стиль, можно выделить основные черты данных жанров.

Если углубиться в тенденции развития региональных жанров, то мы увидим, что главенствующую роль занимает «новость». И тут уже не несет особенного значения, будь то новость города, края или района. В виде репортажа или заметки новость присутствует в каждом региональном издании. Пальму первенства с ней разделяет интервью, главной темой которого, чаще всего, является событие. Т.е. мы либо самостоятельно рассказывает о том, что произошло или задаем вопросы непосредственному участнику событий.

Проанализировав рынок региональных СМИ мы пришли к выводу, что информационные жанры, озвученные выше, получают самое широкое распространение, аналитические жанры, такие как рецензия, обозрение или комментарий, используются лишь частично, в той или иной мере выступая в роли вспомогательных жанров, поддерживающий общий редакционный уклад. Что касается использования художественно-публицистических жанров, очерков, фельетонов или памфлетов, они совершенно не находят отражения в периодической прессе регионов.

Можно полагать, что в ближайшее время выбор жанров в региональный прессе останется неизменным, можно лишь рассчитывать на то, что сменится сам стиль подачи.

Если говорить о перспективах развития региональной периодической печати, то здесь сложно ожидать резкого изменения направленности. Регионы часто с трудом идут на встречу прогрессу и кардинальным изменениям. Но в целом ситуация не так плачевна, как могло показаться, периодика крупных городов сегодня в большинстве своем делается не только ради того чтобы быть и занимать отведенное место, во многих редакциях работают действительно профессиональные журналисты, которые полностью отдаются своей работе и вносят в развитие региональной печати в целом и жанров в частности, свой значительный вклад.


Заключение

 

Подводя итог исследованию, направленному на выявление и изучение жанров региональной периодической печати, а также рассмотрению тенденций и перспектив, нами были достигнуты поставленные задачи:

рассмотрены общественно-политические условия развития региональной прессы;

исследованы региональные СМИ России;

дан сравнительный анализ региональных СМИ на примере нескольких изданий;

выявлена роль читательского интереса на формирование контента в региональных СМИ;

обозначены новые форматы и тенденции развития современных региональных СМИ;

сформировано представление и охарактеризованы приоритетные жанры периодической печати регионов.

Также на пути изучения вопроса региональных СМИ мы пришли к ряду выводов:

В числе прочих региональные периодические издания зачастую на своих страницах транслируют зависимость от муниципальных органов власти, и бывают резко ограничены в выборе тем и материалов. Здесь немаловажную роль играют дотации, на которые существует издание, если все средства поступают от гос.органа муниципального образования, то газета фактически является печатным представителем воли и распоряжений муниципалитета. Т.е. чем выше уровень финансовой зависимости, тем ниже уровень свободы печати. Издание становится не гибким, не может соответствовать интересам читательской аудитории, отмирает и остается в роли обязательного рудиментарного придатка района. Информационные издания подобного рода являются самыми многочисленными в масштабе города или района.

Наряду с высокой численностью информационных изданий самыми тиражируемыми являются рекламные и информационно-рекламные издания. Чаще всего их не возможно приобрести самостоятельно, они выпускаются раз в неделю и планомерно распространяются по почтовым ящикам жилых домов. Самыми распространенными в ЛО являются газеты объявлений товаров и услуг «Центр Плюс» и «Экстра Балт». Такие газеты пользуются завидной популярностью и, как правило, имеют долговечную историю.

В общей массе региональных печатных СМИ свою нишу занимают тематические издания «О здоровье», «Сад и Огород», «Дачник» и д.р. Относительная популярность данной прессы характеризуется ее узкой направленностью и ориентацией на интересы местной читательской аудитории.

Если углубиться в тенденции развития региональных жанров, то мы увидим, что главенствующую роль занимает «новость». И тут уже не несет особенного значения, будь то новость города, края или района. В виде репортажа или заметки новость присутствует в каждом региональном издании. Пальму первенства с ней разделяет интервью, главной темой которого, чаще всего, является событие. Т.е. мы либо самостоятельно рассказывает о том, что произошло или задаем вопросы непосредственному участнику событий.

Проанализировав рынок региональных СМИ мы пришли к выводу, что информационные жанры, озвученные выше, получают самое широкое распространение, аналитические жанры, такие как рецензия, обозрение или комментарий, используются лишь частично, в той или иной мере выступая в роли вспомогательных жанров, поддерживающий общий редакционный уклад. Что касается использования художественно-публицистических жанров, очерков, фельетонов или памфлетов, они совершенно не находят отражения в периодической прессе регионов.

Можно полагать, что в ближайшее время выбор жанров в региональный прессе останется неизменным, можно лишь рассчитывать на то, что сменится сам стиль подачи.

Если говорить о перспективах развития региональной периодической печати, то здесь сложно ожидать резкого изменения направленности. Регионы часто с трудом идут на встречу прогрессу и кардинальным изменениям. Но в целом ситуация не так плачевна, как могло показаться, периодика крупных городов сегодня в большинстве своем делается не только ради того чтобы быть и занимать отведенное место, во многих редакциях работают действительно профессиональные журналисты, которые полностью отдаются своей работе и вносят в развитие региональной печати в целом и жанров в частности, свой значительный вклад.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.