Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятиях — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятиях

2020-04-01 172
Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекция зрения ребенка на первом этапе при поступлении его в детский сад заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии (закрытия) лучше видящего глаза. При этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего, поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд - дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4).

2 ряд - дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6).

3 ряд и далее - дети с хорошей остротой зрения (от 0,6 до 1,0)

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то - слева от воспитателя, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 - 3 ряд, а с парезами глазных мышц - по центру в зависимости от остроты зрения.

При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом:

- в 2—3 ряда, соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз;

- полукругом (не широким);

- «каре»;

- «параллельно» - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.

Во всех указанных положениях учитывается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия (расходящееся).

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже - 0,4) следует сажать за первую парту (стол) так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям. На занятиях по математике размер предметов - 15 см, размер используемой натуры – 20-25 см, раздаточного материала - 1 - 5 см.

Картину обычно демонстрируют на определенном фоне, мелкие картинки также.Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети хорошо их видели. Следует тщательно продумывать удобное размещение пособий на занятиях по изобразительной деятельности с учетом остроты зрения и окклюзии, а также использовать индивидуальные подставки (вертикаль) для рассматривания объекта, показа приемов.

Нужно постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребенка вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий, например, через 15-20 мин игры с наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы. Во всех видах деятельности этим детям необходимо дополнительно подходить к рассматриваемому предмету, объекту.

 


Приложение 2.

Примерная схема специального занятия тифлопедагога

в детском саду для детей с нарушенным зрением

по материалам методического пособия

«Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения»

международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, СПб, 1995

 

Тип занятия. Тема занятия.

2. Программное содержание.

Формирование сенсорных эталонов:

- расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;

- формирование представлений и их уточнение;

- обучение использованию эталонов при анализе свойств и качеств предметов;

- развитие сенсорных операций, систем исследовательских действий.

Формирование способов обследования и предметных представлений:

- расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира;

- формирование способов обследования предметов;

- формирование мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- развитие речи.

Развитие предметности восприятия:

- уточнение предметных представлений;

- обучение детей узнавать предметы в разных модальностях;

- обучение способам выделения признаков опознания;

- совершенствование способов обследования.

Развитие восприятия сюжетных изображений:

- формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов и др.);

- формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет;

- обучение детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей;

- развитие монологической и описательной речи.

Развитие восприятия глубины пространства:

- формирование нестереоскопических способов восприятия глубины пространства;

- обучение детей переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве;

- формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве) и развитие точности восприятия;

- развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе.

Развитие навыков ориентировки:

- формирование пространственных представлений;

- обучение ориентироваться на основе представлений;

- расширение опыта ориентировки в окружающем.

 

Структура занятия:

- продолжительность занятия (в соответствии с возрастной группой);

- количество и виды заданий детям (в младшей группе - 3—4 задания, в средней - 4—5, в старшей - 5—6, в подготовительной - до 7—8);

- логическая последовательность заданий.

 

При составлении конспектов занятий педагогам необходимо учитывать тифлопедагогические требования:

- Соблюдение режима зрительных нагрузок на занятии (чередование заданий с фиксацией взора вблизи - вдали), средства развития зрительных функций, интенсивность зрительной деятельности детей.

-  Использование на занятии специфических методов и приемов обучения детей.

-  Использование приемов максимального учета индивидуальных особенностей детей и усиления активности на занятии.

- Включение обязательных компонентов занятий: зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, зрительная релаксация, дидактические задания.


Приложение 3.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1.

II младшая группа.

Тип занятия: формирование сенсорных эталонов (величина).

Лексическая тема: «Осенняя одежда».

Общеобразовательная задача:

1. Уточнять представления детей об осенней одежде.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.