Занятие 2. Язык как система знаков. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Занятие 2. Язык как система знаков.

2020-04-01 139
Занятие 2. Язык как система знаков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

Филологический факультет (филфак)           

Кафедра романо-германских языков и методик их преподавания

 

   

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине

 «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

 

 

Набережные Челны, 2018

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Введение в языкознание» /сост. А.М. Тарасов Набережные Челны: ГФБОУ ВО НГПУ, 2018. - 28 с.

 

 

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе студентам по направлениям подготовки 44.03.05; 44.03.01 - «Педагогическое образование», профили подготовки Иностранный язык и Второй иностранный язык; Иностранный язык. 

 

Темы семинарских занятий

Занятие 1.Языкознание как гуманитарная дисциплина

Вопросы для обсуждения:

1. Языкознание как гуманитарная наука.Предмет и задачи языкознания. Связь языкознания с другими гуманитарными дисциплинами: с философией, с этнографией, с семиотикой, с герменевтикой и др.

 2. Связь языкознания с естественными науками: физиологией человека, антропологией и т. д.

3. Связь языкознания с естественными науками: с неврологией, с психиатрией, с физиологией и т. д.

4. Отрасли языкознания: общееи частное, соотношение теоретического и прикладного языкознания. Научное и практическое значение изучения и овладения языками.

5. Методы современного языкознания. Основные лингвистические направления.

6. Основные функции литературного языка в современном обществе.

 

Занятие 2. Язык как система знаков.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие знака. Основные свойства знаков.

2.Виды знаков и знаковых систем.

3.Взаимосвязь знаков, их иерархия. Уровневое представление о системе языка.

4.Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней.

5.Функции языка.

 

Занятие 3. Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык и речь.

Вопросы для обсуждения:

1.Взаимосвязь языка и общества. Влияние языка на развитие общества.

2. Взаимосвязь языка и мышления.

3. Роль учения Павлова о 2-ой сигнальной нервной системе для понимания связи языка и мышления.

 4. Язык как система, основное средство человеческого общения, речь как пользование языком, само общение.

5. Речевое действие как единица речи.

6. Речь внутренняя и внешняя.

7. Текст как результат речи.

 

Занятие 10-14. Грамматический уровень языка.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфология как раздел грамматики.

2. Грамматическое значение и способы его выражения.

3. Виды грамматических значений.

4.Знаменательные части речи.

5.Служебные части речи.

6. Принципы грамматической классификации слов на части речи.

7.Различие частей речи по языкам (русский, татарский, английский, немецкий, французский и др.)

8.Словосочетание. Типы словосочетаний.

9. Виды связи и типы отношений между компонентами словосочетаний.

10. Предложение как основная синтаксическая единица. Типы предложений. Понятие предикативности.

11. Члены предложения.

12.Актуальное членение предложения. Тема и рема.

 

Практические задания

Определите, при помощи каких грамматических средств передаются указанные грамматические значения в следующих формах.

а) Грамматическое значение числа: рука - руки, человек - люди, одно пальто - семь пальто, ребенок - дети, теневой - теневые, спал -спали, руки' - ру'ки (род.п.), hand - hands, man - men, tooth - teeth.

б) Грамматическое значение падежа: кот - кота, без кашне - о кашне, лисий - лисьего, ночь сменяет день, из леса - в лесу, я - меня, мы - нас, she - her, they - them, we - us.

в) Грамматическое значение лица и числа: пою - поешь, обсуждаю - обсуждают, буду знать - будем знать, хотел бы - хотели бы, позови -позовите, see - saw, know - knew, prepare - prepared.

г) Грамматическое значение рода: проток - протока, выучил -выучила, простодушный - простодушное, большой неряха - большая неряха, узнать его - узнать ее.

д) Грамматическое значение вида: подсказать - подсказывать, собрать - собирать, знать - узнать, выпроводить - выпроваживать.

е) Грамматическое значение склонения: команда - командир, туш -тушь, земля - знамя, окно - пальто, мороженое - поле, кий - ловчий, стая - гостиная.

ж) Грамматическое значение степени сравнения: высокий - выше, низкий - нижайший, старый - самый старый, young - younger - the youngest, small - smallest.

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

 Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.

 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

 Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

 В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

               I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). - Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации   - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. -Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации - Следует использовать:        рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

 

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ Раздела (темы) Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
1 2
3 Многокачественная природа языка. 
4 Парадигматические и синтагматические связи и отношения в языке.
6 Фонология как наука, история ее становления. Понятие фонемы, различительные признаки фонем. Фонема и звук.  
7 Понятие семы. Синтагматические отношения на лексическом уровне. Лексическая сочетаемость.
8 Части речи и принципы их выделения
9 Основные аспекты рассмотрения предложений: формально - грамматический, логико - семантический, коммуникативный
10 Яфетическая теория.
11  Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.
12 Становление типологической классификации языков
13 Языковая картина мира. Тюркская семья языков.
14 Формирование сравнительно-исторического языкознания.

 

 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1.Куликова, И.С. Теория языка: учебно-метод. Комплекс. В 2 ч. Ч. 1: Устройство языка/ И.С. Куликова, Д.В. Салмина. – СПб: Наука, 2009. - 448 с.

2.Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: учеб. пособие / А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. - 9-е изд.. – М.: Флинта, 2010. - 232 с.

Дополнительная литература

3. Баранникова Л.И. Ведение в языкознание. Саратов, 1973.- 383 с.

4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983. – 311 с.

5. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – 288 с.

6. Перетрухин В.Н. Ведение в языкознание. Воронеж, 1984. – 143 с.

7. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1999.- 536 с.

8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.

9. Языкознание. БЭС./ гл. ред. В. Н. Ярцева - М.., 1998.

10. Тарасов А.М. Введение в языкознание. Сборник упражнений. /  А.М. Тарасов.- Набережные Челны, 2014. – 81 с.

Интернет-ресурсы

Электронные фонды и электронный каталог библиотеки НГПУ

http://178.206.228.199:81/cgi bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Электронные издания электронно-библиотечной системы (ЭБС) IQlibwww.iqlib.ru

 

Тематика рефератов

1. Развитие Греко - римского языкознания.

2. Языкознание в Древней Индии.

3. Языкознание в Средние века.

4. Грамматика Пор-Рояля (А. Арно и К. Лансло).

5. Грамматики философские и филологические.

6. Языкознание в XIX веке.

7. Сравнительно-историческое языкознание в Европе

8. Логическое и психологическое направления в языкознании.

9. Лингвистические школы XIX - XX веков.

10 Лейпцигская школа.

11. Казанская лингвистическая школа И.А. Бодуэна де Куртенэ.

12. Московские школы Ф.Ф. Фортунова и А.А. Потебни

13. Женевская школа. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра.

14. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики).

15. Йельская школа.

16.Копенгагенская школа структурализма (глоссематика).

17. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика)

Список вопросов к зачету

1. Языкознание как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса.

2. Связь языкознания с другими науками.

3. Язык и речь.

4. Язык и мышление.

5. Функции языка.

6. Сущность языка.

7. Язык как общественное явление.

8. Фонетика. Её задачи, предмет единицы. 

9. Устройство речевого аппарата человека. Артикуляционная база языка.

10. Классификация гласных звуков.

11. Классификация согласных.

12. Изменение звуков в речевом потоке.

13. Ударение и его виды.

14. Интонация и ее элементы.

15. Предмет, задачи и разделы лексикологии.

16. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

17. Мотивированность слова.

18. Свободные и устойчивые словосочетания. Классификация фразеологизмов.

19. Синонимы, их классификация. Синонимический ряд.

20. Антонимы, их виды.

21. Многозначность слова.

22. Омонимия. Типы омонимов.

23. Антонимы, их виды.

24. Паронимы, их отличие от омонимов.

25. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и неологизмы.

26. Лексика, ограниченная в своем употреблении.

27. Устаревшие слова.

28. Неологизмы.

29. Основные пути обогащения ССЯ.

30. Ономастика.

31. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.

32. Грамматика как строй языка и как раздел языкознания.

33. Грамматическое значение, отличие его от лексического.

34. Единицы грамматического строя языка.     

35. Морфема. Типы морфем.

36. Основные способы выражения грамматических значений в языках различного строя.

37. Грамматическая категория.

38. Части речи как лексико-грамматические классы слов.

39. Синтаксический уровень языка. Основные единицы данного уровня.

40. Словосочетание как единица синтаксического уровня. Типы словосочетаний.

41. Типы связи слов на уровне словосочетаний.

42. Предложение Основные типы предложений.

43. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.

44. Члены предложения.

45. Классификация языков.

46. Генеалогическая классификация языков.

47. Типологическая классификация языков.

48.Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков.

49.Биологические и социальные теории происхождения языка.

50.Основы материалистической теории происхождения языка.

51. Языки и диалекты на ранних этапах развития общества.

52. Образование языков народностей при рабовладельческом и феодальном строе.

53. Развитие национальных языков.

54. Взаимодействие языков в их историческом развитии.

55. Исторические течения языкознания. Общая характеристика.

56. Формирование сравнительно-исторического языкознания.

57. Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм.

58. Структурализм – ведущее направление в лингвистике 1920-1960-х гг.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

Филологический факультет (филфак)           

Кафедра романо-германских языков и методик их преподавания

 

   

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине

 «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

 

 

Набережные Челны, 2018

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Введение в языкознание» /сост. А.М. Тарасов Набережные Челны: ГФБОУ ВО НГПУ, 2018. - 28 с.

 

 

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе студентам по направлениям подготовки 44.03.05; 44.03.01 - «Педагогическое образование», профили подготовки Иностранный язык и Второй иностранный язык; Иностранный язык. 

 

Темы семинарских занятий

Занятие 1.Языкознание как гуманитарная дисциплина

Вопросы для обсуждения:

1. Языкознание как гуманитарная наука.Предмет и задачи языкознания. Связь языкознания с другими гуманитарными дисциплинами: с философией, с этнографией, с семиотикой, с герменевтикой и др.

 2. Связь языкознания с естественными науками: физиологией человека, антропологией и т. д.

3. Связь языкознания с естественными науками: с неврологией, с психиатрией, с физиологией и т. д.

4. Отрасли языкознания: общееи частное, соотношение теоретического и прикладного языкознания. Научное и практическое значение изучения и овладения языками.

5. Методы современного языкознания. Основные лингвистические направления.

6. Основные функции литературного языка в современном обществе.

 

Занятие 2. Язык как система знаков.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие знака. Основные свойства знаков.

2.Виды знаков и знаковых систем.

3.Взаимосвязь знаков, их иерархия. Уровневое представление о системе языка.

4.Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней.

5.Функции языка.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.