Занятие 4-6. Фонетический уровень языка. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Занятие 4-6. Фонетический уровень языка.

2020-04-01 259
Занятие 4-6. Фонетический уровень языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Вопросы для обсуждения:

1.Акустическая характеристика звуков речи. Характеристика высоты звука, длительности звука, тембра звука, голосовых связок.

2.Устройство речевого аппарата человека. Артикуляционная база языка.

3.Классификация гласных звуков:

а) по участие губ;

б) степени подъема языка по вертикали;

в) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали;

г) дифтонги, дифтонгоиды;

д) долгие и краткие гласные.

 4.Классификация согласных:

а) по месту образования;

б) по способу образования;

в) уровню шума;

г) участию или неучастию голосовых связок;

д) твердости – мягкости.

5.Понятие о лабиализации, палатализации, веляризации.

6.Слог и его типы.

7.Ударение, его виды. Проклитики, энклитики.

8. Интонация, виды интонации.

9.Фонология как наука, история ее становления.

10.Понятие фонемы, различительные признаки фонем.

11.Фонема и звук.

 12.Фонетические и исторические чередования.

 

Практические задания

1. Определите, какие фонетические и какие исторические чередования звуков представлены в следующих примерах.

Вырастить - выращивать, дом - дома - домовитый, смутить -смущать, грозить - угрожать, водный - водичка - водянистый, пять -пятак - пятачок, лес - лесок, верх - вершина - верховой, свет – светлеть - засветло, грубый - груб, ножи - нож, бечева - бечёвка, лодочка -лодка, сказочный - сказка, женить - женитьба, игра - сыграть, сон - сна, свет - свечу - освещение, водить - вожу - вождение, резать - нарезка -режу - резчик, область - областной, сердце - сердечко.

 

2. Какие фонетические чередования представлены в корнях слов?

Возить, ловить, снег, груз, косить, след, рог, лодка, водить.

 

3. Какие исторические чередования фонем представлены в корнях слов?

Груз, враг, ложь, молоко, возить, водить, рог, простить, снег, косить, друг.

 

4. Какие фонетические чередования представлены в префиксах следующих слов?

Бесшабашный, поднести, возмутиться, спустить, разбудить, вход, извлечь, низвергать.

 

5. Какие исторические чередования фонем представлены в префиксах следующих слов?

Подставка, внести, разлюбить, отпустить, обскакать, срезать.

 

6. Какие фонетические и исторические чередования представлены в суффиксах следующих слов?

Ножка, крючок, смешон, лисий, простак, купец.

 

7. В чем заключается морфонологический характер следующих чередований?

<к>//<ч>: бак - бачок, внук - внучка, звук - звучать, историк -историчка, крик - кричать, рука - ручка, садовник - садовничать, скука -скучать, цветок - цветочек, испеку - испечешь, кликать - кличу, стукать

- стучать; <т'>//<ч>: катить - качу, крутить - кручу, молотить -обмолачивать, платить - плачу, студент - студенческий, хотеть - хочу -хочешь;

<т'>//<щ>: возвратить - возвращать, заместить - замещать, обратить - обращать, сократить - сокращать;

<з'>//<ж>: возить - вожу, грузить - гружу, изобразить -изображать, нагрузить - нагружать, скользить - скользишь, унизить -унижать.

 

8. Чем определяется морфонологический характер чередования гласных фонем в следующих глаголах английского языка?

Англ.: begin [bi'gm] "начинаю" - began [bi'gsen] "начал", drive [draiv] "гоню"- drove [drouv] "гнал", drink [drirjk] "пью" - drank [drserjk] "пил", know [nou] "знаю"- knew [nju:] "знал", take [teik] "беру" - took [tuk] "брал".

 

9. Укажите, сколько различных звуков (аллофонов) и сколько фонем содержат приведенные ниже формы.

Русск.: берег, голосовой, мыши, силос, мамин, удод, револьвер, переправить, старожил.

Англ.: Matter, ease, lock, fade, string, thickness, slice, potato, calling, cowboy, daddy.

 

10. Укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов, распределите пары по группам: различающиеся одной фонемой, двумя фонемами, более чем двумя фонемами.

Русск.: там - дам, ряд - рот, род - рот, пирог - порог, морозит -моросит, кон - гон, прожевать - проживать, дров - дроф (от "дрофа"), частота - чистота, зал - жал, рок - бок, ус - ас, род - рад, шелк - толк.

Англ.: tea - key, day - gay, goat - coat, bull - pull, tell - sell, boy -joy, thing - wing, out - at, eat - eight, row - bow, ease - eyes, clip - slip, bed - bad, piece - cheese, kill - meat.

Выделите в этом списке пары форм, противопоставленные одним, двумя и более чем двумя звуками. Почему группы пар, противопоставленных фонемами и звуками, не совпадают?

 

11. Разделите слова на слоги. Дайте полную характеристику выделенным слогам.

Русск.: яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница.

Англ.: captain, into, before, make, contact, summer, about, easy.

 

12. Укажите слогообразующие звуки в словах сербского и чешского языков.

Сербск.: црна (черная), врховни (верховный), срдце (сердце), смрт (смерть), грло (горло), крст (крест).

Чешск.: vlna (волна), vlk (волк), krk (шея), vrch (верх), slza (слеза).

 

13. В следующем тексте разделите слова на слоги, определите открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги.

Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и границы между отдельными искусствами не были так четко определены, как они определяются в более поздние эпохи. (Лих.)

 

14. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.)

 

15. Выделите такты в следующем стихотворении. Найдите в тексте проклитики и энклитики.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

 Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов. (П.)

 

16. Разделите данные предложения на синтагмы. Как изменяется смысл высказывания при разном членении речевого потока?

Как испугали ее слова брата.

Он развлекал его стихами своего друга.

Казнить нельзя помиловать.

Надо учиться работать и отдыхать.

Мой товарищ встречал брата с сестрой.

 

17. Определите, подвижное или неподвижное ударение  в следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с неподвижным ударением?

Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать, вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город.

 

18. Определите, какое значение имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах. В каких примерах ударение служит средством разграничения слов, а в каких - форм слов?

Замок, пища, ноги, парить, мука, белка, крою, ходите, ношу, волос, леса, пропасть, мою.

 

19. Затранскрибируйте текст и подчеркните в нем слова, выделенные логическим ударением.

Я пришел к тебе с приветом,

 Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

 Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

 И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет. (Фет)

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.