Специфика народного искусства, его происхождение и функции. Народные промыслы России и их современное состояние (Хохломская, Городецкая росписи, Павловские платки и шали, Жостовские подносы и др.) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Специфика народного искусства, его происхождение и функции. Народные промыслы России и их современное состояние (Хохломская, Городецкая росписи, Павловские платки и шали, Жостовские подносы и др.)

2020-04-01 386
Специфика народного искусства, его происхождение и функции. Народные промыслы России и их современное состояние (Хохломская, Городецкая росписи, Павловские платки и шали, Жостовские подносы и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они создают предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Роспись по дереву

Хохлома

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота". Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала — дерева.

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, такие знакомые и в то же время преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Кроме этого, используют зеленый, желтый и коричневый цвета для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Талантливый мастер С„Веселов, создавая образ петуха красным по золотому сверкающему фону, всем строем росписи подчеркивает мифологическое значение этого символа, его связь с солнцем.

Хохлома - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области.

Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.

Росписи Северной Двины и Мезени

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.

Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями.

Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы.

В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки.

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, наносимый гусиным пером.

Пермогорские прялки расписывали по определенным схемам. Чаще всего в центре лопасти среди гибких побегов традиционного орнамента в медальоне изображали птицу Сирин.

Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще золото. Фон обычно белый. Композиция росписи борецкой прялки, как правило, состоит из трех частей: в верхней части изображают окошки, в средней - древо жизни, в нижней - выезд молодых или возничий в санях. Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.

Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины, для орнаментов и черный цвет для контуров. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов.

Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи.

Керамика

Гжельская керамика

Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий.

Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру — сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, а третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине, которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.

Скопинская керамика

Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах.

Здесь делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с рас простертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью. Скопинскую керамику отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов.

В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от размера сосуда. В современных работах скопинских мастеров ярко выражен национальный характер, например таких, как «Подсвечник» М.Пеленкина, «Ваза с птицами» М.Линевой, «Квасник» Н.Насоновой.

Русская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.Основание слободы относят к концу XV — началу XVI в.

Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы «разбрасывали» яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др.

Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Каргопольская игрушка

Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли окатенем и каргапольчиком. Так появилось название достопримечательного города Каргополя.

Изготавливается каргопольская игрушка так же, как дымковская, а вот образы и роспись иные. Игрушку из Каргополя можно узнать сразу. цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: тут можно увидеть барыню, охотника, бородатого гармониста, танцующую пару, собаку с птицей на спине, волка, несущего овцу, утушку, козла и многое другое.

Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, веселые бородатые мужички, нарядные барышни, богатырские кони, сказочные Веселый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди — символ каргопольской игрушки. Полкан — это полуконь-получеловек, по этому он наделен большой силой. Его непременно изображают в шляпе и подбоченившимся левой рукой.

Каргопольский орнамент — это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Например, крест в круге — это солнце. Кружочки, ромбики, зигзаги, усеченные овалы — все это издревле имеет символическое значение.

Филимоновская игрушка

Родились они в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы, сочетания цветов и орнаменты.

Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.

Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм — «тигровость». Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами. «Любота» — это знакомые образы — барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле».

Игрушка русского севера

На Русском Севере, в Поморье любили делать куклу «панка» — обрубок дерева, округлый или граненый, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Кукла может быть украшена рядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.

Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая шея, соединенные попарно ноги — их отличительные черты. Коники, как и панки, украшались рядами выжженных кружков, иногда их окрашивали в темно-красный цвет — символ огня, тепла и солнца. Кроме этого делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный принцип пластического решения этих игрушек — угловатая манера обрубовки объема.

Богородская игрушка

В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки — медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Красота неокрашенной игрушки во многом зависит от выразительности силуэта.

В отличие от игрушек Севера и Поволжья в Богородском и Сергиевом Посаде делают фигурки реалистические. Их сначала обрубают топором, а затем детально отделывают ножом и стамесками. Тщательно прорабатывают шерсть животного или оперение птицы, но выполняются они орнаментально и декоративно. Рельефные, плоские и заглубленные порезки создают удивительно (живописную игру поверхности и выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это помогает сохранить определенную меру условности и подчеркнуть выразительность формы.

Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан)

Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки — складная кукла Фукурума — веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.

Первым расписал русскую матрешку художник С.А.Малютин. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.

Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

Жостово

В начале XIX в. неподалеку от Федоскина, в деревне Жостово, возник промысел по производству лакированных металлических подносов с росписью. Диковинные букеты на подносах разнообразной формы и размеров вот уже почти двести лет радуют нас своей красотой.

Традиционный мотив жостовской росписи — цветочный букет на черном фоне. Его отличает декоративная обобщенность реалистической формы. В жостовских букетах можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это — королева всех цветов роза, алый мак, звездчатые астры или георгин. Дополняют композицию более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Мелкие цветы скромно прячутся в глубине, но иногда их выделяет луч света. Рядом с цветами можно увидеть фрукты.

Прямоугольные, овальные, огромные и совсем крошечные, эти подносы-картины цветут вечным цветом подлинного народного искусства.

Жостовскую роспись выполняют в две стадии, то есть в два присеста. Первая стадия письма называется замалевкой (подмалевкой), а вторая — выправкой. В основе жостовской росписи лежит сочный, упругий, свободный мазок кисти. Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Палитрой служит стекло. В руках живописца набор мягких беличьих кистей различных размеров. Поднос лежит на коленях, и мастер вращает его, подставляя под кисть нужное место.

Павловопосадские платки

С глубокой древности для покрывания головы использовалибольшие куски ткани – платы. Сначала платки ткали на простых домашних станках. Украшали их узорными тканными полосами, вышивками цветным шелкоми шерстью или золотой и серебряной нитью. Широкой популярностью пользовались набивные ситцевые платки, особенно кумачевые, они не выгорали, не линяли, яркость красного цвета сохранялась. Большим спросом пользовались кубовые платки – узор набивался красной краской по темно синему фону.

Павловопосадские платки – своеобразный отклик на привозные западные и восточные ткани.

 

Традиционные композиции: узкая узорная кацма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков. Цветовая гамма была сдержанной. В узорах русских шалей и платков предпочитали использовать насыщенные но очень чистые и нежные тона красного розовогозеленого, синего, бирюзового, фиолетового, желтого цветов.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.