Ознакомление дошкольников с ролью зрения. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ознакомление дошкольников с ролью зрения.

2020-04-01 156
Ознакомление дошкольников с ролью зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Липатникова Е.В.

У детей, имеющих зрительную патологию, с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать понимание роли зрения в их жизни. С этой целью, начиная с младшей группы, тифлопедагог и воспитатели дают детям представление о том, что они могут узнать об окружающем мире с помощью глаз. Делается это на примере конкретных, понятных детям ситуаций из их жизни. Так, им объясняют, что глазами они видят своих родителей, бабушек и дедушек, других взрослых и детей; видят все, что находится в группе (мебель, игрушки, цветы) и на участке детского сада (песочница, качели) и т.д. Проводят игровые упражнения, в которых дети знакомятся с назначением глаз, с их ролью в познании окружающего мира. Например, такие: «Посмотри на воспитательницу. Расскажи, что она делает», «Посмотри на другого ребенка. Расскажи, во что он одет». «Найди глазами игрушки красного (желтого, синего, зеленого и т.д.) цвета. Назови их» и т.п. детям объясняют, что способность глаз видеть окружающие предметы и все, что происходит вокруг, называют зрением. Постепенно (в старшей и подготовительной группах) этот термин включается в активный словарь детей.

На специальных коррекционных и общеобразовательных занятиях у детей формируют представление о глазах как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении. Так, на занятии тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей зрительному обследованию они познают возможности увидеть цвет, форму, величину предмета, его строение, определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д.

Полученные детьми знания закрепляются и совершенствуются в их повседневной жизни в детском саду: в играх, на прогулке и в другие режимные моменты. Воспитатели демонстрируют детям, что зрение необходимо не только для узнавания игрушек, предметов, людей, но и для того, чтобы правильно выбрать направление своего движения, сохранять и менять его в процессе передвижения. Проводят такие игровые упражнения: «Проследи взглядом путь до игрушки» (до домика, до веранды — на участке детского сада), «Иди от одной игрушки до другой», «Пройди от двери до шкафа с игрушками», «Посмотри внимательно. Выбери самый короткий (самый длинный) путь до домика» и т.д.

Детей учат также использовать зрение для контроля над своими действиями с игрушками, предметами, во время осуществления различных элементарных операций по самообслуживанию, во время дежурства по столовой, в уголке природы и т.п. С этой целью проводят следующие игровые упражнения: «Выполни задание с открытыми, с закрытыми глазами», «Собери матрешку с открытыми глазами, с закрытыми глазами», «Следи за своими действиями глазами», «Расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза».

В подобных упражнениях детям наглядно демонстрируют, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий. «Если хочешь, чтобы у тебя получилось красиво, следи внимательно глазами за тем, что делают твои руки», — такую установку дает педагог. Постепенно дети начинают осознавать необходимость зрительно контролировать свои действия.

В процессе выполнения всех упражнений тифлопедагог или воспитатель предлагают детям последовательно и четко описать свои действия. Например, ребенка просят объяснить, как он сумел быстро найти названную педагогом игрушку, быстро и красиво накрыть на стол, правильно выбрать нужное направление движения и т.д. Детей подводят к самостоятельным выводам.

Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися.

На всех общеобразовательных и специальных коррекционных занятиях, а также в повседневной жизни (при обучении детей игре и различным видам труда) педагоги показывают детям и объясняют, что все их движения и действия игрушками и предметами можно выполнить успешнее, если внимательно следить глазами сначала за педагогом, который показывает, а затем за движениями своего тела, рук и ног.

На специальных коррекционных занятиях тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке дети получают знания по разделу «Ребенку о нем самом об окружающих людях». Это важнейшая часть коррекционного обучения, так как у детей формируют умения понимать себя и окружающих, адекватно вести себя во взаимодействии друг с другом. Воспитатели переводят эти умения в прочные навыки самостоятельных осознанных действий детей в совместных играх, на общеобразовательных занятиях, в различных трудовых операциях.

Необходимо сформировать у детей понимание роли зрения в общении между людьми. Детям объясняют, что зрение дает им информацию о внешнем облике друг друга (какого цвета глаза и волос какой формы нос и т.д.; какая красивая и чистая одежда или, напротив, как она мятая, испачканная, порванная). Зрение не только позволяет увидеть хорошее, красивое, но и помогает увидеть недостатки во внешнем облике друг друга. С помощью зрения можно догадаться (если посмотреть на другого человека внимательно), какое у него настроение (веселое, грустное или задумчивое) понять отношение взрослых (родителей, воспитателей, няни и др.) к тебе. Об этом свидетельствует ласковый, сердитый или удивлённый взгляд, приподнятые вверх брови, нахмуренное или улыбающееся лицо т.д. Все это тифлопедагог и воспитатели демонстрируют детям, упражняют их в изображении различных эмоций и состояний и в «чтении эмоциональных состояний друг друга и окружающих взрослых. Дети учатся этому в таких игровых упражнениях: «Узнай мое настроение «догадайся, как взрослый относится тому, что ты делаешь» и т.д.

В результате такой целенаправленной работы дети постепенно начинают осознавать, что глаза — очень важный орган, который помогает многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают; глаза помогают быстрее, точнее и красивее выполнять различные действия с игрушками и предметами, лучше выполнять задания на занятиях, быстро и аккуратно одеваться и раздеваться и т.д.

Представления детей о роли зрения в их жизни постоянно закрепляются в различных игровых упражнениях, например, «Расскажи, что можно узнать о внешнем облике человека с помощью зрения», «Расскажи, что можно узнать о настроении человека с помощью зрения», «Что можно узнать об окружающем мире с помощью зрения?» и т.п. Проводятся игры с использованием натуральных предметов, игрушек и иллюстративного материала, например, по типу «Лото», «Домино», когда дети подбирают картинки в соответствии с поставленной перед ними задачей.

Формирование у детей с нарушением зрения представлений о своих собственных зрительных возможностях является важнейшей задачей коррекционной работы. Мы не согласны с теми педагогами, которые считают, что не надо обсуждать с детьми, имеющими патологию зрения, эту проблему. Напротив, это необходимо, так как поможет им впоследствии реально оценивать свои зрительные возможности. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, насколько нарушено его зрение, почему ему нужно носить очки, окклюдор, заниматься на офтальмологических аппаратах. Это необходимо для воспитания у детей осознанного отношения к лечению зрительных заболеваний. Занятия на целом ряде аппаратов требуют от детей усиленного внимания, напряженной мыслительной деятельности (например, умения анализировать ситуацию в предъявленном ему изображении и изменять ее). Многим дошкольникам трудно выполнить требования медсестры-ортоптистки, которая проводит с ними аппаратное лечение. В связи с этим дети не охотно идут на лечение.

Важно, чтобы дети понимали, что из- за нарушения зрения они не могут получать об окружающем полноценную информацию. Чтобы помочь детям осознать это, педагог предлагает им рассмотреть игрушку или какой-то предмет (близко и на расстоянии), посмотреть в окно и т.п. — сначала в очках, а затем без очков. Ребенка просят рассказать, что он увидел. Педагог задает ему уточняющие, наводящие на правильный ответ вопросы, его внимание обращается на то, что в очках он смог увидеть, различить, выделить больше признаков предмета, чем без очков. В очках он видит предмет, расположенный на некотором расстоянии от него, четко, в ярких тонах, со всеми деталями. Без очков удаленный предмет либо вовсе не воспринимается, либо воспринимается нечетко, контур его размыт, многие детали выпадают, трудно определить пространственное расположение частей и т.д.

Педагог предлагает ребенку вспомнить и назвать те признаки предмета, которые он не увидел или увидел плохо без очков. Ребенок делает вывод: «В очках видно лучше. В очках можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя».

Таким образом, детей подводят к пониманию назначения очков и необходимости их носить. Кроме того, слабовидящим детям и слепым, имеющим остаточное зрение, объясняют, что очки не только позволяют им лучше видеть сейчас, но и помогают сохранить зрение. Детям с амблиопией и косоглазием говорят о том, что в результате занятий на аппаратах, правильного ношения очков и окклюдоров их зрение постепенно восстанавливается, и они смогут через некоторое время обходиться без очков. Дети начинают осознанно относиться к процессу лечения, охотно участвуют в нем, стараются как можно лучше выполнять указания ортоптистки. Безусловно, это позволяет быстрее добиваться улучшения состояния зрительных функций, восстановления нарушенного зрения.

В дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В их числе должен быть навык соблюдения гигиены глаз. Практика дошкольного воспитания показала, что к концу пребывания в детском саду дети, как правило, хорошо владеют навыком умывания. Но в наблюдениях за детьми выявлено, что, научившись тщательно мыть руки и лицо (лоб, нос, щеки, подбородок), дети не промывают глаза. Воспитатели же, в большинстве случаев, не обращают на это внимания. Между тем необходимо, чтобы процедура правильного ежедневного ухода за глазами стала привычной для детей. Это же касается и ухода за очками, которые должны быть всегда чистыми. Необходимость в этом вызвана не только эстетическими требованиями, но и тем, что глаза — слабое место наших детей и любая грязь, в них попавшая, может стать источником инфекционного заболевания (например, коньюктивита); пользование же грязными, заляпанными очками затрудняет, искажает зрительное восприятие детей.

Дети должны также иметь представление о том, что вредно для зрения. Так, им объясняют, что недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, рассматривание и чтение книг лежа, вредно также это делать в движущемся транспорте. Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности. Детям объясняют также, что нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.

Следует познакомить детей с правилами охраны зрения, которые включают в себя следующее:

- соблюдение правильной позы при выполнении графических работ, дидактических упражнений за партой, столом, а также при рассматривании картинок и чтении книг;

- умение правильно пользоваться дополнительным (местным) освещением;

- умение пользоваться вспомогательными средствами (лупами, подставка для книг);

- соблюдение режима чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

Дети старшего дошкольного возраста быстро усваивают эти правила и в результате постоянных упражнений в соблюдении начинают следовать им самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых.

Очень важно научить детей приемам оказания помощи своему нарушенному зрению. Одним из таких приемов является умение правильно зрительно обследовать, т.е. рассматривать, предметы и изображения последовательно, по определенному плану (от главного к второстепенному, от основных деталей к дополняющим и т.д.). Необходимо также детей научить быть очень внимательными, уметь слушать и запоминать словесные описания педагогом предметов и явлений соотносить их со своими зрительными образами, уметь дополнять своё нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов. Этому дети учатся на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога. Воспитатели развивают эти умения во всех видах самостоятельной деятельности детей.

Детей старшего дошкольного возраста следует знакомить с играми и упражнениями, развивающими их зрительные функции, учить выполнять их самостоятельно. Эти игры и упражнения подбираются индивидуально с учетом особенностей зрительного заболевания каждого ребенка.

Тифлопедагог и воспитатели используют в своей работе разнообразный наглядный и дидактический материал, демонстрирующий детям правила рационального использования своего зрения и его охраны. Например, карточки с изображением правильной и неправильной поз ребенка во время чтения книги, рисования и т.д.; карточки с изображением ребенка, читающего лежа, читающего в движущемся транспорте; карточки с изображением ребенка, читающего при свете настольной лампы — на одной читающего в полумраке — на другой; карточки, на одной из которых изображены очки с чистыми стеклами, а на другой — с грязными, и т.д. Проводятся игры и упражнения, в которых уточняются и закрепляются сформированные у детей представления.

Система коррекционной работы позволяет к концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении сформировать у них адекватные представления о роли зрения в жизни человека, о своих зрительных возможностях, о том, как ухаживать за глазами, как охранять и развивать свое зрение. Это поможет им стать более уверенными в себе и самостоятельными.


 ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Протасова Е.В.

Одной из актуальных и дискуссионных проблем дошкольной педагогики является вопрос о готовности старших дошкольников к школьному обучению. Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мухиной выделены основные аспекты готовности детей к систематическому образованию. С их помощью в детских садах решаются задачи, направленные на развитие познавательных способностей, мотивации учения, эмоционально- волевой сферы, физическое и нравственно-эстетическое.

Не является исключением тифлопедагогика, рассматривающая вопросы подготовки к обучению детей с нарушением зрения. Большинство детей с функциональными нарушениями, средней и слабой степенью слабовидения идут в общеобразовательные школы, где требования и условия для всех общие. В городе Чите и дети – инвалиды по зрению обучаются в массовых СОШ, находясь на индивидуальном обучении.

 В «ЦРР – детский сад № 87» основной диагноз воспитанников – амблиопия и косоглазие. Изучение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у данной категории детей с особыми педагогическими потребностями в старшем дошкольном возрасте, показывает, что их развитие в условиях зрительной недостаточности замедленно. Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии - характерная особенность детей со зрительной глазной патологией.

Физическое развитие.

Наблюдения показали, что нарушение зрения отрицательно влияют на формирование точности, скорости, координацию движения, на развитие функций равновесия, ориентации в пространстве и на формирование чувства ритма. Это приводит к снижению двигательной активности ребёнка, а это, в свою очередь, обуславливает нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника, иногда нарушение всей схемы тела.

Приёмы:

- Предварительное знакомство с новыми помещениями,

- Разметка физкультурного и музыкального залов,

- Деление на подгруппы в зависимости от рекомендаций офтальмолога,

- Проведение ЛФК, применение различных тренажеров,

- Применение приема сопряженных действий.

Познавательное развитие

Монокулярный характер зрения, прежде всего, сказывается на восприятии детей со зрительной патологией. Отмечается замедленность, фрагментарность, неточность зрительного восприятия изображения на картинах, наличие искажений, замен одних предметов другими. Это объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные восприятия об окружающем предметном мире приводят к тому, что в речи детей накапливаются слова, лишённые конкретного содержания. Это приводит к недоразвитию смысловой стороны речи и трудностям в развитии познавательной деятельности. Недоразвитие речи и зрительных функций затрудняет осмысление материала, ведёт к механическому его запоминанию, а иногда и к полной потере интереса к изучаемому. 

Поэтому ребёнок, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов часто бывает затруднено или недоступно. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям.

Требования к наглядности:

- Соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст, чёткое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

- Отрицательный контраст предпочтительнее (дети лучше воспринимают чёрное на белом, заполненные фигуры, чем контурные).

- Величина предъявляемых объектов должна быть определена возрастом и зрительными возможностями ребёнка (10, 15, 20, 25 см для фронтальной работы, от 2 см – для индивидуальной). Размещать объекты на доске так, чтобы они не сливались друг с другом.

- Последовательность применения демонстрационных объектов: натуральные – макеты, муляжи, игрушки – предметные картинки – контурные, силуэтные изображения – схематические изображения.

 

Психологические и физиологические особенности дошкольников с нарушением зрения предъявляют определённые требования к организации работы тифлопедагога:

- Хорошее естественное освещение: боковое, левостороннее (правостороннее, если ребёнок левша); достаточное искусственное освещение.

- Оконные стёкла не должны препятствовать поступлению света в помещение (не следует ставить на подоконники комнатные растения, закрывать стекла занавесками, шторами, портьерами);

- Солнечные лучи не должны создавать бликов на предъявляемой поверхности, т.к. это ухудшает условия зрительной работы.

- Для местного освещения удобны светильники на гибком шланге с непрозрачным абажуром с лампами накаливания 40 Вт + общая система освещения.

- Поверхность стола рекомендуется окрашивать краской зелёного или цвета натурального дерева.

- При посадке за столы рекомендуется учитывать следующие принципы: 1 ряд - дети с низкой остротой зрения (- 0,4), 2 ряд - дети с остротой зрения (0,4 – 0,6), 3 ряд – дети с остротой зрения (-0,6 – 1,0). Если у ребёнка окклюзия левого глаза, его сажают справа от воспитателя, если окклюзия правого глаза, то слева. Детей с расходящимся косоглазием по центру во 2-3 ряд.

- Доска должна быть матовой, гладкой, предпочтительно тёмно-зелёной с дополнительным освещением.

- При показе необходимо пользоваться указкой для прослеживания объекта в полном объёме.

Эмоциональное развитие

Сужение сферы активного общения с окружающим миром и людьми, ограниченные возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение возможностей развития двигательной сферы, условия среды воспитания обуславливают замедленный темп развития речи и невербальных средств общения (эмоций, жестов). Поэтому ребёнок с нарушением зрения становится «изгоем»: замкнутым либо агрессивным. Постоянная ситуация неуспеха, являясь источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию к общению, учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных черт личности, появления проблем с дисциплиной.

Таким образом, ребёнок с нарушением зрения, испытывает большие трудности в коммуникативной деятельности, что в свою очередь требует от педагога специальной поддержки.

Развитие зрительно – ручной координации.

Уровень развития зрительно-моторной координации является важным условием полноценного овладения учебными навыками: чтением и письмом.

Нарушение бинокулярного зрения, обуславливающее нарушение правильного взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, затрудняет успешность овладения этими навыками, что может служить причиной снижения успеваемость в начальной школе. Отрицательное влияние бинокулярных аномалий наиболее сильно сказывается при выполнении зрительных заданий (чтение, копирование с доски, списывание из учебника). У детей с косоглазием и амблиопией значительно снижена координация движений, их точность, согласованность действий рук и глаз.

При развитии зрительно-моторной координации детей с данными сенсорными нарушениями на занятиях необходимо решать следующие задачи:

- Развивать точные соотносящие действия

- Совершенствовать навык прослеживания глазами за действиями рук

- Развивать мелкую моторику рук

- Точные тонкие движения при раскрашивании, штриховке, обводке.

- Учить удерживать в поле зрения зрительный стимул (букву, знак, цифру, фигуру)

- Формировать умение рисовать фигуры, писать буквы и цифры по образцу

- Совершенствовать зрительную память

- Совершенствовать глазомер и глазодвигательные функции

- Умение ориентироваться в малом рабочем пространстве.

- Автоматизация умения пользоваться ручкой, карандашом.

В содержание занятий для решения выделенных задач целесообразно включать различные графические задания, способствующие воспитанию навыков координации руки и глаза:

- Рисование прямых, волнистых, ломаных линий;

- Соединение горизонтальных и вертикальных линий, простых и сложных лабиринтов, лабиринтов из волнистых линий;

- Построение изображений по точкам; копирование образцов;

- Выполнение графических диктантов;

- Упражнения по развитию силы пальцев, гимнастика для рук;

- Игры с мозаиками, конструкторами

- Игры с пуговицами, завязками, шнуровками.

- Игры на прослеживание движущихся объектов «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Попади в цель» и т.д.

- Рисование по трафаретам.

Данные приёмы по развитию зрительно-ручной координации эффективны и из методов коррекционной педагогики перешли в массовые образовательные учреждения.

Осознание дефекта.

Формирование у детей с нарушением зрения представлений о своих зрительных возможностях является важнейшей задачей коррекционной работы. Это необходимо для реальной оценки детьми своих зрительных возможностей. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, насколько нарушено его зрение, почему ему необходимо носить очки, окклюдор, заниматься на офтальмологических аппаратах. Это нужно для воспитания у детей осознанного отношения к лечению зрительных заболеваний.

Важно, чтобы дети понимали, что из-за нарушения зрения они не могут получать полноценную информацию об окружающем мире. Чтобы помочь осознать это, педагог обращает внимание детей на то, что в очках они смогли увидеть больше признаков предмета, чем без очков.

Это позволяет быстрее добиваться улучшения состояния зрительных функций, восстановления нарушенного зрения и адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.