Виды и жанры изобразительного искусства. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Виды и жанры изобразительного искусства.

2020-04-01 385
Виды и жанры изобразительного искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные цели и задачи обучения, развития и воспитания учащихся на уроках рисования в начальной школе. Содержание программы курса.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Ее решение связано с приобщением младших школьников к мировой и национальной (отечественной) художественной культуре, развитием у них способности видеть красоту окружающего мира, прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, оценивать их с позиции эстетического содержания, а также формированием умений реализации приобретенного художественно-эстетического опыта в различных видах художественной деятельности.

Задачи эстетического воспитания решаются в процессе освоения предметов учебного плана.

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная работа — составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.

 

Иногда школьная методика толкуется односторонне. Все внимание обращается только на воспитание, на развитие творческих способностей, вопросы же образования, обучения игнорируются. Нельзя отрывать воспитание от обучения. Некоторые думают, что раз школа художников не готовит, то и художественного образования она не должна давать. Задача школы, говорят они, — только заинтересовать искусством, научить любить его, наслаждаться им. Но не освоив основ изобразительной грамоты, человек не научится ни понимать и ценить искусство, ни наслаждаться им.

Виды и жанры изобразительного искусства.

Основные виды и жанры изобразительного искусства. Разнообразие жанров живописи, графики. Основное назначение архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Разнообразие видов скульптурных произведений, видов архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Методика изучения видов и жанров изобразительного искусства в начальной школе.

Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя.

Виды изобразительного искусства:

Архитектура - это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика - это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу.

Скульптура - это объемное изображение.

Декоративно-прикладное искусство - от французского слова «декор» - украшение везде.

Основные жанры:

1. Портрет — жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

2. Натюрморт - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и природные формы.

3. Пейзаж — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж — традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж.

4. Исторический жанр - Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В основном он обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками.

5. Батальный жанр - этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни.

6. Мифологический жанр - Картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества.

7. Бытовой жанр - Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изображать на полотне.

8. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

9. Религиозный жанр - жанр изобразительного искусства, основными элементами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

Разнообразие жанров:

Живописи:

1. монументально-декоративная (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека;

2. станковая (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом;

3. декорационная (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов);

4. иконопись;

5. миниатюра (иллюстрации рукописей, портреты и т.д.).

· Графики:

1. Гравюра - на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге.

2. Книжная графика - конструкция книги, её декоративное оформление, иллюстрации.

3. Плакат – изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, созданное в агитационных или учебных целях.

4. Компьютерная графика – изображения составляются на компьютере, показываются в динамике или в статике. При создании данного вида графики возможно видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

Оценка и самооценка результатов детского рисования, как необходимый компонент целостного педагогического процесса на уроках изобразительного искусства. Последовательность анализа детских рисунков и работ.

Изобразительное искусство – формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой культуры духовной

Приоритетной целью худ образования в школе, является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Специфика изо как предмета эстетического цикла начальной и общеобразовательной школы

При изучении предметов образовательной отрасли искусство в процессе восприятия, интерпретации и оценивания художественных произведений, а также практической деятельности ставятся след. Задачи:

-научить учащихся воспринимать язык искусства через ощущения(звука, цвета, пластики, мимики)

-формировать систему ключевых, межпредметных эстетических и предметных художественных компетентностей как интегральной основы мировоззрения, художественно-творческой самореализации, способности сопереживать чувствовать и понимать важные общечеловеческие истины.

Содержание учебных программ реализуется, прежде всего, в учебниках. Работа с учебников должна быть одной из форм деятельности на уроке.

Учебная деятельность по предметам художественно – эстетического цикла в разных формах за исключением письменных, что является дополнительной нагрузкой для учеников. Обязательной остается работа в тетрадях. Наличие тетради дает возможность выразить свои суждения по поводу переживания художественных произведений с помощью слова. При этом не следует перегружать детей большим объемом записываемой информации. Достаточно указывать тему урока, название произведений искусства, ФИО, название культурных эпох, стилей, разъяснение отдельных понятий. В тетради можно выполнить работы, связанные с художественно – практической деятельностью детей (рисунки, кроссворды, рассказы - впечатления). Недопустимо конспектировать излагаемый материал, выполнять письменные контрольные, самостоятельные работы.

При выставлении оценки учитываются все виды учебной деятельности – изучение теоретического материала, художественно – практическая деятельность, восприятие и анализ произведения. Д.з. в 1-4 классах не задаются и не пишутся в журнал.

Анализ детских работ и их оценка

Чтобы объективно оценить работу учащегося, необходимо установить критерии оценки, определяющие степень усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства

Общие критерии всех видов рисования:

1. насколько успешно решена в рисунке поставленная задача (самостоятельность)

2. каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения)

3. какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения

4. насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования)

при рисовании с натуры учитывается:

1. композиция

2. пропорции

3. конструктивное строение объектов

4. передача перспективного сокращения

5. передача цвета

6. передача объема при помощи светотеневого моделирования предмета и воздушной перспективы

при рисовании по теме и при иллюстрировании

1. композиционное решение темы

2. изображение пространства (законы перспективы)

3. конструктивное строение объектов

4. пропорции

5. цвет

6. передача объема

декоративное рисование

1. композиционное решение орнамента

2. умение стилизовать реальный цвет объектов

3. умение использовать симметрию и ритм

последовательность анализа детских рисунков и работ

Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовительном месте. Вопросы, которые будет задавать педагог, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или неправильно выполнено задание.

При оценке предметных рисунков учитель обращает внимание на правильность изображения(форма, величина, частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленных вкус, чувство ритма, цвета, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время

Основы цветоведения.

Природа цвета. Колористика. Понятие хроматических и ахроматических тонов. Цветовой тон и насыщенность цвета. Теплые и холодные цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Характеристики цвета. Тоновые и цветовые отношения. Цветовое единство и колорит.

Колористика — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

О природе цвета: Всем известно, что в темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Свет — это частный случай электромагнитного излучения. Свет имеет двойственную природу: при распространении он ведет себя как волна, а при поглощении и излучении — как поток частиц. Итак, свет принадлежит пространству, а цвет — предмету.

Призма разделила составляющие луч волны на группы коротких, средних и дтинных. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные волны — синих и фиолетовых цветов.

В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При их смешении получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги. Волновая природа света — это основа восприятия цвета через органы зрения.

Как известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Разнообразие спектральных цветов зависит от длины волны. Каждая световая волна вызывает только ей присущее цветовое впечатление. Спектральные цвета, их называют чистыми, только малая часть видимых цветов. Серые, коричневые, розовые, охристые, болотные и другие цвета — результат сложного взаимодействия и взаимовлияния чистых цветов. Чистота цвета, цветовой тон и коэффициент отражения применяются при количественной оценке цветовой поверхности. Все предметы отражают свет. Цвет предмета зависит от того, какие цветовые лучи он отражает, а какие поглощает. Белые предметы отражают почти весь световой поток, а черные предметы почти весь свет поглощают.

Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы:

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.

К другой группе (цветных) хроматических цветов относятся цвета солнечного спектра и их производные. Это — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Хроматические поверхности характеризуются взаимодействием спектральных цветов, их смешением, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.

Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

Цвета, которые невозможно получить при смешении каких-либо красок, называют основными. Желтый, красный и синий — это основные цвета. Равномерное смешение этих цветов дает серый цвет.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными, или производными цветами. Это оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто-зеленый.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре, то есть цветовой тон определяется преобладающим монохроматическим излучением.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

 

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Наиболее насыщены цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолетовый, а менее всего насыщен желтый.

Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Изменяют светлоту цвета, добавляя в него белила или воду, тогда красный становится розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д. Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д. Следует заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Колорит

Колорит — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Главное достоинство колорита — богатство и согласованность цветов.

Объединение цветов играет в живописи существенную роль. Обычно объединяются между собой цвета, равные по светлоте и близкие друг другу по пветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, происходит их качественное изменение, появляется особая звучность. Цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым, разрушает целостность живописного произведения.

Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам, не нарушая целостность произведения.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

Понятие о форме, пропорциях, конструкции, объеме, пространственных отношениях предмета. Композиция рисунка. Значение, способы и приемы выполнения длительных рисунков, быстрых набросков и зарисовок. Методика работы над рисованием условно-плоских предметов

Форму предмета составляют поверхности, ограничивающие предмет в пространстве. Например, форма конуса - поверхность, образованная вращением образующей прямой вокруг неподвижной оси, причем образующая и ось имеют одну общую точку. Конструкцией такой формы является ось вращения, образующая и окружность основания конуса. Передать форму в рисунке – значит запечатлеть конструкцию предмета.

Форма– объемно-пластические особенности предмета. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию.

Конструкция – особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.

Пропорция — размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Другим важным средством передачи объема на плоскости являются градации светотени, выраженные цветом: блик, свет, полутень, тень собственная и падающая, рефлекс.

Планы пространственные – при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя, части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний и дальний.

Композиция рисунка. Композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Значение, способы и приемы выполнения длительных рисунков, быстрых набросков и зарисовок.

В длительном рисунке учащиеся серьёзно и глубоко изучают правила и законы построения, сосредотачивают внимание на отдельных этапах изображения, вникают в суть реалистического рисунка. Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры, художник осваивает основы реалистического изображения, а также учится перерабатывать реальные образы в декоративные и абстрактные. Важным в обучении рисунку является систематическое выполнение набросков и зарисовок с натуры. Необходимо создать коллекцию рисунков предметов быта, цветов, трав, растений, насекомых, зверей, птиц, головы и фигуры человека в различных положениях. А особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Методика работы над рисованием условно-плоских предметов

Выполнение рисунка любым художественным материалом, как правило, начинается от общего к частному, а затем опять надо вернуться к общему. Перед рисованием необходимо рассмотреть изображаемый предмет со всех сторон, чтобы составить точное представление о его форме и объеме.

Сначала продумывают композиционное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отношений, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваясь цельности рисунка.

Передать разнообразие мира в творческой работе можно, научившись рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус. Легко убедиться, что в основе всех сложных форм лежат простые геометрические тела. В процессе рисования необходимо уметь измерять и сравнивать расстояния, определять пропорции своей модели, передавать объем с помощью света и тени.

Применяемый в рисунке известный метод «сквозной» прорисовки позволяет лучше уяснить характерные отличия в строении формы, ее конструкции. С помощью воображения необходимо представить себе предметы как бы прозрачными и нарисовать даже невидимые части предмета.

Во время самостоятельной работы над рисунком учитель наблюдает, чтобы дети располагали лист бумаги и определяли величину изображения в листе вне зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. При этом обращается внимание учащихся на правильное изображение формы, порций, некоторых пространственных свойств предметов.

Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.). Основные этапы создания изобразительной работы:

1. Выбор сюжета, формирование замысла композиции.

2. Выполнение эскиза (только в III—IV классах).

3. Выполнение рисунка композиции.

4. Выполнение цветового решения композиции

 

Рисование натюрморта.

Понятие натюрморта. Творчество художников, работающих в жанре. Последовательность выполнения рисунка натюрморта, составление предварительного эскиза композиции.

Рисование натюрморта.

Понятие натюрморта. Творчество художников, работающих в жанре. Последовательность выполнения рисунка натюрморта, составление предварительного эскиза композиции.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать природные формы.

Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи. Одни писали скромные натюрморты, другие изображали много дичи, рыбы, цветы (в Голландии П.Клас, В.Хеда, во Флоренции ф.Снейдерс и др.) Основной мотив композиции мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц.

Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, человечностью выделяются произведения французского художника Ж. Шардена.

Многие мастера в 19 веке писали натюрморты, в которых мир вещей был из основных тем (П.Сезанн, Ван Гог).

С начала XX в к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и фактурой.

В Русском искусстве П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К.Петров – Водкин, М Сарьян Ю.Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие красоту вещей и мир человека.

 

Например, на картине Ю.Пименова «Ожидание» (1959 г.) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость этого ожидания. В другом натюрморте – «Актриса», через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, хозяина этих вещей. Полотно И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» словно передает аромат и богатство свежеиспеченного хлеба.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РИСОВАНИЕМ НАТЮРМОРТА

 

В натюрморт обычно объединяют объекты, связанные между собой тематически. Постановка должна включать предметы, разнообразные по форме, размерам, пропорциям, фактуре.

Рисование натюрморта следует начинать с выполнения композиционных набросков. Рекомендуется посмотреть на натуру с разных точек зрения. Осязательно надо попробовать разместить изображение в разных форматах. Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения. Полезно также выполнить не только линейный, но и тоновой эскиз композиции. Наиболее выразительное композиционное решение натюрморта переносят на основной лист, пропорционально увеличивая размер изображенных предметов.

Необходимо выделить его композиционный центр натюрморта. Всегда есть главный предмет и второстепенные. Предметы следует мысленно объединить. Особое внимание надо обратить на выразительность общего контура группы. Удачным считается такое композиционное решение, в котором изображение умещается на листе целиком. Предметы не должны подступать близко к границам листа. Неприемлемо как слишком крупное так и слишком мелкое изображение.

На первом этапе продумывают композиционное размещение натюрморта на листе. Тонкими линиями намечают общую форму всей композиции. Затем приступают к линейно – конструктивному построению предметов и выявлению формы при помощи светотени. Особое внимание уделяется расположению предметов по отношению друг к другу и фону. При этом необходимо соблюдать правильную передачу формы, пропорции и материальности предметов, складок драпировки, составляющих натюрморт. Общую форму предметов, их пластику передают светотенью и наложением штрихов по форме.

Важно следить за тем, где на рисунке находятся самые светлые и самые темные места, где наиболее четко выявляется тоновой контраст.

Последний этап работы - обобщение всех частей рисунка. На заключительной стадии необходимо еще раз тщательно сопоставить рисунок с натурой, выявить несоответствия и исправить их.

Рисование животных.

Рисование фигуры человека.

Изобразительное искусство, как средство развития умственных, художественных способностей, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, эстетического чувства, волевых черт характера младших школьников.

Определение понятия способностей в изобразительной деятельности. Анатомо-физиологические задатки развития способностей. Вопросы педагогического руководства формированием художественных способностей у младших школьников.

Способности нельзя отделять от личности. Поэтому вполне правомочно сделать следующий вывод: развитие способностей, в том числе и изобразительных, это, прежде всего, развитие личности.

2. Анатомо-физиологические задатки развития способностей.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем: значительно облегчают формирование способностей; ускоряют темп продвижения в развитии способностей; определяют высоту достижения; обуславливают ранние проявления способностей.

Задатки облегчают овладение знаниями и умениями. Важно и то какой тип нервной деятельности у человека. Павлов И.П. выделяет 2 типа нервной деятельности – мыслительный и художественный (бывает смешанный). Понятно, что у людей с художественным типом нервной деятельности в большей степени, чем у людей с мыслительным типом нервной деятельности развито воображение, эмоционально-образное восприятие, эмоциональная отзывчивость, т.е. те качества, которые необходимы для осуществления художественной деятельности. Человек с художественным типом деятельности будет более успешным в изобразительной деятельности.

Что касается психических особенностей личности, то к ним относятся свойства темперамента, которые также лежат в основе развития способностей. Люди с разным темпераментом по разному будут осуществлять изобразительную деятельность, но у человека с любым темпераментом могут быть высокие результаты художественной деятельности.

Развитию способностей способствуют сенсомоторные особенности человека‚ например, особо развитое чувство пропорций‚ перспективы‚ цвета, ритма, симметрии и т.п.

Важное условие развития способности к изобразительной деятельности – собственно занятие изобразительной деятельностью – рисованием, лепкой, конструированием. Известно, что любая способность формируется в деятельности в той, без которой данная деятельность не состоится.

Следовательно, даже если у человека художественный тип нервной деятельности, и врожденной, хорошо развитое чувство перспективы, цвета, пропорции, но ему не дают возможности заниматься изобразительной деятельностью, то способности не разовьются, а угаснут.

Таким образом‚ способности – это не врождённое качество‚ это потенциальные возможности человека к ещё большему‚ лучшему приобретению или усвоению знаний и умений.

3.Вопросы педагогического руководства над формированием художественных способностей у младших школьников.

Подробнее рассмотрим художественно-творческие способности:

образное мышление; цветовосприятие; художественное восприятие; воображение; зрительная память; эмоции; эстетическое воспитание в целом.

Изобразительное искусство по своей природе, специфике представляет собою эстетическое освоение действительности, то есть отражение прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного, низменного, комического. Исключительно важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве «маленького художника», который создает свои произведения с помощью линий, форм, цвета, а так же при последующем восприятии этих произведений, имеют закономерности ощущения цвета. В условиях создания и последующего анализа произведения изобразительного искусства процесс восприятия приобретает ярко выраженный эстетический характер. Само произведение изобразительного искусства создается на основе и с учетом особенностей зрительного восприятия формы, конструктивного строения предметов, их пространственного расположения, законов линейной и воздушной перспективы, с учетом зрительных иллюзий и таких закономерностей восприятия, как целостность, осмысленность, избирательность, константность. Указанные особенности и закономерности восприятия играют существенную роль и при зрительном восприятии произведения художника.

Наиболее ярко выступает восприятие в одной из своих форм – наблюдении. Наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие предметов и явлений действительности. В изобразительной деятельности наблюдения просто необходимы. Без запаса впечатлений, представлений, знаний, полученн<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.